Ансамбль Триоль 2025

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Ансамбль Триоль»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Гавриков Андрей Вячеславович,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Ансамбль Триоль» составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
 Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями









«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением Администрации
муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с изм. от 24.08.2021 г. № 1049,
от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от 10.12.2024 г. № 1930).

Актуальность программы заключается в:
 востребованности в формировании и развитии исполнительских навыков детей и
подростков;
 тренировке артикуляционного и исполнительского аппаратов, позволяющих иметь
правильную речь и уверенную координацию. В процессе исполнения развивается
моторика пальцев, музыкальный слух, чувство ритма, чувство времени и такие общие
качества как координация, внимание, память, креативность мышления;
 воспитании ответственности, организованности и добросовестности, а также в
формировании первых навыков персонального труда, умения творчески подходить к
постановке и решению задач, умения работать как индивидуально (самостоятельно),
так и в команде, что играет немаловажную роль в процессе социализации и
становления положительных личностных качеств ребёнка.
Одно из главных условий всестороннего эстетического воспитания детей и подростков и
полноценного развития их творческих способностей - включение обучающихся в разные
виды исполнительской деятельности, основанной на различных музыкальных материалах.
Программа отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в сфере
образования по направлению: «Развитие основ художественного творчества детей в условиях
модернизации образования».

Отличительные особенности программы «Ансамбль Триоль»:
Программа «Ансамбль Триоль» имеет художественную направленность. Она ориентирована
на реализацию интересов детей и подростков в сфере инструментального творчества,
развитие их исполнительского мастерства по направлению музыкальной культуры.
Программа направлена на создание познавательной мотивации, определяющей продолжение
специального музыкального образования и творческой деятельности.
Программа

демонстрирует

развивающие

функции

исполнительского

обучения,

ориентированные на личностный рост детей. Она синтезирует знания основ музыкальной
культуры, инструментальную сценическую постановку, сценическое мастерство, элементы
танца и марша.
Исходя из этого, программа «Ансамбль Триоль» позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал обучающихся, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию исполнительских навыков, удовлетворению потребности в общении.
Программа направлена на создание образовательной среды, позволяющей стимулировать
детей и подростков к изучению новых технологий в сфере музыкальной культуры,
проявлению своих творческих качеств, импровизации и самостоятельной работе. В процессе
обучения у детей и подростков воспитываются положительные личностные качества,
позволяющие уверенно позиционировать себя в творческой и повседневной жизни, понимать
алгоритмы решения проблемных ситуаций в различных сферах.
Адресат программы: школьники и студенты начальных курсов в возрасте от 7 до 18 лет.
Возрастные особенности детей и подростков от 7 до 18 лет:
По достижении 7 лет ребёнок вступает в особенный цикл развития, характеризующийся
формированием интеллекта, кругозора и абстрактного мышления, фундаментальных
личностных качеств, переходом на новый уровень зрелости (половое созревание).
Важным показателем этой возрастной группы является оценочное отношение к себе и
окружающим, ведущими потребностями - общение и творческая активность. Общение, в
большинстве случаев, выражается в свободном диалоге со сверстниками и людьми более
старшей возрастной категории, демонстрации чувств и намерений при помощи действий,
открыто заявляющих об уникальности собственной личности и своей позиции в обществе.
Творческая активность в этом возрастном сегменте проявляется во всех сферах жизни,
поэтому так важно создавать условия для развития творческого потенциала.
Ведущая деятельность – творческий обучающий процесс. Он позволяет обучающимся
испытывать свой потенциал и продуктивно распределять собственные силы в процессе
репетиционных занятий. С девятилетнего возраста ребёнок начинает адекватно оценивать
результаты своего обучения. Например, участия в выступлениях: концертах, фестивалях,

конкурсах. Удовлетворение результатом позволяет испытывать гордость, способствует
эмоциональному благополучию, поддерживает положительное самооценку.
Ведущая функция – креативность и творческое мышление. У подростков наблюдается
сильное желание в создании чего-то нового и уникального. Для этого используются не
только базовые знания, но еще и ассоциации, личностное восприятие, креативность и
изобретательность. Творческое развитие подразумевает нестандартный подход к ситуациям
и применение нетрадиционных решений задач в сфере исполнительского искусства.
Дети с творческими способностями стремятся познавать окружающий мир и открывать чтото новое. Они изобретательны, легко находят применение своим знаниям на практике и не
боятся проявлять инициативу. У творческих детей хорошо развиты фантазия и воображение:
они видят необычное в обычном.
Важные аспекты в обучении подростков – это привитие разносторонних интересов,
воспитание стремления к самостоятельности и склонности к самоанализу. Необходимо
делать акцент на таких положительных качествах, как дисциплинированность, любовь к
творчеству, уважительное отношение к окружающим. Подросток должен учиться поиску
правильных решений в различных ситуациях, и, что не менее важно, испытывать
удовольствие от прилагаемых усилий и полученного результата.
Условия приёма детей: желающие обучаться по программе

«Ансамбль Триоль»

предварительно проходят

выявляется наличие

тестирование, в процессе которого

музыкального слуха, музыкального ритма, голосовой интонации (приложение №2).
Обучение могут

проходить дети

и

подростки

даже с начальными

данными в

соответствующей их подготовке группе.
Принцип формирования групп: формируются разновозрастные группы в зависимости от
образовательного уровня обучающихся (приложение № 1).
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательной программы
по учебному плану в часах составляет:


1 год обучения - 152 часа (38 учебных недель).

Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в соответствии с учебным планом. Из общего числа
обучающихся формируется разновозрастная группа в количестве до 12 человек.

Режим занятий:
 Продолжительность одного академического часа – 40 минут;
 Перерыв между учебными занятиями – 10 минут;
 Общее количество учебных часов в неделю – 4 часа.
Календарный учебный график:
№

Основные характеристики образовательного процесса

п/п
1

Количество учебных недель

38

2

Количество учебных дней

76

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

152

5

Недель в первом полугодии

17

6

Недель во втором полугодии

21

7

Начало занятий

01.09.2025

8

Каникулы

-

9

Выходные дни

31.12.2025-11.01.2026

10

Окончание учебного года

30.05.2026

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы «Ансамбль Триоль»: обучение основам исполнительского мастерства на
ударных инструментах, в частности маршевых барабанах и перкуссии, сольного и
ансамблевого исполнительства, необходимого для дальнейшей практической концертной
деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:

ознакомление

с

основами

музыкальной

грамоты,

видами

исполнительского искусства и инструментальной культуры.
2. Развивающие: развитие творческого потенциала, музыкальной памяти, слуховых
представлений, чувства ритма, артистизма, координации, памяти, положительных
личностных качеств.
3. Воспитательные: формирование культуры поведения и общения, умения заниматься
и выступать в ансамбле; приобщение к мировым культурным традициям и наследию
страны, края; привитие основ здорового образа жизни.

1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№
п/п

Количество часов

Название темы

Теория

Практика

1

1

0

Вводное занятие

1

1

0

2

Исполнительское
искусство
как
вид
музыкальной деятельности

6

2

4

1

1

-

2.1

Инструментальные
фонограммы («минусовки»),
их
особенности
и
возможности

2.2

Приёмы работы с малым
барабаном

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

2.3

Приёмы
ансамблевого
исполнительства

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

2.4

Правила
охраны
исполнительского аппарата

1

1

-

Опрос

2.5

Звукоизвлечение.
Исполнение

1

-

1

Педагогическое

1

1.1

Всего

Формы
аттестации/контроля

Введение
образовательную
программу

в

учебно-

Педагогическое
наблюдение, опрос

Опрос

тренировочного материала

2.6

3

3.1

3.2

Упражнения на развитие

-

1

Формирование
исполнительского
аппарата

7

2

5

Звукообразование

2

1

1

Педагогическое
наблюдение, опрос

1

-

1

Педагогическое
наблюдение, опрос

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

-

1

25

6

19

3

1

Исполнительские движения

Движение строем

3.4

Разминочные
упражнения.
Гимнастика пальцев, кистей,
предплечий

3.5

Исполнительские
упражнения и этюды

4.1

Педагогическое
наблюдение, опрос

1

3.3

4

наблюдение, опрос

Музыкально-ритмические
упражнения (рудименты,
парадидлы, этюды)

Ритмическое движение

2

2

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение, опрос

Педагогическое
наблюдение

4.2

3

1

2

Педагогическое
наблюдение

8

1

7

Педагогическое
наблюдение

Постановка в исполнении
этюдов и упражнений

11

3

8

Педагогическое
наблюдение

Работа над репертуаром

12

-

12

Педагогическое
наблюдение

101

-

101

Педагогическое
наблюдение

152

11

141

Постановка рук

Постановка позиции
4.3

4.4

5

6

Репетиционная
работа.
Концертная деятельность

ИТОГО:

1.3.2 Содержание учебного плана

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Тема 1.1 Вводное занятие
(1 час теории)
ТЕОРИЯ:

Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. План

объединения, цели и задачи занятий. Правила поведения на занятиях.

работы

РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 2.1 Инструментальные фонограммы, их особенности и возможности
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Раскрытие слова «фонограмма». Слушание видов фонограмм. Студийные и
любительские фонограммы. Прослушивание и разбор произведения, нотного текста на
примерах плюсовых и минусовых программ.
Тема 2.2 Приемы работы с малым барабаном
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Знакомство с малым маршевым барабаном, бас барабаном, перкуссией.
Отработка действий, навыков и нюансов, связанных с использованием инструментов.
Тема 2.3 Приёмы ансамблевого исполнения
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Знакомство с понятием «ансамбль», с типами ансамблей (вокальный,
инструментальный,

вокально-инструментальный).

Раскрытие

значимости

солиста

и

аккомпанемента. Начальное исполнение в ансамбле с применением ансамблевых нюансов.
Прослушивание и разбор примеров профессиональных ансамблей, групп и оркестров.
Разработка репертуара.
Тема 2.4 Правила охраны исполнительского аппарата
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Изучение и разбор разминочных гимнастических упражнений, влияющих на
развитие исполнительского аппарата (моторика конечностей, выносливость, гибкость,
координация) и качества звукоизвлечения, уберегающих от травм и надрывов.
Ставится

задача

использовать

такие

упражнения

самостоятельно

каждый

день.

Продолжительность и сложность зависит от возраста и уровня физического развития
обучающегося.

Тема 2.5 Звукоизвлечение. Исполнение учебно-тренировочного материала
(1 час практики)
ПРАКТИКА:

Изучение

особенностей

исполнения

на

музыкальных

инструментах.

Знакомство со сценой, расстановка и постановка на ней. Подбор развивающей музыкальной
литературы. Работа над звукоизвлечением и чистотой интонирования. Изучение и
исполнение первых штрихов. Работа над ровностью звука.
Тема 2.6 Упражнения на развитие
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение определённых начальных упражнений, этюдов и элементарных не
больших музыкальных произведений. Исполнение начальных упражнений на постановку
исполнительского аппарата.

РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА
Тема 3.1 Звукообразование
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Образование, звука, атака звука. Изучение начальных музыкальных штрихов.
ПРАКТИКА: Исполнение упражнений в различных штрихах с правильной аппликатурой.
Тема 3.2 Исполнительские движения
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Правила движения исполнительского аппарата. Движение пальцев, кистей рук,
предплечий, корпуса. Исполнение упражнений в различных музыкальных нюансах (pianoforte, crescendo-diminuendo).
Тема 3.3 Движение строем
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение и исполнение различных упражнений и комбинаций.

Тема 3.4 Разминочные упражнения. Гимнастика пальцев, кистей, предплечий
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Изучение хвата и последующая разработка рук.
ПРАКТИКА: Отработка разминочных упражнений. Исполнение упражнений в различных
темпах в зависимости от физических данных и возраста обучаемого.
Тема 3.5 Исполнительские упражнения и этюды
( 1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение и разбор этюдов начального уровня. Подбор упражнений и этюдов
для индивидуальных занятий. Обучение в процессе исполнения.

РАЗДЕЛ

4.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

(РУДИМЕНТЫ,

ПАРАДИДЛЫ, ЭТЮДЫ)
Тема 4.1 Ритмическое движение
(1 час теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение упражнений для развития музыкального ритма и исполнительского
аппарата.
ПРАКТИКА: Исполнение упражнений.
Тема 4.2 Постановка рук
(1 час теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение и разбор постановочных движений.
ПРАКТИКА: Выполнение постановочных движений. Развитие мышечной памяти.
Тема 4.3 Постановка позиции
(1 час теории, 7 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение физической постановки тела.

ПРАКТИКА: Просмотры концертов известных ансамблей и коллективов, подбор их позиций
и расстановок для использования в учебном помещении, а в дальнейшем на концертных
площадках.
Тема 4.4 Постановка в исполнении этюдов и упражнений
(3 часа теории, 8 часов практики)
ТЕОРИЯ: Изучение нотного материала.
ПРАКТИКА:

В

процессе

исполнения

анализируется

правильность

постановки

и

аппликатуры, что позволяет заниматься более плодотворно на индивидуальном уровне.

РАЗДЕЛ 5. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
(12 часов практики)
ПРАКТИКА: Разбор репертуара, подобранного за год. Изучение партий, анализ и отработка
нюансов.

РАЗДЕЛ 6. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(101 час практики)
ПРАКТИКА: Репетиции концертной программы. Работа по группам. Подбор сценического
имиджа для определенных произведений и выступлений. Работа над ошибками.

1.4 Планируемые результаты
В результате обучения в объединении в течение полного учебного года предполагается, что
обучающиеся получат нижеизложенные основные знания и умения.
Обучающиеся должны знать:
 специфику исполнительского искусства;
 начальную музыкальную грамоту;
 особенности исполнительского аппарата, инструментария, аппаратуры;

 понятия «аппликатура», «интонация», «артикуляция», «координация», «мышечная
память».
Обучающиеся должны уметь:
 исполнять произведения ритмически ровно, применять музыкальные штрихи,
нюансы, динамические оттенки;
 в процессе исполнения выражать чувства и эмоции, присущие музыкальному
произведению или номеру;
 анализировать музыкальное произведение с помощью педагога и самостоятельно.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся
по итогам освоения программы.
Личностные результаты:
 получение устойчивого понимания основ нравственного поведения и культуры
общения, развитие таких позитивных качеств, как доброта, взаимопонимание,
терпимость по отношению к окружающим;
 развитие навыков работы в команде и умения проявлять уважительное отношение ко
всем членам коллектива при осуществлении совместной творческой деятельности;
 развитие умения оценивать разноплановые жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные результаты:
 развитие навыков
основанных

на

успешного общения и
принципах

взаимодействия со сверстниками,

взаимоуважения

и

взаимопомощи,

дружбы

и

толерантности;
 формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности.
Предметные результаты:
 знания

музыкальной

грамоты

и

элементарной

теории

музыки,

видов

инструментальной деятельности и инструментального исполнительства;
 получение

навыков

правильного

подбора

аппликатуры,

проведения

анализа

произведения, построения музыкальной фразировки, контроля за метро-ритмом в
различных темпах, музыкальной игры отдельных связок и фраз из произведений без
сопровождения, непринуждённой музыкальной игры в различных темпах, штрихах,
нюансах и динамике.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
2.1.1 Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
 учебный репетиционный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и
противопожарным требованиям;
 ноутбук;
 музыкальные инструменты и девайсы к ним (маршевые барабаны, перкуссия);
 звуковое оборудование и комплектующие;
 учебная мебель.
Информационное обеспечение:
 учебная литература;
 папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
 наглядные обучающие пособия;
 интернет.
Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ансамбль
Триоль» обеспечивается педагогом, имеющим высшее и среднее профессиональное
образование, соответсвующее музыкально-исполнительской направленности, отвечающее
квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках или
профессиональных стандартах.
Педагогический стаж – 16 лет. Общий стаж – 23 года.
2.1.2 Методическое обеспечение программы
Учебно-методические пособия по обучению игры на ударных инструментах:
 Вахромеев В. «Элементарная теория музыки» – М.: Музыка, 2000;
 Макиевский С. «Техника игры на ударной установке» (2 части) - Киев, 1989;
 Кизант Г. «Техника игры на ударных инструментах» - Киев, 1986;

 Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум,2007;
 видеотека концертных выступлений лучших отечественных и зарубежных ансамблей
барабанщиков и мажореток;
 наглядные пособия: плакаты, схемы.
Дидактические материалы:
 раздаточные материалы;
 схемы;
 видеозаписи исполнительских номеров;
 вспомогательная литература;
 папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
Раздаточный материал:
 нотный материал;
 история и конструктивные особенности ударных инструментов;
 памятки с методическими указаниями и советами по развитию техники игры на
инструментах;
 памятка по музыкальной терминологии;
 нотный материал: упражнения, этюды, произведения популярных композиторов,
авторские обработки пьес и номеров.

2.2 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 мониторинг обучающихся;
 фото и видео;
 журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 фестивали, конкурсы, концерты;
 открытые занятия;
 отчётные концерты;
 мастер-классы.

2.3 Методические материалы
Методы обучения:
Реализация программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и
средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях,
соответствующих принципам и целям.
Методы

Приёмы

Наглядно-слуховой

Исполнение произведений педагогом, просмотр аудиоматериалов

Наглядно-зрительный

Показ исполнительских номеров, отдельных элементов движений

Словесный

Образный рассказ о новом номере, постановке, выступлении

Метод упражнений

Многократное повторение. Применяется не только при усвоении
музыкально-ритмических навыков, но и при самостоятельных
действиях и выполнении обучающимися творческих заданий

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога. Даёт возможность
обучающимся искать различные варианты игры при исполнении
музыкального произведения самостоятельно, а не только по показу
педагога

№

Дата
провед
ения

Тема
занятия

Заняти
я

Колво
часо
в

Вид
занятия

Форма
занятия

Вид и
форма
монитори
нга

Методиче
ское
обеспечен
ие

Планируе
мые
образоват
ельные
результат
ы
(предметн
ые по
каждому
занятию)

I.
1

01.09.

Инструктаж
по технике
безопасност
и на
занятиях.
Вводное
занятие.

2

Лекция

т

Инструкц
ии,
пособия.

-

2

02.09.

Прослушива
ние
музыкальног
о материала.

1

3

05.09.

Изучение
нот.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Фонограм
мы
Владеть
песен.
умением
анализиро
вать муз.
Материал
.

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособие
Элемента
рной
Теории
Музыки.

Понимать
нотную
грамоту.

Комбиниро
ванное
занятие

4

08.09.

Изучение
нот.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособие
ЭТМ.

Понимать
нотную
грамоту.

5

09.09.

Изучение
нот.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособие
ЭТМ.

Понимать
нотную
грамоту.

6

12.09.

Изучение
нот.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособие
ЭТМ.

Понимать
нотную
грамоту.

7

15.09.

Упражнения
на
координаци
ю.

2

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий
ельским
аппарато
м.

8

16.09.

Изучение
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

9

19.09

Изучение
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

10

22.09.

Изучение
нот и
упражнений.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

11

23.09.

Изучение
нот и
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

12

26.09.

Изучение
нот и
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

13

29.09.

Изучение
нот и
упражнений.

2

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

14

30.09.

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.

15

03.10.

Ознакомлен
ие с
гаммами и
тональностя
ми.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
и пособия ЭТМ.
ЭТМ.

16

06.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

17

07.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

18

10.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

19

13.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

20

14.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

21

17.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

22

20.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

23

21.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

24

24.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

25

27.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

26

28.10.

Изучение
тональносте
й и гамм.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

27

31.10.

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

28

03.11.

Теоретическ
ое занятие
по ЭТМ.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
и пособия
ЭТМ.

Владеть
ЭТМ.

29

07.11.

Изучение
композиции.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал.

Владеть
навыками
исполнен
ия.

30

10.11.

Репетиционн
ый процесс.

1

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал

Владеть
навыками
исполнен
ия.

31

11.11.

Ритмически
й разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а.

Владеть
навыками
исполнен
ия.

32

14.11.

Тональный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

33

17.11.

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

34

18.11.

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Занятие
репетиция

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

35

21.11.

Вокальный
разбор
произведени
я.

1

Занятие
репетиция

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

36

24.11.

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия.

37

25.11.

Изучение
гамм и
арпеджио.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Сборники Владеть
ое
ЭТМ и
музыкаль
наблюден Сольфедж ной
ие
ио
грамотой
и
интонаци
ей.

38

28.11.

Закрепление
пройденного
материала.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио
материал,
нотная
литератур
а

Владеть
навыками
исполнен
ия и
музыкаль
ной
грамотой.

39

01.12

Репетиционн
ый процесс.

2

Комбиниро
ванное
занятие

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио,
видео,
музыкаль
ный
материал

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

40

02.12

Теоретическ
ое занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
сольфедж слуховым
ио.
анализом,
интонаци
ей.

41

05.12

Игра на
малом
барабане.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

42

08.12

Игра на томтомах.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

43

09.12

Игра на бас
барабане.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

44

12.12

Изучение
рудиментов.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

45

15.12

Изучение
ритмической
основы.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

46

16.12

Интерпретац
ия триолей.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

47

19.12

Интерпретац
ия дуолей.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

48

22.12

Интерпретац
ия
квартолей.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

49

23.12

Интерпретац
ия
квинтолей

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

50

26.12

Интерпретац
ия секстолей

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

51

29.12

Интерпретац
ия септолей

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

52

30.12

Зачетный
контрольны
й урок.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов

Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.

53

09.01

Постановка
разминочны
х
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Методиче Владеть
ские
исполнит
пособия ельским
аппарато
м.

54

12.01

Изучение
аппликатуры

2

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Методиче Владеть
ские
исполнит
пособия ельским
аппарато
м.

55

13.01

Теоретическ
ое занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Методиче Владеть
ские
ЭТМ.
пособия

56

16.01

Изучение
композиции.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.

Владеть
анализом
муз.
произведе
ния.
Исполнит
ельской
виртуозно
стью.

57

19.01

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.

Владеть
навыками
исполнен
ия.

58

20.01

Изучение
партий
композиции.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.

Владеть
навыками
исполнен
ия
и
инструме
нтального
разбора.

59

23.01

Изучение
гаммы.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Сборники Владеть
ое
ЭТМ и
музыкаль
наблюден Сольфедж ным
ие
ио.
слухом и
ЭТМ.

60

26.01

Изучение
гаммы.

2

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Сборники Владеть
ое
ЭТМ и
музыкаль
наблюден Сольфедж ным
ие
ио.
слухом и
ЭТМ.

61

27.01

Интерпретац
ия раффа 5
ударов.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Видео
школа.
Нотная
литератур
а.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом
технологи
ей.

62

30.01

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
ЭТМ.
Методиче
ское
обеспечен
ие.

Владеть
ЭТМ,
навыками
исполнен
ия
и
разбора
произведе
ний.

63

02.02

Интерпретац
ия 5 ролла.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.

64

03.02

Ритмическое
построение.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.

65

06.02

Игра на м.б.
и тарелках.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.

66

09.02

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

67

10.02

Постановка
многоголось
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

68

13.02

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

69

16.02

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

70

17.02

Изучение
эстрадных
ритмов.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

71

20.02

Исполнений
эстрадных
ритмов.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

72

27.02

Ритмическое
разложение
эстрадных
ритмов.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.

Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.

73

28.02

Теоритическ
ое занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ,
сборники
сольфедж
ио.

Знание
теории
музыки.

74

02.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

75

03.03

Изучение
тональности
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.

76

06.03

Изучение
арпеджио.
Ми минор.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

77

09.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

78

10.03

Музыкальны
й анализ
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.

79

13.03

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.

80

16.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

81

17.03

Разбор
тональности
ля минор.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

82

20.03

Арпеджио в
тональности
ля минор.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

83

23.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

84

24.03

Разложение
голосов
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

85

27.03

Разбор
гитарных
партий
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн Школы и
ое
пособия
наблюден по игре на
ие
гитаре.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

86

30.03

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

87

31.03

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
и
сборники
ЭТМ и
сольфедж
ио.

Владение
ЭТМ.

88

03.04

Изучение
гимнастичес
ких
упражнений.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Развитие
и видео игрового
школы.
аппарата.

89

06.04

Исполнение
этюдов.
Репетиционн
ый процесс.

2

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники
этюдов.
Аудио и
видео
материал
ы.

90

07.04

Изучение
хроматическ
их гамм. На
струнный
инстр.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Сборники Владение
этюдов. техникой
исполнен
ия.

91

10.04

Изучение
латинских
ритмов.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

92

13.04

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

93

14.04

Исполнение
гамм в
штрихах.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

94

17.04

Исполнение
гамм в
штрихах.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

95

20.04

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

96

21.04

Работа над
звукоизвлечением
.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

97

24.04

Работа над
звукоизвлечением
.

1

Комбиниро
ванное
занятие.

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.

98

27.04

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

99

28.04

Контрольное
занятие.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
0

04.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
1

05.05

Разбор и
анализ
произведени
я.

1

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.
Пособия
ЭТМ.

Владение
ЭТМ
и
анализом.

10
2

11.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
3

12.05

Голосовой
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
4

15.05

Инструмент
альный
разбор
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
5

18.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
6

19.05

Разложение
голосов
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.
Сборники
сольфедж
ио.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
7

22.05

Разбор
гитарных
партий
произведени
я.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.
Гитарные
школы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
8

25.05

Репетиционн
ый процесс.

2

Занятие
репетиция

п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

10
9

26.05

Работа над
ошибками
пройденных
произведени
й.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т/п

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.

11
0

29.05

Анализ
пройденных
произведени
й.

1

Комбиниро
ванное
занятие

т

Визуальн
ое
наблюден
ие

Аудио и
видео
материал
ы.

Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.

2.4 Формы организации
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
 беседа (получение нового материала);
 самостоятельная деятельность (обучающиеся выполняют индивидуальные задания в
течение части одного занятия или одного-двух полноценных занятий);
 просмотр видеоматериалов, презентаций;
 занятие-презентация, занятие-игра, занятие-концерт.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и
выбираться с учетом определённой темы.

Педагогические технологии:
 технология индивидуализации обучения;
 технология группового обучения;
 технология коллективного взаимообучения;
 технология дифференцированного обучения;
 технология разноуровневого обучения;
 технология развивающего обучения;
 технология проблемного обучения;
 технология проектной деятельности;
 технология игровой деятельности;
 коммуникативная технология обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
Блоки

Этапы

Задачи этапа

Этап учебного

Содержание

занятия
Подготовитель

1

деятельности

Организационный

ный

Подготовка

детей

к Организация

работе на занятии

начала

занятия,

создание

психологического
настроя

на

учебную

деятельность,
активизация внимания
2

Проверочный

Установление

Проверка

правильности

и задания

осознанности

домашнего
(творческого,

практического),

выполнения домашнего проверка
задания (если таковое знаний
было),
пробелов

усвоения
предыдущего

выявление занятия
и

их

коррекция
Основной

3

Подготовительны
й (подготовка
новому

Обеспечение мотивации Сообщение

темы

и

к и принятия детьми цели цели учебного занятия,
учебно-познавательной

мотивация

учебной

содержанию)

деятельности

деятельности
(например,
эвристический вопрос,
познавательная задача,
проблемное задание)

4

Усвоение

новых Обеспечение

Использование заданий

знаний и способов восприятия,
действий

и

осмысления

вопросов,

которые

и активизируют

первичного

познавательную

запоминания связей и деятельность
отношений в объекте обучающихся
изучения
5

Первичная

Установление

проверка

правильности

понимания

осознанности усвоения которые сочетаются с

изученного

нового
материала,

Применение

пробных

и практических заданий,
учебного объяснением
выявление соответствующих

ошибочных

или правил

или

спорных представлений обоснованием
и их коррекция
6

Закрепление

Обеспечение

усвоения Применение

новых знаний и новых знаний, способов тренировочных,
способов
действий,

действий

и

их репетиционных

их применения

упражнений и заданий,

применение

выполняющихся
обучающимися
самостоятельно

7

Обобщение

и Формирование

Использование бесед и

систематизация

целостного

практическая отработка

знаний

представления

знаний

по теме
8

Контрольный

Выявление качества и Использование
уровня

овладения тестовых

заданий,

знаниями,

устного (письменного)

самоконтроль

и опроса, а также заданий

коррекция

и различного

знаний

способов действий

уровня

сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ

и

оценка Педагог

совместно

успешности

обучающимися

достижения

цели, подводит итог занятия

с

определение
перспективы
последующей работы
10

Рефлексивный

Мобилизация

Самостоятельная

обучающихся

на оценка обучающимися

самооценку

своей
работоспособности,
результативности,
психологического
состояния,

причин

некачественной работы,
содержания

и

полезности

учебной

работы
11

Информационный

Обеспечение
понимания

Информация

цели, содержании и конечном

содержания домашнего результате
задания
имеется),

о

(если

домашнего

оно задания, инструктаж по
логики выполнению,

дальнейшего занятия

определение места

и

роли данного задания в
системе последующих
занятий

2.5 Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Гин А. «Приемы педагогической техники» – М.: Вита Пресс, 2001.
2. Журналы «Молодежная эстрада».
3. Кизант Г. «Техника игры на ударных инструментах» - Киев, 1986.
4. Макиевский С. «Техника игры на ударной установке» (2 части) - Киев, 1989.
5. «Наполним музыкой сердца» - М.: Советский композитор, 1982.
6. «Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Факультативные курсы.
История джаза и популярной музыки» - М.: Просвещение, 1992.
7. «Социальная психология» - М.: Просвещение, 1987.
8. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса
воспитания в школе» – М.: АПК и ПРО, 2003.
9. Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум, 2000.
10. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» - М., 2000.
11. Ветров С. «Сборник упражнений и этюдов для малого барабана» - М.: Серебряные
нити, 2002.
12. Чулюкин А. «Сборник ритмических упражнений для малого барабана» - Спб.:
«Гармония», 2007.
13. Егорова Т., Штейман В., «Хрестоматия для ксилофона и малого барабана» - М.:
«Музыка», 1986.
14. Гришин В. «Хрестоматия ансамблевой игры на ударных инструментах» - Серебряные
нити, 2001.
15. Иванов А. «Альбом начинающего ударника ансамблиста. Часть 1» - Спб.:
«Гармония», 2004.
16. Иванов А. «Альбом начинающего ударника ансамблиста. Часть 2» - Спб.:
«Гармония», 2004.
17. Суетин К. «Ансамбли для ударных инструментов» - Спб.: «Композитор», 2009.
18. Ахунов Е. «Этюды для малого барабана» - М.: «Музыка», 1983.

Список литературы для обучающихся:
1. Журналы «Молодежная эстрада».
2. Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум, 2007.
3. «Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Факультативные
курсы».
4. «История джаза и популярной музыки» - М.: Просвещение, 1992.
5. Журнал «Музыка в школе».
6. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки» – М.: Музыка, 2000.
7. Егорова Т., Штейман В., «Ритмические упражнения» - М.: «Музыка», 1994.
8. Юдин А. «15 пьес для перкуссии и фортепиано» - М.: «Технопечать».

Интернет-ресурсы:
1. ВКМ Online - Всемирная команда музыкантов. Режим доступа - http.//vkmoline.com/
2. Журнал "Педагогический мир". Режим доступа - http.//pedmir.ru/
3. Издательство детских образовательных программ "ВЕСТЬ-ТДА". Режим доступа www.vest-tda.ru

Приложение №1

Мониторинг образовательного уровня обучающихся
Низкий уровень
Обучающий имеет слабые музыкально-эстетические представления: с трудом вспоминает
мелодии, отказывается играть индивидуально. Неправильно (или частично) интонирует
мелодии, ритм. Не проявляет интереса к игре или пению, в повседневной жизни почти не
музицирует и не поет.
Средний уровень
Обучающийся исполняет правильно многие произведения и песни, в достаточной мере
владеет исполнительскими навыками, но испытывает трудности в чистоте исполнения
мелодий и передаче ритмических особенностей. Затрудняется самостоятельно исполнять
произведения без поддержки педагога, других обучающихся и фонограммы. Любит петь и
играть вне занятий, но исполняет мелодию зачастую неверно.
Высокий уровень
Обучающийся исполняет произведения естественно, непринуждённо, точно интонирует и
придерживается ритмических фигур, правильно ведет фразировку, соблюдает правила
музыкальной грамоты, с удовольствием занимается самостоятельно.
№
п/п

ФИ обучающегося

Образовательный уровень
Низкий

Средний

Высокий

(оценка 3)

(оценка 4)

(оценка 5)

Приложение №2
Тестирование обучающихся
«Диагностика музыкального слуха, музыкального ритма, голосовой интонации»
"Ритмическая проверка"
Цель: выявить степень развития чувства ритма, способность определять количество звуков в
такте, размер, сильные и слабые доли, акценты.
Педагог с помощью рук или инструмента исполняет ритмический рисунок. Сложность и
длительность

рисунка

определяется

уровнем

обучающихся.

Для

каждой

группы

обучающихся исполняется 3-5 ритмических рисунков. Тестируемые должны повторить ритм,
более старшие группы 3, 4, 5 годов обучения проводят ритмический анализ.
Критерии оценки:
 низкий уровень – обучаемые плохо понимают ритмические движения, имеют
проблемы с координацией и мышечной памятью;
 средний уровень – обучаемые повторяют ритм, но имеют проблемы с ровностью
исполнения;
 высокий уровень – обучаемые исполняют ритмические рисунки довольно ровно,
умеют анализировать характеристики ритма. У них хорошо развита музыкальная
память.

"Мелодическая проверка"
Цель: определить уровень развития индивидуального слуха и интонации.
Педагог исполняет отрывок музыкального произведения на инструменте или воспроизводит
с помощью аппаратуры. Сложность произведения зависит от уровня группы. Так, для
начальных групп 1-2 года обучения берутся песни и мелодии не сложного уровня, для
обучающихся старших групп подбираются многоголосные темы с аккомпанементом. Задача
обучающихся - узнать музыкальное произведение, определить место отрывка, провести
анализ. Обучающимся старших групп предлагается подобрать на слух партии прозвучавшего
отрывка на своих инструментах и интонировать мелодии голосом.

Критерии оценки:
 низкий уровень – слабое понимание мелодии и интонации, невозможность
самостоятельно подобрать мотив на инструменте;
 средний уровень – понимание и знание музыкального произведения, но слабый
подбор мелодии и голосов на инструменте, плавающая интонация;
 высокий уровень – инструментальный подбор отрывка без значимых ошибок, ровная
интонация и ритм, знание музыкального произведения и его анализ.

«Музыкальный диктант»
Цель: Выявить уровень музыкальной грамотности, нотного письма, применения знаний
элементарной теории музыки, самостоятельности в работе.
Педагог проводит настройку инструмента в тональности, в которой будет проходить
диктант. Для обучаемых 4 и 5 годов обучения настройка не проводится. Проигрывается
мелодия на фортепиано:
 1 год обучения – не сложная мелодия (1 голос, простой ритм и размер). В первом
полугодии тональность C-der, во втором a-moll. Мелодия проигрывается 5 раз - 3 раза
медленно и 2 раза в темпе произведения;
 2 год обучения – не сложная мелодия (простой ритм и размер). Тональности G-der и emoll. Мелодия проигрывается 5 раз - 2 раза медленно и 3 раза в темпе произведения;
 3 год обучения – одноголосная мелодия в трехдольном размере. Тональности
подбираются на усмотрение педагога до двух знаков. Мелодия проигрывается 4 раза –
2 раза в медленном темпе и 2 раза в темпе произведения;
 4 год обучения – двухголосный отрывок из музыкального произведения. Тональности
подбираются на усмотрение педагога от трех знаков при ключе. Мелодия
проигрывается 3 раза - один раз медленно и 2 раза в темпе произведения;
 5 год обучения – многоголосный отрывок из музыкального произведения.
Тональности от трех знаков при ключе, либо тональности из репертуарных
произведений. Мелодия проигрывается 3 раза - медленно и в темпе произведения.

Задача обучающихся процессе прослушивания записать мелодию в нотах, определить размер
длительности нот и тональность. Ученики старших групп определяют и записывают нюансы,
динамические характеристики, а также мелизматику и штрихи.
Критерии оценки:
 низкий уровень – ошибки при записи нотного текста;
 средний уровень – правильность написания нотного текста, но отсутствие записи
нюансов, мелизматики, не правильность штрихов;
 высокий уровень – точность в написании нотного материала до завершения
прослушивания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».