Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б.Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол №3 от 24.06.2024 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.28 08:03:20 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Думай. Действуй. Твори». Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель:Вохмянина Ксения Юрьевна, педагог дополнительного образования Г. Карпинск 2024 Программа «Думай. Действуй. Твори». составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе адаптированных с «Методическими дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденным Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021, приказ № 1049. Направленность (профиль) программы – социально - гуманитарная. Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена: тем, что она помогает обучающимся повысить общую культуру, расширить кругозор, развить эстетический вкус, вооружиться опытом культурно-досуговой работы. В современных условиях востребован молодой человек, обладающий интеллектом, способный активно участвовать в жизни своего города, готовый взять на себя ответственность, умеющий работать в команде. На данном этапе современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно они примут на себя ответственность за решение социальноэкономических, научных и общекультурных задач динамически изменяющегося российского общества. Происходящие возвращают сегодня понятию в современном обществе процессы «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности. Отличительные особенности программы. Программа предназначена для детей 10-16 лет. Она направлена на выявление детей, обладающих лидерскими качествами и способностями, которые будут обучаться, реализовывать свои способности, принося при этом пользу через общественную деятельность. Умение вести за собой, работать в коллективе, креативные качества личности помогут выпускникам объединения быть конкурентно способными в жизни. Адресат программы: подростки 10-16 лет. Возрастные особенности подростков группы 10-16 лет. По психофизическим особенностям, подросткам присуще самостоятельность, стремление к самоутверждению, критическое мышление, что способствует освоению дополнительной общеразвивающей программы. Психологической особенностью данного возраста является избирательность внимания. Это значит, что подростки откликаются на нестандартные формы занятий, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время. Это дает возможность варьировать формы и методы обучения, активно использовать проектные методы и предоставлять возможность учащимся самостоятельно прорабатывать элементы занятий. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к гуманитарной области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.) Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа Объем и срок освоения программы. Объем программы 152 учебных часа (38 недель) в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формы обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации. Перечень форм обучения: Фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, использованием дистанционных технологий. групповая, с Перечень видов занятий: беседа, лекция,тренинг, развивающая игра. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, тестовый контроль, игровой зачет, защита творческого проекта в рамках конференции. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в рабочей программе педагога. Цель и задачи программы: Цель: развитие лидерских качеств у школьников в различных направлениях жизни и деятельности, осознание ими своей социальной роли в обществе. Задачи: • способствовать формированию и развитию личностных качеств обучающихся: организаторских способностей, профессионально значимых качеств, высокой ответственности, инициативности, дисциплинированности для креативности, эффективной конкурентоспособности профессиональной деятельности; развивать навыки делового общения, работы в группе, в команде; • способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей; • формировать стремление к общественно-полезной деятельности; • развивать способность самостоятельно планировать свою деятельность; • развивать умение избегания и разрешения конфликтов; и Содержание программы. Учебно-тематический план: Количество часов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Наименование раздела Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Раздел I. Настоящее и будущее детского общественного движения в стране. Раздел II. Приемы и формы работы по развитию коммуникативных навыков. Раздел III. Коллективная творческая деятельность. Раздел IV. Организация досуга детей и подростков. Раздел V. Практикум по играм. Раздел VI. Песенный практикум. Раздел VII. Танцевальный практикум. Раздел VII. Оформительские приемы. Раздел IX. Умелые руки. Раздел X. Лидер-организатор, генератор идей. Раздел XI. Прикладные умения в течение учебного года. Раздел XII. Полезные советы. Раздел XII. Организационная работа. Социальные связи. Всего Теория Практика часов Формы аттестации (контроля) по разделам Опрос 2 2 0 8 3 5 10 6 4 10 4 6 Наблюдение 12 4 8 Конкурсы, наблюдение 14 4 10 8 - 8 6 - 6 Наблюдение Наблюдение Конкурсы, Наблюдение Конкурсы, наблюдение Конкурсы, Наблюдение 6 6 Наблюдение 6 6 Наблюдение Конкурсы, наблюдение 10 4 6 30 - 30 Открытые Мероприятия 12 Наблюдение 10 Наблюдение 12 16 6 14. Итоговое занятие. Итого: 2 152 33 2 119 Анкетирование Содержание учебно-тематического плана. 1. Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности. Раздел I. Настоящее и будущее детского общественного движения в стране (8 часов). Теория: Настоящее и будущее детского общественного движения. Тенденции и пути развития. Типы и разновидности детских объединений. Современное детское движение страны (тенденции, особенности, перспективы). Практика: опрос - викторина, игра «Что? Где? Когда?» по истории детского движения. Раздел II. Приемы и формы работы по развитию коммуникативных навыков (10 часов). Теория: Понятие «общение», «конструктивное общение», рефлексия. Причины трудностей в общении. Практика: Коммуникативные игры-тренинги. Правила ведения тренинга. Отработка коммуникативных компетенций в тренингах, ролевых играх. Раздел III. Коллективная творческая деятельность (10 часов). Теория: Самоуправление в первичном коллективе: сбор, совет коллектива, совет дела, инициативная группа, творческая группа, чередование творческих поручений (ЧТП) и другие. Планирование жизни первичного детского коллектива, его задачи и логика. Вспомогательные формы коллективного планирования: мозговая атака, анкета — «Думаю, Мечтаю, Предлагаю». Практика: «Разведка дел и друзей», «Журнал — Эстафета», копилка интересных дел, «Банк идей» и другие. КТД — организаторские: сбор «Рождение коллектива», «Панорама творческих дел», КТД — общественно-политического характера: операция «Салют ветераны», час вопросов и ответов, турнир ораторов. КТД — познавательно-художественные: рассказ-эстафета, защита фантастических проектов, литературно-художественные конкурсы, и другие. Раздел IV. Организация досуга детей и подростков (12 часов). Теория: Задачи, структура и методы досуговой деятельности. Дифференцированный подход к организации досуговой деятельности с детьми разного возраста. Разработка и проведение игровых переменок для учащихся, игровых программ и праздников для младших школьников типа: «День науки», «А ну-ка девушки!», «Рыцарский турнир» и другие. Методика организации новогодних праздников. Практика: Интеллектуально-познавательные игры: «Экологический бой», «Брейн-ринг», «Страноведческое лото», «Очевидное-невероятное», «100 творческих конкурсов, конкурсы актерского мастерства». Деловые и ролевые игры старшеклассников: «Полет на Луну», «Обратная связь», «Лифт», «Открытая кафедра». Методики «Волшебный стул», «Разброс мнений», «Конверт дружеских вопросов», «Философский стол», «Театрэкспромт» и другие. Раздел V. Практикум по играм (14 часов). Теория: Игра, как основная форма работы с детьми. Виды игр. Типология игр. Этапы организации игры. Практика: Создание “Банка игр”. Игры на знакомство: «Снежный ком», «Кто это?», «Одеяло», «Передай другому» и другие. Игры с залом: «Летит, летит ракета», «Светофор», «Ёжики», «Русский народный хор», «Эхо», «Рыбка», «У оленя дом большой», «К запуску ракеты», «Шум дождя» и другие. Игры на сплочение: «Путаница», «Покрывало» и другие. Подвижные игры: «Гусеница», «Тостер, миксер», «Лягушка», «Пиф-паф», «Зоопарк» и другие. Игры в дождь (малоподвижные): «Отгадай, чей голос», «Рыба, зверь, птица», «Ассоциации», «Крокодил», «Контакт», «Радио рубка» и другие. Интеллектуально-познавательные игры: «Что? Где? Когда?», «Морской бой», «Крестики-нолики», «Что бы это значило?», «Блеф клуб» и другие. Раздел VI. Песенный практикум (8 часов). Практика: песни «Орленка». Запись текстов песен. Приемы разучивания песен с детьми. Раздел VII. Танцевальный практикум (6 часов). Практика: Массовые танцы с детьми младшего возраста: «Лавата», «Утята» и другие. Современные танцы, танцы народов мира. Диско танцы: Новогодняя массовка. Раздел VIII .Оформительские приемы (6 часов). Практика: Бумага, клей, краски. Оформление отрядного уголка. Рубрики, приемы. Раздел IX. Умелые руки (6 часов). Практика: «Мастерская Деда Мороза». Изготовление пригласительных билетов, сувениров, дипломов, из бумаги и картона, игрушки из шаров. Раздел X. Лидер - организатор, генератор идей (10 часов). Теория: Кто такой лидер? Лидеры-организаторы, генераторы идей, инициаторы, эрудиты, умельцы. Качества лидера-организатора. Стили работы лидера. Практика: Чемодан лидера. Узелки на память. Тесты: «Капитан, рулевой, пассажир», «Достижение цели», «Кто я?». Раздел XI. Прикладные умения. Практическая работа в течение учебного года (30 часов). Практика: в течение учебного года учащиеся становятся организаторами массовых дел. Участие в подготовке и проведении окружных массовых дел. В практической деятельности отрабатываются умения и навыки по написанию сценариев и проведению различных массовых дел для детей и подростков, по программированию деятельности детских объединений, по проведению деловых игр, конкурсов актерского мастерства, простейших тренингов общения, тестов самопознания и личностного роста, по оформительским приемам. Раздел XII. Полезные советы. (12 часов). Теория: Как заслужить авторитет? Как научиться сохранять положительный настрой в любых ситуациях? Как привлечь внимание к событию? Как говорить, так что бы тебя слушали? Как сделать, чтобы задуманное стало достоянием каждого? Раздел XIII. Организационная работа. Социальные связи (16 часов). Теория: Индивидуальное консультирование. Посещение лекций, семинаров, конференций по тематике программы ДОП. Практика: Проведение мероприятия в городе Карпинск. Итоговое занятие. Практика: Подведение итогов работы за год. Зачет по итогам периода обучения – 2 часа. Планируемые результаты: Личностные результаты: - развитие лидерских качеств и организаторских способностей; - развитие навыков делового общения, работы в группе, в команде; - развитие творческих и интеллектуальных способностей; - развитие самостоятельности, творческого подхода к выполнению заданий; - развитие умения избегания и разрешения конфликтов; - стремление к общественно-полезной деятельности. Предметные результаты: - освоение приемов и методов организации и планирования деятельности; - формирование профессионально значимых качеств; - приобретение навыков социальной активности; - получение конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - развитие аналитического и критического мышления, самооценки; - овладение навыками познавательной, исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Календарный график: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 38 76 4 152 17 21 1 сентября 31 декабря – 9 января 31 мая Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: • Учебный класс; • Канцтовары; • Ноутбук; • Столы, стулья. • Доска с мелом или флип-чарт с маркерами; Информационное обеспечение: • Вспомогательная литература; • Папка с разработками теоретических материалов по темам программы; • Интернет; • Тестовые методики; • Банк интерактивных игр и упражнений; • Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы). • Разработки тренингов. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Педагогический стаж более 2 лет. Методическое обеспечение № Название раздела Материально- Формы, Формы, п/п Тема. техническое методы, учебные оснащение, Приемы занятия. дидактические обучения, материалы. Педагогические технологии. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Методическое пособие «Техника безопасности» Беседа 1 Раздел I. Настоящее и будущее детского общественного движения в стране. Презентация, видеоролик Беседа, практика 2 Раздел II. Приемы и формы по развитию коммуникативных навыков. Раздел III. Коллективная творческая деятельность. Презентация, видеоролик Беседа, практикум тренинг Работа в парах Раздаточные материалы, видеоролик Беседа, Практикум Работа в парах 3 Работа в парах Работа в парах 4 Раздел IV. Организация досуга детей и подростков. Презентация, раздаточные материалы Беседа, тренинг Работа в парах 5 Раздел V. Практикум по играм. Презентация, раздаточные материалы Беседа, тренинг Работа в группах Практикум Работа в группах Практикум Работа в группах Презентация Беседа. Деловая игра Работа в парах Тестовые задания Наблюдение Работа в парах Раздаточные Материалы, презентация, видеоролик Раздаточные Раздел XI. Прикладные умения в материалы, течение учебного года. презентация, видеоролик Раздел XII. Презентация Полезные советы. Беседа, практикум Работа в группах Беседа, практикум Работа в парах Беседа, практикум Работа в парах Раздел XIII. Организационная работа. Социальные связи. Итоговое занятие. Наблюдение Работа в группах Практикум VI. Песенный практикум. Раздел VII. Танцевальный практикум. Раздаточные материалы, видеоролики Раздаточные материалы 8 Раздел VIII. Оформительские приемы. 9 Раздел IX. Умелые руки. 10 Раздел X. Лидерорганизатор, генератор идей. 6 7 11 12 13 14 Презентация Раздаточные материалы Тестовые задания Опрос Работа в группах Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных обучающихся умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - викторина; - беседа; - тестовый контроль; - деловая игра. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - презентация; - соревнования; - конкурсы; - массовые мероприятия; - открытое занятие. Оценочные материалы Диагностика: Мониторинг освоения обучающимися программы проводится педагогом 2 раза в год. Первичный мониторинг освоения материала программы объединением — 25 декабря итоговый мониторинг освоения материала программы объединением — 25 мая. Мониторинг проводится на основе устного опроса, тестирования, наблюдения, тестирование в совокупности с наблюдениями педагога. Мониторинг оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Диагностическая карта мониторинга объединения. № Ф.И.О. Понимает ребенка задачу, Сформулиров аную педагогом Понимает и применяет полученную информацию при выполнении заданий Проявляет интерес к занятиям Планирует свои Итог действия на отдельных этапах работы Уровни развития: Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами. Практически не проявляет интерес к избранному виду деятельности, часто пропускает учебные занятия без уважительной причины. Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации. Стремится к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно может не всегда. Нуждается в помощи педагога, может находить новые или преобразовывать известные способы деятельности. Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Осуществляет широкий перенос знаний, умений в новые ситуации, способен к порождению большого числа идей, созданию новых образов в разных видах деятельности; часто предлагает оригинальные решения; стремится к самовыражению в любых видах деятельности. Форма обучения: очная. Дидактические материалы: - раздаточные материалы; - тесты; - алгоритмы решения задач; - вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических материалов по темам программ. Список литературы для педагога: 1. Бердникова, Н. В. Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей. Лучшие сценарии / Н.В. Бердникова. – Москва: Академия развития, 2017. - 256c. 2. Воложанина, О. Я к вам пишу. Литературные вечера для старшеклассников / О. Воложанина. – Москва: Академия развития, 2018.- 234с. 3. Горохова, Е.В. Хочу быть лидером / Е.В. Горохова. – Москва: Академия развития, 2017. – 258с. 4. Зубкова, М.Л. Подарите детям праздник / М.Л.Зубкова. Москва: Сфера, 2019.- 230с. 5. Игры, викторины и конкурсы. – Москва: Просвещение, 2018. - 128c. 6.Методическая копилка: золотые правила сценария / Авт.- сост. О. В. Картунова.- Тимашевск: МБУК «ТМЦБ», 2017.- 22 с. 7. Мищенкова, Л.В. Сценарии для внеклассной работы / Л.В.Мищенкова. Москва: Дрофа, 2018. – 138с. Список литературы для родителей и обучающихся: 1. Попова, А.А. Новогодние каникулы / А.А. Попова.- Москва: Сфера, 2018.- 260с. 2. Сапрыкина, А. Я встречаю праздник. Познавательная книга для детей и их родителей / А. Я. Сапрыкина. – Москва: Академия развития, 2019.- 324с. 3. Титова, К. Праздник за 40 минут / К. Титова. – Москва: Сфера, 2019.-238с. Список электронных образовательных ресурсов: 1. http://будьвдвижении.рф Сайт РДДМ «Движение первых» 2. http://blog.ednation.ru›textbook/kak-napisat-sczenarij Как написать сценарий 3. https://urok.1sept.ru/темы/Новый-год/10 Организация праздников 4. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/novogodniescenari- dljadou/page-1 Сценарии мероприятий 5. http://agentstvo-prazdnik.com/holidays/308 -Сценарии детских праздников Приложение 1 Лидер ли ты? (Методика самооценки лидерских качеств) Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О». 1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели. 3. Я знаю, как преодолевать трудности. 4. Люблю искать и пробовать. 5. Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей. 6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде. 11. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни. 12. Я хорошо планирую свое время и работу. 13. Я легко увлекаюсь новым делом. 14. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами. 15. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их. 16. Ни один человек не является для меня загадкой. 17. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 18. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 19. Для меня важно достижение цели. 20. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 21. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 22. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 23. У меня всегда все получается. 24. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 25. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей. 26. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется. 27. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь. 28. Не существует проблемы, которую я не могу решить. 29. Я не боюсь столкнуться с трудностями. 30. Принимая решения, перебираю различные варианты. 31. Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным. 32. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела. 33. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания. 34. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали. 35. Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки. 36. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе. 37. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу. 38. Я никогда не поступал так, как другие. 39. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием. 40. При организации дел я учитываю мнение товарищей. 41. Я нахожу выход в сложных ситуациях. 42. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу. 43. Никто и никогда не испортит мне настроения. 44. Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей. 45. Решая проблемы, использую опыт других. 46. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом. 47. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами. 48. Я умею контролировать работу моих товарищей. 49. Я умею находить общий язык с людьми. 50. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела. Ключ Сосчитай сумму баллов по каждой строке: 1. Умение управлять собой (№ вопроса, 1, 9, 17, 25, 33). 2. Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42). 3. Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43). 5. Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44). 6. Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45). 7. Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46). 8. Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47). 9. Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48,49,50). 10. Шкала искренности (№ 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 – качество развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен. Приложение 2 Тест “Я-концепция творческого саморазвития” Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову”. 1. Что для вас важнее в игре? А) Победа. Б) Развлечение. 2. Что вы предпочитаете в общем разговоре? А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие. 3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться? А) Да. Б) Нет. 4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? А) Да. Б) Нет. 5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? А) Да. Б) Нет. 6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим? А) Да. Б) Нет 7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? А) Да. Б) Нет. 8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? А) Нет. Б) Да. 9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? А) Да. Б) Нет. 10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других? А) Да. Б) Нет. Обработка и интерпретация результатов теста: Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов. Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов. Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов. Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла. Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.