Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Компьютерная графика»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Журавлёва Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск
2025 г.
Пояснительная записка
Программа «Компьютерная графика» составлена в соответствии с
нормативно-правовыми основами для разработки общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования детей.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
2
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»).
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
19. Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с
изм. от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).
3
Направленность (профиль) программы – техническая.
Актуальность программы
Актуальность создания программы обусловлена тем, что в мире
современных технологий компьютерная графика занимает по популярности
одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны
помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим
научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому
использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя
достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к
традиционным жанрам художественного творчества новое направление художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым
занятием, элементом информационной культуры.
Отличительной особенностью программы является
Компьютерная
графика
используется
для
создания
мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в
Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для
ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою
виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако,
овладев принципами работы в той или иной графической программе, ребенок
часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в
результате,
работы
получаются
скучными,
малоинтересными
и
поверхностными. Причина этому - слишком большой разрыв между
носителями традиционной культуры и носителями современных
информационных
технологий.
Как
правило,
учат
пользоваться
инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит
к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и
пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению
компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров
образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой
художественной культуры. Принцип изложения учебного материала - от
простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают
возможности графических редакторов и одновременно обретают навыки
работы за компьютером. Особое внимание уделяется практической работе.
Новизна программы
Новизна, данной программы от уже существующих образовательных
программ в том, что в процессе изучения основных инструментов
графических редакторов, будут даны задания, интегрированные в среду
интересов учащихся и задания решающие визуальное оформление школьных
процессов, формируют новые способы самовыражения.
Данная программа даёт возможность попробовать себя в роли творца
окружающего пространства, и получить ценные знания, которые могут
4
помочь как в реализации творческих идей, так и профессиональных задач.
Адресат программы: программа ориентирована на дополнительное
образование обучающихся 10-12 лет, проявляющим интерес к современным
компьютерным технологиям.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста и склонности к технической области знаний.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных
групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год
обучения при постоянном составе детей.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа.
Объем программы: 152 учебных часа (38 недель).
Уровень: стартовый.
Перечень
форм
обучения:
фронтальная, индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных
технологий и т.п.
Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю
сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания,
методов и средств обучения, материальных условий, состава участников
образовательного процесса и других его элементов.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие,
семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс,
экскурсия, открытое занятие, дистанционные занятия на платформах онлайн
обучения и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, творческий
отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие,
беседа и т.д.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом
объединения обучающихся по интересу к техническому творчеству,
сформированных в разновозрастные группы в количестве 12 человек. Состав
групп постоянный.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для освоения современных
компьютерных технологий и развития художественного вкуса, расширение
знаний в области компьютерного дизайна и изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
• формирование знания учащихся о возможностях современных
программных средств, используемых для обработки графических
изображений;
5
• знакомство с различными видами графических редакторов;
• освоение инструментов для создавания и редактирования изображения
разной степени сложности, используя инструменты графических программ;
• формирование
навыков
обработки
информации
посредством
современных компьютерных технологий.
•
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки.
Развивающие:
• развитие
творческой
фантазии,
креативного
мышления,
художественного вкуса;
• развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления,
точности глазомера;
• развитие творческих способностей учащихся и интереса к изучению
компьютерной графики;
• развитие моторики мелких мышц рук, речевой и умственной
деятельности.
Воспитывающие:
• воспитание
навыков
сотрудничества
с
коллективом,
доброжелательности друг к другу;
• воспитание стремления к здоровому образу жизни, творческому труду,
бережному отношению к своей культуре;
• воспитание у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности.
Планируемые результаты
Личностные:
• развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
• сформированы установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
• развита ответственность, аккуратность и самостоятельность.
Метапредметные:
• умение творчески, креативно решать поставленные задачи, обладать
художественным вкусом;
• умение концентрировать внимание, быть наблюдательным, логически
последовательным, пользоваться глазомером;
• умение использовать в творчестве графические редакторы и разные
приемы компьютерной графики;
• мышцы рук способны выполнять длительные графические задания,
умение интересно рассказать о своей работе.
Предметные:
• наличие устойчивого
интереса
к
возможностям
современных
6
программных средств, используемых для обработки графических
изображений, приобретение лучшего понимания возможностей разных
графических редакторов;
• знание видов графических редакторов, владение элементарной
компьютерной грамотой;
• уверенная
работа различными компьютерными графическими
инструментами;
• наличие знания способов обработки информации посредством
современных компьютерных технологий.
Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№
Наименование раздела,
Формы аттестации
п/п
темы
/контроля
Всего Теория Практика
Вводное занятие.
1.
2
1
1
Наблюдение, опрос
2.
2
1
1
Векторный
редактор
Беседа, педагогическое
Inkscape.
наблюдение, практическая
работа
Беседа, педагогическое
3.
2
1
1
Работа с документами.
наблюдение, практическая
работа. Опрос.
Беседа, педагогическое
4.
15
2
13
Выделяй и властвуй.
наблюдение, практическая
работа. Опрос.
Беседа, педагогическое
5.
21
2
19
Разделяй и властвуй.
наблюдение, практическая
работа. Опрос.
Создай себе фигуру.
6.
17
2
15
Беседа, педагогическое
наблюдение, практическая
работа. Опрос.
Беседа, педагогическое
7.
Графическая арифметика.
18
2
16
наблюдение, практическая
работа. Опрос.
Беседа, педагогическое
8.
Если рисовать, то красиво.
11
2
9
наблюдение, практическая
работа. Опрос.
Беседа, педагогическое
9.
2
10
Перья
изумительных 12
наблюдение, практическая
оттенков.
работа. Опрос.
Беседа, педагогическое
10. Вектором по растру.
14
2
12
наблюдение, практическая
работа. Опрос.
Беседа, педагогическое
11. Творчество.
36
4
32
наблюдение,
самостоятельная работа.
Презентация. Выставка
12. Заключительное занятие.
2
2
работ.
152
21
131
Всего
7
Содержание учебной программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с обучающимися. Правила техники безопасности.
Правила работы в компьютерном классе. Введение в образовательную
программу «Компьютерная графика».
Практика: Работа на компьютере, знакомство с основными компонентами
компьютера посредствам практики. Знакомство с векторным редактором Inkscape.
Вызов программы.
Тема 2. Векторный редактор Inkscape.
Теория: Векторная и растровая графика. Способы управления редактором
Inkscape. Перемещение по холсту и изменение масштаба.
Практика: Перемещение по холсту и изменение масштаба отображения
холста.
Тема 3. Работа с документами.
Теория: Настройка холста редактора. Типы графических файлов, с
которыми работает редактор.
Практика: Настройка холста. Работа с файлами.
Тема 4. Выделяй и властвуй.
Теория: Откатка, накатка. Селектор. Что можно делать с выделением.
Практика: Выделение, перетаскивание, копирование, растяжения и сжатия,
наклоны и вращения, отражения.
Тема 5. Разделяй и властвуй.
Теория: Группировка объектов. Выравнивание. Линейки и направляющие.
Координатная сетка.
Практика: Группировка, ближе, дальше, выравнивание.
Тема 6. Создай себе фигуру.
Теория: Фигуры. Заливки.
Практика: Рисование геометрических фигур. Редактирование. Заливка и
обводка.
Тема 7. Графическая арифметика.
Теория: Действия над объектами. Контуры, контуры фигур, произвольные
контуры. Карандаш, перо. Прямая, ломанная, кривая Безье, каллиграфическое
перо. Типы узлов.
Практика: Рисование линий. Выделение узлов. Действия над выделенными
узлами. Разрыв и соединение. Упрощение. Обводка и заливка контура. Операции
над контурами.
8
Тема 8. Если рисовать, то красиво.
Теория: Слои. Текст. Шрифты. Пробелы и знаки пунктуации. Основные
правила дизайна.
Практика: Заполнение текстом фигуры. Выравнивание, контраст,
приближение, повтор. Создание собственной визитной карточки. Создание
поздравительной открытки. Проектирование макета и вёрстки книги.
Тема 9. Перья изумительных оттенков.
Теория: Заливка, обводка, градиенты, текстура.
Практика: Работа в окне заливка и обводка. Работа с градиентом. Создание
текстур. Раскрашивание.
Тема 10. Вектором по растру.
Теория: Обработка Растровых изображений.
Практика: Кадрирование. Создание рамки. Вырезание.
Тема 11. Творчество.
Теория: Творческие проекты.
Практика: рисуем: сердечко, Чупа-чупс, стакан с соком, пингвина, чашку
кофе, женский аватар, телефон, коробку, часы, кнопку, простую клавиатуру,
простой 3D объект, LSD-цифры, закат со звёздным небом, выключатель,
карандаш, ложку и тарелку супа, эскимо.:
Тема 12. Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год.
Практика: Выставка творческих работ.Презентация.
Организационный раздел
Календарный учебный график
№ п/п
Основные характеристики образовательного
процесса
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
9
Окончание учебного года
38
76
4
152
18
20
1 сентября
31 декабря – 11
января
30 мая
9
Материально-технические условия реализации программы
Для реализации настоящей программы требуется:
• наличие компьютерного класса, с оборудованием,
соответствующим санитарным нормам;
• 10 ученических мест; каждое учебное место должно быть оборудовано
1 компьютером с установленным программным обеспечением: графический
редактор INKSCAPE.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Компьютерная
графика»
обеспечивается
педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или
высшее образование, соответствующее технической направленности, и
отвечающим
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Методическое обеспечение программы
• электронные учебники;
• видеоролики;
• информационные материалы на сайте, посвященном данной
дополнительной образовательной программе.
10
Список литературы
1. Учебное пособие по основам векторной графики и конструирования
векторного рисунка на базе бесплатного графического редактора Inkscape.
Азбука векторной графики, электронный учебник.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
3. Разработанный лабораторный практикум составителем программы
дополнительного образования детей «Компьютерная графика».
4. Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ Бином. 2002.
5. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО
Попурри, 1997.
6. Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.
11