Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детей и молодежи
Принята на заседании
Педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 1 от 09.01.2025г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 1 от 09.01.2025г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Юный Техник»
(техническая направленность)
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы 2 года
Автор – составитель:
Вохмянина Ксения Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МО Карпинск
Пояснительная записка
Программа «Юный техник» составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия
развития воспитания в РФ на период
до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629;
Приказ
Министерства
образования
и
молодёжной
политике
Свердловской области от 26.10.2023 № 1104-Д;
Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с
изм. от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).
Направленность — техническая.
Актуальность программы состоит в том, что робототехника представляет
учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных
способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии
решений, раскрывает их творческий потенциал. Обучающиеся лучше понимают, когда
они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по
робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом
занятии.
Реализация этой программы помогает развитию коммуникативных навыков
учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной
деятельности.
Проектные работы, тематика которых включена в программу, позволяют
сформировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать и применять
знания, а также способствуют развитию творческих способностей личности.
Мировые тенденции развития инженерного образования свидетельствуют о
глобальном внедрении информационных технологий в образовательный процесс.
Робототехника является весьма перспективной областью для применения
образовательных методик в процессе обучения за счет объединения в себе различных
инженерных дисциплин.
Ведущая идея данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы заключается в изучении законов информатики, моделирования и
программирования, дающих возможность построить с помощью развивающих
конструкторов АВРОРА Robotics
механические устройства, осваивать основы
информатики и алгоритма, компьютерное управление и робототехнику. Данная
программа составлена на основе учебных материалов, разработанных российским
производителем комплексных STEAM-решений «АВРОРА Образование». Программа
изменена с учетом особенностей учебного процесса и контингента обучающихся.
Учебный курс является стартовым, предназначен для начинающих и не требует от
обучающихся специальных вводных знаний.
Новизна программы заключается в том, что в основе обучающего материала лежит
изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное
программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах обучающиеся
могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования,
составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Отличительной особенностью программы является то что, используя привычные
элементы, а также мотор и датчики, обучающиеся на каждом занятии, конструируют
новую модель, подключают ее к ноутбуку и программируют действия робота. В ходе
изучения курса, учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление,
конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими
навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области
конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.
Адресат программы: обучающиеся с 7-до 11 лет.
Возрастные особенности: Развитие психики детей этого возраста осуществляется
главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего
школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит
коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не
только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные
задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и
оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются
произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Наполняемость группы: 15 человек.
Условия приема детей: не требует предварительной подготовки. Образовательный
процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по
интересу к техническому творчеству, сформированных в разновозрастные группы.
Состав групп постоянный.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1год обучения: 152 часа в год.
2 год обучения: 152 часа в год.
Форма реализации программы: традиционная модель реализации программы,
которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение двух лет.
Перечень форм обучения:
- фронтальная,
- индивидуально — групповая,
- с использованием дистанционных технологий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Беседа;
Лекции
Изложение преподавателем предметной информации;
Дискуссии
Постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою
точку зрения;
Презентация предмета, явления, события, факта;
Обучающие игры
Моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью;
Презентация
Публичное представление определенной темы или предмета;
Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе.
Перечень
форм подведения итогов реализации
общеразвивающей программы:
дополнительной
-Беседа
-Проект
-Тренинг
-Практическое занятие
Цель программы – развитие мотивации личности ребенка к познанию и техническому
творчеству через формирование практических умений и навыков в области
робототехники
Задачи программы:
Обучающие:
дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
научить основным приемам сборки и программирования робототехнических
средств; ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами,
необходимыми при конструировании робототехнических средств;
Развивающие:
развивать способности владения компьютером (ноутбуков);
развивать навыки построения моделей и научить основам работы с
оборудованием.
способствовать профессиональной ориентации обучающихся,
формировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать и применять
знания;
развивать пространственное мышление и воображение.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в команде, эффективно распределять обязанности;
воспитывать творческое отношение к выполняемой работе;
формировать потребность в творческой
деятельности, через техническое
творчество.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
формирование представлений о роли и значении робототехники в жизни;
овладение основными терминами робототехники и конструировании
робототехнических систем;
освоение основных принципов механических узлов и усвоение назначения и
принципов работы датчиков различного типа;
использование визуального языка для программирования простых
робототехнических систем;
формирование навыков отладки созданных роботов.
Метапредметные результаты:
сформированность у обучающихся самостоятельности в учебнопознавательной деятельности;
развитие способности к самореализации и целеустремлённости;
сформированность у обучающихся технического мышления и творческого
подхода к работе;
развитость навыков научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и
проектной деятельности обучающихся;
развитие ассоциативных возможностей мышления обучающихся.
Личностные результаты:
сформированность коммуникативной культуры обучающихся, внимание,
уважение
к людям;
развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков, широкий политехнический
кругозор;
сформированность умения планировать работу по реализации замысла,
способность предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел;
сформированность способности к продуктивному общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Учебный план I год обучения
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
4.
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Основы работы с конструктором АВРОРА Robotics
Олимп
Вводное занятие.
Знакомство с набором АВРОРА
Robotics Олимп.
Способы соединения деталей набора
АВРОРА Robotics Олимп.
Раздел 2. Изучение основных
конструкций набора АВРОРА Robotics
Олимп
Основные ременные передачи. Работа
с моделями.
Датчик наклона. Работа с моделями с
датчиком наклона
Работа с моделями, имеющих зубчатые
колеса.
Датчик расстояния. Работа с моделями,
реагирующих на датчик расстояния.
Изучение процесса передачи движения
с помощью кулачка. Работа с моделью
с кулачковой передачей.
Свободное конструирование с помощью набора АВРОРА Robotics
Олимп
Количество часов
всего
теория практика
36
16
20
6
-
6
14
10
4
16
6
10
56
26
30
18
8
10
20
10
10
18
8
10
58
28
30
28
18
10
30
10
20
2
0
2
152
70
82
Формы
контроля
Беседа,
мониторинг, викторина,
игра
Беседа, обсуждение,
практическая работа,
выставка,
соревнование, викторина, игра
Итоговое занятие.
Итого:
Защита
проекта, мониторинг
Учебный план II год обучения
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Раздел 1. Среда конструирования
Вводное занятие
Мир в котором я живу
Город. Городской пейзаж
Село. Сельский пейзаж
1.5
Школа, школьный двор
30
4
8
8
5
13
2
5
2
2
17
2
3
6
3
5
2
3
Раздел 2.В мире транспорта
40
20
20
2.1
Наземный транспорт
10
6
4
2.2
Водный транспорт
12
8
4
2.3
Воздушный транспорт
2.4
2.5
Космические модели
Военная техника
5
5
2
2
3
3
8
2
6
3
3.1
3.2
Раздел 3.В мире животных
Домашние животные
Дикие животные
36
16
8
2
28
14
20
6
14
44
16
28
24
8
16
2
4
4.1
4.2
5
Раздел 4.Набор АВРОРА Robotics
Олимп в быту
Необычное использование
конструктора АВРОРА Robotics
Олимп
Свободное творческое
конструирование
20
8
12
2
-
2
Итоговое занятие
Итого:
152
57
95
Беседа, обсуждение,
практическая работа,
выставка,
соревнование, викторина,
игра
Беседа, обсуждение,
практическая работа,
выставка,
соревнование,
викторина,
игра
Беседа, обсуждение,
защита
проекта,
выставка,
викторина,
игра
Беседа, обсуждение,
практическая работа,
выставка,
соревнование,
викторина,
игра
Защита
проекта,
мониторинг
Содержание учебного плана I год обучения
Раздел 1. Основы работы с набором АВРОРА Robotics Олимп
1.1 Вводное занятие
Теория: Проведения инструктажей (ПБ; по противодействию терроризму и действиям в экстренных ситуациях; ОТ при проведении массовых мероприятий). Обучающиеся в первый
день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности.
Практика: Техника безопасности на занятиях при работе с конструктором АВРОРА Robotics
Олимп, ноутбуками, компьютерами.
1.2Знакомство с набором АВРОРА Robotics Олимп
Теория: Исследование деталей конструктора, дифференциация их по размеру и форме. Знакомство с программным обеспечением
Практика: Конструирование произвольных моделей.
1.3 Способы соединения деталей набора АВРОРА Robotics Олимп.
Теория: Исследование деталей конструктора, способов их соединения, дифференциация деталей по назначению или предъявленному образцу. Знакомство с инструкциями (чертежами).
Способы соединения деталей.
Практика: Просмотр презентации «Самые высокие башни мира». Постройка башни (падающие, сказочные).
Раздел 2. Изучение основных конструкций набора АВРОРА Robotics Олимп
2.1 Основные ременные передачи. Работа с моделью на основе ременных передач
Теория: Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Знакомство с системой шкивов и ремней (ременных передач), работающих в модели. Повышающая и
понижающая ременные передачи.
Практика: Установление соотношения между диаметром и скоростью вращения (числом оборотов).
2.2Датчик наклона. Работа с моделями с датчиком наклона
Теория: Изучение рычажного механизма, работающего в модели. Применение терминов –
плечо силы, плечо груза и основа опоры. Условия, обеспечивающие устойчивое движение модели. Понятие о центре тяжести. Датчик наклона.
Практика: Работа с моделями с датчиком наклона. Усложнение поведения модели путем установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движением.
2.3 Работа с моделями, имеющих зубчатые колеса.
Теория: Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение
влияния зубчатых колес на изменение направления движения.
Практика: Правила работы с конструктором. Работа с моделями, имеющие зубчатые колеса.
Знакомство с работой зубчатых колес. Усложнение поведения модели путем установки и использования датчика наклона.
Раздел 3.Датчик расстояния. Работа с моделями, реагирующих на датчик расстояния.
Теория: Обучение системному подходу при работе с комплектами конструктора АВРОРА
Robotics Олимп. Объекты техники и технологические процессы.
Изучение панели инструментов программирования, их обозначения. Основные сведения о перечне терминов, вкладки связи, содержания, проекта и экрана. Последовательность работы с
программой.
Практика: Правила работы с конструктором. Работа с моделями, реагирующих на датчик расстояния. Программное обеспечение АВРОРА Robotics Олимп.
3.1 Изучение процесса передачи движения с помощью кулачка. Работа с моделью с кулачковой передачей.
Теория: Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение
рычажного механизма и влияние конфигурации кулачкового механизма на определенный
ритм.
Практика: Конструирование различных моделей из разных областей с кулачковой передачей.
Модификация конструкции модели путём изменения кулачкового механизма с целью изменения ритма движений рычагов.
3.2 Свободное конструирование с помощью набора АВРОРА Robotics Олимп
Теория: Подведение итогов по модулю. Деление на группы с целью закрепления усвоенного материала по конструированию и программированию различных моделей.
Практика: Защита созданных моделей в группах. Объяснение применения различных механизмов при конструировании моделей. Краткая презентация.
Раздел 4.Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов работы, защита проектов, выполненных с помощью конструктора АВРОРА Robotics Олимп.
Содержание учебного плана II год обучения
Раздел 1. Среда конструирования.
1.1Вводное занятие
Теория: Проведения инструктажей (ПБ; по противодействию терроризму и действиям в экстрен
ных ситуациях; ОТ при проведении массовых мероприятий). Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности.
Практика: Техника безопасности на занятиях при работе с конструктором АВРОРА Robotics
Олимп, ноутбуками, компьютерами
1.2 Мир в котором я живу
Теория: Модели современных построек. Анализ моделей, установление взаимосвязей. Баланс
конструкции.
Практика: Конструирование городских построек.
1.3 Город. Городской пейзаж
Теория: Модели современных домов. Анализ моделей, установление взаимосвязей. Баланс конструкции.
Практика: Конструирование городских построек. Игра «Собери модель»
1.4 Село. Сельский пейзаж
Теория: Модели построек сельских домиков, улиц села.
Усадьба. Фермерские постройки.
Практика: Конструирование сельского пейзажа.
1.5 Школа, школьный двор
Теория: Модель школы, спортивной площадки, школьного двора.
Практика: Конструирование школьного дворика.
Раздел 2. В мире транспорта
2.1Наземный транспорт
Теория: Названия транспортных средств; правила поведения в транспорте; правила поведения
на проезжей части, понятия «тяга» и «толчок». Виды сельскохозяйственного транспорта его
назначение. Модели транспорта муниципальных служб города.
Практика: Конструирование модели городского транспорта, сельскохозяйственной техники,
скорой помощи, пожарной машины и т.п.
2.2 Водный транспорт
Теория: История водного транспорта. Их виды Модели лодки, парусника, корабля, парохода.
Принципы равновесия; понятие энергии ветра; названия водных транспортных средств.
Практика: Конструирование модели корабля.
2.3 Воздушный транспорт
Теория: История авиации Модели самолетов, вертолетов.
Практика: Конструирование модели самолета, вертолета.
2.4 Космические модели
Теория: Освоение понятий: солнечная система, галактика, орбита, планета, звезда. Модели космических летательных аппаратов. Дизайн и виды космических кораблей в фильмах, мультфильмах.
Практика: Конструирование модели космического летательного аппарата.
2.5 Военная техника
Теория: Модели и образцы военной техники.
Практика: Конструирование модели военной техники.
Раздел 3. В мире животных
3.1Домашние животные
Теория: Разнообразие домашних животных. Фигурки домашних животных.
Практика: Конструирование фигурок домашних животных. Моделирование зоопарка.
3.2Дикие животные
Теория: Разнообразие животных. Фигурки диких животных.
Практика: Конструирование фигурок диких животных. Моделирование зоопарка.
Раздел 4. Набор АВРОРА Robotics Олимп в быту
4.1 Необычное использование конструктора АВРОРА Robotics Олимп
Теория: Возможности конструктора АВРОРА Robotics Олимп безграничны.
Практика: Изготовление фиксатора для кабеля зарядного устройства и крючка для ключей,
подставки для книг, подставки для ручек и карандашей на стол.
4.2 Свободное творческое конструирование
Теория: Обсуждение свободного и творческого создания замыслов.
Практика: Конструирование в свободной деятельности.
5. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов работы, защита проектов, выполненных с помощью конструктора АВРОРА Robotics Олимп.
Календарный график:
№
п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
38
2
Количество учебных дней
76
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
152
6
Недель в первом полугодии
18
7
Недель во втором полугодии
20
8
Начало занятий
9
Каникулы
10
Выходные дни
11
Окончание учебного года
Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение программы:
- Учебный класс
- Учебная доска
-Образовательные наборы «АВРОРА Robotics»
- Канцтовары
- Ноутбук
- Мультимедиа
- Столы,
-Стулья
Информационное обеспечение:
- Вспомогательная литература
- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
- Диски со схемами сборки
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования технической направленности.
2 сентября
31 декабря – 8 января
31 мая
Методическое обеспечение I
год обучения
№ п/п
1
2
3
4
Материально
Формы, приемы
техническое
обучения,
оснащение,
педагогические
технологии
дидактические
материал
Схемы сборки.
Беседа, практика,
Раздаточный материал. игровые
Презентация по теме. технологии
Наборы конструктора
Работа в группах,
обучающая игра,
контролирующая
игра
Раздел 2. Изучение
основных
конструкций набора
АВРОРА Robotics
Олимп
Схемы сборки.
Беседа, практика,
Раздаточный материал. игровые
Презентация по теме. технологии
Наборы конструктора
Работа в группах,
обучающая игра,
контролирующая
игра
Раздел 3.
Программное
обеспечение набора
АВРОРА Robotics
Олимп
Схемы сборки.
Беседа, практика,
Раздаточный материал. игровые
Презентация по теме. технологии
Наборы конструктора
Работа в группах,
обучающая игра,
контролирующая
игра
Схемы сборки.
Беседа, практика,
Раздаточный материал. игровые
Презентация по теме. технологии
Наборы конструктора
Работа в группах,
обучающая игра,
контролирующая
игра
Учебный модуль
Раздел 1. Основы
работы с
конструктором
АВРОРА
RoboticsОлимп
Итоговое занятие
Формы,
учебные
занятия
Методическое обеспечение
II год обучения
Формы, приемы
обучения,
Материально
Учебный
техническое оснащение, педагогические
модуль
дидактические материал технологии
Схемы сборки.
Беседа,
Среда конструирования Раздаточный материал. практика,
Презентация по теме.
игровые
Наборы конструктора
технологии
1
В мире
транспорта
Схемы сборки.
Раздаточный материал.
Презентация по теме.
Наборы конструктора
Схемы сборки.
В мире животных
Раздаточный материал.
Презентация по теме.
Наборы конструктора
Схемы сборки.
Набор АВРОРА
Robotics Олимп в быту Раздаточный материал.
Презентация по теме.
Наборы конструктора
Схемы сборки.
Итоговое занятие
Раздаточный материал.
Презентация по теме.
Наборы конструктора
2
3
4
5
Формы,
учебные
занятия
Работа в
группах,
обучающая
игра
Работа в
Беседа,
группах
практика,
игровые
технологии
Беседа, практика, Работа в
игровые
группах,
технологии
обучающая
игра
Беседа, практика, Работа в
игровые
группах
технологии
Беседа, практика, Работа в
игровые
группах
технологии
Формы подведения итогов реализации программы
В
процессе
обучения
проводятся
разные
виды
контроля
над
результативностью
усвоения программного материала.
По итогам прохождения всех модулей, лучшие обучающиеся будут награждаться грамотами за
успехи, достигнутые в процессе обучения. Итоговое занятие проходит в форме соревнований,
турниров.
Аттестация:
Входная аттестация – проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
учащегося. На занятиях так же учитывается время, эффективность, правильность выполнения
работы. Грамотное представление своего проекта, прохождение
тестов, опросов и т.д.
Промежуточная аттестация - проверка результатов обучения после прохождения модуля.
Проходит в виде тестового контроля, защиты проекта, выставки работ и т.д -в декабре месяце.
Итоговая аттестация - проверка результатов обучения после завершения образовательной
программы, в конце учебного года. Проходит в виде соревнования на проверку навыков
управления роботов, тестирование - в мае месяце.
Учебно-методическое обеспечение:
Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык
программирования
роботов
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
Лабораторные
практикумы
по
программированию
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=72&
Itemid=159&lang=
Список используемой литературы
1. Дэниел Липковиц, LEGO Книга игр «Оживи свои модели!» 2014. - 200 с.
2. Макаров И.М., Толчеев Ю.И. Робототехника. История и перспективы. – М., 2003.– 349с.
3. Образовательная робототехника «Обзор решений 2014 года». Компания ITS
технический партнер программы поддержки молодых программистов и молодежных ITпроектов. – ITS-robot, 2014.
4. Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 2 / Д. А. Гагарина, С. Г.
Косарецкий, А. С. Гагарин, М. Е. Гошин; Национальный исследовательский университет, 2019.
5. Сероштанова Н.Ю., Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника:
конструирование и программирование. Учебно-методические материалы. – Екатеринбург: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», 2014. - 44 с.
6. Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника: конструирование и
программирование. Методические рекомендации – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО», 2014. - 42 с.
Список литературы для родителей и обучающихся
1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2006.
2. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Издво МАИ, 2003.
3. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей: уч.-метод. пособие / Ю.В. Рогов.
– Челябинск, 2012.
4.Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2014
Приложение 1
Оценка уровней освоения программы
Уровни
/%
Высокий
уровень
80-100%
Средний
уровень
50-79%
Низкий
уровень
0-49%
Параметры
Теоретические
знания и
практические
умения
Теоретические
знания и
практические
умения
Теоретические
знания и
практические
умения
Показатели
Оценка теоретических знаний и практических умений на
основе тестирования.
Учащийся освоил материал в полном объеме. Знает и
понимает значение терминов, самостоятельно ориентируется в
содержании материала по темам.
Способен свободно применять в практической работе
полученные знания. Учащийся проявляет устойчивое внимание
к выполнению заданий, сосредоточен во время практической
работы, получает результат своевременно. Может оценить
результаты выполнения своего задания и дать оценку работы
своего товарища.
Учащийся прекрасно работает со всеми членами команды.
Всегда справляется с поставленной задачей в группе. Свободно
генерирует идеи. Легко применяет полученные знания и умения
в решении поставленной задачи.
Оценка теоретических знаний и практических умений на
основе тестирования.
Учащийся освоил базовые знания, но слабо ориентируется в
содержании материала по некоторым темам.
Владеет базовыми навыками и умениями, но не всегда
может
в
полном
объеме
выполнить
практическое
самостоятельное задание, затрудняется и просит помощи
педагога. В работе допускает небрежность, делает ошибки, но
может устранить их после наводящих вопросов или
самостоятельно. Оценить результаты своей деятельности может с
подсказкой педагога. Учащийся заинтересован, но не всегда
проявляет устойчивое внимание к выполнению задания.
Учащийся слабо сосредоточен во время работы в группе, не
всегда умеет находить общий язык с членами команды.
Справляется с поставленной задачей в группе, но просит
помощи и подсказки педагога. Не всегда умеет генерировать
идеи. Применяет полученные знания и умения в решении
поставленной задачи, но с некоторыми подсказками педагога
или товарищей.
Оценка теоретических знаний и практических умений на
основе тестирования.
Владеет минимальными знаниями, слабо ориентируется в
содержании материала.
Учащийся
способен
выполнять
каждую
операцию
практической работы только с подсказкой педагога или
товарищей. Не всегда правильно применяет в практической
работе необходимые знания или не использует вовсе. В работе
допускает грубые ошибки, не может их найти даже после
указания. Не способен самостоятельно оценить результаты своей
работы.
Учащийся слабо контактирует в работе с членами команды.
Не умеет генерировать идеи. Не всегда умеет справиться с
поставленной задачей в группе. Решение задачи происходит
исключительно с подсказкой педагога. Слабо применяет
полученные знания и умения в решении поставленной задачи,
исключительно с подсказками педагога или товарищей.
Приложение 2
Входная аттестация
ФИ
Вопрос 1
Укажи название детали
Варианты ответов
A.
B.
C.
D.
E.
Ось
Втулка
Диск
Кулачок
Мотор
Вопрос 2
Укажи название детали
Варианты ответов
A.
B.
C.
D.
E.
Пластина
Кирпич
Штифт
Кулачок
Мотор
Вопрос 3
Укажи название детали
Варианты ответов
A.
B.
C.
D.
E.
Ось
Втулка
Диск
Кулачок
Мотор
Вопрос 4
Укажи название детали
Варианты ответов
A.
B.
C.
D.
E.
Кирпич
Штифт
Пластина
Кулачок
Мотор
Вопрос 5
Укажи название детали
Варианты ответов
A.
B.
C.
D.
E.
Ось
Втулка
Диск
Кулачок
Мотор
Вопрос 6
Укажи название детали
Варианты ответов
A.
B.
C.
D.
E.
Пластина
Штифт
Кулачок
Кирпич
Мотор
Вопрос 7
Укажи название детали
Варианты ответов
A.
B.
C.
D.
E.
Диск
Втулка
Ось
Кулачок
Мотор
Результаты тестирования:
Низкий уровень – 40-59%
Средний уровень – 60-79%
Высокий уровень – 80-100%
26
Приложение 3
Промежуточная аттестация
ФИ
Вопрос 1
Укажи название блока программы
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Мощность мотора
Мотор по часовой стрелке
Начать нажатием клавиши
Мотор против часовой стрелки
Экран
Вопрос 2
Укажи вид передачи
Варианты ответов:
A. Понижающая
B. Повышающая
C. Промежуточная
Вопрос 3
Укажи название детали
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Ось
Втулка
Диск
Кулачок
Мотор
27
Вопрос 4
Укажи название детали
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Пластина
Кирпич
Штифт
Кулачок
Мотор
Вопрос 5
Укажи название детали
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Ось
Втулка
Диск
Кулачок
Мотор
Вопрос 6
Укажи название блока программы
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Начало
Мотор по часовой стрелке
Звук
Выключить мотор
Экран
Вопрос 7
Укажи название блока программы
A.
B.
C.
D.
Варианты ответов:
Начало
Мотор по часовой стрелке
Звук
Мотор против часовой стрелки
E.
Экран
28
Вопрос 8
Укажи название блока программы
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Мощность мотора
Мотор по часовой стрелке
Начать нажатием клавиши
Выключить мотор
Экран
Вопрос 9
Укажи название блока программы
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Мощность мотора
Мотор по часовой стрелке
Начать нажатием клавиши
Мотор против часовой стрелки
Экран
Вопрос 10
Укажи название блока программы
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Мощность мотора
Мотор по часовой стрелке
Цикл
Выключить мотор
Экран
Вопрос 11
Укажи название блока программы
A.
Варианты ответов:
Экран
B.
C.
D.
E.
Мотор по часовой стрелке
Цикл
Выключить мотор
Ждать
29
Вопрос 12
Укажи название детали
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Кирпич
Штифт
Пластина
Кулачок
Мотор
Вопрос 13
Укажи название блока программы
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Начало
Мотор против часовой стрелки
Экран
Мотор по часовой стрелке
Начать нажатием клавиши
Вопрос 14
Укажи название детали
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Ось
Втулка
Диск
Кулачок
Мотор
Вопрос 15
Укажи название детали
Варианты ответов:
A. Пластина
B. Штифт
C. Кулачок
D. Кирпич
E. Мотор
30
Вопрос 16
Укажи вид передачи
A.
B.
C.
Варианты ответов:
Понижающая
Повышающая
Промежуточная
Вопрос 17
Укажи вид передачи
A.
B.
C.
Варианты ответов:
Понижающая
Повышающая
Промежуточная
Вопрос 18
Укажи название детали
A.
B.
C.
D.
E.
Варианты ответов:
Диск
Втулка
Ось
Кулачок
Мотор
Результаты тестирования:
Низкий уровень – 40-59%
Средний уровень – 60-79%
Высокий уровень – 80-100%
31
Приложение 4
Итоговый контроль
1.Для быстрого доступа к некоторым функциям программного обеспечения используется клавиша Escape. Какое действие она выполняет?
1.
2.
3.
4.
останавливает выполнение программы и работу мотора
запускает все Блоки программы
выполняет маркировку
создает копию блока
II. Как называется это устройство и для чего его используют?
1.
2.
3.
4.
Датчик расстояния
Датчик наклона
Датчик скорости
Смарт-Хаб
III. В какую сторону вращаются зубчатые колеса?
1. в одну сторону
2. в противоположные стороны
IV. Как называются эти зубчатые колеса? (Указать стрелочкой).
ведущее, промежуточное, ведомое.
32
V. Какая зубчатая передача изображена на рисунке?
1. повышающая
2. понижающая
3. прямая
VI. Как называется ременная передача?
1.
2.
3.
4.
повышающая
прямая
перекрестная
понижающая
VII. Модель на картинке используется?
1. для снижения скорости
2. для повышения скорости
VIII. С какой скоростью вращаются шкивы? Почему?
1. с одинаковой
2. с разной
IX. Что означает этот блок палитры и для чего он нужен?
1.
2.
ждать до…
цикл – отвечает за повторение блока программы.
33
X. Используется для связи компьютера с роботом, получает программные строки и исполняет их
1.
2.
3.
4.
Датчик расстояния
Датчик наклона
Датчик скорости
Смарт-Хаб
XI. Что такое зубчатое колесо?
1. колеса с профилем
2. диск с зубьями
3. колесо, насаженное на ось
XII. В каком направлении вращаются колеса?
1. в одном направлении
2. в противоположных направлениях
Тестовые вопросы I – XIII: выбирается один правильный ответ на каждый вопрос. Ответы на вопросы оцениваются в 5 баллов за каждый правильный ответ, за дополнение +3 балла.
Максимальное количество баллов – 77.
Результаты тестирования:
Низкий уровень – 40-59%
Средний уровень – 60-79%
Высокий уровень – 80-100%
34
Приложение 5
Сводная таблица результатов обучения
Оценка теоретических знаний и практических умений
(на основе
тестирования)
ФИ
учащегося
№п/п
1.
2.
3.
4.
Итого:
35
Процент