Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Эстрадный вокал-ПРОФИ»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Фрицлер Галина Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск
2025 г.
Пояснительная записка
Программа «Эстрадный вокал-ПРОФИ» составлена в соответствии с
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»).
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с
изм. от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).
Направленность (профиль) программы – художественная.
Одним из актуальных и востребованных в комплексе музыкальных
дисциплин учреждений дополнительного образования является пение. В
процессе изучения эстрадного вокала обучающиеся получают элементарные
знания по основным элементам вокального искусства: техника дыхания,
звуковедение, чтение вокального материала и т.д. В связи с этим,
дополнительная
общеобразовательная
программа
имеет художественную
направленность.
Актуальность программы.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой
возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма
художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает
важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства.
Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных
звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует
нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания
и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е.
личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может
ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его
совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В
процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится
исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор,
формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Одной из основных задач в программе «Эстрадный вокал-ПРОФИ» является
воспитание гражданина, патриота своей Родины.
Сегодня на первый план вышла проблема формирования личности
гражданина, патриота своей страны. Молодой гражданин должен быть подготовлен
к новым общественным отношениям, уметь адаптироваться в новых
социокультурных условиях, найти своё место в этом обществе, стать полноценным
гражданином своей страны, патриотом Родины, сохранять и преумножать её
культуру, заботиться об её престиже в мире.
В репертуаре объединения не только современные эстрадные песни, но и
песни патриотической направленности (о Родине, родном крае и его природе,
военные песни, песни о мире, дружбе, доброте и т.п.)
Условия приёма: В студию «Эстрадный вокал-Профи» (углубленный
уровень) принимаются обучающиеся, со специальной подготовкой (закончившие
программу стартового и базового уровня «Мир эстрадного вокала», или учащиеся
музыкальных школ или других вокальных студий) по результатам вступительного
тестирования.
Особенности организации образовательного процесса: основным составом
объединения является разновозрастная группа.
Принципы формирования
формируются по 10-12 человек.
учебных
групп:
Группы
обучающихся
Адресат программы: дети и подростки от 10 до 17 лет.
Возрастные особенности детей 10-14 лет:
Физические
Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто
чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание,
чувствует себя неловко. Начинают появляться признаки полового созревания.
Интеллектуальные
Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше
не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике.
Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние
«контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
Возрастает способность к логическому мышлению. Способен к сложному
восприятию времени и пространства. Способен к проявлению творческого
воображения и творческой деятельности. Способен прогнозировать последствия
своих поступков. Обладает развитым навыком чтения.
Эмоциональные
Подростковый кризис характеризуется перепадами настроения без достаточных
причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности,
способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными,
безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с
черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной
независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием
случайных кумиров. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить
сдержанность, когда находит это нужным. Постепенно начинает обретать
уверенность в себе. Обладает энтузиазмом, чувством юмора.
Социальные
Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между двумя
группами: взрослых и детей. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и
стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. Резко
возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со
сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их
глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно
проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Увлекает
соревновательская деятельность. Их тянет к романтике.
Стремление к сплочённости. Детям этого возраста очень нравится быть командой,
быть лучше всех. Именно на этом возрасте у детей очень сильно, в хорошем
смысле «стадное» чувство, для них главное - «МЫ».
Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.
Духовные
Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания,
характерной чертой которого является появление у подростков способности и
потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими
качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению,
самовыражению и самовоспитанию. Подросток склонен подвергать критике
систему ценностей взрослых.
У него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес
к собственной личности, формируется самооценка. Часто он не видит прямой связи
между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным
поведением.
Возрастные особенности подростков группы 15-17 лет:
В данном возрасте отмечается высокая энергичность подростков наряду с
большим самоконтролем. Физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное
влияние на статус среди сверстников и на собственное мнение о себе.
Основные психологические характеристики:
настроение подвержено колебаниям;
больше нацелены на действие, чем на размышление;
сильные чувства симпатии и антипатии;
чувствительны к обидам и критике, подвержены ревности;
время от времени непродолжительные вспышки гнева и агрессии;
снимают напряжение с помощью физической активности.
Возможные трудности:
недостаточная уверенность в себе;
подвержены сменам настроения, непредсказуемы;
нуждаются в возможности побыть одному;
часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;
испытывают потребность в общении «на равных» с взрослыми.
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста
являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. Выбор
профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но
и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе,
окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский).
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы – 76 учебных часа (программа рассчитана на
1 год - 38 учебных недель).
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель
реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной
образовательной организации.
Перечень
форм
обучения:
игровая
(тренинговая),
фронтальная,
индивидуальная, работа в малых группах и парах, формы взаимоконтроля,
исследовательские работы, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: кроме традиционного
занятия, программа
предусматривает использование подготовки детей к выступлениям на
концертах,
альтернативных форм организации образовательно-воспитательного процесса:
- занятие – репетиция;
- занятие – концерт, выступление детей на тематических лекциях, концертах;
-занятие – «ансамбль» – учащийся совместно с другим учащимся или педагогом
исполняют музыкальное произведения из репертуара;
- индивидуальные и групповые упражнения и занятия, самостоятельная подготовка.
Обучение предусматривает реализацию отдельных разделов программы,
интегрируя их в другие разделы, т.к. содержательные связи между ними позволяют
это сделать. Такой принцип построения программы используется для
гибкого проектирования целостного образовательного процесса, придает
единую направленность содержания программы.
Педагогом определяется оптимальный порядок и количество часов, изучаемых
тем, что способствует объединению, систематизации, расширению знаний, умений и
навыков учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на
репетициях, праздничные мероприятия, фестивали, концерты, конкурсы, творческий
отчёт, открытые уроки, мастер-классы, уроки-концерты.
Спектр способов и форм фиксации результатов: грамоты, дипломы, анкеты,
тесты.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной
программы указан в Рабочей программе педагога.
Следует обратить внимание на «спиральную» структуру построения программы
и практических занятий. При занятиях в вокальном жанре темы, методы
периодически повторяются в каждом круге, но вновь откладываясь в памяти уже на
более высоком уровне и в широком понимании.
Помимо этого, придается огромное значение нравственному становлению
личности ребенка. Так, как в эстрадном вокальном жанре преобладает сольное
исполнение, то большая часть программы кроме групповых занятий состоит из
индивидуальных занятий. Также программа предусматривает занятия по
индивидуальному графику.
Цель и задачи программы
Цель программы: обучение основам вокального мастерства, сольного и
ансамблевого исполнительства, необходимым для дальнейшей практической
концертной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
образовательные:
- ознакомление с основами музыкальной грамоты, видами певческого дыхания;
вокальной культуры исполнительства;
развивающие:
- развитие личностных качеств: творческого потенциала, музыкальной памяти,
слуховых представлений, чувства ритма, артистизма, вокальной культуры;
воспитательные:
- формирование умения петь в ансамбле, культуры поведения и общения;
- приобщение к культурным традициям и наследию страны, края;
- формирование знаний здорового образа жизни.
В основу данной программы положена образовательная программа
«Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой. Изменения и дополнения, внесенные
в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной
категории обучающихся.
Содержание программы.
Учебный план.
№
п/п
Всего
часов
Разделы
В том числе
Практика Теория
1
Формы
аттестации
6
4
2
беседа, тестирование,
спец. упражнения
3
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Правила
поведения.
Повторение
основных
вокально-хоровых навыков
пения.
Звукообразование.
10
8
2
тестирование
4
5
Дыхание.
Дикция и артикуляция.
8
8
6
6
2
2
6
Ансамбль.
двухголосья.
Ритм.
6
6
-
6
4
2
31
24
7
Спец. упражнения
речевые и муз.
скороговорки,
упражнения
Исполнение муз.
номера на 2 голоса
Упражнения на
проверку чувства
ритма
Участие в
концертных
программах и
мероприятиях
ДООЦ, города
Выступление на
публике (визуальная
форма). Отработка
номеров на занятиях
+ открытые занятия,
уроки-концерты.
Творческий отчёт
«Радуга талантов»,
мастер-классы
76ч.
58 ч.
1
2
7
8
Элементы
Музыкальноисполнительская
работа
(работа над репертуаром,
индивидуальные занятия,
сценодвижение,
концертная деятельность,
итоговые
занятия,
творческий отчет)
ИТОГО:
1
18ч.
Беседа, опрос
Содержание учебного плана
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники
безопасности и личной гигиены вокалиста.
2. Повторение основных вокально-хоровых навыков пения.
Теория: Беседа о правильной постановке голоса во время пения.
Практика: исполнение вокальных упражнений.
3.Звукообразование.
Теория: Приёмы звуковедения. Формирование певческих навыков.
Практика: Работа над точным звучанием унисона. Упражнение на расширение
диапазона.
4.Дыхание.
Теория: Главные принципы дыхания.
Практика: Упражнения на постановку правильного дыхания.
5.Дикция и артикуляция.
Теория: Работа с текстом.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дикцию и артикуляцию.
Распевки-скороговорки.
6.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Теория: Навыки ансамблевого пения.
Практика: Понятие единства музыкального звучания. Прослушивание
произведений с многоголосием.
7. Ритм и ритмический рисунок.
Практика: Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз.
8. Музыкально – исполнительская работа (работа над репертуаром,
индивидуальные занятия, сценодвижение, концертная деятельность, итоговые
занятия, творческие отчеты)
Практика: Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах
оттенков («легато», «стаккато»). Отработка динамических оттенков в упражнениях,
распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого
тона при пении «тихо».
Сценическое движение. Сценическая культура.
Теория: беседа на тему - владение собой, устранение волнения на сцене.
Практика: работа над мимикой, выражением лица, улыбка. Умение изобразить
настроение различных движений.
Работа над репертуаром.
Теория: Выбор и разучивание репертуара. Просмотр видеоклипов.
Практика: Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей.
Работа с солистами. Индивидуальные занятия.
Концертная деятельность. Умение применять свое исполнительское мастерство и
артистизм при исполнении на сцене. Анализ выступлений.
Итоговые занятия, творческие отчеты.
Практика: участие в мастер-классах для родителей и обучающихся ДООЦ,
выступление в концертных программах города, участие в итоговом мероприятии
коллективов ДООЦ «Радуга талантов», участие в конкурсах и фестивалях
различного уровня.
Планируемые результаты
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в
процессе занятий по программе.
В результате обучения вокалу обучающийся должен:
знать, понимать:
- скороговорки и уметь четко произносить их в темпе, заданном педагогом,
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства
уметь:
- обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению
образа,
-включать в работу весь психофизический аппарат,
- продуктивно выполнять дыхательные упражнения,
- выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные физической
нагрузкой,
-обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы, препятствующие
раскрытию звукового канала,
-производить действенный анализ текста,
-создавать песенный образ,
-владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления,
-создавать танцевальные композиции под заданную песню,
-выступать на профессиональной сцене конкурсов, фестивалей разного уровня
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и
развиты у детей в результате занятий по программе.
В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения,
навыки, которые формируют основные компетенции, такие как:
− информационная: способность грамотно выполнять действия
с информацией;
− предметная: способность применять полученные знания на практике;
− социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций
других людей;
− коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым;
− общекультурная компетенция;
− способность к самосовершенствованию.
а также личностные качества, такие как:
- общественная активность личности;
- гражданская позиция;
- культура общения и поведения в социуме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут
обучающиеся по итогам освоения программы.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству
родного края, нации, этнической общности.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе вокального объединения
являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Календарный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
38
76
2
76
17
21
1 сентября
31 декабря-11 января
30 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- Кабинет с мини сценой, зеркалами;
-Фортепиано;
-Ноутбук;
-Усиливающая аппаратура;
-Мультимедийный проектор;
-Экран.
Информационное обеспечение:
-Методические рекомендации для педагога;
-Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации (см.
приложения);
-Интернет.
Кадровое обеспечение:
педагог, имеющий соответствующее музыкальное образование, имеющий опыт
реализации программ дополнительного образования в области вокала, имеющий
педагогическое образование и квалификационную категорию не ниже первой.
Методическое обеспечение:
№ п/п
Название
раздела, тема
Формы,
Формы,
методы,
учебные
приёмы
занятия
обучения,
педагогические
технологии
Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения – 1 ч.
1.
Вводное занятие.
Инструкции по
Беседа
Знакомство с
ТБ.
основными
Методичка
разделами и
«Правила личной
темами
гигиены
программы,
вокалиста»
режимом работы
объединения,
правилами
поведения в
кабинете,
правилами
личной гигиены
вокалиста,
инструктаж по
техники
безопасности.
Подбор
репертуара.
2.
3.
4.
5.
Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы
Раздел 2. Повторение основных вокально-хоровых навыков пения – 6 ч.
Работа над
видео
пение
Визуальное
звуком.
«Постановка
наблюдение,
голоса. Красивый
индивид. работа
звук»
Строение
Эл. презентация
показ
Визуальное
голосового
«Строение
наблюдение
аппарата
голосового
аппарата» повторение
Повторение
Видеоматериал
Беседа,
Тестирование
вокально-хоровых
«Вокальнообъяснение
навыков:
хоровая работа»
певческое
дыхание, дикция,
интонация
Повторение
Видеоматериал Показ,
Визуальное
вокально-хоровых мастер-класс «3
анализ
наблюдение,
навыков:
простых шага к
работа в малых
певческое
достижению
группах
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
дыхание, дикция,
интонация 1
Повторение видов
атаки: твёрдая,
мягкая,
придыхательная.
Формирование
певческих
гласных. Приёмы
звуковедения
идеальной речи»
Видео «Атака
звука и ее виды»
Показ,
репетиция
Визуальное
наблюдение
Метод. материал
«Приемы
звуковедения.
Цепное дыхание.
Тембр голоса.»
Занятиепостановка,
репетиция,
анализ
Визуальное
наблюдение,
ролевая игра
Раздел 3. Звукообразование – 10 ч.
Приём
Метод. материал
Занятиезвуковедения
«Приемы
постановка,
Legato (легато)
звуковедения.
репетиция,
Цепное дыхание.
анализ
Тембр голоса.»
Приём
Метод. материал
Занятиезвуковедения
«Приемы
постановка,
Staccato
звуковедения.
репетиц.
(стаккато)
Цепное дыхание.
Тембр голоса.»
Приём
Метод. материал
Занятиезвуковедения Non
«Приемы
постановка,
legato (нон легато)
звуковедения.
репетиц.
Цепное дыхание.
Тембр голоса.»
Формирование
Презентация
Занятиенавыков
" Работа над
постановка,
звукообразования
вокальным
репетиция,
на основе
дыханием и
анализ
певческого
правильным
дыхания
звукоизвлечением,
как необходимое
условие
формирования
певческих
навыков"
Повторение
Видео
Показ, пение с
средств
«Музыкальный
педагогом,
музыкальной
язык – средства
дискуссия
выразительности муз. выразит-ти»
Повторение
Видео «Жанры
Лекция,
средств
вокальной
слушание
музыкальной
музыки»
музыки
выразительности1
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение,
работа в группе
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Повторение
Тесты
изученной темы.
Тесты:
«Музыкальные
жанры»,
«Строение
голосового
аппарата»
Формирование
Презентация
навыков
" Работа над
звукообразования
вокальным
на основе
дыханием и
певческого
правильным
дыхания-1
звукоизвлечением,
как необходимое
условие
формирования
певческих
навыков"
Повторение
Тесты
изученной темы.
Занятиепостановка,
репетиция,
тесты
Визуальное
наблюдение
Занятиепостановка,
репетиция,
анализ
Визуальное
наблюдение
Занятиепостановка,
репетиция,
тесты
Повторение
Тесты
Занятиеизученной темыпостановка,
1.
репетиция,
тесты
Раздел 4. Дыхание – 8 ч.
Виды и значение
Видео «Дыхание
репетиция
дыхания
вокалиста»
Визуальное
наблюдение
Певческое
дыхание.
Разучивание
дыхательных
упражнений для
начинающих
Упражнения на
постановку
правильного
дыхания
Упражнения на
постановку
правильного
дыхания-1
Цепное дыхание.
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение.
Практическая
работа.
Визуальное
наблюдение.
Практическая
работа.
Видео «Основы
правильного
дыхания
вокалиста»
Беседа,
репетиция
Видео –
«Правильное
Певческое
Дыхание.
Упражнения»
Видео
«Дыхательные
упражнения»
репетиция
Визуальное
наблюдение.
Практическая
работа.
репетиция
Видео «Правила
Занятие-
Визуальное
наблюдение.
Практическая
работа.
Визуальное
Пение в ансамбле
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
пения на цепном
дыхании»
Видео «Правила
цепного дыхания»
постановка,
репетиц.
Цепное дыхание.
ЗанятиеПение в ансамбле
постановка,
-1
репетиц.
Повторение
видео
Занятиеизученной темы.
постановка,
репетиция,
тесты
Повторение
видео
Занятиеизученной темыпостановка,
1.
тесты
Раздел 5. Дикция и артикуляция – 8 ч.
Артикуляция и
Видео «Уроки
Занятиедикция в
риторики»
постановка,
вокальном
репетиця –
исполнении
практическая
работа
Артикуляция и
Видео «Уроки
Занятиедикция в
риторики»
постановка,
вокальном
репетиця –
исполнении-1
практическая
работа
Строение
Презентация
Занятиеартикуляционного
«Строение
постановка,
аппарата.
артикуляционного
репетиц.
Артикуляционная
аппарата»
гимнастика –
повторение
материала.
Строение
Презентация
Занятиеартикуляционного
«Строение
постановка,
аппарата.
артикуляционного
репетиц.
Артикуляционная
аппарата»
гимнастика –
повторение
материала-1.
Работа над
Видео
Занятиедикцией и
«Упражнения на
постановка,
произношением.
дикцию и
репетиц.
Упражнения для
артикуляцию»
дикции и
артикуляции
Работа над
Видео
Занятиедикцией и
«Упражнения на
постановка,
произношением.
дикцию и
репетиц.
Упражнения для
артикуляцию-1»
дикции и
наблюдение,
работа парами
Визуальное
наблюдение,
работа парами
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение.
Индивид. работа
Визуальное
наблюдение.
Индивид. работа
Визуальное
наблюдение.
Работа в группе
Визуальное
наблюдение.
Работа в группе
Визуальное
наблюдение.
Индивид и
групповая
работа
Визуальное
наблюдение.
Индивид и
групповая
работа
32.
33.
34.
35.
36.
артикуляции-1
Распевки –
Скороговорки
Показ,
скороговорки.
дискуссия,
Работа с текстом
анализ
песен.
Распевки –
Скороговорки
Показ,
скороговорки.
дискуссия,
Работа с текстом
анализ
песен-1.
Раздел 6. Ансамбль. Элементы двухголосья – 6 ч.
Понятие
Видео «Урок
Занятие"ансамблевое
вокала. Навыки
постановка,
исполнение".
работы в
репетиц.
Навыки
ансамбле»
исполнения в
ансамбле.
Понятие
Видео «Урок
Занятие"ансамблевое
вокала. Навыки
постановка,
исполнение".
работы в
репетиц.
Навыки
ансамбле»
исполнения в
ансамбле-1
Основные типы и Метод. материал
Лекция, пение,
виды вокальных
«Типы и виды
анализ
ансамблей
ансамблей»
37.
Основные типы и
виды вокальных
ансамблей-1
Метод. материал
«Типы и виды
ансамблей»
Лекция, пение,
анализ
38.
Начало
двухголосного
пения
Фортепиано,
аппаратура
Репетиция –
исполнение с
педагогм
39.
Начало
двухголосного
пения-1
Фортепиано,
аппаратура
Репетиция –
исполнение с
педагогм
40.
41.
42.
Знакомство с
понятием "ритм"
в музыке
Знакомство с
понятием "ритм"
в музыке-1
Игры на
ритмическое
Раздел 7. Ритм – 6 ч.
Метод. материал
Игровой
«Музыкальный
взаимоконтроль,
ритм»
анализ
Метод. материал
Игровой
«Музыкальный
взаимоконтроль,
ритм»
анализ
Метод. материал
Занятие«Муз.постановка,
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение.
Работа в паре
Визуальное
наблюдение.
Работа в паре
Визуальное
наблюдение,
практическая
работа
Визуальное
наблюдение,
практическая
работа
Визуальное
наблюдение,
практическая
работа
Визуальное
наблюдение,
практическая
работа
Визуальное
наблюдение.
Визуальное
наблюдение.
Визуальное
наблюдение,
моделирование-1. ритмические игры
репетиции
практическая
и упражнения»
работа
43.
Игры на
Метод. материал
ЗанятиеВизуальное
ритмическое
«Муз.постановка,
наблюдение,
моделирование. ритмические игры
репетиции
практическая
и упражнения»
работа
44.
Понятия:
Презентация
Лекция
Работа в группе
"длительности",
«Длительности и
"паузы".
паузы в музыке»
45.
Понятия:
Презентация
Тест
практическая
"длительности",
«Длительности и
работа
"паузы"-1.
паузы в музыке»
Раздел 8. Музыкально-исполнительская работа (работа над репертуаром,
индивидуальные занятия, сценодвижение, концертная деятельность, итоговые
занятия, творческий отчет) – 31 ч.
46.
Упражнения на
Видео «Основы
ЗанятиеВизуальное
сохранение
вокала», «Как
постановка
наблюдение,
певческого тона.
снять зажим
репетиция
практическая
голоса»
работа
47.
Групповое
Аппаратура,
ЗанятиеВизуальное
интернет
постановка,
наблюдение,
прослушивание
репетиция,
практическая
исполнения
слушание
работа.
известных
музыки, анализ
вокалистов и
обсуждение
манеры и стиля
исполнения.
48.
Развитие
Фортепиано
Визуальное
интонационной
репетиция
наблюдение
точности слуха.
Вокальноинтонационные
упражнения
49.
Подборка
Интернет
Дискуссия,
Визуальное
репертуара
репетиция,
наблюдение.
анализ
Индивид. работа
50.
Выступление и
Сценическая
Анализ
Визуальное
подготовка к
площадка,
произведений,
наблюдение
концертной
аппаратура
репетиция
программе
"Встреча добрых
друзей"
51.
Что такое
Сценическая
Лекция,
Работа в группе
сценическое
площадка,
репетиц.
движение
аппаратура
52.
Индивидуальные
аппаратура
Показ,
Индивид.
занятия. Работа с
репетиц.
работа.
солистами.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Выразительные
составляющие
движения на
сцене.
Выразительные
составляющие
движения на
сцене-1.
Работа над
сценическим
образом.
Работа над
сценическим
образом-1.
Концертная
деятельность.
Концертная
программа
"Подарок для
мамы"
Мастер-класс для
родителей и
обучающихся
Работа над
сценическим
образом. Правила
поведения на
сцене
Танцевальные
движения под
музыку
Упражнения для
развития
сценического
движения
Концертная
деятельность.
Концерт «Самой
лучшей маме на
свете»
Игры на развитие
выразительности,
естественности
Видео
«Сценическое
движение»
Лекция,
репетиция,
импровизация
Визуальное
наблюдение
Видео «Искусство
переживание и
представления»
Лекция,
репетиция,
импровизация
Визуальное
наблюдение
Видео
«Сценическое
движение»
Видео
«Упражнения по
актёрскому
мастерству»
Сценическая
площадка,
аппаратура
Ролевые игры.
Визуальное
наблюдение
Ролевые игры.
Визуальное
наблюдение
Концерт, анализ
Визуальное
наблюдение
Урок-концерт
практическая
работа
Лекция,
дискуссия,
репетиция
Визуальное
наблюдение,
практич. работа.
Занятие
постановка,
репетиц, анализ
Лекция-показ,
репетиция
Визуальное
наблюдение.
Работа в группе
Визуальное
наблюдение
Сценическая
площадка,
аппаратура
Концерт
Визуальное
наблюдение
Метод. материал
«Картотека игр на
развитие
музыкальной
Игровая
ипровизация,
репетиция
Визуальное
наблюдение.
Работа в группе
Сценическая
площадка,
аппаратура
презентация
«Работа над
сценическим
образом»,
Пезентация
«Правила сцены»
Сценическая
площадка,
аппаратура
Видео
«Сценические
упражнения»
64.
Движения и
жесты под
музыку для
передачи образа
65.
Индивидуальные
занятия. Работа с
песней в
микрофон.
Концертная
деятельность.
Концерт «Мы
вместе!»
Бэк-вокал.
Значение бэквокала в
эстрадном пении.
Репетиционная
работа. Работа
над текстом.
66.
67.
68.
69.
70.
20.05
71.
72.
73.
74.
75.
Концертная
деятельность.
Концерт "Весна
Победы"
Концертная
деятельность.
Концерт "Слава
тебе, солдат!"
Репетиционная
работа. Работа
над мелодией
(интонацией)
Особенности
работы с
фонограммой
Концертная
деятельность.
Концерт «От всей
души»
Участие в
итоговом
мероприятии
Упражнения на
расширение
диапазона
выразительности»
Интернет видеоклипы
Аппаратура,
микрофон
Занятие постановка,
репетиция,
играимпровизация
Занятие постановка,
репетиция
Сценическая
площадка,
аппаратура
концерт
Интернет –
фонограммы «-» с
бэк-вокалом
Лекция.
импровизация,
слушание
музыки
Беседа, показ,
репетиция
Метод. материал
«Углубленная
работа над
поэтическим
текстом песни»
Сценическая
площадка,
аппаратура
Визуальное
наблюдение,
практическая
работа.
Визуальное
наблюдение.
Индивидуальная
работа
Визуальное
наблюдение
Визуальное
наблюдение
практическая
работа.
Занятие-концерт
Визуальное
наблюдение
Сценическая
площадка,
аппаратура
Занятие-концерт
Визуальное
наблюдение
Фортепиано,
аппаратура
Репетиция.
Работа в группе,
практическая
работа
Аппаратура
Пение под
фонограмму «+»
и «-». Анализ
Занятие-концерт
Визуальное
наблюдение.
Работа парами
Визуальное
наблюдение
Концерт
«Радуга
талантов»
репетиция
Визуальное
наблюдение
Сценическая
площадка,
аппаратура
Сценическая
площадка,
аппаратура
Видео
«Постановка
голоса.
Визуальное
наблюдение
76.
Концертная
деятельность.
Концерт "Дарим
хорошее
настроение"
Увеличение
диапазона»
Сценическая
площадка,
аппаратура
концерт
практическая
работа
76 ч.
Формы аттестации
1. Сентябрь – начальная аттестация (тест по теории, практические упражнения на
выявление муз. способностей, прослушивание)
2. Декабрь – промежуточная аттестация (концертная деятельность, участие в
конкурсах, фестивалях; открытое занятие)
3. Май – итоговая аттестация (концертная деятельность, участие в конкурсах,
фестивалях; творческий отчёт «Радуга талантов», мастер-класс, урок-концерт)
Мониторинг освоения программы.
Время проведения
Цель проведения
Формы мониторинга
Начальный или входной мониторинг
В начале учебного
Определение уровня развития
Беседа, опрос,
года
обучающихся, их творческих
тестирование,
способностей
анкетирование
Текущий мониторинг
В течение всего
Определение степени усвоения
Педагогическое
учебного года
обучающимися учебного
наблюдение, опрос,
материала. Определение
контрольное занятие,
готовности обучающихся к
самостоятельная работа
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности
обучающихся в обучении.
Выявление обучающихся,
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Промежуточный или рубежный мониторинг
По окончании
изучения темы или
раздела. В конце
месяца, четверти,
полугодия.
Определение степени усвоения
учебного м териала. Определение
результатов обучения.
Итоговый мониторинг
Конкурсы, концерты,
фестивали, опрос,
открытое занятие,
тестирование,
анкетирование.
В конце учебного
года или ступени
обучения
Определение изменения уровня
развития обучающихся, их
творческих способностей.
Определение результатов
обучения. Ориентирование
обучающихся на дальнейшее (в том
числе самостоятельное) обучение.
Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения
Конкурсы, фестивали,
праздники, концерты,
опрос, контрольное
занятие, зачет,
открытое занятие,
тестирование,
анкетирование,
итоговое мероприятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Спектр способов и форм
выявления результатов
Беседа, опрос, наблюдение,
прослушивание на репетициях,
праздничные мероприятия,
фестивали, концерты
Спектр способов и
форм фиксации
результатов
Грамоты
Дипломы
Анкеты
Тестирование
Спектр способов и форм
предъявления результатов
Конкурсы, фестивали,
праздники, концерты,
творческий отчёт, открытые
уроки,
мастер-классы
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
По программе «Мир эстрадного вокала» осуществляются следующие виды контроля:
предварительный – выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и
певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей,
текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического, вокального и
ритмического слуха, интонации, результативности обучения,
итоговый контроль – чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в
открытых уроках, итоговых конкурсах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Результатами проверки работы педагога по реализации данной программы
являются: открытые уроки, сольные выступления, вокальные конкурсы, отчётные
концерты, мастер-классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ»
Данная методика предназначена для индивидуальной диагностики обучающихся,
занимающихся в вокальной студии.
Система тестовых заданий разработана с учетом возрастных особенностей детей
младшего школьного возраста и состоит преимущественно из заданий игрового
характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные
отношения между педагогом и ребенком.
В ходе тестирования определяется состояние важнейших компонентов
психофизического развития ребенка, которые необходимы для поступления в
объединение: музыкальная память, слух, чувство ритма.
Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется.
Диагностические исследования направлены на выявление уровня знаний, умений,
навыков и представлений о музыкальном искусстве. Диагностическое исследование
проводится в начале каждого нового учебного года.
В целях контроля эффективности обучения каждый этап диагностического
исследования следует проводить 3 раза в год:
Начало учебного года (входной срез);
Середина учебного года (контрольный срез);
Конец учебного года (итоговый срез).
Диагностика
Тестовые задания
1. Ритмический ансамбль
Изобразить самостоятельно ритмический аккомпанемент к песне. Задание позволяет
определить насколько развито чувство ритма у обучающегося.
3 балла – самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента к песне и
сохранение ритма на протяжении звучания всей песни
2 балла - самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента и не сохранение
его на протяжении звучания всей песни
1 балл – обучающийся не может сочинить ритмический аккомпанемент к песне
2. Игра «Веселый аккорд»
Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья.
3 балла – уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья
2 балла – исполнение с небольшими ошибками
1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами
двухголосья
24
3. Исполнение песни «a cappella»
Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимися песни без
сопровождения
3 балла – интонационно-чистое исполнение песни от начала до конца в одной
тональности
2 балла – исполнение песни с небольшим ошибками, но с уверенным ощущением тоники
1 балл – обучающийся не может исполнить песню без сопровождения в одной
тональности
4. Анкетирование
Анкетирование определяет уровень знаний обучающихся в области терминологии,
нотной грамоты, музыкального искусства родного края.
3 балла – анкета заполнена грамотно и творчески
2 балла - анкета заполнена аккуратно
1 балл - анкета заполнена не полностью, неаккуратно и равнодушно
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа,
предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на
развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку
раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе
дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки
личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Алгоритм создания
индивидуального образовательного маршрута
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Исследования обучающихся, анализ состояния:
− диагностика базового (стартового) уровня и выявление
индивидуальных
особенностей обучающегося;
− дифференциация обучающихся;
Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач.
Определение срока действия маршрута.
Отбор содержания образовательного маршрута
Определение модели образовательного процесса
Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и
определение результатов ее реализации.
Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного
маршрута.
Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального
образовательного маршрута.
Подведение итогов работы
25
Таким образом, технология
создания индивидуального образовательного
маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия
педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося ДТО «Эстрадный вокал»
Выявленные
результаты
на начало
2023-2024
учебного года
Направления
работы
Стартовая
оценка
Итоговый
результат
1
полугодие
Интонирова- чистота
ние – …
интонирования в
среднем
диапазоне
Сила голоса – обеспечение
…
оптимального
качества
звучания голоса
Дыхание – … формирование
правильного
дыхания
Дикция – …
формирование
правильной
дикции,
артикуляции
Особенности развитие
исполненияорганов
…
звукообразования, устранение
носового пения
Эмоциональ- Мимика и жесты
ная подача –
…
Уверенность 1.Работа над
на сцене – … сценическим
движением
2.Психологическая подготовка к
выходу на сцену
26
Итоговый
результат
2
полугодие
Общий
балл по
основным
направлениям
работы
Оценки
выступления на
конкурсах
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Начальная аттестация обучающихся в творческих объединениях ______________________ учебный год
дата проведения ____________________________
Детское творческое объединение _______________________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога ДО __________________________________________________№ группы 1 гр. 1год обучения
Список учащихся
Форма проведения
Показатели
№
аттестации
Результаты
Теоретич. Практич. Творческ. Оценка
п/п
знания
навыки
способ-ти обучающихся
Диагностика:
тестирование,
Итого в группе:
анкетирование,
опрос.
______ чел.
Упражнения на
выявление уровня
из них:
вокальных
способностей
Уровень
обучающихся.
совершенствования
Прослушивание.
_______%
Уровень освоения
_______%
Уровень
подготовительный
_______%
Комиссия в составе:__________________________________________________роспись_______________________________
___________________________________________________
_______________________________
27
Показатель № 1 -Теоретические знания
№
Список учащихся
Форма проведения
п/п
Тест по теории музыки.
Оценка обучающихся
ТЕСТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ И ВОКАЛУ
Слово вокал переводится, как…
А) пение
Б) голос
В) музыка
Ансамбль – это…
А) группа спортсменов
Б) группа певцов
В) группа плавцов
Исполнениеforte это - :
А) громко
Б) тихо
В) весело
Плавное, связное исполнение – это :
А) non legato
Б)staccato
В)legato
Скорость исполнения музыкального произведения это - :
А) тембр
Б) темп
В) динамика
Тембр – это:
А) скорость исполнения
Б) индивидуальная окраска звука
В) высота звука
Чередование и соотношение различных музыкальныхдлительностей и акцентов
называется:
А) метром
Б) музыкальным строем
В) ритмом
временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или
какой-либо его части или отдельного голоса это - :
А) такт
Б) пауза
В) мелизм
28
Такт в музыкальном произведении это - :
А) расстояние (количество долей) между двумя сильными долями.
Б) культурное исполнение произведения
В) скорость исполнения произведения
Показатель № 2 –Практические навыки (чувство ритма)
№ п/п
Список учащихся
Форма проведения
Оценка обучающихся
Игра: «Ритмический
ансамбль»
Ритмический ансамбль
Изобразить самостоятельно ритмический аккомпанемент к песне. Задание позволяет
определить насколько развито чувство ритма у обучающегося.
3 балла – самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента к песне и
сохранение ритма на протяжении звучания всей песни
2 балла - самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента и не сохранение
его на протяжении звучания всей песни
1 балл – обучающийся не может сочинить ритмический аккомпанемент к песне
Показатель № 3 – Творческие способности (артистичность, выразительность исполнения
песни)
№ п/п
Список учащихся
Форма проведения
Оценка обучающихся
Исполнение любимой
песни
Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность
(выразительность) исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
29
Промежуточная аттестация обучающихся в творческих объединениях_____________________ учебный год
дата проведения ____________________________
Детское творческое объединение _______________________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога ДО __________________________________________________№ группы 1 гр. 1 год обучения
Список учащихся
Форма
Показатели
Чистота
Выразит-ть
Сценич.
№
проведения
Оценка
Результаты
интонироисполнения
культура
п/п
аттестации
обучающихся
вания
Концертная
деятельность,
участие в
конкурсах,
фестивалях;
Открытое
занятие, урокконцерт.
Тестирование.
Итого в группе:
______ чел.
из них:
Уровень
совершенствования
_______%
Уровень освоения
_______%
Уровень
подготовительный
_______%
Комиссия в составе:__________________________________________________роспись_______________________________
___________________________________________________
_______________________________
30
Показатели
№ п/п
Список учащихся
Форма проведения
Оценка обучающихся
(наличие грамот,
дипломов,
благодарностей)
Участие в конкурсах,
фестивалях; участие в
концертной деят-ти.
Тестирование. Урокконцерт.
Тест «Состав исполнителей»
(подчеркнуть правильный ответ)
1.Один исполнитель это: а) певец б) солист в) артист
2.Небольшой коллектив исполнителей это:
а) ансамбль б) группа в) компания
3.Два исполнителя это:
а) солисты б) дуэт в) партнеры
3.Три исполнителя это:
а) трио б) группа в) дуэт
4.Четыре исполнителя это:
а) квинтет б) квартет в) секстет
5.Вокальный коллектив это:
а) хор б) оркестр в) бригада
6.Коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах это:
а) ансамбль б) банда в) оркестр
7.Народный, симфонический, джазовый это:
а) тембры голосов б) названия инструментов в) виды оркестров
31
Итоговая аттестация обучающихся в творческих объединениях_____________________ учебный год
дата проведения ____________________________
Детское творческое объединение _______________________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога ДО __________________________________________________№ группы 1 гр. 1год обучения
Список учащихся
Форма
Показатели
Чистота
Выразит-ть
Сценич.
№
проведения
Оценка
Результаты
интонироисполнения
культура
п/п
аттестации
обучающихся
вания
Концертная
деятельность,
участие в
конкурсах,
фестивалях;
Творческий отчёт
«Радуга
талантов»,
индивидуальные
мастер-классы.
Итого в группе:
______ чел.
из них:
Уровень
совершенствования
_______%
Уровень освоения
_______%
Уровень
подготовительный
_______%
Комиссия в составе:__________________________________________________ роспись_______________________________
______________________________________________роспись____________________________
32
№ п/п
Список учащихся
Форма проведения
Оценка обучающихся
Игра «Веселый
аккорд». Исполнение
песни «a cappella».
Анкетирование.
Мастер-класс.
Игра «Веселый аккорд»
Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья.
3 балла – уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья
2 балла – исполнение с небольшими ошибками
1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами
двухголосья
Исполнение песни «a cappella»
Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимися песни без
сопровождения
3 балла – интонационно-чистое исполнение песни от начала до конца в одной
тональности
2балла – исполнение песни с небольшими ошибками, но с уверенным ощущением тоники
1 балл – обучающийся не может исполнить песню без сопровождения в одной
тональности
Анкетирование
Анкетирование определяет уровень знаний обучающихся в области терминологии,
нотной грамоты, музыкального искусства родного края.
3 балла – анкета заполнена грамотно и творчески
2 балла - анкета заполнена аккуратно
1 балл - анкета заполнена не полностью, неаккуратно и равнодушно
Тест по теории.
Вопрос № 1
Назовите наиболее оптимальный вид певческого дыхания.
Грудное
Брюшное
Ключичное
Диафрагменное
33
Вопрос № 2
Как правильно брать вдох перед началом пения?
Жадно набрать полные легкие воздуха, подняв плечи и грудную клетку
Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудую клетку не поднимать
Взять вдох, выпятить грудь колесом
Вопрос № 3
Насколько громко нужно петь?
Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука
Петь громко, выразительно
Петь тихо, ласково, беречь голос
Вопрос № 4
Назовите правильное положение нижней челюсти и языка при пении
челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
челюсть свободна, язык расслаблен
челюсть поджата, язык напряжен
Вопрос № 5
Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения
Лежа
Стоя
Сидя
Вопрос № 6
Мимика лица при пении
мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах
мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка
глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены
Вопрос № 7
Правильное положение тела во время пения в положении стоя
тело по струнке, шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе, ноги на
ширине плеч
34
спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на ширине плеч,
подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена
сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом грудь
вперед
Вопрос № 8
Какой характер звучания в вокале не принимается?
Прикрытый звук
Закрытый звук
Открытый звук
Вопрос № 9
Как называется пение без слов?
Вокализ
Анамнез
Экстаз
Вопрос № 10
Пением А Сарреllа называется пение?...
Под оркестр
Без нот
Без музыки
Вопрос № 11
Перечислить основные типы женских голосов:
Вопрос № 12
Перечислить основные типы мужских голосов: ….
35
Список рекомендуемой литературы для педагога.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального
воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. –
М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999.
5. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка,
2007.
6. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.:
Просвещение. 1983.
7. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
8. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. –
Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
9. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 1970. – 232с.
10.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
11.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей
/И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
36
Список литературы для обучающихся
1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
3. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
4. Журнал «Звуковая дорожка», все выпуски.
5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
9. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.
ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
37