«Клуб «Школа Рока» 2025

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Клуб «Школа Рока»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Гавриков Андрей Вячеславович,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Клуб «Школа рока» составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
 Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями









«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением Администрации
муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с изм. от 24.08.2021 г. № 1049,
от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от 10.12.2024 г. № 1930).

Актуальность программы заключается в:
 востребованности в формировании и развитии исполнительских навыков молодежи;
 тренировке артикуляционного и исполнительского аппаратов, позволяющих иметь
правильную речь и уверенную координацию. В процессе исполнения развивается
моторика пальцев, музыкальный слух, чувство ритма, чувство времени и такие общие
качества как координация, внимание, память, креативность мышления;
 воспитании ответственности, организованности и добросовестности, а также в
формировании первых навыков персонального труда, умения творчески подходить к
постановке и решению задач, умения работать как индивидуально (самостоятельно),
так и в команде, что играет немаловажную роль в процессе социализации и
становления положительных личностных качеств ребёнка.
Одно из

главных

условий

всестороннего эстетического воспитания молодежи

и

полноценного развития их творческих способностей - включение обучающихся в разные
виды исполнительской деятельности, основанной на различных музыкальных материалах.
Программа отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в сфере
образования по направлению: «Развитие основ художественного творчества детей в условиях
модернизации образования».

Отличительные особенности программы «клуб школа рока»:
Программа «клуб школа рока» имеет художественную направленность. Она ориентирована
на реализацию интересов молодежи в сфере инструментального творчества, развитие их
исполнительского
направлена

на

мастерства
создание

по

направлению

познавательной

музыкальной

мотивации,

культуры.

определяющей

Программа
продолжение

специального музыкального образования и творческой деятельности.
Программа

демонстрирует

развивающие

функции

исполнительского

обучения,

ориентированные на личностный рост молодежи. Она синтезирует знания основ
музыкальной

культуры,

инструментальную

сценическую

постановку,

сценическое

мастерство.
Исходя из этого, программа «клуб школа рока» позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал обучающихся, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию исполнительских навыков, удовлетворению потребности в общении.
Программа направлена на создание образовательной среды, позволяющей стимулировать
молодёжь к изучению новых технологий в сфере музыкальной культуры, проявлению своих
творческих качеств, импровизации и самостоятельной работе. В процессе обучения
воспитываются

положительные

личностные

качества,

позволяющие

уверенно

позиционировать себя в творческой и повседневной жизни, понимать алгоритмы решения
проблемных ситуаций в различных сферах.
Адресат программы: школьники и студенты в возрасте от 7 до 18 лет.
Возрастные особенности подростков от 7 до 18 лет:
По достижении 7 лет ребенок вступает в особенный цикл развития, характеризующийся
формированием интеллекта, кругозора и абстрактного мышления, фундаментальных
личностных качеств, переходом на новый уровень зрелости (половое созревание).
Важным показателем этой возрастной группы является оценочное отношение к себе и
окружающим, ведущими потребностями - общение и творческая активность. Общение, в
большинстве случаев, выражается в свободном диалоге со сверстниками и людьми более
старшей возрастной категории, демонстрации чувств и намерений при помощи действий,
открыто заявляющих об уникальности собственной личности и своей позиции в обществе.
Творческая активность в этом возрастном сегменте проявляется во всех сферах жизни,
поэтому так важно создавать условия для развития творческого потенциала.
Ведущая деятельность – творческий обучающий процесс. Он позволяет обучающимся
испытывать свой потенциал и продуктивно распределять собственные силы в процессе
репетиционных занятий. С подросткового возраста человек начинает адекватно оценивать
результаты своего обучения. Например, участия в выступлениях: концертах, фестивалях,

конкурсах. Удовлетворение результатом позволяет испытывать гордость, способствует
эмоциональному благополучию, поддерживает положительное самооценку.
Ведущая функция – креативность и творческое мышление. У подростков наблюдается
сильное желание в создании чего-то нового и уникального. Для этого используются не
только базовые знания, но еще и ассоциации, личностное восприятие, креативность и
изобретательность. Творческое развитие подразумевает нестандартный подход к ситуациям
и применение нетрадиционных решений задач в сфере исполнительского искусства.
Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий мир и открывать чтото новое. Они изобретательны, легко находят применение своим знаниям на практике и не
боятся проявлять инициативу. У творческих людей хорошо развиты фантазия и
воображение: они видят необычное в обычном.
Важные аспекты в обучении подростков – это привитие разносторонних интересов,
воспитание стремления к самостоятельности и склонности к самоанализу. Необходимо
делать акцент на таких положительных качествах, как дисциплинированность, любовь к
творчеству, уважительное отношение к окружающим. Молодой человек должен учиться
поиску правильных решений в различных ситуациях, и, что не менее важно, испытывать
удовольствие от прилагаемых усилий и полученного результата.
Условия приёма: желающие обучаться по программе «клуб школа рока» предварительно
проходят тестирование, в процессе которого выявляется наличие музыкального слуха,
музыкального ритма, голосовой интонации (приложение №2). Обучение могут проходить
подростки даже с начальными данными в соответствующей их подготовке группе.
Принцип формирования групп: формируются разновозрастные группы в зависимости от
образовательного уровня обучающихся (приложение № 1).
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательной программы
по учебному плану в часах составляет:


1 год обучения – 114 часов (38 учебных недель).

Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в соответствии с учебным планом. Из общего числа
обучающихся формируется разновозрастная группа в количестве до 12 человек.

Режим занятий:
 Продолжительность одного академического часа – 40 минут;
 Перерыв между учебными занятиями – 10 минут;
 Общее количество учебных часов в неделю – 3 часа.
Календарный учебный график:
№

Основные характеристики образовательного процесса

п/п
1

Количество учебных недель

38

2

Количество учебных дней

76

3

Количество часов в неделю

3

4

Количество часов

114

5

Недель в первом полугодии

17

6

Недель во втором полугодии

21

7

Начало занятий

01.09.2025

8

Каникулы

-

9

Выходные дни

31.12.2025-11.01.2026

10

Окончание учебного года

30.05.2026

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы «клуб школа рока»: обучение основам исполнительского мастерства, в
частности на таких инструментах как: акустическая и электрогитара, бас гитара, синтезатор,
ударная

установка

и

перкуссия,

вокал

и

бэк

вокал,

сольного

и

ансамблевого

исполнительства, необходимого для дальнейшей практической концертной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:

ознакомление

с

основами

музыкальной

грамоты,

видами

исполнительского искусства и инструментальной культуры.
2. Развивающие: развитие творческого потенциала, музыкальной памяти, слуховых
представлений, чувства ритма, артистизма, координации, памяти, положительных
личностных качеств.
3. Воспитательные: формирование культуры поведения и общения, умения заниматься
и выступать в ансамбле; приобщение к мировым культурным традициям и наследию
страны, края; привитие основ здорового образа жизни.

1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№
п/п

Количество часов

Название темы

Теория

Практика

1

1

0

Вводное занятие

1

1

0

2

Исполнительское
искусство
как
вид
музыкальной деятельности

6

2

4

1

1

-

2.1

Инструментальные
фонограммы («минусовки»,
«плэйбэки»), их особенности
и возможности

2.2

Приёмы
работы
электрогитарой

с

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

2.3

Примеры и возможности
ансамблевого
исполнительства

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

2.4

Правила
охраны
исполнительского аппарата

1

1

-

Опрос

1

1.1

Всего

Формы
аттестации/контроля

Введение
образовательную
программу

в

Педагогическое
наблюдение, опрос

Опрос

2.5

2.6

3

3.1

3.2

Звукоизвлечение.
Исполнение
учебнотренировочного материала

1

-

1

Педагогическое
наблюдение, опрос

1

-

1

Педагогическое
наблюдение, опрос

Формирование
исполнительского
аппарата

7

2

5

Звукообразование

2

1

1

Педагогическое
наблюдение, опрос

1

-

1

Педагогическое
наблюдение, опрос

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

Упражнения на развитие
(слуха, ритма, музыкальной
памяти)

Работа с микрофоном

3.3

Работа вокального ансамбля

3.4

Разминочные упражнения

2

1

1

3.5

Исполнительские
упражнения и этюды

1

-

1

25

6

19

4

Музыкальные упражнения
(этюды,
пьесы,
композиции)

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение, опрос

2

Педагогическое
наблюдение

1

2

Педагогическое
наблюдение

8

1

7

Педагогическое
наблюдение

Постановка в исполнении
этюдов и упражнений

11

3

8

Педагогическое
наблюдение

Работа над репертуаром

12

-

12

Педагогическое
наблюдение

63

-

63

Педагогическое
наблюдение

114

11

103

4.1

Ритмические этюды

3

4.2

Постановка
рук
для
струнных
и
ударных
инструментов

3

1

Постановка позиции
4.3

4.4

5

6

Репетиционная
работа.
Концертная деятельность
(подготовка к конкурсам,
фестивалям, культурным
акциям,
праздничным
выступлениям)

ИТОГО:

1.3.2 Содержание учебного плана

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Тема 1.1 Вводное занятие
(1 час теории)
ТЕОРИЯ:

Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. План

объединения, цели и задачи занятий. Правила поведения на занятиях.

работы

РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 2.1 Инструментальные фонограммы («минусовки», «плэйбэки»), их особенности и
возможности
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Раскрытие слова «фонограмма». Слушание видов фонограмм. Студийные и
любительские фонограммы. Прослушивание и разбор произведения, нотного текста на
примерах плюсовых и минусовых программ.
Тема 2.2 Приёмы работы с электрогитарой
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Знакомство с видами электрогитар. Отработка действий, навыков и нюансов,
связанных с использованием инструментов.
Тема 2.3 Примеры и возможности ансамблевого исполнительства
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Знакомство с понятием «ансамбль», с типами ансамблей (вокальный,
инструментальный,

вокально-инструментальный).

Раскрытие

значимости

солиста

и

аккомпанемента. Начальное исполнение в ансамбле с применением ансамблевых нюансов.
Прослушивание и разбор примеров профессиональных ансамблей, групп и оркестров.
Разработка репертуара.
Тема 2.4 Правила охраны исполнительского аппарата
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Изучение и разбор разминочных гимнастических упражнений, влияющих на
развитие исполнительского аппарата (моторика конечностей, выносливость, гибкость,
координация) и качества звукоизвлечения, уберегающих от травм и надрывов.

Ставится

задача

использовать

такие

упражнения

самостоятельно

каждый

день.

Продолжительность и сложность зависит от возраста и уровня физического развития
обучающегося.
Тема 2.5 Звукоизвлечение. Исполнение учебно-тренировочного материала
(1 час практики)
ПРАКТИКА:

Изучение

особенностей

исполнения

на

музыкальных

инструментах.

Знакомство со сценой, расстановка и постановка на ней. Подбор развивающей музыкальной
литературы. Работа над звукоизвлечением и чистотой интонирования. Изучение и
исполнение первых штрихов. Работа над ровностью звука.
Тема 2.6 Упражнения на развитие (слуха, ритма, музыкальной памяти)
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение определённых начальных упражнений, этюдов и элементарных не
больших музыкальных произведений. Исполнение начальных упражнений на постановку
исполнительского аппарата.

РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА
Тема 3.1 Звукообразование
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Образование, звука, атака звука. Изучение начальных музыкальных штрихов.
ПРАКТИКА: Исполнение упражнений в различных штрихах с правильной аппликатурой.
Тема 3.2 Работа с микрофоном
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Правила работы с микрофоном, технические и исполнительские особенности.
Исполнение упражнений, гамм и арпеджио в различных музыкальных нюансах (piano-forte,
crescendo-diminuendo).

Тема 3.3 Работа вокального ансамбля
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение и исполнение различных упражнений и комбинаций. Многоголосье.
Тема 3.4 Разминочные упражнения
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Изучение апликатуры.
ПРАКТИКА: Отработка разминочных упражнений. Исполнение упражнений в различных
темпах в зависимости от физических данных и возраста обучаемого.
Тема 3.5 Исполнительские упражнения и этюды
( 1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение и разбор этюдов начального уровня. Подбор упражнений и этюдов
для индивидуальных занятий. Обучение в процессе исполнения.

РАЗДЕЛ 4. Музыкальные упражнения (этюды, пьесы, композиции)
Тема 4.1 Ритмические этюды
(1 час теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение этюдов для развития музыкального ритма и исполнительского аппарата.
ПРАКТИКА: Исполнение этюдов.
Тема 4.2 Постановка рук для струнных и ударных инструментов
(1 час теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение и разбор постановочных движений.
ПРАКТИКА: Выполнение постановочных движений. Развитие мышечной памяти.

Тема 4.3 Постановка позиции
(1 час теории, 7 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение физической постановки тела.
ПРАКТИКА: Просмотры концертов известных ансамблей и коллективов, подбор их позиций
и расстановок для использования в учебном помещении, а в дальнейшем на концертных
площадках.
Тема 4.4 Постановка в исполнении этюдов и упражнений
(3 часа теории, 8 часов практики)
ТЕОРИЯ: Изучение нотного материала.
ПРАКТИКА:

В

процессе

исполнения

анализируется

правильность

постановки

и

аппликатуры, что позволяет заниматься более плодотворно на индивидуальном уровне.

РАЗДЕЛ 5. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
(12 часов практики)
ПРАКТИКА: Разбор репертуара, подобранного за год. Изучение партий, анализ и отработка
нюансов.

РАЗДЕЛ 6. Репетиционная работа. Концертная деятельность (подготовка к конкурсам,
фестивалям, культурным акциям, праздничным выступлениям)
(63 часа практики)
ПРАКТИКА: Репетиции концертной программы. Работа по группам. Подбор сценического
имиджа для определенных произведений и выступлений. Работа над ошибками.

1.4 Планируемые результаты
В результате обучения в объединении в течение полного учебного года предполагается, что
обучающиеся получат нижеизложенные основные знания и умения.
Обучающиеся должны знать:
 специфику исполнительского искусства;
 начальную музыкальную грамоту;
 особенности исполнительского аппарата, инструментария, аппаратуры;
 понятия «аппликатура», «интонация», «артикуляция», «координация», «мышечная
память».
Обучающиеся должны уметь:
 исполнять произведения ритмически ровно, применять музыкальные штрихи,
нюансы, динамические оттенки;
 в процессе исполнения выражать чувства и эмоции, присущие музыкальному
произведению или номеру;
 анализировать музыкальное произведение с помощью педагога и самостоятельно.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся
по итогам освоения программы.
Личностные результаты:
 получение устойчивого понимания основ нравственного поведения и культуры
общения, развитие таких позитивных качеств, как доброта, взаимопонимание,
терпимость по отношению к окружающим;
 развитие навыков работы в команде и умения проявлять уважительное отношение ко
всем членам коллектива при осуществлении совместной творческой деятельности;
 развитие умения оценивать разноплановые жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные результаты:
 развитие навыков
основанных

на

успешного общения и
принципах

взаимодействия со сверстниками,

взаимоуважения

и

взаимопомощи,

дружбы

и

толерантности;
 формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности.
Предметные результаты:
 знания

музыкальной

грамоты

и

элементарной

теории

музыки,

инструментальной деятельности и инструментального исполнительства;

видов

 получение

навыков

правильного

подбора

аппликатуры,

проведения

анализа

произведения, построения музыкальной фразировки, контроля за метро-ритмом в
различных темпах, музыкальной игры отдельных связок и фраз из произведений без
сопровождения, непринуждённой музыкальной игры в различных темпах, штрихах,
нюансах и динамике.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
2.1.1 Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
 учебный репетиционный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и
противопожарным требованиям;
 ноутбук;
 музыкальные инструменты и девайсы к ним (акустические и электрогитары,
клавишные и ударные инструменты );
 звуковое оборудование и комплектующие;
 учебная мебель.
Информационное обеспечение:
 учебная литература;
 папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
 наглядные обучающие пособия;
 интернет.
Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Клуб
школа рока» обеспечивается педагогом, имеющим высшее и среднее профессиональное
образование, соответсвующее музыкально-исполнительской направленности, отвечающее
квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках или
профессиональных стандартах.
Педагогический стаж – 16 лет. Общий стаж – 23 года.

2.1.2 Методическое обеспечение программы
Учебно-методические пособия по обучению игры на ударных инструментах:
 Вахромеев В. «Элементарная теория музыки» – М.: Музыка, 2000;
 Макиевский С. «Техника игры на ударной установке» (2 части) - Киев, 1989;
 Кизант Г. «Техника игры на ударных инструментах» - Киев, 1986;
 Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум,2007;
 видеотека концертных выступлений лучших отечественных и зарубежных ансамблей
барабанщиков и мажореток;
 наглядные пособия: плакаты, схемы.
Дидактические материалы:
 раздаточные материалы;
 схемы;
 видеозаписи исполнительских номеров;
 вспомогательная литература;
 папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
Раздаточный материал:
 нотный материал;
 история и конструктивные особенности ударных инструментов;
 памятки с методическими указаниями и советами по развитию техники игры на
инструментах;
 памятка по музыкальной терминологии;
 нотный материал: упражнения, этюды, произведения популярных композиторов,
авторские обработки пьес и номеров.
2.2 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 мониторинг обучающихся;
 фото и видео;
 журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 фестивали, конкурсы, концерты;
 открытые занятия;
 отчётные концерты;
 мастер-классы.
2.3 Методические материалы
Методы обучения:
Реализация программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и
средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях,
соответствующих принципам и целям.
Методы

Приёмы

Наглядно-слуховой

Исполнение произведений педагогом, просмотр аудиоматериалов

Наглядно-зрительный

Показ исполнительских номеров, отдельных элементов движений

Словесный

Образный рассказ о новом номере, постановке, выступлении

Метод упражнений

Многократное повторение. Применяется не только при усвоении
музыкально-ритмических навыков, но и при самостоятельных
действиях и выполнении обучающимися творческих заданий

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога. Даёт возможность
обучающимся искать различные варианты игры при исполнении
музыкального произведения самостоятельно, а не только по показу
педагога

2.4 Календарно-тематический план
№

Дата
провед
ения

Тема
занятия

заняти
я

Колво
часо
в

Вид
занятия

Форма
занятия

Вид и
форма
монитори
нга

Методиче
ское
обеспечен
ие

Планируе
мые
образоват
ельные
результат
ы
(предметн
ые по
каждому
занятию)

I.
1

01.09.

Инструктаж
по технике
безопасност
и на
занятиях.
Вводное
занятие.

2

Лекция

т

2

02.09.

Прослушива
ние
музыкальног
о материала.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Фонограм
мы
Владеть
песен.
умением
анализиро
вать муз.
Материал
.

3

05.09.

Изучение
нотной
грамоты.

1

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособие
Элемента
рной
Теории
Музыки.

Понимать
нотную
грамоту.

Комбиниро
ванное
занятие

Инструкц
ии,
пособия.

-

4

08.09.

Изучение
нотной
грамоты.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособие
ЭТМ.

Понимать
нотную
грамоту.

5

09.09.

Изучение
нотной
грамоты.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособие
ЭТМ.

Понимать
нотную
грамоту.

6

12.09.

Упражнения
на
постановку
голоса.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборник
упражнен
ий.

Понимать
нотную
грамоту.

7

15.09.

Упражнения
на
координаци
ю.

2

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий
ельским
аппарато
м.

8

16.09.

Изучение
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

9

19.09

Изучение
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

10

22.09.

Упражнения
на
постановку
голоса.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

11

23.09.

Изучение
нот и
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

12

26.09.

Изучение
нот и
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

13

29.09.

Изучение
нот и
упражнений.

2

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

14

30.09.

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

15

03.10.

Ознакомлен
ие с
гаммами и
тональностя
ми.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
и пособия ЭТМ.
ЭТМ.

16

06.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

17

07.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

18

10.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

19

13.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

20

14.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

21

17.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

22

20.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

23

21.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

24

24.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

25

27.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

26

28.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

27

31.10.

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

28

03.11.

Теоретическ
ое занятие
по ЭТМ.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

29

07.11.

Изучение
композиции.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал.

Владеть
навыками
исполнен
ия.

30

10.11.

Репетиционн
ый процесс.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал

Владеть
навыками
исполнен
ия.

31

11.11.

Мелодическ
ий разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а.

Владеть
навыками
исполнен
ия.

32

14.11.

Тональный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

33

17.11.

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

34

18.11.

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Занятие
репетиция

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

35

21.11.

Вокальный
разбор
произведени
я.

1

Занятие
репетиция

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

36

24.11.

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

37

25.11.

Изучение
гамм и
арпеджио.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Сборники Владеть
ое
ЭТМ и
музыкаль
наблюден Сольфедж ной
ие
ио
грамотой
и
интонаци
ей.

38

28.11.

Закрепление
пройденного
материала.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия и
музыкаль
ной
грамотой.

39

01.12

Репетиционн
ый процесс.

2

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио,
видео,
музыкаль
ный
материал

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

40

02.12

Теоретическ
ое занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
сольфедж слуховым
ио.
анализом,
интонаци
ей.

41

05.12

Игра на
малом
барабане.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

42

08.12

Игра на томтомах.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

43

09.12

Игра на
ритм и соло
гитаре.
(Ансамбль)

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

44

12.12

Изучение
этюдов.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

45

15.12

Изучение
ритмической
основы
произведени
й.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

46

16.12

Интерпретац
ия триолей.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

47

19.12

Интерпретац
ия дуолей.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

48

22.12

Интерпретац
ия
квартолей.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

49

23.12

Интерпретац
ия
квинтолей

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

50

26.12

Интерпретац
ия секстолей

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

51

29.12

Интерпретац
ия септолей

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

52

30.12

Зачетный
контрольны
й урок.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

53

09.01

Изучение
аппликатуры
.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Методиче Владеть
ские
исполнит
пособия ельским
аппарато
м.

54

12.01

Изучение
аппликатуры

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Методиче Владеть
ские
исполнит
пособия ельским
аппарато
м.

55

13.01

Теоретическ
ое занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Методиче Владеть
ские
ЭТМ.
пособия

56

16.01

Изучение
композиции.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.

Владеть
анализом
муз.
произведе
ния.
Исполнит
ельской
виртуозно
стью.

57

19.01

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.

Владеть
навыками
исполнен
ия.

58

20.01

Изучение
партий
композиции.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.

Владеть
навыками
исполнен
ия
и
инструме
нтального
разбора.

59

23.01

Изучение
гаммы.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Сборники Владеть
ое
ЭТМ и
музыкаль
наблюден Сольфедж ным
ие
ио.
слухом и
ЭТМ.

60

26.01

Изучение
гаммы.
(штрихи)

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Сборники Владеть
ое
ЭТМ и
музыкаль
наблюден Сольфедж ным
ие
ио.
слухом и
ЭТМ.

61

27.01

Интерпретац
ия «рифов»
в рок музыке

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Видео
школа.
Нотная
литератур
а.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом
технологи
ей.

62

30.01

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
ЭТМ.
Методиче
ское
обеспечен
ие.

Владеть
ЭТМ,
навыками
исполнен
ия
и
разбора
произведе
ний.

63

02.02

Интерпретац
ия «рифов»
в рок
музыки.
(Ансамбль)

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.

64

03.02

Гармоничес
кое и
ритмическое
построение.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.

65

06.02

Игра на бас
гитаре и
ударной
установке.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.

66

09.02

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

67

10.02

Постановка
многоголось
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

68

13.02

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

69

16.02

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

70

17.02

Изучение
эстрадных
ритмов.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

71

20.02

Исполнений
эстрадных
ритмов и
гармоний.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

72

27.02

Исполнений
эстрадных
ритмов и
гармоний.
(Ансамбль)

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

73

28.02

Теоритическ
ое занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ,
сборники
сольфедж
ио.

Знание
теории
музыки.

74

02.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

75

03.03

Изучение
тональности
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.

76

06.03

Изучение
арпеджио.
Ми минор.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

77

09.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

78

10.03

Музыкальны
й анализ
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.

79

13.03

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.

80

16.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

81

17.03

Разбор
тональности
ля минор.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

82

20.03

Арпеджио в
тональности
ля минор.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

83

23.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

84

24.03

Разложение
голосов
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

85

27.03

Разбор
гитарных
партий
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Школы и
ое
пособия
наблюден по игре на
ие
гитаре.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

86

30.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

87

31.03

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
и
сборники
ЭТМ и
сольфедж
ио.

Владение
ЭТМ.

88

03.04

Изучение
гимнастичес
ких
упражнений,
для развитие
исполнитель
ского
аппарата.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Развитие
и видео игрового
школы.
аппарата.

89

06.04

Исполнение
этюдов.
Репетиционн
ый процесс.

2

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
этюдов.
Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

90

07.04

Изучение
хроматическ
их гамм. На
струнных
инструмента
х.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владение
этюдов. техникой
исполнен
ия.

91

10.04

Изучение
латинских
ритмов.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

92

13.04

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

93

14.04

Исполнение
гамм в
штрихах.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

94

17.04

Исполнение
гамм в
штрихах.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

95

20.04

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

96

21.04

Работа над
звукоизвлечением
.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

97

24.04

Работа над
звукоизвлечением
.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

98

27.04

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

99

28.04

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

10
0

04.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
1

05.05

Разбор и
анализ
произведени
я.

1

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.
Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ
и
анализом.

10
2

11.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
3

12.05

Голосовой
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
4

15.05

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
5

18.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
6

19.05

Разложение
голосов
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.
Сборники
сольфедж
ио.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
7

22.05

Разбор
гитарных
партий
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.
Гитарные
школы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
8

25.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
9

26.05

Работа над
ошибками
пройденных
произведени
й.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

11
0

29.05

Анализ
пройденных
произведени
й.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.

11
1

30.05

Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.

11
2

31.05

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Техничес
кая
документ
ация.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом
и
анализом
произведе
ний.
Умение
обращать
ся
с
звуковой
аппаратур
ой
и
инструме
нтарием.

2.5 Формы организации
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
 беседа (получение нового материала);
 самостоятельная деятельность (обучающиеся выполняют индивидуальные задания в
течение части одного занятия или одного-двух полноценных занятий);
 просмотр видеоматериалов, презентаций;
 занятие-презентация, занятие-игра, занятие-концерт.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и
выбираться с учетом определённой темы.
Педагогические технологии:
 технология индивидуализации обучения;
 технология группового обучения;

 технология коллективного взаимообучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология разноуровневого обучения;
 технология развивающего обучения;
 технология проблемного обучения;
 технология проектной деятельности;
 технология игровой деятельности;
 коммуникативная технология обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
Блоки

Этапы

Задачи этапа

Этап учебного

Содержание

занятия
Подготовитель

1

деятельности

Организационный

ный

Подготовка

детей

к Организация

работе на занятии

начала

занятия,

создание

психологического
настроя

на

учебную

деятельность,
активизация внимания
2

Проверочный

Установление

Проверка

правильности

и задания

осознанности

домашнего
(творческого,

практического),

выполнения домашнего проверка
задания (если таковое знаний
было),
пробелов

усвоения
предыдущего

выявление занятия
и

их

коррекция
Основной

3

Подготовительны
й (подготовка

Обеспечение мотивации Сообщение

темы

и

к и принятия детьми цели цели учебного занятия,

новому

учебно-познавательной

мотивация

содержанию)

деятельности

деятельности

учебной

(например,
эвристический вопрос,

познавательная задача,
проблемное задание)
4

Усвоение

новых Обеспечение

Использование заданий

знаний и способов восприятия,
действий

и

осмысления

вопросов,

которые

и активизируют

первичного

познавательную

запоминания связей и деятельность
отношений в объекте обучающихся
изучения
5

Первичная

Установление

проверка

правильности

понимания

осознанности усвоения которые сочетаются с

изученного

нового
материала,

Применение

пробных

и практических заданий,
учебного объяснением
выявление соответствующих

ошибочных

или правил

или

спорных представлений обоснованием
и их коррекция
6

Закрепление

Обеспечение

усвоения Применение

новых знаний и новых знаний, способов тренировочных,
способов
действий,

действий

и

их репетиционных

их применения

упражнений и заданий,

применение

выполняющихся
обучающимися
самостоятельно

7

Обобщение

и Формирование

Использование бесед и

систематизация

целостного

практическая отработка

знаний

представления

знаний

по теме
8

Контрольный

Выявление качества и Использование
уровня

овладения тестовых

знаниями,

заданий,

устного (письменного)

самоконтроль

и опроса, а также заданий

коррекция

и различного

знаний

уровня

способов действий

сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ

и

оценка Педагог

совместно

успешности

обучающимися

достижения

цели, подводит итог занятия

с

определение
перспективы
последующей работы
10

Рефлексивный

Мобилизация

Самостоятельная

обучающихся

на оценка обучающимися

самооценку

своей
работоспособности,
результативности,
психологического
состояния,

причин

некачественной работы,
содержания

и

полезности

учебной

работы
11

Информационный

Обеспечение
понимания

Информация

цели, содержании и конечном

содержания домашнего результате
задания
имеется),

о

(если

домашнего

оно задания, инструктаж по
логики выполнению,

дальнейшего занятия

определение места

и

роли данного задания в
системе последующих
занятий

2.6 Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Гин А. «Приемы педагогической техники» – М.: Вита Пресс, 2001.
2. Журналы «Молодежная эстрада».
3. Кизант Г. «Техника игры на ударных инструментах» - Киев, 1986.
4. Макиевский С. «Техника игры на ударной установке» (2 части) - Киев, 1989.
5. «Наполним музыкой сердца» - М.: Советский композитор, 1982.
6. «Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Факультативные курсы.
История джаза и популярной музыки» - М.: Просвещение, 1992.
7. «Социальная психология» - М.: Просвещение, 1987.
8. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса
воспитания в школе» – М.: АПК и ПРО, 2003.
9. Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум, 2000.
10. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» - М., 2000.
11. Ветров С. «Сборник упражнений и этюдов для малого барабана» - М.: Серебряные
нити, 2002.
12. Чулюкин А. «Сборник ритмических упражнений для малого барабана» - Спб.:
«Гармония», 2007.
13. Егорова Т., Штейман В., «Хрестоматия для ксилофона и малого барабана» - М.:
«Музыка», 1986.
14. Гришин В. «Хрестоматия ансамблевой игры на ударных инструментах» - Серебряные
нити, 2001.
15. Иванов А. «Альбом начинающего ударника ансамблиста. Часть 1» - Спб.:
«Гармония», 2004.
16. Иванов А. «Альбом начинающего ударника ансамблиста. Часть 2» - Спб.:
«Гармония», 2004.
17. Суетин К. «Ансамбли для ударных инструментов» - Спб.: «Композитор», 2009.
18. Ахунов Е. «Этюды для малого барабана» - М.: «Музыка», 1983.

Список литературы для обучающихся:
1. Журналы «Молодежная эстрада».
2. Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум, 2007.
3. «Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Факультативные
курсы».
4. «История джаза и популярной музыки» - М.: Просвещение, 1992.
5. Журнал «Музыка в школе».
6. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки» – М.: Музыка, 2000.
7. Егорова Т., Штейман В., «Ритмические упражнения» - М.: «Музыка», 1994.
8. Юдин А. «15 пьес для перкуссии и фортепиано» - М.: «Технопечать».

Интернет-ресурсы:
1. ВКМ Online - Всемирная команда музыкантов. Режим доступа - http.//vkmoline.com/
2. Журнал "Педагогический мир". Режим доступа - http.//pedmir.ru/
3. Издательство детских образовательных программ "ВЕСТЬ-ТДА". Режим доступа www.vest-tda.ru

Приложение №1

Мониторинг образовательного уровня обучающихся
Низкий уровень
Обучающий имеет слабые музыкально-эстетические представления: с трудом вспоминает
мелодии, отказывается играть индивидуально. Неправильно (или частично) интонирует
мелодии, ритм. Не проявляет интереса к игре или пению, в повседневной жизни почти не
музицирует и не поет.
Средний уровень
Обучающийся исполняет правильно многие произведения и песни, в достаточной мере
владеет исполнительскими навыками, но испытывает трудности в чистоте исполнения
мелодий и передаче ритмических особенностей. Затрудняется самостоятельно исполнять
произведения без поддержки педагога, других обучающихся и фонограммы. Любит петь и
играть вне занятий, но исполняет мелодию зачастую неверно.
Высокий уровень
Обучающийся исполняет произведения естественно, непринуждённо, точно интонирует и
придерживается ритмических фигур, правильно ведет фразировку, соблюдает правила
музыкальной грамоты, с удовольствием занимается самостоятельно.
№
п/п

ФИ обучающегося

Образовательный уровень
Низкий

Средний

Высокий

(оценка 3)

(оценка 4)

(оценка 5)

Приложение №2
Тестирование обучающихся
«Диагностика музыкального слуха, музыкального ритма, голосовой интонации»
"Ритмическая проверка"
Цель: выявить степень развития чувства ритма, способность определять количество звуков в
такте, размер, сильные и слабые доли, акценты.
Педагог с помощью рук или инструмента исполняет ритмический рисунок. Сложность и
длительность

рисунка

определяется

уровнем

обучающихся.

Для

каждой

группы

обучающихся исполняется 3-5 ритмических рисунков. Тестируемые должны повторить ритм,
более старшие группы 3, 4, 5 годов обучения проводят ритмический анализ.
Критерии оценки:
 низкий уровень – обучаемые плохо понимают ритмические движения, имеют
проблемы с координацией и мышечной памятью;
 средний уровень – обучаемые повторяют ритм, но имеют проблемы с ровностью
исполнения;
 высокий уровень – обучаемые исполняют ритмические рисунки довольно ровно,
умеют анализировать характеристики ритма. У них хорошо развита музыкальная
память.

"Мелодическая проверка"
Цель: определить уровень развития индивидуального слуха и интонации.
Педагог исполняет отрывок музыкального произведения на инструменте или воспроизводит
с помощью аппаратуры. Сложность произведения зависит от уровня группы. Так, для
начальных групп 1-2 года обучения берутся песни и мелодии не сложного уровня, для
обучающихся старших групп подбираются многоголосные темы с аккомпанементом. Задача
обучающихся - узнать музыкальное произведение, определить место отрывка, провести
анализ. Обучающимся старших групп предлагается подобрать на слух партии прозвучавшего
отрывка на своих инструментах и интонировать мелодии голосом.

Критерии оценки:
 низкий уровень – слабое понимание мелодии и интонации, невозможность
самостоятельно подобрать мотив на инструменте;
 средний уровень – понимание и знание музыкального произведения, но слабый
подбор мелодии и голосов на инструменте, плавающая интонация;
 высокий уровень – инструментальный подбор отрывка без значимых ошибок, ровная
интонация и ритм, знание музыкального произведения и его анализ.

«Музыкальный диктант»
Цель: Выявить уровень музыкальной грамотности, нотного письма, применения знаний
элементарной теории музыки, самостоятельности в работе.
Педагог проводит настройку инструмента в тональности, в которой будет проходить
диктант. Для обучаемых 4 и 5 годов обучения настройка не проводится. Проигрывается
мелодия на фортепиано:
 1 год обучения – не сложная мелодия (1 голос, простой ритм и размер). В первом
полугодии тональность C-der, во втором a-moll. Мелодия проигрывается 5 раз - 3 раза
медленно и 2 раза в темпе произведения;
 2 год обучения – не сложная мелодия (простой ритм и размер). Тональности G-der и emoll. Мелодия проигрывается 5 раз - 2 раза медленно и 3 раза в темпе произведения;
 3 год обучения – одноголосная мелодия в трехдольном размере. Тональности
подбираются на усмотрение педагога до двух знаков. Мелодия проигрывается 4 раза –
2 раза в медленном темпе и 2 раза в темпе произведения;
 4 год обучения – двухголосный отрывок из музыкального произведения. Тональности
подбираются на усмотрение педагога от трех знаков при ключе. Мелодия
проигрывается 3 раза - один раз медленно и 2 раза в темпе произведения;
 5 год обучения – многоголосный отрывок из музыкального произведения.
Тональности от трех знаков при ключе, либо тональности из репертуарных
произведений. Мелодия проигрывается 3 раза - медленно и в темпе произведения.
Задача обучающихся процессе прослушивания записать мелодию в нотах и исполнить на
своем инструменте, определить размер длительности нот и тональность. Ученики старших

групп определяют, записывают и исполняют нюансы, динамические характеристики, а также
мелизматику и штрихи.
Критерии оценки:
 низкий уровень – ошибки при записи нотного текста;
 средний уровень – правильность написания нотного текста, но отсутствие записи
нюансов, мелизматики, не правильность штрихов;
 высокий уровень – точность в написании нотного материала до завершения
прослушивания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».