Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ
БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.06 14:48:03 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Спортивный танец «Радуга»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Нестерова Ольга Викторовна,
педагог
дополнительного
образования
г. Карпинск
Пояснительная записка.
Программа «Спортивный танец «Радуга»» составлена в соответствии с
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
•
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
•
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
образовательных программ»;
технологий
при
реализации
•
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
•
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ".
•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
•
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
•
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере;
•
Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы
Программа соответствует нормативно-правовым актам и документам
потребностям региона, детей и родителей, ее актуальность заключается:
- в формировании здоровой, физически развитой личности;
- в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей
школьного возраста.
Отличительные особенности программы
В программе «Спортивный танец «Радуга» используется новая
нестандартная методика, в основе которой лежит танец - как особая форма
двигательной активности. Это набор танцевальных упражнений различных
танцевальных стилей с использованием различных атрибутов (фитбола,
гимнастических палок, лент, помпонов), танцевальная аэробика, стретчинг,
общеразвивающие упражнения. Программа направлена на формирование
познавательной мотивации, естественное развитие организма ребенка,
морфологическое и физическое совершенствование, приобретение опыта
продуктивной творческой деятельности, учитывает психологические и
возрастные особенности детей школьного возраста.
Адресат программы: школьники 7-12 лет.
Возрастные особенности детей группы 7-12 лет:
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно
выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что
основными задачами этого периода является овладение всеми доступными
движениями. Воспитанники в возрасте 7-12 располагают значительными
резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из
главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные
характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память,
воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям
психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню
активности,
повышенной
работоспособности,
быстрой
утомляемости,
предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов
импровизации, созданием ситуации игры.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом
возраста и пожеланиям детей (подружки) и родителей.
Принципы формирования учебных групп:
Число одновременно обучающихся в группе 15 человек.
Объем и срок освоения программы
Объем программы 152 часа (38 недель) в год
Программа рассчитана на 1 год обучения
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями- 10 минут
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Форма реализации образовательной программы: традиционная
модель реализации программы, которая представляет собой освоение
содержания в течение одного или нескольких лет в одной образовательной
организации.
Формы обучения: очная
Перечень
форм
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Перечень
видов
занятий:
групповые
упражнения
и
занятия,
практические занятия.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: открытое
занятие, творческий отчет, концерт.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения.
Порядок
и
регламент
дополнительной
корректировки
образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
Цель и задачи программы.
Цель программы «Спортивный танец «Радуга»»: создание условий
для самореализации и развития качеств творческой личности ребенка,
необходимых для формирования
танцевального искусства.
техничного исполнения, средствами
Задачи программы:
Обучающие: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение
танцевальных движений и
комплекса общеразвивающих упражнений;
закрепить умения выполнять танцевальные движения и композиции.
Развивающие: способствовать развитию волевых качеств личности
(настойчивости, целеустремленности); развитию творческих способностей
(фантазии, воображения).
Воспитательные: воспитывать ответственность и добросовестное
отношение к начатому делу, морально-волевые и эстетические качества,
сознательное отношение к здоровому образу жизни; формировать культуру
общения и поведения в социуме.
Планируемые результаты.
Метапредметными
результатами
изучения
спортивного
танца
являются освоенные способы деятельности, применимые при решении
проблем в реальных жизненных ситуациях:
- умение участвовать в танцевальной жизни класса и продуктивно
сотрудничать со сверстниками при решении различных задач;
Учащиеся научатся:
- находить ассоциативные связи между
физическими упражнениями и
художественными образами в танце;
- передавать свои впечатления в устной форме.
Личностными результатами изучения спортивного танца являются:
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(или индивидуального) исполнения танцевальных композиций;
- развитие творческих способностей;
- развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных
знаний;
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу в различных сферах двигательной
деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса
(музыкальные вечера, концерты).
Предметными результатами занятий являются:
- устойчивый интерес к различным видам двигательной деятельности;
- знание основных закономерностей спортивного танца, умения и навыки в
различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать роль здорового образа жизни в жизни человека;
- эмоционально воспринимать спортивные движения;
- исполнять изученные танцевальные комбинации;
- участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
Изучив данный курс, обучающиеся должны знать:
- принципы здорового образа жизни;
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- особенности музыки и принципы движения тела под музыкальное
сопровождение;
- итоговые танцевальные композиции и постановки.
Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь:
- выполнять комплексы упражнений под музыку;
- выполнять базовые танцевальные шаги под музыкальное
сопровождение;
- выполнять комплекс упражнений по стретчингу;
- исполнять движения в соответствии с характером стиля танца;
- выступать командой, парой, соло в соответствии с выученными
композициями
Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№
Тема
Всего
Теория Практика Формы
контроля
1
Танцевальная аэробика
20
2
18
Открытое
занятие
2
Стретчинг
28
4
24
Открытое
занятие
3
Физические упражнения с
26
2
24
фитболом
4
занятие
Физические упражнения с
16
2
14
гимнастическими палками
5
Физические упражнения с
Открытое
занятие
12
2
10
лентами
6
Открытое
Открытое
занятие
Танцевальные шаги
18
2
16
Открытое
занятие
7
Танцевальные композиции
32
2
30
Итого
152
2
136
Содержание учебного плана
1. Танцевальная аэробика
Теория: назначение ритмической гимнастики
Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку
1. Базовые аэробные шаги с различными движениями рук.
2. Бег и прыжки.
3. Упражнения сидя, лежа.
4. Упражнения на расслабление.
Концерт
2. Стретчинг
Теория: назначение и правила выполнения упражнений
Практика: выполнение упражнений
а) упражнения для профилактики плоскостопия: сгибание
пальцев
ног; с напряжением тянуть носки ног на себя от себя; круговые движения
стопами внутрь - наружу; поочередное поднимание выпрямленных ног,
максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола,
перекаты по стопе в продольном и поперечном направлении.
б) упражнения для гибкости спины: наклоны туловища вперед, в
стороны, назад; круговые движения корпусом с прямыми руками; прогибы
корпуса назад лежа на животе: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка»,
«Лягушка», «Мост»
в) упражнения для растяжки ног: махи ногами вперед, в стороны,
назад стоя на месте, у опоры, с продвижением вперед; « Бабочка»; растяжка
ног лежа на спине со скакалкой; наклоны корпуса вперед к носкам стоя и
сидя; « Шпагат»
г) упражнения для растяжки рук: вытягивание сцепленных рук в
«Замок» вперед, вверх, назад
3. Физические упражнения с фитболом
Теория: назначение и правила выполнения упражнений на фитболе
Практика: выполнение упражнений
а) упражнения на развитие гибкости на фитболе: мостик на фитболе;
прогибы корпуса назад с отведением мяча назад; волна туловищем на
фитболе; наклоны в стороны, сидя на фитболе.
б) упражнения для рук и плечевого пояса с помощью фитбола:
круговые движения руками с фитболом; отжимание на фитболе; махи руками
в стороны, вперед назад, сидя на фитболе; круги плечами вперед-назад.
в) упражнения для пресса и талии на фитболе: поднимание корпуса
вверх, ноги лежат на фитболе; скручивание на фитболе, подтягивание
коленей к животу лежа на фитболе, наклоны корпуса вправо-влево, сидя на
фитболе.
4. Физические упражнения с гимнастическими палками
Теория: назначение и правила выполнения упражнений
Практика: выполнение упражнений
а) упражнения стоя: наклоны вправо, влево, вперед с палкой в руках,
приседания, отведение ноги вперед, назад, в сторону с палкой в руках;
б) упражнения сидя и лежа: с палкой в руках наклоны, махи ногами,
прогибы туловища назад, лежа на животе.
5. Физические упражнения с лентами
Теория: назначение и правила выполнения упражнений
Практика: выполнение упражнений
а) махи лентами вверх-вниз;
б) круговые движения лентами;
в) повороты корпуса вправо-влево, кругом с лентами в руках.
6. Танцевальные шаги.
Теория: правила выполнения движений
Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное
сопровождение.
а) приставные шаги вперед, в сторону, назад.
б) подскоки.
в) боковой галоп.
г) шаг с оттягиванием носка.
д) бег с подъёмом ног, согнутых в коленях вперёд и назад.
7. Танцевальные композиции
Теория: правила выполнения движений
Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное
сопровождение.
а) композиция на фитболе;
б) композиция с гимнастической палкой;
в) композиция с лентой
Календарный учебный график
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
38
2
Количество учебных дней
68
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
152
5
Недель в 1 полугодии
18
6
Недель во 2 полугодии
20
7
Начало занятий
2 сентября
8
Каникулы
9
Выходные дни
31 декабря-9 января
10
Окончание учебного года
30 мая
-
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
- музыкальный центр;
- коврики;
- фитболы;
- гимнастические палки;
- ленты;
- аудио материалы с фонограммами;
Информационное обеспечение:
- вспомогательная литература;
-
папка
с
программы;
разработками
теоретических материалов
по
темам
- схемы выполнения упражнений.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
№
1
Название темы,
Материально-
Формы,
Формы
раздела
техническое
методы,
учебного
оснащение,
приемы
занятия
дидактико-
обучения.
методический
Педагогические
материал
технологии
Танцевальная
Музыкальное
Практические
аэробика
сопровождение, занятия
Групповая
тренировка
коврики
2
Стретчинг
Музыкальное
Практические
Групповая
сопровождение, занятия, игровой тренировка,
3
коврики, схемы практикум
работа в
упражнений
парах
Физические
Музыкальное
Практические
упражнения с
сопровождение, занятия
фитболом
коврики,
Групповая
тренировка
фитбол
4
Физические
Музыкальное
Практические
упражнения с
сопровождение, занятия
гимнастическими
коврики,
палками
гимнастические
Групповая
тренировка
палки
5
Физические
Музыкальное
Практические
Групповая
6
упражнения с
сопровождение, занятия
тренировка
лентами
ленты
Танцевальные шаги
Музыкальное
Практические
сопровождение
занятия, игровой тренировка
Групповая
практикум
7
Танцевальные
Музыкальное
Практические
Групповая
композиции
сопровождение
занятия
тренировка,
концерт
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
- фото и видео;
- тестовый контроль;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытый урок;
- концерт.
Оценочные
материалы.
Диагностика
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем,
2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за учениками
оценивается по трем уровням: высокий (В), средний уровень (С), низкий
уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Планируемые
Критерии оценивания
результаты
Виды
Диагнос
контроля
тически
й
инструм
ентарий
Лично
-
реализация Низкий
уровень: Контроль Фото
стные
творческого
резуль
потенциала
таты
процессе
пассивное
коллективного
делах объединения
работа
(или
Средний
Наблюд
индивидуально
проявляет инициативу,
интереса к творчеству ный урок, видео;
в не
проявляет, творческ
участие
в ий отчет
уровень:
го) исполнения может
придумать
танцевальных
интересные идеи. Есть
композиций;
положительный
-
развитие эмоциональный
творческих
на
способностей;
коллектива.
-
и
успехи
развитие участие
оклик
свои
и
Активное
в
делах
интеллектуальн объединения,
ых
учреждения.
способностей,
Высокий
приобретение
вносит предложения по
уровень:
интеллектуальн развитию деятельности
ых
объединения,
знаний;
быстро
Учащиеся
творческим
научатся:
обладает
легко
увлекается
делом,
выполне
нная
ение
- проявлять
оригинальностью
творческую
мышления,
инициативу в
воображением,
различных
способностью
сферах
рождению новых идей,
двигательной
активное
к
участие
в
деятельности, в мероприятиях
танцевально-
учреждения и на уровне
эстетической
города.
жизни класса
(музыкальные
вечера,
концерты)
Метап
Низкий
-умение
редмет участвовать
уровень: Контроль Фото
в социализация
и
в ный урок, видео;
ные
танцевальной и коллективе,
творческ
выполне
резуль
физкультурно-
ий отчет
нная
таты
оздоровительно потребность
испытывает
в
й жизни класса получении
новых
и продуктивно знаний,
Средний уровень: Есть
со
положительный
сверстниками
эмоциональный
решении на
успехи
оклик
свои
и
различных
коллектива;
задач;
свое
Учащиеся
состояние при помощи
научатся:
мимики,
-
выражает
эмоциональное
жестов,
находить включаясь
ассоциативные
Наблюд
ение
сотрудничать
при
работа,
художественный образ
в
связи
между Высокий
уровень:
физическими
Развита эмоциональная
упражнениями
выразительность
и
жестов,
мимики,
художественны высокий
уровень
ми образами в включенности
танце;
-
в
художественный образ,
передавать ненасыщающая
свои
впечатления
устной форме.
потребность
в
в восприятии
или
исполнении
произведений
искусства.
Предм
- устойчивый
Низкий
уровень:
нет Контроль Фото
етные
интерес к
устойчивой
ный урок, видео;
резуль
различным
потребности,
творческ
таты
видам
воспринимать,
двигательной
исполнять
деятельности;
произведения
- знание
искусства,
основных
участие
или ий отчет
движения,
пассивное
в
Средний
танца, умения и интерес
выполне
нная
работа,
Наблюд
делах
закономерносте объединения.
й спортивного
и
уровень:
на
уровне
навыки в
увлечения,
различных
поддерживается
видах учебно-
самостоятельно.
творческой
Устойчивая мотивация,
деятельности.
проявляет инициативу,
Учащиеся
может
придумать
ение
научатся:
интересные идеи. Есть
- понимать
устойчивая
роль здорового
потребность
образа жизни в
восприятии
жизни
исполнении
человека;
произведений
в
или
- эмоционально искусства.
Активное
воспринимать
участие
в
спортивные
объединения,
движения;
учреждения.
- исполнять
Высокий
изученные
четко
танцевальные
потребности,
комбинации;
стремление
делах
уровень:
выраженные
- участвовать в глубоко
изучить
предмет.
концертном
Развита эмоциональная
исполнении
выразительность
танцевального
жестов,
мимики,
репертуара
высокий
уровень
класса.
включенности
в
художественный образ,
ненасыщающая
потребность
восприятии
исполнении
произведений
искусства.
в
или
Список литературы
•
Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
Барышникова Т.
Азбука хореографии - М. Рольф,1999.
Берзина Л. А.,Пеганов Ю. А.
М.
Позвоночник гибок - тело молодо
–
Советский спорт, 1991.
Ерохина О.В. Школа танцев для детей - Ростов-на-Дону
«Феникс»,
2003.
Зуев Е. И.
Волшебная сила – растяжки -
М. Советский спорт, 1990 .
Ротерс Т. Т Музыкально – ритмическое воспитание и художественная
гимнастика - М. Просвещение, 1989.
СидневаЛ.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике.Москва 2005.