«Арт-клуб»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования
Центр детей и молодежи

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Арт-клуб»
Возраст обучающихся: 5-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Попова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2025г.

Программа «Арт-клуб» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской



















Федерации» (далее - ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».

 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства















просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с
изм. от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).

1. Общая характеристика дополнительной
общеразвивающей программы

общеобразовательной

1.1. Пояснительная записка
1.1.1.
Направленность
(профиль)
общеразвивающей
программы. Программа «Арт-клуб» имеет художественную направленность.
По уровню освоения является стартовой, по форме обучения – очная, по
степени авторства – модифицированная. Она развивает творческие
способности детей, удовлетворяя их индивидуальные потребности в
эстетическом развитии через активный контакт с красотой графической формы
и создание уникальных изделий в области моделирования и рукоделия.
1.1.2. Актуальность программы. Актуальность программы «Арт-клуб»
обусловлена следующими факторами:


Программа отражает общую тенденцию к возрождению искусства
рукоделия и каллиграфии.



Занятия формируют практические навыки, активность в воспитании
художественного вкуса.



Программа позволяет учащимся погрузиться в мир природы, народного
искусства и древние рукописные традиции, что помогает осознать
личную связь с духовными ценностями.



Способствует интеллектуальному и духовному воспитанию личности,
социально-культурному и профессиональному самоопределению,
развитию познавательной активности и творческой самореализации.



Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики обеих рук, что
способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного
мозга и повышает общий умственный потенциал ребенка.



Занятия воспитывают усидчивость,
самостоятельность.



Программа способствует формированию правильной осанки и условий
для сохранения зрения и предупреждения усталости.



Способствует снятию стрессового состояния, успокоению нервной
системы, нормализации состояния гиперактивных детей, помощи в
структурировании мыслей и ощущений.



Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у
детей мотивации к познанию и творчеству, обучении ориентироваться в
окружающем мире и реализовываться в творческой деятельности, а

терпение,

аккуратность

и

также в раскрытии творческого потенциала личности и побуждении к
достижению поставленных целей в обучении.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы является то, что значительную её часть
составляет практическая деятельность воспитанников. Она предоставляет
каждому ребенку возможность попробовать свои силы в разных видах
декоративно-прикладного
творчества,
включая
каллиграфию
и
моделирование, выбрать приоритетное направление и максимально
реализовать себя в нем. Это способствует выполнению проектов по
совмещению техник и материалов, расширяя границы возможностей
воспитанников, и сплачивая коллектив. Новизна программы заключается в
показе развивающих функций декоративно-прикладного искусства России,
способствуя психически устойчивому гармоничному развитию личности
через приобщение к народным традициям. Программа использует различные
каллиграфические инструменты (например, остроконечное перо, Brush Pen,
кисть), что позволяет расширить кругозор воспитанников и освоить разные
техники письма. Действенным приёмом является исправление ошибок письма,
что позволяет сформировать у воспитанников психологическую позитивномотивационную устойчивость к возможным неудачам. Обучение носит
продуктивный характер.
1.1.4. Адресат общеразвивающей программы
Программа адресована школьникам в возрасте от 5 до 14 лет, желающим
заниматься декоративно-прикладным творчеством и каллиграфией.
Комплектование групп проводится с учетом возраста детей и желания
родителей, состав группы не более 15 человек. При организации учебнопознавательного и творческого процессов учитываются возрастные
особенности воспитанников и разновозрастной состав группы. Потребность
детей в общении реализуется при выполнении коллективных работ, где
воспитывается коммуникативная культура. Для реализации личностного
подхода используется дифференцированное обучение, предлагая работы
различной степени сложности, включая опережающее обучение и упрощение
заданий для медленно работающих детей. Создание ситуации успеха для
каждого ребенка является одним из главных принципов деятельности кружка.
Требования к уровню первичной компетентности воспитанников и наличию
учебных материалов не предъявляются. Для детей 5-7 лет в рамках данной
программы необходимо будет особенно тщательно адаптировать задания,
обеспечивать более частую помощь педагога и фокусироваться на базовых,
упрощенных приемах, развивающих мелкую моторику и первичные навыки
работы с материалами. Занятия художественно-творческой деятельностью
очень интересны для дошкольников, так как удовлетворяют их потребность в

продуктивной деятельности и выражении своего отношения к окружающему
миру. Для детей 8-14 лет предусмотрено более глубокое освоение техник,
самостоятельность в работе и выполнение более сложных проектов, а также
использование более разнообразных и тонких инструментов.
1.1.5. Объём и срок освоения программы Программа «Арт-клуб» рассчитана
на 1 год обучения. Общий объем программы: 76 учебных часов в год.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: Очная.
Режим занятий: Программа рассчитана на 76 часов, продолжительность 2
академических часа в неделю. Это может быть одно занятие на 2
академических часа или два занятия по 1 академическому часу (30 минут
каждое), с перерывами по 10 минут каждый час занятий. Занятия проводятся
38 учебных недель. Комплектование групп: Состав групп постоянный, не
более 15 человек.
Организационно-педагогические условия: Учебные темы взаимосвязаны и
реализуются последовательно. Деятельность воспитанников организуется с
разной степенью самостоятельности: на репродуктивном уровне
(воспроизведение полученных знаний и навыков) и на поисковоисследовательском уровне (принятие самостоятельных творческих решений,
соответственно собственному опыту и вкусу). Организация групповых
занятий формирует дружеские, доброжелательные отношения, учит
сплочению детей и стимулирует взаимопомощь. Воспитательным моментом
является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и
близким. Участие в выставках позволяет воспитывать коммуникабельность и
умение презентовать себя.
1.1.7. Формы реализации программы Традиционная модель.
1.2. Цель программы:
Формирование и развитие креативных способностей детей путем
экспериментирования с различными материалами и нетрадиционными
техниками, а также содействие формированию устойчивого навыка написания
каллиграфических текстов различной сложности. Обеспечение условий
для творческой активности и самореализации личности учащихся.

1.3. Задачи программы:
Обучающие:


Познакомить воспитанников
с
историей
и
современными
направлениями декоративно-прикладного творчества, а также с
историей развития культуры письменности в России.



Научить владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, включая правила работы с
каллиграфическими инструментами (остроконечное перо, кисти) и
ручными швами.



Обучить технологиям разных видов рукоделия (шитье, моделирование
одежды, аппликация, плетение) и написания каллиграфических текстов,
цифр и знаков.



Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства, а также с
принципами размещения текста на листе.



Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм и графической
пластики.



Ознакомление с миром труда взрослых.

Развивающие:


Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка,
фантазию,
наблюдательность,
а
также
навыки
овладения
каллиграфическим письмом.



Развивать образное
и
пространственное
мышление,
память,
воображение, внимание, мелкую моторику рук, глазомер и оптическую
точность.



Развивать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры.



Формировать эстетическое
восприятие
окружающего
мира,
художественный вкус и умение ценить красоту графической формы.



Способствовать снятию психоэмоционального и
напряжения, формировать уверенность в себе и
мотивационную устойчивость к возможным неудачам.



Развивать способность координировать свои
выполнять сложные манипуляционные движения.

мышечного
позитивно-

действия,

точнее

Воспитательные:


Приобщить воспитанников к системе культурных ценностей,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях,
а также к древним рукописным традициям.



Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.



Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей, а
также воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность,
целеустремленность, ответственность, дисциплинированность.



Воспитывать заботливое отношение к близким.



Воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.



Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру.

1.4. Планируемые результаты
По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы:
1.4.1. Личностные


Интерес к новым видам прикладного творчества (каллиграфии,
моделированию одежды), к новым способам самовыражения.



Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.



Выраженная познавательная мотивация.



Дисциплинированность, усидчивость и трудолюбие.



Эстетическое развитие, умение ценить красоту графической формы.



Приобщение к ценностям культуры через знакомство с народными
промыслами и древними рукописными традициями.



Формирование мышления о знаках и их смыслах, о форме и содержании,
о роли буквы и письма в жизни человека.



Волевые качества (настойчивость, терпеливость, последовательность).

1.4.2. Метапредметные


Планирование своих действий, осуществление итогового и пошагового
контроля.



Адекватно воспринимать оценку учителя.



Проявлять познавательную инициативу, самостоятельно находить
варианты решения творческой задачи.



Развитие
оптической
точности
пространственного видения.



Развитие внимания, наблюдательности, способности к самоконтролю и
самооценке своих работ.



Осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы, ресурсов библиотек и сети Интернет.



Анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез,
проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждения.



Владение монологической и диалогической формой речи.



Овладеть способностью координировать свои действия и выполнять
сложные манипуляционные движения.



Сформировать
психологическую
позитивно-мотивационную
устойчивость к возможным неудачам в процессе письма.



Структурировать мысли и ощущения в процессе работы.

(глазомер)

и

трехмерного

1.4.3. Предметные результаты
По итогам освоения программы воспитанники должны знать:


Виды декоративно-прикладного творчества (каллиграфия, лоскутная
пластика, вышивание, моделирование одежды, бумагопластика,
плетение), историю ремесел и рукоделий, народные художественные
промыслы России и родного края, а также историю развития культуры
письменности в России.



Названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда,
материалов, их элементарные свойства, использование, применение и
доступные
способы
обработки,
включая
каллиграфические
инструменты (перья, кисти, тушь).



Правила организации рабочего места и правила безопасности труда и
личной гигиены при работе с различными материалами и
инструментами.



Технологические приемы и термины: «эскиз», «схема», «ритм», «узор»,
«мотив», «крепление», «шов», «стежок», «выкройка», а также
каллиграфические термины и правила гармонизации текста.



«Теплая» и «холодная» цветовая гамма, сближенные и контрастные
цвета, цветовые сочетания.



Особенности написания строчных и заглавных букв, цифр и знаков
остроконечным пером.



Методы и приёмы украшения букв и текста.

По итогам освоения программы обучающиеся должны уметь:


Правильно организовывать свое рабочее место и пользоваться
инструментами
ручного
труда,
включая
каллиграфические
инструменты.



Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.



Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя
знания, умения и навыки, полученные на занятиях, как в декоративноприкладном творчестве, так и в каллиграфии.



Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь, проявлять
самостоятельность.



Выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом
(бумага, природные материалы, нитки, ткань, пластилин, фольга и т.д.).



Составлять рисунок по эскизу, находить новые способы для
художественного изображения, а также размещать текст на листе,
гармонично выстраивать все элементы текста.



Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности, понимать и создавать художественные образы с
применением разнообразных материалов.



Понимать, читать,
обозначениями.



Составлять цветовую гамму для изделия.



Добиваться в работе аккуратности и завершенности.



Выполнять специальные упражнения для подготовки руки к письму.

составлять

схемы,

пользоваться

условными



Писать строчные и заглавные буквы, цифры и знаки остроконечным
пером (для старшей группы), а также базовые элементы и простые буквы
карандашом/фломастером (для младшей группы) в соответствии с
правилами каллиграфии, соединять их в слова и словосочетания.



Оценивать рукописный текст на степень гармоничности и соответствия
правилам каллиграфии.



Применять базовые приёмы украшения букв и текстов.



Использовать ручные швы, крой и пошив при изготовлении изделий и
одежды для кукол.

По итогам освоения программы воспитанники должны владеть:


Навыками работы с бумагой, природными материалами, нитками,
тканью, фольгой, пластиком и другими бросовыми материалами в
различных техниках (плетение, аппликация, шитье, моделирование).



Навыками написания каллиграфических текстов остроконечным
пером (для старшей группы) и базовых каллиграфических элементов
(для младшей группы).



Теоретическими знаниями в области
каллиграфии.



Информационной, предметной, социальной, коммуникативной
общекультурной компетенциями, а также способностью
самосовершенствованию.

русской письменности и

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
Учебно-тематический план (76 часов)
№
п/п

Название
разделов, тем

1.

Вводное занятие.
«Привет, Артклуб!»

Общее
Форма
количество Теория Практика промежуточной
часов
аттестации
2ч

1ч

1ч

Собеседование

и
к

2.

Раздел 1.
Каллиграфия:
Буква к букве и
элементы

22 ч

7ч

15 ч

Практическая
работа

2.1.

Подготовка к
письму. Базовые
правила.

6ч

2ч

4ч

Собеседование

2.2.

Специальные
упражнения для
руки.

6ч

1ч

5ч

Практическая
работа

Строчные,
2.3. заглавные буквы,
цифры и знаки.

10 ч

4ч

6ч

Практическая
работа

Раздел 2. Город
3. ниток: Игрушки и
композиции

10 ч

3ч

7ч

Практическая
работа

Раздел 3. Омут
плетения: Узлы и
фенечки

8ч

2ч

6ч

Практическая
работа

Раздел 4. Город
5. Иголочки: Шитье
и вышивка

22 ч

6ч

16 ч

Защита проектов

Раздел 5.
Моделирование
6.
одежды: Дизайн и
крой для кукол

12 ч

3ч

9ч

Презентация
работ
Защита проектов,
выставка лучших
работ

4.

7.

Итоговое занятие

2ч

1ч

1ч

ИТОГО

76 ч.

23 ч

53 ч

Содержание программы


Вводное занятие. «Привет, Арт-клуб!» (2 ч: 1 т, 1 п)

Теоретические сведения: Знакомство с группой. Основные
материалы и инструменты в декоративно-прикладном творчестве и
каллиграфии. Правила безопасности и личной гигиены. Цели и задачи
кружка.
o

Практическая работа: Рисование Страны Фантазеров (идеи
оформления уголка кружковцев, эмблемы кружка). Проба пера (для старших)
и первых линий (для всех).
o



Раздел 1. «Каллиграфия: Буква к букве и элементы» (22 ч: 7 т, 15 п)
Тема 2.1. Подготовка к письму. Базовые правила письма. (6 ч:

o

2 т, 4 п)
Теория: Оборудование рабочего места. Посадка за столом и
положение рук. Правила ухода за пишущими принадлежностями. Разметка
строки (для старших). Основные термины каллиграфии. Значение
каллиграфии для развития личности (в доступной форме для младших).


Практика: Особенности письма стальным остроконечным
пером (для старших), карандашом/фломастером (для младших). Проба пера.
Произвольное письмо.


Тема 2.2. Специальные упражнения для подготовки руки. (6 ч:

o

1 т, 5 п)
Теория: Необходимость написания отдельных элементов.
Биомеханика письма как важная составляющая мышечной памяти человека.


Практика: Отработка отдельных специальных элементов
(тонких и жирных линий, овалов, выносных элементов). Пальчиковая
гимнастика для всех.


Тема 2.3. Строчные, заглавные буквы, цифры и знаки. (10 ч: 4

o

т, 6 п)
Теория: Особенности написания строчных и заглавных букв,
цифр и знаков. Понятие закрытых и открытых букв (для старших). Различные
варианты соединений (для старших). Нажимы и завершение написания.


Практика: Написание строчных и заглавных букв, цифр и
знаков (упрощенные формы для младших, по правилам каллиграфии для
старших). Соединения букв в слова.




Раздел 2. «Город ниток: Игрушки и композиции» (10 ч: 3 т, 7 п)

Теория: Беседа «Из чего и как делают нитки?». Виды ниток
(хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Простой узел «калач». Беседа о народной игрушке (тряпичной). Куклы из ниток. Помпоны
и кисточки из ниток. Беседа «Что такое ниткопись?» (на доступном уровне
для младших).
o

Практика: Изготовление гусеницы из мотка ниток. Изготовление
куклы из ниток. Плоскостная композиция из ниток на бархатной бумаге.
Игрушки из помпонов.
o



Раздел 3. «Омут плетения: Узлы и фенечки» (8 ч: 2 т, 6 п)

Теория: Беседа о различных видах плетения (макраме, ткачество).
Основные материалы и инструменты для плетения косичек. Беседа о
плетении узлами (макраме). Двойной плоский узел, шамбала, фенечки,
кумихимо (адаптировано по сложности для возраста).
o

Практика: Плетение закладки-косички в 3-4-5 пряди. Плетение
спиральной цепочки, цепочки «змейка». Шамбала (упрощенные для
младших). Фенечки (упрощенные для младших). Декоративный шнур –
кумихимо (для старших).
o



Раздел 4. «Город Иголочки: Шитье и вышивка» (22 ч: 6 т, 16 п)

Теория: Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Беседа «Как
ткани ткут и нити прядут». Объемные розочки из капроновых и атласных лент
(простейшие для младших). Знакомство с изонитью (базовые элементы).
Понятия «шов» и «стежок», ручные швы. Правила кроя. Понятие «выкройка».
Беседа о куклах и кукольном театре, пальчиковые куклы. Беседа «Как делают
мягкие игрушки». Виды мягких игрушек (плоскостные, полуобъемные).
Правила набивки. Виды вышивки, история вышивки (в доступной форме).
o

Практика: Клеевая аппликация из лоскутков. Поздравительная
открытка «Изонить» (простые узоры для младших, более сложные для
старших). Выполнение образцов ручных швов (базовые для всех, более
сложные для старших). Изготовление игольницы, грелки на чайник (фетр).
Изготовление пальчиковых кукол. Полуобъемная мягкая игрушка. Закладка с
вышитым узором (простыми швами для младших, крестиком/лентами для
старших). Вышитая миниатюра.
o

Раздел 5. «Моделирование одежды: Дизайн и крой для кукол» (12 ч:
3 т, 9 п)


Теория: Беседа «Какая бывает одежда». Основы дизайна одежды,
эскиз. Использование ручных швов при изготовлении одежды. Одежда для
кукол. Особенности раскроя и пошива (адаптировано для возраста).
o

Практика: Моделирование одежды (базовые принципы для
кукол). Создание эскизов одежды (простые для младших, более детальные
для старших). Изготовление простых выкроек. Пошив базовых моделей
одежды для кукол (с использованием ручных швов).
o


o

Итоговое занятие (2 ч: 1 т, 1 п)
Теоретические сведения: Подведение итогов.

Практическая работа: Анализ выполненных проектов. Защита
проектов, выставка лучших работ.
o

o

2.4. Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование класса: Оборудованный класс со столами и стульями.
Желательно, чтобы рабочие места воспитанников были оборудованы партами
«Эрисмана» с регулируемым углом наклона и высоты, либо планшетами с
регулируемым углом наклона. Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор.
Стеллаж для хранения пособий и материалов.




Используемые материалы:

Для каллиграфии: Бумага для черчения формата А3, А4. Бумага
принтерная (120 гр./м2) с авторской разметкой для выполнения упражнений.
Перья для каллиграфии (остроконечные, ширококонечные – для старшей
группы). Карандаш простой марки М, 2М, 4М. Ластик белый. Тушь цветная
во флаконах. Подставка для туши. Салфетки для промокания и обтирания
перьев. Фломастеры, маркеры для каллиграфии (brush pens – для старших,
обычные фломастеры – для младших). Кисти тонкие и широкие.
o

Для моделирования и рукоделия: Бумага (цветная, бархатная,
писчая, альбомная, тетрадная, открытки, салфетки, фантики, фольга,
журнальная, газетная). Картон (цветной, белый, тонкий, упаковочный).
Нитки (катушечные № 10, 20, 30, 60, мулине, «ирис», шерстяная пряжа,
веревки, шнуры, тесьма, сутаж, цветные ленты капроновые и атласные).
Набивочные материалы: поролон, вата, синтепон (синтепух). Проволока
(безопасная, под присмотром педагога). Ткани (различные по цвету, фактуре
и видам), фетр, мех, кожаные кусочки. Природный материал (сухие листья,
семена растений, крупа, макаронные изделия, перья, галька). Соленое тесто,
пластилин, глина. Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от
йогуртов, разовая посуда, яичная скорлупа. Пуговицы, бусинки, бисер,
пайетки (крупные, безопасные).
o

Клей: ПВА, «Момент» (только для взрослых), силикатный,

o

«Титан».
Инструменты и приспособления: Карандаши, фломастеры, линейки.
Стеки (для лепки, пластилина). Иголки (крупные, тупые пластиковые для
младших, обычные для старших), спицы (крупные, пластмассовые), пяльцы,
ножницы (простые, с закругленными концами для младших, фигурные).
Утюг, шило, клеевой пистолет (только для педагога). Дыроколы фигурные,
стаканы для воды, кисти, клеенка для аппликации, клейкая лента.
Канцелярский нож (только для педагога). Швейно-вышивальные машины
Brother INNOV-IS 950 (4 шт.) и оверлок Jannom My Lock 714D (1 шт.) могут
быть использованы для демонстрации педагогом или для старшей группы
(10-14 лет) при наличии соответствующих навыков и под строгим
присмотром педагога.


2.5. Методические материалы


Методы обучения:
o

По способу организации занятия: словесный (устное изложение,
беседа, рассказ, комментарии, пояснения, обсуждение), наглядный
(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ выполнения), практический (выполнение работ
по инструкционным картам, схемам, написание букв, знаков,
текстов).

o

По
уровню
деятельности
детей: объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
исследовательский (последний - преимущественно для старших).

o

По форме организации деятельности учащихся: фронтальный,
индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный.

o

Дополнительно: проблемный метод (объяснение
понятий), игровой метод (сюжеты игр, персонажи).

основных



Формы организации образовательного процесса: Индивидуальногрупповая и групповая, подгрупповая, индивидуальная.



Формы учебного занятия: Беседа, самостоятельная деятельность,
познавательная игра, просмотр видео/презентаций, задание по образцу
(с инструкцией, по чертежам/схемам, замыслу), разработка и
презентация творческих проектов (для старших), выставка работ,
сюрпризный момент, сказочный сюжет или мотивация создания работы.
Основные формы: лекция (короткая, адаптированная), практикум.



Основные
составляющие
занятий: Воспитательный
момент,
организация рабочего места, повторение пройденного материала,
инструктажи (вводный, текущий, заключительный), практическая
работа, физкультминутки, подведение итогов, приведение в порядок
рабочего места.



Педагогические технологии: Технология индивидуализации обучения,
технология
группового
обучения, технология
коллективного
взаимообучения,
технология
дифференцированного
обучения,
технология развивающего обучения (здоровьесберегающая: пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка). Информационнокоммуникационные технологии (для педагога и демонстраций).
Технология развития критического мышления (для старших).



Дидактические материалы: Раздаточные материалы, инструкции,
схемы по творчеству, образцы изделий, вспомогательная литература,
папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
Методические указания по технике письма и эргономике (посадка,
удержание пера/карандаша, положение рук, разминочные упражнения).

2.6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы


Формы контроля знаний и навыков: Входной (начальный), текущий,
промежуточный
(рубежный)
и
итоговый
контроль.
Используются собеседование, практическая
работа (выполнение
заданий за рабочим столом и у доски), презентация работ (включая
итоговую аттестацию). Дополнительно: беседы, наблюдения, опросы,
тестирования (простые), викторины, контрольные занятия, анализ
готовых работ, мастер-классы, проекты.



Цели проведения
контроля: Определение
уровня развития
обучающихся, их способностей и интересов. Определение степени
усвоения учебного материала и готовности к восприятию нового.
Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников.
Выявление отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения.



Итоговая аттестация:



Проводится в форме выставки графических работ воспитанников с
последующим обсуждением и оценкой работ как самими
обучающимися, так и преподавателем. Обучающийся должен
обосновать выбор изобразительных средств и дать самостоятельную

оценку своей работе. Другие обучающиеся также должны уметь оценить
предъявляемую работу на степень соответствия правилам.


Оценочные материалы: Мониторинг освоения программы проводится
педагогом 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) с помощью
устного опроса, тестирования (простого), наблюдения. Оценка
осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Используются диагностические карты для оценки навыков подбора
материалов, умения выполнять работу по замыслу, проектировать по
образцу и пошаговой схеме, а также для оценки владения практическими
навыками и техниками, творческих способностей, самостоятельности,
когнитивных, регулятивных и коммуникативных УУД (с учетом
возрастных особенностей 5-14 лет).

3. Список информационных источников
3.1. Основная литература:
 Белецкая Л. Б., Боброва К. А. «Флористика». Москва: Сталкер, 2004.
 Браницкий Г. А. Азбука и техника ниточного дизайна. М., 2001.
 Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. Ташкент:
Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
 Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. М.
 Гусакова М. А. «Аппликация». Москва: Просвещение, 1987.
 Гусарова Н. Н. Техника изонити: методическое пособие. СПб.: Детство
Пресс, 2001.
 Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития,
2006.
 Еременко Т. И. Кружок вязания крючком. М.: Просвещение, 1984.
 Зайцева А. А. Вышивка ленточками: мастер-класс для начинающих
мастериц. М.: Эксмо, 2013.
 Копцев В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. № 4, 1999.
 Лазарева Н. М. Силуэт. Уроки мастерства. С.-П.: Паритет, 2007.
 Максимова М. В. Азбука вязания. М.: Легпромсветиздат, 1992.
 Мейстер А. Г. Бумажная пластика. М.: ACT-Астрель, 2001.
 Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития, 1997.

 Неменский Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. М.:
Министерство образования РСФСР, Научно-исследовательский институт
школ, 1990.
 Проснякова Т. Н. Творческая мастерская. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
 Проснякова Т. Н., Цирулик Н. А. Умные руки. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
 Проснякова Т. Н., Цирулик Н. А. Уроки творчества. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
 Соколова-Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. М.: «Культура и традиция», 2006.
 Хлебникова С. И., Цирулик Н. А. Твори, выдумывай, пробуй! Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
 Ярмулаевичене О. С. Вязание крючком. М.: Лёгкая индустрия, 1987.
Каллиграфия:
 Агаркова Н. Г. Русская графика. 1 кл. М.: Дрофа, 1997.
 Безруких М. М. Обучение первоначальному письму. М.: Просвещение,
2002.
 Декоративные мотивы и орнаменты всех времён и стилей. М.: АСТ:
Астрель, 2010.
 Желтовская Л. Я., Соколова Е. Н. Формирование каллиграфических
навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.
 Начальная школа: Обучение письму: Методика В. А. Илюхиной. М.:
Первое сентября, 2003.
 Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе трёхлетней начальной
школы. М.: Просвещение, 1986.
 Федорова Г. Н. Каллиграфия: Программа экспериментального учебного
курса для 2-8 классов ср. общеобр. шк. Тутаев: Соборъ, 2002.
3.2. Литература для обучающихся и родителей:
 Антипова М. А. Солёное тесто. Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008.
 Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами. М.: Издательство,
2010.
 Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация.
М.: Просвещение, 2009.
 Выгонов В. В. Мир оригами. СПб.: Питер, 2007.

 Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Ярославль: Академия развития, 1998.
 Зайцева А. Искусство квиллинга. Ижевск: Эксмо-Пресс, 2009.
 Колдина Д. Н. Лепка с детьми. М.: Мозаика-синтез, 2009.
 Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. СПб.:
Издательский дом "Карапуз", 2008.
 Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. М.:
Дрофа, 2006.
 Морозова О. А. Волшебный пластилин. М.: Мозаика-синтез, 1999.
 Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. СПб.: Речь,
2008.
 Петрова И. М. Волшебные полоски. М.: Книга по требованию, 2007.
 Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности. СПб.: КАРО, 2009.
 Рэй Гибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. М.: Росмэн, 1998.
 Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. М.: АСТ, 2007.
 Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис-Пресс, 2008.
 Ступак Е. Гофрированный картон. Ижевск: Айрис-Пресс, 2009.
3.3. Интернет-ресурсы:
 http://sahnoshka.narod.ru/vur.html
 http://xage.ru/comments.php?id=11479
 http://allforchildren.ru
 http://www.nachalka.com/andersen_film_1
 http://stranamasterov.ru

4. Приложения
4.1. Диагностические карты с уровнями развития для программы «Артклуб
1. Диагностическая карта: Владение практическими навыками и
техниками

Критерий

Низкий уровень
(базовый)

Высокий
Средний уровень
уровень
(достаточный)
(продвинутый
)

Выполняет работы
по образцу с
постоянной
Освоение
помощью педагога,
основных
техник (каллигра
допускает
фия,
множество ошибок в
моделирование последовательности
одежды,
действий и
аппликация,
использовании
вышивка,
инструментов. Для
плетение)
младших – простые
техники с большим
контролем.

Самостоятельн
ои
безошибочно
выполняет
работы в
Уверенно выполняет нескольких
работы по
техниках (для
инструкционным
старших –
картам и схемам,
более
освоенным
сложных),
техникам, с
владеет
минимальной
различными
помощью педагога,
приемами
допускает редкие
работы с
неточности.
разнообразным
и материалами,
может
демонстрирова
ть их
сверстникам.

Испытывает
Работа с
трудности с
инструментами
правильным
и
использованием
материалами (в
основных
кл.
инструментов
каллиграфически
(ножницы, иголки,
е)
перья, клей) и

Правильно
Умело и
использует
безопасно
основные
работает с
инструменты и
разнообразным
материалы,
и
соблюдает правила инструментам
безопасности, но
ии
может нуждаться в материалами

подготовкой
материалов, не
всегда соблюдает
правила
безопасности труда.
Для младших –
только безопасные
инструменты.

напоминаниях или (для старших –
уточнениях.
более широкий
спектр),
организует
свое рабочее
место,
проявляет
бережное
отношение к
ресурсам.

Работы
выполнены
аккуратно,
тщательно,
демонстрирую
Работы в основном
Работы неаккуратны,
т высокое
аккуратны,
имеют видимые
качество и
Аккуратность и
соответствуют
дефекты, часто не
завершенность
качество
образцу, качество
доведены до конца
, могут быть
выполнения
выполнения
без стимуляции.
представлены
удовлетворительное.
на выставках
(с учетом
возрастных
возможностей)
.
С трудом пишет
отдельные элементы,
буквы, делает много
ошибок, не
Каллиграфичес
соблюдает основные
кие
правила
навыки (написа
каллиграфии,
ние элементов,
нуждается в
букв, слов,
постоянной помощи.
текста)
Для младших –
простые элементы
карандашом/фломаст
ером.

Пишет строчные и
заглавные буквы,
цифры и знаки
остроконечным
пером (для старших)
или простые буквы
карандашом/фломас
тером (для
младших) с
небольшими
ошибками, может
соединять их в
слова, но требует
контроля.

Умело пишет
каллиграфичес
кие тексты
остроконечны
м пером
(старшие) или
простые
слова/предлож
ения
(младшие),
соблюдает
правила
композиции и
гармонизации,
творчески

подходит к
украшению (с
учетом
возрастных
возможностей)
.
2. Диагностическая карта: Творческие способности и самостоятельность
Критерий

Проявление
фантазии и
воображения

Низкий
уровень
(базовый)

Средний
уровень
(достаточный)

Высокий уровень
(продвинутый)

Выполняет
работы строго
по заданному
образцу, редко
предлагает
свои идеи,
испытывает
трудности с
придумывание
м образа.

Может
изменять или
дополнять
предложенные
образцы, с
помощью
педагога
придумывает
элементы
дизайна,
участвует в
частичнопоисковом
поиске.

Активно проявляет
фантазию и
воображение, создает
оригинальные работы,
самостоятельно
придумывает образы и
композиции, выполняе
т проекты по
совмещению техник и
материалов.

Может
Требует
работать
Способен к
постоянного самостоятельн исследовательской и
контроля и
о после
самостоятельной
пошаговых
объяснения
творческой работе (с
учетом возраста),
Самостоятельност инструкций, не задания, но
всегда доводит периодически
самостоятельно
ь в работе
работу до
нуждается в планирует и выполняет
конца
текущем
задания, проявляет
самостоятельн инструктаже и инициативу в поиске
о.
решений.
помощи
педагога.

Познавательная
активность и
интерес

Проявляет
интерес к
Интерес к
новым видам
новым видам прикладного
творчества
творчества,
неустойчив,
готов
быстро теряет
пробовать
мотивацию новые способы
при
самовыражени
трудностях. я, преодолевает
трудности с
поддержкой.

Высокий, устойчивый
интерес к новым
видам прикладного
творчества и
самовыражению,
активно ищет
информацию (с
помощью взрослых для
младших), проявляет
познавательную
инициативу, стремится
к
самосовершенствовани
ю.

3. Диагностическая карта: Когнитивные и регулятивные универсальные
учебные действия
Критерий

Низкий уровень
(базовый)

Средний уровень Высокий уровень
(достаточный)
(продвинутый)

Самостоятельно
планирует свои
действия (просты
Затрудняется в
Может планировать
е для младших,
планировании своих свои действия с
сложные для
действий,
помощью педагога,
старших),
нуждается в
осуществляет
Планировани
осуществляет
постоянном
пошаговый
е и контроль
итоговый и
напоминании о
контроль,
действий
пошаговый
последовательности
адекватно
контроль,
, не всегда способен
воспринимает
способен к
к самоконтролю.
оценку.
объективной
самооценке и
самоанализу.
Испытывает
Запоминает
Развито образное
трудности с
последовательност
и
Развитие
запоминанием
ь изготовления, пространственно
мышления и
последовательности
может читать
е мышление,
памяти
изготовления
простые чертежи,
хорошо читает
поделок,
знаком с
чертежи

считыванием
чертежей, плохо
ориентируется в
геометрических
понятиях.

основными
(адаптировано для
геометрическими
возраста),
понятиями,
свободно
развивает
оперирует
пространственное геометрическими
воображение.
понятиями,
способен
к анализу,
синтезу,
классификации и
установлению
причинноследственных
связей.

Настойчив в
Отказывается от
Стремится
достижении
работы при
преодолевать
поставленных
возникновении
трудности, но
целей,
Преодоление
трудностей,
может нуждаться в самостоятельно
трудностей
нуждается в
помощи и
преодолевает
сильной поддержке
подбадривании
трудности,
и побуждении.
педагога.
проявляет волевые
качества.
4. Диагностическая карта: Коммуникативные универсальные учебные
действия
Критерий

Низкий
уровень
(базовый)

Средний
уровень
(достаточный)

Высокий уровень
(продвинутый)

Активно участвует в
Участвует в
Избегает
коллективных работах,
коллективной коллективных
способен
работах,
работы, не
договариваться,
учитывает
проявляет
Взаимодействие
приходит к общему
инициативы в разные мнения, решению (с помощью
в группе
стремится к
общении,
педагога для младших),
конфликтует с координации
оказывает
при
партнерами.
взаимопомощь, владеет
выполнении
монологической и

совместных
задач.

Уважение и
терпимость

Соблюдает
Не всегда
корректность в
соблюдает
высказываниях,
корректность в
проявляет
высказываниях, уважительное
может быть
отношение,
нетерпим к
допускает
чужому
существование
мнению.
разных точек
зрения.

диалогической формой
речи (с учетом
возрастных
возможностей).
Проявляет высокую
коммуникативную
культуру,
демонстрирует
уважительное
отношение к
сверстникам и
педагогу, учитывает
разные мнения и
обосновывает свою
позицию (с учетом
возрастных
возможностей).

Способен к
Предпочитает сотрудничеству,
Инициативен в
работать
может
сотрудничестве,
индивидуально, контролировать активно ищет способы
Способность к
неохотно
действия
координации действий,
сотрудничеству
принимает
партнера,
эффективно
помощь или
задавать
осуществляет взаимный
предлагает ее.
контроль.
вопросы по
существу.

4.2. Диагностические карты на середину и конец учебного года
(примеры) Диагностическая карта на середину учебного года
Называние
Изготовление
Называние
видов
Умение
определенной Изготовление Выполнение
Ф.И.
видов и
№
материалов
работать с
работы по
работы по изделия по
ребёнка для данной техник инструментами творческому
образцу
схеме
творчества
работы
замыслу

Диагностическая карта на конец учебного года
Знает
названия всех
Ф.И.
видов
№
ребёнка материалов и
вспомогательн
ых материалов

Умение
Умени
Умение
Выполнен выполнять Работ
е
Работа по рассказа
ие
работы по а по
работа
инструкц
ть о
сложных творческо образц
ии
ть по
своей
работ
у
му
схемам
работе
замыслу

4.3. Методические указания по технике письма и эргономике (для
каллиграфии)


Посадка за столом и положение рук:
Важно постоянно контролировать осанку и положение корпуса, доведя
самоконтроль до автоматизма. Ручку с пером (для старших) или
карандаш/фломастер (для младших) следует удерживать без усилий
большим и средним пальцами, чтобы слегка согнутый указательный
палец лежал на ручке абсолютно свободно. Эта свобода позволяет
осуществлять легкие и сильные нажимы на перо/инструмент, сочетая
тонкие и толстые линии. Четвертый и пятый пальцы, согнутые к ладони,
выполняют функцию мягкой опоры на рабочий лист. Левая рука должна
свободно удерживать рабочий лист и являться опорой корпусу. Очень
нежелательно менять положение корпуса или руки во время написания
текста, чтобы не утратить «ключ» письма.



Положение пера: Оба пишущих усика каллиграфического пера (для
старших) нужно располагать на поверхности бумаги равномерно и под
оптимальными углами наклона 25 – 30 градусов, чтобы избежать
сопротивления пера. Для других инструментов (карандаши,
фломастеры, кисти) – также следить за равномерным контактом.



Выбор пера: Для удобства и надежности письма рекомендуется иметь
достаточный набор разных перьев и держателей к ним, так как каждое
перо имеет свой «характер». Для младших детей предпочтительны
крупные, удобные инструменты.



Особенности для леворуких детей: Леворуких воспитанников
целесообразнее располагать за партами левого ряда. Корпус можно
повернуть так, чтобы он делил угол между направлением пишущей руки
и направлением строки письма пополам. В такой позиции левая рука с
пером располагается под строкой, позволяя полностью контролировать

письмо визуально. Пишущая рука (как правая, так и левая) должна по
локоть свободно лежать на столе.


Разминочные упражнения: Занятия каллиграфией необходимо
начинать с разминочных упражнений, для чего лучше всего подходит
написание элементов строчных букв, тонких и жирных линий, овалов,
выносных элементов. Для младших эти упражнения выполняются в
более крупном масштабе и с более простыми инструментами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».