Шахматы для маленьких

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы для маленьких»

Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 года

Автор-составитель: Воробьёва М.М.
педагог дополнительного образования

МО Карпинск
2025 г

Пояснительная записка.
Программа

«Шахматы

нормативными

правовыми

для

маленьких»

актами

и

составлена

в

государственными

соответствии

с

программными

документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
2

г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей».
12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»).
13. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15. Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с изм.
от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).

3

Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы обуславливается в развитии качества личности,
отвечающие требованиям современного общества. Шахматы не просто игра, а
комплексный

инструмент

интеллектуальный

и

развития,

личный

который

потенциал.

помогает

раскрыть

их

влияют

на

Положительно

совершенствование у детей многих психических процессов, способствуют
развитию:


выдержки и воли;



когнитивных

способностей

–

улучшают

память,

повышают

концентрацию и развивают абстрактное и критическое мышление;


формируют

личностные

качества,

таких

как

внимательность,

собранность, терпения, а также принимать последствия своих действий и учиться
на ошибках;


подготовке к школе и жизни – развитие аналитических и стратегических

навыков, которые формируются во время игры, являются отличной подготовкой к
школьному обучению и успешному решению жизненных задач;


социальной составляющей – шахматы объединяют людей, укрепляют

дружеские отношения и способствуют взаимопониманию, формируя позитивную
социальную среду.
В современном мире где развиваются технологии игра в шахматы остается
востребованной как эффективное средство для тренировки ума, дополняя и
развивая навыки, необходимые для жизни. Необходимость просчета ходов
развивает планирующую функцию мышления, необходимость быстрого принятия
решения

при

неограниченной

вариативности

ситуации

оттачивает

ядро

умственных способностей человека. Шахматы становятся все более серьёзным
занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой
среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности это не только
игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное
эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана
действий – способности действовать в уме.
4

Обучение этой игре с раннего возраста помогает детям становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться
до конца, не унывать при неудачах. Программа максимально проста и доступна
дошкольникам.
Отличительной особенностью программы
Программа объясняет тем, что начальный уровень программы по обучению
игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.

При

этом

предусматривается

широкое

использование

занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций. Важное
значение при изучении программы имеет специально организованная деятельность
на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых

ситуаций.

воспитанниками,

что

Особенность
дает

заключается

возможность

в

освоить

поэтапном
те

этапы

освоении
сложности,

индивидуальный подход к каждому воспитаннику при помощи подбора заданий
разного уровня сложности, таким образом повышается эффективность и
результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на
основе

метода

наблюдения

педагогом

за

практической

деятельностью

воспитанника на занятии.
Использование во время процесса обучения электронные образовательные
ресурсы, которые помогают воспитанникам осваивать шахматы с начального
уровня, постепенно увеличивая сложность с отслеживанием достижений своего
обучения.

5

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Возрастные особенности
Когнитивное развитие
Внимание и память становится более управляемыми. У детей старшего
дошкольного возраста формируется произвольное внимание и память. Ребёнок
способен осознанно управлять процессами запоминания и концентрации.
Возрастает сопереживание к другим, дети становятся более восприимчивыми к
эмоциям окружающих. В этом возрасте наблюдается феномен повышенной
восприимчивости к новой информации: ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.
Волевая сфера
Продолжается становление волевых действий. Проявляется целенаправленность
в деятельности, ребенок начинает осознавать, ради чего выполняет
определенное действие, то есть цель начинает соотноситься с мотивом. У
ребенка складывается линия поведения, развивается способность удерживаться
от импульсивности, подчинять действия и поступки не только желаниям, но и
необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной
значимости.
Мышление
Происходит качественный скачок в развитии мыслительных процессов.
Появляется

образное мышление. Дети способны не только решить задачу в

наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются
схематизированные

и

комплексные

представления,

представления

о

цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к
обобщению,

что

мышления. Продолжают

является
развиваться

основой

словесно-логического

устойчивость,

распределение,

переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
6

Характеристики внимания
Продолжается

развитие

основных

свойств

внимания:

устойчивости,

распределения, переключаемости. Улучшается внимание, оно становится более
устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом
деятельности в течение 15-20 минут.
Цели и задачи программы
Основная цель программы заключается в комплексном развитии личности
ребёнка через обучение шахматам. Программа направлена на формирование и
совершенствование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы,
а также на приобретение базовых знаний, умений и навыков в области
шахматной игры.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
 осваивать
 изучать

фундаментальные основы шахматной игры;

и практически применять основные правила и терминологию;

 осваивать

базовые тактические приёмы и комбинации;

 формировать

алгоритмическое мышление.

Воспитательные:
 формировать

устойчивый

интерес

к

шахматной

игре

как

к

виду

интеллектуального спорта;
 развивать

личностные

качества:

целеустремлённость,

усидчивость,

настойчивость, находчивость;
 воспитывать

культуру спортивного соперничества и уважительного отношения

к оппонентам;
 формировать

навыки практического применения полученных знаний.

Развивающие:
 развивать

логическое и аналитическое мышление;

 совершенствовать способность к
 формировать
 развивать

расчёту вариантов на несколько ходов вперёд;

навыки пространственного воображения;

память, внимание и наблюдательность;
7

 совершенствовать

Условия

коммуникативные навыки.

приема:

не

требует

предварительной

подготовки.

Набор

воспитанников в группы ведется с учетом их возраста.
Принципы формирования учебных групп: формирование групп производится
с учетом пожелания родителей и воспитанников (воспитанники одной группы
ДОО).
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 5-6 лет – 25 мин.,
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академический часа.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения
при постоянном составе воспитанников.
Продолжительность части образовательных программ по учебному плану в
часах составляет 152 часа (38 учебных недель)
Формы обучения: очная.
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель
реализации

программы,

которая

представляет

собой

линейную

последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной организации.
Виды занятий:
 Теоретические занятия – лекции, объяснение материала;
 фронтальная – все воспитанники слушают педагога и выполняют
задания одновременно,
 групповые занятия – занятия проводятся в малых группах по
подгруппам;
 индивидуальная – индивидуальный разбор материала;
 наблюдения – наблюдение за выполнением заданий, разыгрывание
партий;
8

 парная – разыгрывание партии, позиций.
Формирование шахматного мышления проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую отказ
от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают теоретические
и фронтальные формы обучения, они применяются при знакомстве с
шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилами игры,
реализации

материального

перевеса.

Вторым

этапом

групповые

и

индивидуальные занятия для закрепления пройденного материала. Третий этап
парные занятия игры на шахматной доске: охрана границы, охота.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, выполнение
заданий на компьютере, игровые упражнения, тренировочные партии, игры на
шахматной доске.
Перечень

форм

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеразвивающей программы: тестирование в программе CTART 4.0 (простые
взятия, мат в один ход, связка, двойной удар, мат в два хода), пешечный бой,
игры на шахматной доске.
Форма проведения итогов реализации программы: практические занятия,
выполнение тестов в программе CTART 4.0, мини турнир.

9

Содержание программы. Учебно-тематический план.
Количество часов

№

Наименование раздела,

п/п

темы

Всего

Шахматная доска

5 ч.

1
1.1

Знакомство с

1ч

Теория

Практика

1ч

3ч

40 мин

20 мин

20 мин

40 мин

Формы аттестации/
контроля

Текущий: теория,

шахматной доской.

педагогическое наблюдение,

Белые и черные поля.

практическое занятие

Расположение доски
между игроками.
1.2

Горизонтали и

1ч

20 мин

40 мин

Текущий: теория,

вертикали. Диагональ.

педагогическое наблюдение,

Большие и короткие

практическая работа,

диагонали

выполнение заданий на
сайте «Шахматная планета»

1.3

Начальное

3ч

1ч

2ч

Текущий: теория,

расположение фигур,

педагогическое наблюдение,

названия фигур

практическая работа.
Выполнение задания в
программе «Динозаврики
учат шахматам».

2

Шахматные фигуры

2.1

Повторение фигур.

25 ч
1ч

6ч

18 ч

20 мин

40 мин

20 мин

40 мин

Мини викторина. Текущий:

Начальное

теория, педагогическое

расположение

наблюдение, практическая
работа

2.4.

Пешка. Пешка в

4ч

1ч

3ч

Текущий: теория,

начальном положении.

педагогическое наблюдение,

Ход и превращение

практическая работа,

пешки

выполнение задания в
программе «Динозавры учат
шахматам».

10

2.2

Ладья. Место ладьи в

4ч

1ч

3ч

Текущий: теория,

начальном положении.

педагогическое наблюдение,

Ход ладьи.

практическая работа,
выполнение задания в
программе «Динозавры учат
шахматам»

2.3.

Слон. Место слона в

4ч

1ч

3ч

Текущий: теория,

начальном положении.

педагогическое наблюдение,

Ход слона

практическая работа,
выполнение задания в
программе «Динозавры учат
шахматам».

2.5.

Ферзь. Место ферзя в

4ч

1ч

3ч

Текущий: теория,

начальном положении

педагогическое наблюдение,

Ход ферзя

практическая работа,
выполнение задания в
программе «Динозавры учат
шахматам».

2.6.

Конь. Место коня в

4ч

1ч

3ч

Текущий: теория,

начальном положении

педагогическое наблюдение,

Ход коня

практическая работа,
выполнение задания в
программах «Динозавры
учат шахматам» и Board

2.7.

Король. Место короля в

4ч

1ч

3ч

Текущий: теория,

начальном положении.

педагогическое наблюдение,

Ход короля.

практическая работа,
выполнение задания в
программе «Динозавры учат
шахматам».

3

Промежуточная

5ч

1ч

4ч

аттестация

11

3.1.

Повторение ходов

1ч

1ч

-

фигур.

Мини викторина.
Повторение ходов и взятие
фигурами.

3.2.

Охота на ладью.

1ч

-

1ч

Волшебный сундук

Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа

3.3.

Пешечный бой

1ч

-

1ч

Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа

3.4.

Охота на визиря

1ч

-

1ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа

3.5.

Охота на слонов

1ч

-

1ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа

4.

Ценность фигур

17 ч

4.1

Ценность фигур.

2ч

3ч

13 ч

30 мин

30 мин

30 мин

1ч

Текущий: теория,

30 мин

педагогическое наблюдение,

Сравнительная сила
фигур.
4.2

Простые взятия.

выполнение задания
5ч

1ч

4ч

Поддавки

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа в
программе CTRT 4 –
простые взятия, выполнение
задания

4.3

Способы защиты.

6ч

2ч

4ч

Защита

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа в
программе CTRT 4 – простая
защита, выполнение задания
Текущий: тестирование по

4.4.

Тестирование

4ч

-

4ч

темам простая защита,
простые взятия
12

5.

Шах

29 ч

11 ч

18 ч

5.1.

Понятие шаха. Защита

1ч

1ч

-

от шаха.

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания

5.2.

Шах ладьей. Защита

5ч

2ч

3ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания,
решение задач в программе
CTART 4.0

5.3.

Шах ферзём. Защита

5ч

2ч

3ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания,
решение задач в программе
CTART 4.0

5.4.

Шах слоном. Защита

5ч

2ч

3ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания,
решение задач в программе
CTART 4.0

5.5.

Шах пешкой. Защита

5ч

2ч

3ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания,
решение задач в программе
CTART 4.0

5.6.

Шах конём. Защита

5ч

2ч

3ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания,
решение задач в программе
CTART 4.0

5.7.

Тестирование

3ч

3ч

Текущий: тестирование
«Шах»

5.

Мат

31 ч

8ч

6.1.

Цель игры. Мат.

1ч

1ч

23 ч
Текущий: теория,
педагогическое наблюдение
13

6.2.

Мат ладьёй, 2-мя

5ч

1ч

4ч

ладьями

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа в
программе CTRT 4,
выполнение задания

6.3.

Мат двумя слонами

4ч

1ч

3ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа в
программе CTRT 4,
выполнение задания

6.4.

Мат ферзем. Ферзем и

4ч

1ч

3ч

ладьей

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа в
программе CTRT 4,
выполнение задания

6.5.

Мат пешкой.

3ч

1ч

2ч

Текущий: теория,

Превращение пешки

педагогическое наблюдение,

для мата

практическая работа в
программе CTRT 4,
выполнение задания

6.6.

Мат конем. Конем и

4ч

1ч

3ч

другими фигурами

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа в
программе CTRT 4,
выполнение задания

6.5.

Мат в один ход

4ч

1ч

3ч

фигурами

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
практическая работа в
программе CTRT 4 – мат в
один ход, выполнение
задания

6.6.

Рокировка.

3ч

1ч

2ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания
14

6.7.

Тестирование

3ч

-

3ч

7.

Основы дебюта

33 ч

10 ч

23 ч

7.1.

Принцип игры в

3ч

1ч

2ч

7.2.

Текущий: тест на тему мат в
1 ход
Текущий: теория,

дебюте. Быстрейшее

педагогическое наблюдение,

развитие легких фигур.

выполнение задания

Игровая практика

9ч

3ч

6ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
партия

7.3.

Невыгодность раннего

3ч

1ч

2ч

вывода ладьей и ферзя

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания

7.4.

Принцип игры в

3ч

1ч

2ч

дебюте. Борьба за центр

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания

7.5.

Игровая практика

9ч

3ч

6ч

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
партия

7.6.

Защита от детского

6ч

2ч

4ч

мата

Текущий: теория,
педагогическое наблюдение,
выполнение задания
Тестирование в программе

Итоговый контроль

5ч

5ч

CTART 4.0, игры на
шахматной доске

Всего

152 ч

40 ч

111 ч

30 мин

30 мин

15

Содержание учебного (тематического) плана
1. Шахматная доска.
1.1. Теория: знакомство с шахматной доской, белые и черные поля,
правильное расположение доски между игроками.
Практика: выполнение задания в рабочей тетради: найди и сосчитай черные
и белые поля, раскрась правильно шахматную доску, найди, какая доска правильная.
1.2. Теория: знакомство с горизонталями, вертикалями, диагоналями
(большие и маленькие диагонали), центр доски.
Практика: выполнение заданий в рабочей тетради: сосчитай сколько
вертикалей и горизонталей, диагоналей, раскрась клетки, которые образуют центр
доски.
Дидактические игры
 «Горизонталь». Воспитанники заполняют одну из горизонтальных линий
шахматный доски (пешками, фишками и т.п.);
 «Вертикаль». Воспитанники заполняют одну из вертикальных линий
шахматный доски (пешками, фишками и т.п.);
 «Диагональ». Воспитанники заполняют одну из диагональных линий
шахматный доски (пешками, фишками и т.п.).
1.3. Теория: знакомство с фигурами, названия фигур, начальная расстановка
фигур на доске.
Практика: выполнение задания урок № 1 «Динозаврики учат шахматам»,
выполнение заданий в рабочей тетради: обведи правильные шахматные фигуры.
Дидактические игры и задания
 «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из воспитанников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана;
 «По местам». Расставить фигуры левой рукой, с закрытыми глазами; с
закрытыми глазами найти фигуру, которую загадал педагог; исправить ошибку в
расстановке фигур, незаметно совершенную преподавателем или товарищем;
16

 «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд,
воспитанники по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной»,
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет»;
 «Какой фигуры не стало». На доске в ряд выставляется несколько фигур,
белых и черны; воспитанники должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит
закрыть глаза и в это время убирает одну или две фигуры – воспитанники должны
сказать какой фигуры не стало;
2. Шахматные фигуры
2.1. Теория: повторение фигур, начального расположения фигур.
Практика: кто быстро и правильно расставит фигуры.
Дидактические игры и задания
 «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, а
воспитанники по очереди пытаются угадать, какая фигура;
 «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру, а
воспитанники должны её быстро найти и поднять над головой.
Мини викторина: назвать все шахматные фигуры (ответ: ладья, слон, конь,
ферзь, король, пешка); как называются линии на доске, идущие слева направо или
справа на лево (ответ: горизонталь); как называются линии идущие вверх вниз
или снизу вверх (ответ: вертикаль); как называются линии идущие из угла в угол
(ответ: диагональ); сколько на доске вертикалей/горизонталей (ответ: по 8);
сколько всего полей на шахматной доске (ответ: 64); сколько белых/черных полей
(ответ: по 32); какие существуют слоны (ответы: африканские, индийские,
шахматные); название какой фигуры имеет русское происхождение (ответ: ладья
– с древнерусского обозначает лодка); в какой стране возникли шахматы (ответ Индия).
2.2. Теория: ладья, место ладьи в начале партии, ход ладьи.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 2, выполнение задания в рабочей тетради:
 найди все поля, на которые может пойти ладья,
 найди все фигуры, которые белая ладья может взять своим ходом,
17

 каждым ходом ладьи забирай фигуру, последним съешь клубнику,
 обойти ладьей машины и “съесть” клубнички;
 ладье дойди до домика на вставая на клеточки с мухоморами;
 провести ладью на клубничную поляну, не вставая на клетки с мухоморами.
 в позиции найти фигуру, которую можно срубить.
Работа на доске выполнение заданий тренера; упражнение “Морской бой”
черные расставляют фигуры, белые начинают (8, 7 белых ладьей против 1 черной
ладьи), цель – взять белую ладью за 15 ходов, чем меньше ходов, тем лучше игра
по две партии с переменой цвета для участников.
2.3. Теория: слон, место слона в начале партии, ход слона.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 2; выполнение задания в рабочей тетради:
 закрась поля, на которые могут пойти слоны, помоги слону дойти до
магазина, не попав под машины;
 нарисуй самый короткий путь слона к клубничке, обойдя несъедобный гриб,
каждым ходом “срывать” ягоду или забирать фигуру черных, последним “съесть”
клубничку;
 слона провести в домик на вставая на клетки с мухоморами;
 провести слона на клубничную поляну, не вставая на клетки с мухоморами;
 в позиции найти фигуру, которую можно срубить.
 задание повышенной сложности - слоном добраться до сундука, но не
вставать на поля, на которые может пойти фигура соперника - ладья.
Работа на доске выполнение заданий тренера; упражнение “Охота на дикого
слона” черные расставляют фигуры всех слонов на белые диагонали. Белые
начинают охоту на черного слона (5, 4 белых слона против 1 черного), чем меньше
ходов, тем лучше.
2.4. Теория: пешка, место пешки в начале партии, ход пешки.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 5, выполнение задания в рабочей тетради:
18

 найди и обведи фигуры, которые может взять белая пешка;
 каждым ходом своей пешки забирать фигуру соперника, в конце съесть
клубничку,
 в позиции найти фигуру, которую можно срубить.
Работа на доске выполнение заданий тренера; упражнения: “Кто раньше
добежит” из определенных позиций белые и черные ходят по очереди, начинают
первые белые, кто раньше добежит до поля превращения; “Водолаз” побить белой
пешкой черные фигуры дойдя до края доску превратить пешку в ту фигуру чтобы
следующим ходом попасть на клетку на которой находится сундук с сокровищами;
работа в парах в заданной позиции черные фигуры ходить не могут, но могут
“кусаться” (игрок может срубить ладью), ладья должна срубить пешки не вставая
под бой.
Дидактические игры и задания
 «Пешечный бой». Цель игры – взаимное истребление или превращение
пешки в ферзя. Сторона, которая первой проводит ферзя выигрывает.
2.5. Теория: ферзь, место ферзя в начале партии, ход ферзя.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 6, выполнение задания в рабочей тетради:
 каждым ходом бей фигуру соперника последним ходом клубничку;
 проведи ферзя в домик, не вставая на клетки с мухоморами;
 провести ферзя на клубничную поляну, не вставая на клетки с мухоморами
 в позиции найти фигуру, которую можно срубить;
 дойти до сыра, не вставая на поля, которые атакует ладья;
 задание повышенной сложности - побить неподвижные фигуры черных, но
они умеет «кусаться» (не вставая под бой).
Работа на доске выполнение заданий тренера; упражнение “Окружение ферзя”
черные расставляют фигуры (5 белых ферзей и 1 черный ферзь), белые начинают и
«ловят» ферзя за 15 ходов, чем меньше ходов, тем лучше.

19

2.6. Теория: конь, место коня в начале партии, ход коня.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 4, работа в программе Board – задача Эйлера, выполнение задания в рабочей
тетради:
 каждым ходом коня рубить фигуры последним ходом срубить клубнику;
 не вставая на клеточки с мухоморами дойти до клубники;
 проведи коня в домик;
 побить все фигуры черных, не ставя коня под бой;
 найти фигуру черных, которую никто не защищает и ее можно срубить.
Работа на доске выполнение заданий тренера; упражнения “Охрана границ”:
1 позиция - черный ферзь, против белого коня, цель – белый конь устремляется
на 8-ю горизонталь, черный ферзь стремится уничтожить “нарушителя” – коня;
2 позиция – две черные ладьи против белого коня, цель – белый конь стремится
на 8-ю горизонталь, черные ладьи стремятся уничтожить “нарушителя” – коня;
3 позиция – два черных коня и слона, против одного белого коня, цель – белый
конь стремится на 8-ю горизонталь, черные фигуры должны уничтожить
“нарушителя” – коня;
3 позиция – два черных слона и одна ладья против белого коня, цель – белый
конь стремится на 8-ю горизонталь, черные фигуры должны уничтожить
“нарушителя” – коня;
4 позиция – черные конь, слон и ладья против белого коня, цель – белый конь
стремится на 8-ю горизонталь, черные фигуры должны уничтожить “нарушителя”
– коня;
5 позиция – два черных коня и одна ладья против белого коня, цель – белый
конь стремится на 8-ю горизонталь, черные фигуры должны уничтожить
“нарушителя” – коня.
2.7. Теория: король, место короля в начале партии, ход короля.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 7, выполнение задания в рабочей тетради:
20

- каждым ходом короля забирай фигуру черных, а последним ходом “съешь”
клубничку;
- проведи короля в домик, не вставая на поля, отмеченные мухоморами;
- проведи короля на клубничную поляну, не вставая на поля, отмеченные
мухоморами;
- задание повышенной сложности – побить белым королем черные фигуры
соперника, фигуры ходить не умеет, но умеют “кусаться” (под бой ставить короля
нельзя);
- обвести короля, который быстрее дойдет до конфетки миную поля,
обозначенные мухоморами.
Работа на доске выполнение заданий тренера; упражнения “Борьба королей”
белые начинают, за 15 ходов ступить королем на противоположный край доски,
иначе ничья; “Охрана границ” два черных слона против белого короля, цель –
белому королю дают 30 ходов чтобы попасть на 8-ю горизонталь, черные слоны
препятствуют “нарушителю” – королю.
3. Промежуточная аттестация.
3.1. Теория: повторение ходов и взятия фигурами.
Мини викторина: какую фигуру нельзя срубить (ответ: король); какие
фигуры не могут располагаться на соседних полях (ответ: короли); какая фигура
не может ходить назад (ответ: пешка); какая фигура может перепрыгивать через
фигуры (ответ: конь); чем отличается белопольный слон от чернопольного
(ответ: белопольный ход по белым линиям, чернопольный по черным линиям);
сколько полей контролирует ферзь в центре доски (ответ: 27 полей); какая самая
сильная фигура (ответ: ферзь); какая фигура самая главная (ответ: король); какие
фигуры называются легкими/тяжелыми (ответ: конь, слон, ладья, ферзь).
3.2. Практика: упражнение проводятся в парах со сменой цвета: “Охота на
ладью”, восемь черных пешек против белой ладьи, цель взаимное истребление,
пешка, дойдя до первой горизонтали, получает “премию” – имеет право
превратиться в ферзя; “Волшебный сундук” нужно провести ладью на клетку на
21

которой стоит сундук, черные двигаться не могут, но могут срубить белую ладью;
белой ладьей нужно задержать проходные пешки, цель – взаимное истребление,
пешка дойдя до первой горизонтали может превратиться в ферзя.
3.3. Практика: упражнение проводятся в парах со сменой цвета: “Пешечный
бой” цель – взаимное истребление, когда пешка дойдет до края доски она может
получить “премию” – стать ферзем, можно добавить каждому игроку по королю;
задержи проходные, белый конь должен задержать проходные пешки, цель –
взаимное истребление, пешка, дойдя до первой горизонтали может превратиться в
ферзя.
3.4. Практика: упражнение проводятся в парах со сменой цвета:
«Охота на визиря» цель игры – взаимное истребление белые пешки против
черной ферзя. Пешка, дойдя до первой горизонтали превращается в ферзя; белым
ферзем нужно задержать проходные пешки, цель – взаимное истребление, пешка,
дойдя до первой горизонтали может превратиться в ферзя.
3.5. Практика: упражнение проводятся в парах со сменой цвета:
“Охота на слонов” цель – взаимное истребление, пешка, дойдя до первой
горизонтали может превратиться в ферзя; “Охота на коня”, четыре белых слона
должны срубить черного коня за 30 ходов; “Охрана границы” два черных слона
против белого короля, белый король должен за 30 ходов попасть на8-ю
горизонталь, черные слоны препятствуют “нарушителю” – королю.
4. Ценность фигур.
4.1. Теория: ценность фигур, сравнительная сила фигур.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 10, выполнение задания в рабочей тетради:
 обведи фигуры, которые белым взять выгоднее;
 посчитай (поставь на доске) сколько пешек «весят все фигуры белых и все
фигуры черных, каких больше»

22

Дидактические игры и задания:
 «Сколько стоит». Педагог поднимает над головой фигуру, а воспитанники
показывают сколько она стоит;
 «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая
фигура сильнее? На сколько очков».
4.2. Теория: простые взятия, нападение на фигуры.
Практика: практика в программе CTART 4.0 простые взятия; работа в рабочей
тетради:
 нарисуй стрелочку на какую фигуру лучше напасть;
 побей ту фигуру или пешку черных, которую никто не защищает;
 напади разными фигурами на фигуры соперника.
Работа на доске: «Взятие». В учебных положениях требуется найти ход,
позволяющий сохранить материальное равенство; «Поддавки». Игра проводится
всеми фигурами из начального положения, задача срубить все фигуры соперника,
главное правильно рубить обязательно, выигрывает тот, кто срубит все фигуры
соперника.
4.3. Теория: способы защиты фигур, простая защита.
Практика: практика в программе CTART 4.0 простая защита
Решение задач в программе CTART 4.0 простая защита.
Работа на доске: «Взятие». В учебных положениях требуется найти ход,
позволяющий сохранить фигуру; «Безопасное место» в позиции найти для
фигуры «безопасное место» - где на фигуру не нападает ни одна фигура
соперника.
Дидактические игры и задания
 «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство;
4.4. Тестирование в программе CTART 4.0 по темам: простые взятия, простая
защита.

23

5. Шах.
5.1. Теория: понятие шаха, шах разными фигурами; три способа защиты от шаха;
вечный шах.
5.2. Теория: шах ладьей, защита от шаха.
Практика: работа в рабочей тетради:
 Ход белой ладьей, объявить шах черному королю всеми возможными
способами;
 защити короля от шаха.
Работа на доске: объявить в заданной позиции объявить шах ладьей королю,
задача черных защититься любым способом.
Дидактические игры и задания
 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых воспитанники
должны определить: стоит ли король под шахом или нет;
 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю;
 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха;
5.3. Теория: шах ферзем, защита от шаха.
Практика: работа в рабочей тетради:
 Ход белым ферзем, объявить шах черному королю всеми возможными
способами;
 защити короля от шаха.
Работа на доске: объявить в заданной позиции объявить шах ферзем королю,
задача черных защититься любым способом.
Дидактические игры и задания
 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых воспитанники
должны определить: стоит ли король под шахом или нет;
 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю;
 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха;

24

5.4. Теория: шах слоном, защита от шаха.
Практика: работа в рабочей тетради:
 Ход белым слоном, объявить шах черному королю всеми возможными
способами;
 защити короля от шаха.
Работа на доске: объявить в заданной позиции объявить шах слоном королю,
задача черных защититься любым способом.
Дидактические игры и задания
 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых воспитанники
должны определить: стоит ли король под шахом или нет;
 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю;
 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха;
5.5. Теория: шах пешкой, защита от шаха.
Практика: работа в рабочей тетради:
 Ход белой пешкой, объявить шах черному королю всеми возможными
способами;
 защити короля от шаха.
Работа на доске: объявить в заданной позиции объявить шах пешкой королю,
задача черных защититься любым способом.
Дидактические игры и задания
 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых воспитанники
должны определить: стоит ли король под шахом или нет;
 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю;
 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха;
5.6. Теория: шах конём, защита от шаха.
Практика: работа в рабочей тетради:
 Ход белым конём, объявить шах черному королю всеми возможными
способами;
25

 защити короля от шаха.
Работа на доске: объявить в заданной позиции объявить шах конём королю, задача
черных защититься любым способом.
Дидактические игры и задания
 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых воспитанники
должны определить: стоит ли король под шахом или нет;
 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю;
 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха;
5.7. Тестирование: «Шах». Из начальной позиции игроки по очереди ходят, цель
- объявить шах (либо 3 шаха) королю соперника, выигрывает тот, кто первый
поставит шах королю (либо объявит 3 шаха); в позиции поставить шах королю;
задания в рабочей тетради поставь шах или защити короля от шаха.
6. Мат.
6.1. Теория: цель игры в шахматы – поставить мат; отличие шаха от мата, понятие
пата. Показ различных позиций на шах, мат и пат.
6.2. Теория: мат 1 ладьёй, мат 2-мя ладьями.
Практика: мат в один ход ладьей в программе CTART 4.0; работа в рабочей
тетради:
 нарисуй стрелкой ход ладьи чтобы черному королю был мат;
 нарисуй стрелкой ход ладьи чтобы поставить линейный мат;
Работа на доске поставить линейный мат двумя ладьями.
Дидактические игры и задания
 «Мат или не мат». Приводится рад положений, в которых воспитанники
должны определить: мат ли королю или это шах;
 «Поставь мат». Из позиции нужно определить куда поставить ладью, чтобы
был мат.
6.3. Теория: мат 2-мя слонами.
Практика: мат в один ход слоном в программе CTART 4.0; работа в рабочей
тетради:
26

 нарисуй стрелкой ход слона чтобы черному королю был мат;
Работа на доске поставить мат двумя слонами.
Дидактические игры и задания
 «Мат или не мат». Приводится рад положений, в которых воспитанники
должны определить: мат ли королю или это шах;
 «Поставь мат». Из позиции нужно определить куда поставить слона, чтобы
был мат.
6.4. Теория: мат ферзем, мат ладьей и ферзем.
Практика: мат в один ход ферзем, ферзем и ладьей в программе CTART 4.0;
работа в рабочей тетради:
 нарисуй стрелкой ход ферзя чтобы черному королю был мат;
Работа на доске поставить мат ферзем
Дидактические игры и задания
 «Мат или не мат». Приводится рад положений, в которых воспитанники
должны определить: мат ли королю или это шах;
 «Поставь мат». Из позиции нужно определить куда поставить ферзя или
ладью, чтобы был мат.
6.5. Теория: мат пешкой, мат с превращением пешки.
Практика: мат в один ход пешкой в программе CTART 4.0; работа в рабочей
тетради:
 нарисуй стрелкой ход пешки чтобы черному королю был мат;
Работа на доске поставить мат пешкой; мат с превращением пешки – в какую
фигуру нужно превратить пешку чтобы был мат
Дидактические игры и задания
 «Мат или не мат». Приводится рад положений, в которых воспитанники
должны определить: мат ли королю или это шах.
6.6. Теория: мат конем, «спертый мат», мат конем и другими фигурами.

27

Практика: мат в один ход конем в программе CTART 4.0; работа в рабочей
тетради:
 нарисуй стрелкой ход коня чтобы черному королю был мат;
Работа на доске поставить мат конем.
Дидактические игры и задания
 «Мат или не мат». Приводится рад положений, в которых воспитанники
должны определить: мат ли королю или это шах;
 «Поставь мат». Из позиции нужно определить куда поставить коня, чтобы
был мат.
6.7. Практика: решение задач в программе CTART 4.0 на тему мат в один ход.
6.8. Теория: что такое рокировка, важность рокировки, когда нельзя делать
рокировку.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 8; можно или нет делать рокировку в данной позиции.
6.7. Тестирование: тестирование в программе CTART 4.0 мат в один ход.
7. Основы дебюта.
7.1. Теория: быстрое развитие легких фигур для рокировки, вывод легких фигур.
Практика: выполнение задания в программе «Динозавры учат шахматам» урок 9, 11; «Выведи фигуру»; расстановка вместе с тренером начальных ходов; в
учебных положениях решается какую фигуру на какое поле вывести;
Работа на доске: вместе с тренером разыгрывание дебюта.
7.2. Теория: повторение быстрого развития фигур, не правильные ходы.
Практика: игровая практика, разыгрывается начало партии с быстрым развитием
фигур, правильной расстановкой и рокировкой.
7.3. Теория: приводятся партии, доказывающие неправильность раннего вывода
ферзя и ладьи.
Практика: расстановка вместе с тренером правильности ферзя и ладья «Выведи
фигуру». В учебных положениях решается какую фигуру на какое поле вывести;
7.4. Теория: повторение правильное расположение ферзя, сдвоение ладей по
центру.
28

Практика: игровая практика с правильностью вывода фигур доигрывание партий
до конца.
7.5. Теория: легкие и самые популярные дебюты, вывод фигур, борьба за центр,
рокировка, форточка, размен фигурами.
 Практика: разыгрывание вместе с тренером дебютов; «Выведи фигуру». В
учебных положениях решается какую фигуру на какое поле вывести; «Захвати
центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра;
7.6. Теория: повторение основных принципов дебюта, цель игры – поставить мат.
Практика: игра в партию с постановкой мата.
7.7. Теория: защита от детского мата.
 Практика: определить в данной позиции как не получить детский мат;
«Выведи фигуру». В учебных положениях решается какую фигуру на какое поле
вывести; «Защита от детского мата». Разыгрывание позиции с защитой от
детского мата.
Планируемые результаты освоение программы.
Программа обучения шахматам для малышей направлена на комплексное
развитие личности, включая метапредметные, личностные и регулятивные
результаты. Эти результаты формируются через освоение шахматных знаний,
развитие мышления и волевых качеств, а также умение планировать и
контролировать свою деятельность.
Личностные:
 Развитие любознательности и сообразительности: дети проявляют интерес к
игре, стремятся узнавать новое о шахматах и их истории.
 Формирование целеустремлённости и усидчивости: учатся ставить цели
(например, выиграть партию) и настойчиво их достигать, даже при
столкновении с трудностями.
 Развитие навыков сотрудничества: учатся взаимодействовать с партнёром по
игре, соблюдать правила и уважать соперника.
 Эмоционально-волевые качества: воспитывается воля, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
29

 Коммуникативные навыки: воспитанники учатся выражать своё мнение,
слушать других и работать в коллективе.
Метапредметные:
 Развитие мышления: формируется образное и ассоциативное мышление,
умение анализировать ситуации, выявлять связи и отношения, решать
логические задачи.
 Память и внимание: развиваются оперативная и долговременная память,
концентрация внимания, наблюдательность.
 Фантазия и творческое воображение: воспитанники учатся придумывать
стратегии, находить нестандартные решения.
 Умение работать с информацией: учатся находить, обрабатывать и
использовать данные (например, запоминать шахматные термины, правила,
тактические приёмы).
 Моделирование и прогнозирование: развивают способность предвидеть
реакцию соперника, просчитывать варианты ходов.
Регулятивные:
 Целеполагание: учатся определять и формулировать цель деятельности
(например, выиграть партию, решить задачу).
 Планирование: развивают умение составлять план действий, распределять
время и ресурсы.
 Самоконтроль

и

самооценка:

учатся

отслеживать

свои

действия,

корректировать их при необходимости, оценивать результаты.
 Умение справляться с неудачами: воспитывается способность спокойно
относиться к поражениям, извлекать из них уроки.
 Волевая регуляция: развивают умение преодолевать трудности, проявлять
настойчивость и терпение.

30

Дополнительные аспекты
 Пространственное восприятие: воспитанники учатся ориентироваться на
шахматной доске, различать горизонтали, вертикали, диагонали.
 Математические навыки: закрепляются знания о числах, величинах,
геометрических фигурах через шахматные задачи.
 Социальная

адаптация:

шахматы

способствуют

формированию

коммуникативных навыков, умению работать в группе, уважать мнение
других.
Изучив данную программу, воспитанники должны знать:
 Шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шах, мат, пат;
 названия фигур: ладья, конь, слон, ферзь, король, пешка;
 правила хода и взятия каждой фигуры;
 ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
Должны уметь:
 Ориентироваться на доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
 правильно размещать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать короля;
 ставить шах, мат в 1 ход (простые конструкции).

31

Календарный учебный график
№

Основные характеристики образовательного

п/п

процесса

1

Количество учебных недель

38

2

Количество учебных дней

76

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

152

5

Недель в I полугодии

17

6

Недель во II полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

1 сентября
4 ноября, 31 декабря –

9

Выходные дни

11 января, 23 февраля,
9 марта, 1 мая, 11 мая

10 Окончание учебного года

30 мая

Условия реализации программы.
Материально – технические условия реализации программы
Для реализации настоящей программы требуется:
 Шахматные доски с набором шахматных фигур;
 демонстрационная доска;
 шахматные часы;
 наличие

компьютерного

класса,

с

оборудованием,

соответствующим

санитарным правилам, также должно быть оборудовано 1 компьютером с
наушниками или динамиками;
 стол, стул;
 набор цветных карандашей.
 мешочек, сшитый из любой ткани для игры в «Волшебный мешочек»;
 шаблоны горизонтальных, вертикальных, диагональных линий, либо фишки;
32

 папка с раздаточным материалом (бланки с заданиями);
 установленное программное обеспечение: динозаврики учат шахматам,
программа CTART 4.0, BOARD, а также выход в интернет для работы на сайте
Шахматная планета.
Кадровое обеспечение программы
Реализация

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Шахматы для маленьких» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование и
отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Учебно-методическое обеспечение
 В. Барский «Карвин в шахматном лесу «Учебник шахмат для младших
школьников», книга 1,2. 2021 г.;
 И. Сухин Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1998 г.
 Э.Э. Уманская, Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Шахматы в школе, рабочая
тетрадь, Москва «просвещение», 2017 г.
Форма аттестации
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1. Тестирование, проводимое по окончанию раздела, усвоение воспитанниками
умений и знаний, правильности выполнения заданий (справился или не справился)
в виде: тестового контроля в программе CTART 4.0; упражнений на шахматной
доске: охота на ладью, волшебный сундук, пешечный бой, охота на визиря, охота
на слонов «Шах»
2. Мини-викторина;
33

3. Итоговый контроль проводится в конце освоения программы в виде тестирования
в программе CTART 4.0 и разыгрывании партий.
Оценочные материалы
Диагностика:
Мониторинг освоения Программы проводится педагогом, 2 раза в год (в середине
и в конце учебного года) и определяется с помощью тестирования, наблюдения.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за воспитанниками
оценивается по трём уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий
уровень (Н). В конце года можно проследить динамику усвоения и успеваемости
каждого обучающегося.
Диагностическая карта
№

Показатели к диагностической

Ф.И.О.
учащегося

Итого

карте
1

2

3

4

в

5

с

н

Уровень
освоения
программы

Показатели
Показатели
(оцениваемые

Степень выраженности

Критерии

оцениваемого качества

параметры)

1. Теоретическая подготовка
Знание шахматной

Правильность

Низкий уровень (воспитанник знает

терминологии

использования

менее

½

объёма

терминов,

специальной

предусмотренных программой);

терминологии

Средний

уровень

(воспитанник

знает более ½ объема терминов,
34

предусмотренных программой);
Высокий

уровень

(воспитанник

знает практически все термины,
предусмотренные программой).
2. Практическая подготовка
Практическое

Простые взятия

умение рубить

Низкий

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 50%)

фигуры

Средний

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 80%)
Высокий

уровень

(воспитанник

справился с задачами более 81%)
Практическое

Простая защита

умение защищать

Низкий

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 50%)

фигуры

Средний

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 80%)
Высокий

уровень

(воспитанник

справился с задачами более 81%)
Практическое
умение ставить

Умение ставить шах Низкий
в 1 ход

шах в 1 ход

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 50%)
Средний

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 80%)
Высокий

уровень

(воспитанник

справился с задачами более 81%)
Практическое
умение
защищаться от
шаха

Умение правильно

Низкий

уровень

(воспитанник

защититься от шаха справился с задачами менее 50%)
Средний

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 80%)
Высокий

уровень

(воспитанник

справился с задачами более 81%)
35

Практическое

Умение ставить мат Низкий

умение ставить

в 1 ход

мат в 1 ход

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 50%)
Средний

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 80%)
Высокий

уровень

(воспитанник

справился с задачами более 81%)
Умение ставить

Линейный мат

линейный мат 2мя

Низкий

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 50%)

ладьями

Средний

уровень

(воспитанник

справился с задачами менее 80%)
Высокий

уровень

(воспитанник

справился с задачами более 81%)
Игры с условным

Охрана границы,

заданием, с

охота

Низкий

уровень

(воспитанник

соблюдает менее 50% правил)

соблюдением всех

Средний

правил (правильно

соблюдает менее 80% правил)

ходит фигурами,
правильное взятие

Высокий

уровень
уровень

(воспитанник

(воспитанник

соблюдает более 81% правил)

фигур)
Дидактические материалы:
 Рабочая тетрадь;
 вспомогательная литература;
 карточки с заданиями.

36

Список литературы:
1. Абрамов, С. П. Шахматы. Как научить и увлечь детей: учебник для
воспитателей и родителей / С. П. Абрамов, В. Касаткина. — Москва: Дайв,
[б. г.]. — 144 с.
2. Абрамов, С. П. Шахматы для дошкольников и младших школьников: рабочая
тетрадь / С. П. Абрамов, В. Касаткина. — Москва: Дайв, 2019. — [б. с.].
3. Абрамов, С. П. Методика проведений занятий. Шахматы: первый год
обучения / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. — Москва: Дайв, 2020. — 256 с.
4. Барский, В. Л. Карвин в Шахматном лесу: учебник шахмат для младших
школьников / В. Л. Барский. — Москва: Дайв, 2021. — 25 с.
5. Барский, В. Л. Карвин в Шахматном лесу: рабочая тетрадь для младших
школьников / В. Л. Барский. — Москва: Дайв, 2021. — [б. с.].
6. Барский, В. Л. Шахматная школа: первый год обучения: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / В. Л. Барский. — Москва: Вако, 2021. —
96 с.
7. Барский, В. Л. Шахматная школа: первый год обучения: методическое
пособие для учителей / В. Л. Барский. — Москва: Библиотека РШФ, 2016. —
176 с.
8. Пожарский, В. А. Шахматы: начальная школа / В. А. Пожарский. — Ростовна-Дону: Феникс, 2012. — 315 с.
9. Позин, С. В. 25 уроков шахмат: школьный шахматный учебник / С. В. Позин.
— Москва: [б. и.], 2011. — [б. с.].
10.Сухин, И. Г. Шахматы в начальной школе: первый год обучения / И. Г.
Сухин. — Москва: АСТ, 2018. — [б. с.].
11.Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной
школы / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1998. — [б. с.].
12.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране:
занимательное пособие для родителей и учителей / И. Г. Сухин. — Москва:
Поматур, 2000. — [б. с.].
13.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного
чтения родителей и детей / И. Г. Сухин. — Москва: Астрель: АСТ, 2000. —
[б. с.].
Программное обеспечение и интернет-ресурсы:
1. CHESS 4.0: обучающая шахматная программа.
2. Динозавры учат шахматам: обучающая шахматная программа
3. Шахматные игры для дошкольников и младших школьников: сборник
игр и упражнений.
4. Lichess.org : свободный шахматный сервер (https://lichess.org).
37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».