Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ
БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.11 09:14:08 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ансамбль Триоль»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Гавриков Андрей
Вячеславович,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Ансамбль Триоль» составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами
и государственными программными документами:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
•
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
•
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
•
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
программы)»;
(включая
разноуровневые
•
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ".
•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере;
•
Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.
Для программ художественной направленности:
Областная целевая программа «Развитие культуры в Свердловской области до
2024
года» (от 29.12.2016 № 962-ПП).
Актуальность программы заключается в:
востребованности в формировании и развитии исполнительских навыков детей и
подростков;
тренировке артикуляционного и исполнительского аппаратов, позволяющих иметь
правильную речь и уверенную координацию. В процессе исполнения развивается
моторика пальцев, музыкальный слух, чувство ритма, чувство времени и такие общие
качества как координация, внимание, память, креативность мышления;
воспитании ответственности, организованности и добросовестности, а также в
формировании первых навыков персонального труда, умения творчески подходить к
постановке и решению задач, умения работать как индивидуально (самостоятельно),
так и в команде, что играет немаловажную роль в процессе социализации и
становления положительных личностных качеств ребёнка.
Одно из главных условий всестороннего эстетического воспитания детей и подростков и
полноценного развития их творческих способностей - включение обучающихся в разные
виды исполнительской деятельности, основанной на различных музыкальных материалах.
Программа отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в сфере
образования по направлению: «Развитие основ художественного творчества детей в условиях
модернизации образования».
Отличительные особенности программы «Ансамбль Триоль»:
Программа «Ансамбль Триоль» имеет художественную направленность. Она ориентирована
на реализацию интересов детей и подростков в сфере инструментального творчества,
развитие их исполнительского мастерства по направлению музыкальной культуры.
Программа направлена на создание познавательной мотивации, определяющей продолжение
специального музыкального образования и творческой деятельности.
Программа
демонстрирует
развивающие
функции
исполнительского
обучения,
ориентированные на личностный рост детей. Она синтезирует знания основ музыкальной
культуры, инструментальную сценическую постановку, сценическое мастерство, элементы
танца и марша.
Исходя из этого, программа «Ансамбль Триоль» позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал обучающихся, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию исполнительских навыков, удовлетворению потребности в общении.
Программа направлена на создание образовательной среды, позволяющей стимулировать
детей и подростков к изучению новых технологий в сфере музыкальной культуры,
проявлению своих творческих качеств, импровизации и самостоятельной работе. В процессе
обучения у детей и подростков воспитываются положительные личностные качества,
позволяющие уверенно позиционировать себя в творческой и повседневной жизни, понимать
алгоритмы решения проблемных ситуаций в различных сферах.
Адресат программы: школьники и студенты начальных курсов в возрасте от 7 до 18 лет.
Возрастные особенности детей и подростков от 7 до 18 лет:
По достижении 7 лет ребёнок вступает в особенный цикл развития, характеризующийся
формированием интеллекта, кругозора и абстрактного мышления, фундаментальных
личностных качеств, переходом на новый уровень зрелости (половое созревание).
Важным показателем этой возрастной группы является оценочное отношение к себе и
окружающим, ведущими потребностями - общение и творческая активность. Общение, в
большинстве случаев, выражается в свободном диалоге со сверстниками и людьми более
старшей возрастной категории, демонстрации чувств и намерений при помощи действий,
открыто заявляющих об уникальности собственной личности и своей позиции в обществе.
Творческая активность в этом возрастном сегменте проявляется во всех сферах жизни,
поэтому так важно создавать условия для развития творческого потенциала.
Ведущая деятельность – творческий обучающий процесс. Он позволяет обучающимся
испытывать свой потенциал и продуктивно распределять собственные силы в процессе
репетиционных занятий. С девятилетнего возраста ребёнок начинает адекватно оценивать
результаты своего обучения. Например, участия в выступлениях: концертах, фестивалях,
конкурсах. Удовлетворение результатом позволяет испытывать гордость, способствует
эмоциональному благополучию, поддерживает положительное самооценку.
Ведущая функция – креативность и творческое мышление. У подростков наблюдается
сильное желание в создании чего-то нового и уникального. Для этого используются не
только базовые знания, но еще и ассоциации, личностное восприятие, креативность и
изобретательность. Творческое развитие подразумевает нестандартный подход к ситуациям
и применение нетрадиционных решений задач в сфере исполнительского искусства.
Дети с творческими способностями стремятся познавать окружающий мир и открывать чтото новое. Они изобретательны, легко находят применение своим знаниям на практике и не
боятся проявлять инициативу. У творческих детей хорошо развиты фантазия и воображение:
они видят необычное в обычном.
Важные аспекты в обучении подростков – это привитие разносторонних интересов,
воспитание стремления к самостоятельности и склонности к самоанализу. Необходимо
делать акцент на таких положительных качествах, как дисциплинированность, любовь к
творчеству, уважительное отношение к окружающим. Подросток должен учиться поиску
правильных решений в различных ситуациях, и, что не менее важно, испытывать
удовольствие от прилагаемых усилий и полученного результата.
Условия приёма детей: желающие обучаться по программе «Ансамбль
предварительно
проходят
тестирование, в процессе которого
Триоль»
выявляется наличие
музыкального слуха, музыкального ритма, голосовой интонации (приложение №2).
Обучение могут
проходить
дети
и подростки
даже с
начальными
данными
в
соответствующей их подготовке группе.
Принцип формирования групп: формируются разновозрастные группы в зависимости от
образовательного уровня обучающихся (приложение № 1).
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательной программы
по учебному плану в часах составляет:
1 год обучения - 152 часа (38 учебных недель).
Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в соответствии с учебным планом. Из общего числа
обучающихся формируется разновозрастная группа в количестве до 12 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут;
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут;
Общее количество учебных часов в неделю – 4 часа.
Календарный учебный график:
№
Основные характеристики образовательного процесса
п/п
1
Количество учебных недель
38
2
Количество учебных дней
76
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
152
5
Недель в первом полугодии
17
6
Недель во втором полугодии
21
7
Начало занятий
01.09.2022
8
Каникулы
-
9
Выходные дни
31.12.202-09.01.2023
10
Окончание учебного года
31.05.2022
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы «Ансамбль Триоль»: обучение основам исполнительского мастерства на
ударных инструментах, в частности маршевых барабанах и перкуссии, сольного и
ансамблевого исполнительства, необходимого для дальнейшей практической концертной
деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
ознакомление
с основами
музыкальной
грамоты,
видами
исполнительского искусства и инструментальной культуры.
2. Развивающие: развитие творческого потенциала, музыкальной памяти, слуховых
представлений, чувства ритма, артистизма, координации, памяти, положительных
личностных качеств.
3. Воспитательные: формирование культуры поведения и общения, умения заниматься
и выступать в ансамбле; приобщение к мировым культурным традициям и наследию
страны, края; привитие основ здорового образа жизни.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№
п/п
Количество часов
Название темы
Теория
Практика
1
1
0
Вводное занятие
1
1
0
2
Исполнительское
искусство
как
вид
музыкальной деятельности
6
2
4
Инструментальные
фонограммы («минусовки»),
их
особенности
и
возможности
1
1
-
2.1
2.2
Приёмы работы с малым
барабаном
1
-
1
Педагогическое
наблюдение
2.3
Приёмы
ансамблевого
исполнительства
1
-
1
Педагогическое
наблюдение
1
1
-
Опрос
1
1.1
2.4
Всего
Формы
аттестации/контроля
Введение
образовательную
программу
в
Педагогическое
наблюдение, опрос
Опрос
Правила
охраны
исполнительского аппарата
2.5
2.6
3
3.1
3.2
Звукоизвлечение.
Исполнение
учебнотренировочного материала
1
-
1
Педагогическое
наблюдение, опрос
Упражнения на развитие
1
-
1
Педагогическое
наблюдение, опрос
Формирование
исполнительского
аппарата
7
2
5
Звукообразование
2
1
1
Педагогическое
наблюдение, опрос
1
-
1
Педагогическое
наблюдение, опрос
1
-
1
Педагогическое
наблюдение
2
1
1
Исполнительские движения
3.3
Движение строем
3.4
Разминочные
упражнения.
Гимнастика пальцев, кистей,
предплечий
3.5
Исполнительские
упражнения и этюды
1
-
1
Музыкально-ритмические
упражнения (рудименты,
25
6
19
4
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, опрос
парадидлы, этюды)
1
3
4.1
Ритмическое движение
4.2
Постановка рук
2
Педагогическое
наблюдение
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
8
1
7
Педагогическое
наблюдение
Постановка в исполнении
этюдов и упражнений
11
3
8
Педагогическое
наблюдение
Работа над репертуаром
12
-
12
Педагогическое
наблюдение
101
-
101
Педагогическое
наблюдение
152
11
141
Постановка позиции
4.3
4.4
5
6
Репетиционная
работа.
Концертная деятельность
ИТОГО:
1.3.2 Содержание учебного плана
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Тема 1.1 Вводное занятие
(1 час теории)
ТЕОРИЯ:
Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
План
работы
объединения, цели и задачи занятий. Правила поведения на занятиях.
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 2.1 Инструментальные фонограммы, их особенности и возможности
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Раскрытие слова «фонограмма». Слушание видов фонограмм. Студийные и
любительские фонограммы. Прослушивание и разбор произведения, нотного текста на
примерах плюсовых и минусовых программ.
Тема 2.2 Приемы работы с малым барабаном
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Знакомство с малым маршевым барабаном, бас барабаном, перкуссией.
Отработка действий, навыков и нюансов, связанных с использованием инструментов.
Тема 2.3 Приёмы ансамблевого исполнения
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Знакомство с понятием «ансамбль», с типами ансамблей (вокальный,
инструментальный,
вокально-инструментальный).
Раскрытие
значимости
солиста
и
аккомпанемента. Начальное исполнение в ансамбле с применением ансамблевых нюансов.
Прослушивание и разбор примеров профессиональных ансамблей, групп и оркестров.
Разработка репертуара.
Тема 2.4 Правила охраны исполнительского аппарата
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Изучение и разбор разминочных гимнастических упражнений, влияющих на
развитие исполнительского аппарата (моторика конечностей, выносливость, гибкость,
координация) и качества звукоизвлечения, уберегающих от травм и надрывов.
Ставится
задача
использовать
такие
упражнения
самостоятельно
каждый
день.
Продолжительность и сложность зависит от возраста и уровня физического развития
обучающегося.
Тема 2.5 Звукоизвлечение. Исполнение учебно-тренировочного материала
(1 час практики)
ПРАКТИКА:
Изучение
особенностей
исполнения
на
музыкальных
инструментах.
Знакомство со сценой, расстановка и постановка на ней. Подбор развивающей музыкальной
литературы. Работа над звукоизвлечением и чистотой интонирования. Изучение и
исполнение первых штрихов. Работа над ровностью звука.
Тема 2.6 Упражнения на развитие
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение определённых начальных упражнений, этюдов и элементарных не
больших музыкальных произведений. Исполнение начальных упражнений на постановку
исполнительского аппарата.
РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА
Тема 3.1 Звукообразование
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Образование, звука, атака звука. Изучение начальных музыкальных штрихов.
ПРАКТИКА: Исполнение упражнений в различных штрихах с правильной аппликатурой.
Тема 3.2 Исполнительские движения
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Правила движения исполнительского аппарата. Движение пальцев, кистей рук,
предплечий, корпуса. Исполнение упражнений в различных музыкальных нюансах (pianoforte, crescendo-diminuendo).
Тема 3.3 Движение строем
(1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение и исполнение различных упражнений и комбинаций.
Тема 3.4 Разминочные упражнения. Гимнастика пальцев, кистей, предплечий
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Изучение хвата и последующая разработка рук.
ПРАКТИКА: Отработка разминочных упражнений. Исполнение упражнений в различных
темпах в зависимости от физических данных и возраста обучаемого.
Тема 3.5 Исполнительские упражнения и этюды
( 1 час практики)
ПРАКТИКА: Изучение и разбор этюдов начального уровня. Подбор упражнений и этюдов
для индивидуальных занятий. Обучение в процессе исполнения.
РАЗДЕЛ
4.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ
(РУДИМЕНТЫ,
ПАРАДИДЛЫ, ЭТЮДЫ)
Тема 4.1 Ритмическое движение
(1 час теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение упражнений для развития музыкального ритма и исполнительского
аппарата.
ПРАКТИКА: Исполнение упражнений.
Тема 4.2 Постановка рук
(1 час теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение и разбор постановочных движений.
ПРАКТИКА: Выполнение постановочных движений. Развитие мышечной памяти.
Тема 4.3 Постановка позиции
(1 час теории, 7 часа практики)
ТЕОРИЯ: Изучение физической постановки тела.
ПРАКТИКА: Просмотры концертов известных ансамблей и коллективов, подбор их позиций
и расстановок для использования в учебном помещении, а в дальнейшем на концертных
площадках.
Тема 4.4 Постановка в исполнении этюдов и упражнений
(3 часа теории, 8 часов практики)
ТЕОРИЯ: Изучение нотного материала.
ПРАКТИКА:
В
процессе
исполнения
анализируется
правильность
постановки
и
аппликатуры, что позволяет заниматься более плодотворно на индивидуальном уровне.
РАЗДЕЛ 5. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
(12 часов практики)
ПРАКТИКА: Разбор репертуара, подобранного за год. Изучение партий, анализ и отработка
нюансов.
РАЗДЕЛ 6. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(101 час практики)
ПРАКТИКА: Репетиции концертной программы. Работа по группам. Подбор сценического
имиджа для определенных произведений и выступлений. Работа над ошибками.
1.4 Планируемые результаты
В результате обучения в объединении в течение полного учебного года предполагается, что
обучающиеся получат нижеизложенные основные знания и умения.
Обучающиеся должны знать:
специфику исполнительского искусства;
начальную музыкальную грамоту;
особенности исполнительского аппарата, инструментария, аппаратуры;
понятия «аппликатура», «интонация», «артикуляция», «координация», «мышечная
память».
Обучающиеся должны уметь:
исполнять произведения ритмически ровно, применять музыкальные штрихи,
нюансы, динамические оттенки;
в процессе исполнения выражать чувства и эмоции, присущие музыкальному
произведению или номеру;
анализировать музыкальное произведение с помощью педагога и самостоятельно.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся
по итогам освоения программы.
Личностные результаты:
получение устойчивого понимания основ нравственного поведения и культуры
общения, развитие таких позитивных качеств, как доброта, взаимопонимание,
терпимость по отношению к окружающим;
развитие навыков работы в команде и умения проявлять уважительное отношение ко
всем членам коллектива при осуществлении совместной творческой деятельности;
развитие умения оценивать разноплановые жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные результаты:
развитие навыков
основанных
на
успешного общения и взаимодействия со
принципах
взаимоуважения
и
взаимопомощи,
сверстниками,
дружбы
и
толерантности;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности.
Предметные результаты:
знания
музыкальной
грамоты
и
элементарной
теории
музыки,
видов
инструментальной деятельности и инструментального исполнительства;
получение
навыков
правильного
подбора
аппликатуры,
проведения
анализа
произведения, построения музыкальной фразировки, контроля за метро-ритмом в
различных темпах, музыкальной игры отдельных связок и фраз из произведений без
сопровождения, непринуждённой музыкальной игры в различных темпах, штрихах,
нюансах и динамике.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
2.1.1 Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
учебный репетиционный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и
противопожарным требованиям;
ноутбук;
музыкальные инструменты и девайсы к ним (маршевые барабаны, перкуссия);
звуковое оборудование и комплектующие;
учебная мебель.
Информационное обеспечение:
учебная литература;
папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
наглядные обучающие пособия;
интернет.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования Гавриков Андрей Вячеславович. Педагогический
стаж – 14 лет. Общий стаж – 21 год.
2.1.2 Методическое обеспечение программы
Учебно-методические пособия по обучению игры на ударных инструментах:
Вахромеев В. «Элементарная теория музыки» – М.: Музыка, 2000;
Макиевский С. «Техника игры на ударной установке» (2 части) - Киев, 1989;
Кизант Г. «Техника игры на ударных инструментах» - Киев, 1986;
Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум,2007;
видеотека концертных выступлений лучших отечественных и зарубежных ансамблей
барабанщиков и мажореток;
наглядные пособия: плакаты, схемы.
Дидактические материалы:
раздаточные материалы;
схемы;
видеозаписи исполнительских номеров;
вспомогательная литература;
папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
Раздаточный материал:
нотный материал;
история и конструктивные особенности ударных инструментов;
памятки с методическими указаниями и советами по развитию техники игры на
инструментах;
памятка по музыкальной терминологии;
нотный материал: упражнения, этюды, произведения популярных композиторов,
авторские обработки пьес и номеров.
2.2 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
мониторинг обучающихся;
фото и видео;
журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
фестивали, конкурсы, концерты;
открытые занятия;
отчётные концерты;
мастер-классы.
2.3 Методические материалы
Методы обучения:
Реализация программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и
средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях,
соответствующих принципам и целям.
Методы
Приёмы
Наглядно-слуховой
Исполнение произведений педагогом, просмотр аудиоматериалов
Наглядно-зрительный
Показ исполнительских номеров, отдельных элементов движений
Словесный
Образный рассказ о новом номере, постановке, выступлении
Метод упражнений
Многократное повторение. Применяется не только при усвоении
музыкально-ритмических навыков, но и при самостоятельных
действиях и выполнении обучающимися творческих заданий
Частично-поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога. Даёт возможность
обучающимся искать различные варианты игры при исполнении
музыкального произведения самостоятельно, а не только по показу
педагога
№
Дата
провед
ения
заняти
я
Тема
занятия
Колво
часо
в
Вид
занятия
Форма
занятия
Вид и
форма
монитори
нга
Методиче
ское
обеспечен
ие
Планируе
мые
образоват
ельные
результат
ы
(предметн
ые по
каждому
занятию)
I.
1
01.09.
Инструктаж
по технике
безопасност
и на
занятиях.
Вводное
занятие.
2
Лекция
т
2
02.09.
Прослушива
ние
музыкальног
о материала.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Фонограм
мы
Владеть
песен.
умением
анализиро
вать муз.
Материал
.
3
05.09.
Изучение
нот.
1
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособие
Элемента
рной
Теории
Музыки.
Понимать
нотную
грамоту.
Комбиниро
ванное
занятие
Инструкц
ии,
пособия.
-
4
08.09.
Изучение
нот.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособие
ЭТМ.
Понимать
нотную
грамоту.
5
09.09.
Изучение
нот.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособие
ЭТМ.
Понимать
нотную
грамоту.
6
12.09.
Изучение
нот.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособие
ЭТМ.
Понимать
нотную
грамоту.
7
15.09.
Упражнения
на
координаци
ю.
2
Комбиниро
ванное
занятие
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий
ельским
аппарато
м.
8
16.09.
Изучение
упражнений.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.
9
19.09
Изучение
упражнений.
1
Комбиниро
ванное
занятие
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.
10
22.09.
Изучение
нот и
упражнений.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.
11
23.09.
Изучение
нот и
упражнений.
1
Комбиниро
ванное
занятие
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.
12
26.09.
Изучение
нот и
упражнений.
1
Комбиниро
ванное
занятие
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.
13
29.09.
Изучение
нот и
упражнений.
2
Комбиниро
ванное
занятие
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.
14
30.09.
Контрольное
занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
упражнен исполнит
ий.
ельским
аппарато
м.
15
03.10.
Ознакомлен
ие с
гаммами и
тональностя
ми.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
и пособия ЭТМ.
ЭТМ.
16
06.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
17
07.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
18
10.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
19
13.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
20
14.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
21
17.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
22
20.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
23
21.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
24
24.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
25
27.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
26
28.10.
Изучение
тональносте
й и гамм.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
27
31.10.
Контрольное
занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
28
03.11.
Теоретическ
ое занятие
по ЭТМ.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
и пособия
ЭТМ.
Владеть
ЭТМ.
29
07.11.
Изучение
композиции.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
Владеть
материал. навыками
исполнен
ия.
30
10.11.
Репетиционн
ый процесс.
1
Комбиниро
ванное
занятие
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал
Владеть
навыками
исполнен
ия.
31
11.11.
Ритмически
й разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал,
нотная
литератур
а.
Владеть
навыками
исполнен
ия.
32
14.11.
Тональный
разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал,
нотная
литератур
а
Владеть
навыками
исполнен
ия.
33
17.11.
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал,
нотная
литератур
а
Владеть
навыками
исполнен
ия.
34
18.11.
Инструмент
альный
разбор
произведени
я.
1
Занятие
репетиция
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал,
нотная
литератур
а
Владеть
навыками
исполнен
ия.
35
21.11.
Вокальный
разбор
произведени
я.
1
Занятие
репетиция
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал,
нотная
литератур
а
Владеть
навыками
исполнен
ия.
36
24.11.
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал,
нотная
литератур
а
Владеть
навыками
исполнен
ия.
37
25.11.
Изучение
гамм и
арпеджио.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
ЭТМ и
Сольфедж
ио
Владеть
музыкаль
ной
грамотой
и
интонаци
ей.
38
28.11.
Закрепление
пройденного
материала.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио
материал,
нотная
литератур
а
Владеть
навыками
исполнен
ия и
музыкаль
ной
грамотой.
39
01.12
Репетиционн
ый процесс.
2
Комбиниро
ванное
занятие
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио,
видео,
музыкаль
ный
материал
Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.
40
02.12
Теоретическ
ое занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
сольфедж слуховым
ио.
анализом,
интонаци
ей.
41
05.12
Игра на
малом
барабане.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
42
08.12
Игра на томтомах.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
43
09.12
Игра на бас
барабане.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
44
12.12
Изучение
рудиментов.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
45
15.12
Изучение
ритмической
основы.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
46
16.12
Интерпретац
ия триолей.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
47
19.12
Интерпретац
ия дуолей.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
48
22.12
Интерпретац
ия
квартолей.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
49
23.12
Интерпретац
ия
квинтолей
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
50
26.12
Интерпретац
ия секстолей
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
51
29.12
Интерпретац
ия септолей
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
52
30.12
Зачетный
контрольны
й урок.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школа
игры на
ударных
инструме
нтах.
Сборники
этюдов
Владеть
техническ
ими азами
исполнен
ия.
53
09.01
Постановка
разминочны
х
упражнений.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Методиче Владеть
ские
исполнит
пособия ельским
аппарато
м.
54
12.01
Изучение
аппликатуры
2
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Методиче Владеть
ские
исполнит
пособия ельским
аппарато
м.
55
13.01
Теоретическ
ое занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Методиче Владеть
ские
ЭТМ.
пособия
56
16.01
Изучение
композиции.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.
Владеть
анализом
муз.
произведе
ния.
Исполнит
ельской
виртуозно
стью.
57
19.01
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.
Владеть
навыками
исполнен
ия.
58
20.01
Изучение
партий
композиции.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
музыкаль
ный
материал.
Владеть
навыками
исполнен
ия
и
инструме
нтального
разбора.
59
23.01
Изучение
гаммы.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
ЭТМ и
Сольфедж
ио.
Владеть
музыкаль
ным
слухом и
ЭТМ.
60
26.01
Изучение
гаммы.
2
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
ЭТМ и
Сольфедж
ио.
Владеть
музыкаль
ным
слухом и
ЭТМ.
61
27.01
Интерпретац
ия раффа 5
ударов.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Видео
школа.
Нотная
литератур
а.
Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом
технологи
ей.
62
30.01
Контрольное
занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
ЭТМ.
Методиче
ское
обеспечен
ие.
Владеть
ЭТМ,
навыками
исполнен
ия
и
разбора
произведе
ний.
63
02.02
Интерпретац
ия 5 ролла.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.
64
03.02
Ритмическое
построение.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.
65
06.02
Игра на м.б.
и тарелках.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владеть
этюдов и исполнит
пьес.
ельским
мастерств
ом.
66
09.02
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и Владеть
видео
исполнит
материал. ельским
мастерств
ом.
67
10.02
Постановка
многоголось
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и Владеть
видео
исполнит
материал. ельским
мастерств
ом.
68
13.02
Инструмент
альный
разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и Владеть
видео
исполнит
материал. ельским
мастерств
ом.
69
16.02
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и Владеть
видео
исполнит
материал. ельским
мастерств
ом.
70
17.02
Изучение
эстрадных
ритмов.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.
Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.
71
20.02
Исполнений
эстрадных
ритмов.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.
Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.
72
27.02
Ритмическое
разложение
эстрадных
ритмов.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
пьес и
упражнен
ий. Видео
школы.
Владеть
исполнит
ельским
мастерств
ом.
73
28.02
Теоритическ
ое занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия Знание
ЭТМ,
теории
сборники музыки.
сольфедж
ио.
74
02.03
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
75
03.03
Изучение
тональности
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.
76
06.03
Изучение
арпеджио.
Ми минор.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия
ЭТМ.
Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.
77
09.03
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
78
10.03
Музыкальны
й анализ
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.
79
13.03
Инструмент
альный
разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Анализом
произведе
ния.
80
16.03
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
81
17.03
Разбор
тональности
ля минор.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия
ЭТМ.
Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.
82
20.03
Арпеджио в
тональности
ля минор.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия
ЭТМ.
Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.
83
23.03
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
84
24.03
Разложение
голосов
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия
ЭТМ.
Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.
85
27.03
Разбор
гитарных
партий
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Школы и
пособия
по игре на
гитаре.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
86
30.03
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
87
31.03
Контрольное
занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия Владение
и
ЭТМ.
сборники
ЭТМ и
сольфедж
ио.
88
03.04
Изучение
гимнастичес
ких
упражнений.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Развитие
и видео игрового
школы. аппарата.
89
06.04
Исполнение
этюдов.
Репетиционн
ый процесс.
2
Комбиниро
ванное
занятие.
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники
этюдов.
Аудио и
видео
материал
ы.
90
07.04
Изучение
хроматическ
их гамм. На
струнный
инстр.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Сборники Владение
этюдов. техникой
исполнен
ия.
91
10.04
Изучение
латинских
ритмов.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
92
13.04
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
93
14.04
Исполнение
гамм в
штрихах.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.
94
17.04
Исполнение
гамм в
штрихах.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.
95
20.04
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
96
21.04
Работа над
звукоизвлечением
.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.
97
24.04
Работа над
звукоизвлечением
.
1
Комбиниро
ванное
занятие.
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия Владение
и
исполнит
сборники. ельским
мастерств
ом.
98
27.04
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
99
28.04
Контрольное
занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Пособия
ЭТМ.
Владение
ЭТМ,
голосом и
слухом.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
0
04.05
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
1
05.05
Разбор и
анализ
произведени
я.
1
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Пособия
ЭТМ.
Владение
ЭТМ
и
анализом.
10
2
11.05
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
3
12.05
Голосовой
разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
4
15.05
Инструмент
альный
разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
5
18.05
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
6
19.05
Разложение
голосов
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Сборники
сольфедж
ио.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
7
22.05
Разбор
гитарных
партий
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Гитарные
школы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
8
25.05
Репетиционн
ый процесс.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
10
9
26.05
Работа над
ошибками
пройденных
произведени
й.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
11
0
29.05
Анализ
пройденных
произведени
й.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
11
1
01.01
Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
11
2
02.06
Разбор
инструмента
льных
партий.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а. Видео
школы.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
11
3
05.06
Вокальный
разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а. Видео
школы.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
11
4
08.06
Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
11
5
09.06
Тональный
разбор
произведени
я.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а.
Учебники
ЭТМ.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Теоретич
ескими
навыками
музыкаль
ного
разбора.
11
6
12.06
Разбор
партий баса
и ударных
инструменто
в.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а. Видео
школы.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
11
7
15.06
Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
Исполнение
гамм и
арпеджио.
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а. Видео
школы.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом
и
слуховым
анализом.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
Изучение
ритмических
упражнений.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а. Видео
школы.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
Развитие
чувства
ритма.
26.06
Изучение
постановки
дыхания у
вокалистов.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а. Видео
школы.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом
и
исполнит
ельским
аппарато
м.
29.06
Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
11
8
16.06
11
9
19.06
12
0
22.06
Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.
12
1
23.06
12
2
12
3
1
1
12
4
30.06
Контрольное
теоретическ
ое занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
Владение
литератур ЭТМ
и
а.
исполнит
ельским
мастерств
ом.
12
5
03.07
Настройка
инструменто
ви
аппаратуры.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Инструкц
ии и
пособия.
Владение
материаль
ной
базой.
12
6
06.07
Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
12
7
07.07
Изучение
жанра фолк
музыки.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие
Нотная
литератур
а. Видео и
аудио
материал
ы.
Знание
народног
о
музыкаль
ного
творчеств
а разных
стран.
12
8
10.07
Изучение
жанра фолк
музыки.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие.
Нотная
литератур
а. Аудио
и видео
материал
ы.
Знание
народног
о
музыкаль
ного
творчеств
а разных
стран.
12
9
13.07
Репетиционн
ый процесс.
Разбор
произведени
й.
2
Занятие
репетиция
п
Визуальн
ое
наблюден
ие.
Аудио и
видео
материал
ы. Нотная
литератур
а.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом.
И
анализом
произведе
ний.
13
0
14.07
Контрольное
занятие.
1
Комбиниро
ванное
занятие
т/п
Визуальн
ое
наблюден
ие.
Нотная
литератур
а. Видео
школы.
Музыкаль
ные
пособия.
Владение
исполнит
ельским
мастерств
ом
и
исполнит
ельским
аппарато
м.
Анализом
музыкаль
ных
произведе
ний.
2.4 Формы организации
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
беседа (получение нового материала);
самостоятельная деятельность (обучающиеся выполняют индивидуальные задания в
течение части одного занятия или одного-двух полноценных занятий);
просмотр видеоматериалов, презентаций;
занятие-презентация, занятие-игра, занятие-концерт.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и
выбираться с учетом определённой темы.
Педагогические технологии:
технология индивидуализации обучения;
технология группового обучения;
технология коллективного взаимообучения;
технология дифференцированного обучения;
технология разноуровневого обучения;
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектной деятельности;
технология игровой деятельности;
коммуникативная технология обучения;
технология коллективной творческой деятельности;
здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
Блоки
Этапы
Этап учебного
Задачи этапа
Содержание
занятия
Подготовитель
1
деятельности
Организационный
ный
Подготовка
детей
к Организация
работе на занятии
начала
занятия,
создание
психологического
настроя
на
учебную
деятельность,
активизация внимания
2
Проверочный
Установление
Проверка
правильности
и задания
осознанности
домашнего
(творческого,
практического),
выполнения домашнего проверка
задания (если таковое знаний
было),
пробелов
усвоения
предыдущего
выявление занятия
и
их
коррекция
Основной
3
Подготовительны
й (подготовка
Обеспечение мотивации Сообщение
темы
и
к и принятия детьми цели цели учебного занятия,
новому
учебно-познавательной
мотивация
содержанию)
деятельности
деятельности
учебной
(например,
эвристический вопрос,
познавательная задача,
проблемное задание)
4
Усвоение
новых Обеспечение
Использование заданий
знаний и способов восприятия,
действий
осмысления
и
вопросов,
которые
и активизируют
первичного
познавательную
запоминания связей и деятельность
отношений в объекте
5
изучения
обучающихся
Первичная
Установление
Применение
проверка
правильности
понимания
осознанности усвоения которые сочетаются с
изученного
нового
пробных
и практических заданий,
учебного объяснением
материала,
выявление соответствующих
ошибочных
или правил
или
спорных представлений обоснованием
и их коррекция
6
Закрепление
Обеспечение
усвоения Применение
новых знаний и новых знаний, способов тренировочных,
способов
действий,
действий
и
их репетиционных
их применения
упражнений и заданий,
применение
выполняющихся
обучающимися
самостоятельно
7
Обобщение
и Формирование
Использование бесед и
систематизация
целостного
практическая отработка
знаний
представления
знаний
по теме
8
Контрольный
Выявление качества и Использование
уровня
овладения тестовых
знаниями,
заданий,
устного (письменного)
самоконтроль
и опроса, а также заданий
коррекция
и различного
знаний
способов действий
уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)
Итоговый
9
Итоговый
Анализ
и
оценка Педагог
совместно
успешности
обучающимися
достижения
цели, подводит итог занятия
определение
с
перспективы
последующей работы
10
Рефлексивный
Мобилизация
Самостоятельная
обучающихся
на оценка обучающимися
самооценку
своей
работоспособности,
результативности,
психологического
состояния,
причин
некачественной работы,
содержания
и
полезности
учебной
работы
11
Информационный
Обеспечение
понимания
Информация
цели, содержании и конечном
содержания домашнего результате
задания
имеется),
о
(если
домашнего
оно задания, инструктаж по
логики выполнению,
дальнейшего занятия
определение места и
роли данного задания в
системе последующих
занятий
2.5 Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Гин А. «Приемы педагогической техники» – М.: Вита Пресс, 2001.
2. Журналы «Молодежная эстрада».
3. Кизант Г. «Техника игры на ударных инструментах» - Киев, 1986.
4. Макиевский С. «Техника игры на ударной установке» (2 части) - Киев, 1989.
5. «Наполним музыкой сердца» - М.: Советский композитор, 1982.
6. «Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Факультативные курсы.
История джаза и популярной музыки» - М.: Просвещение, 1992.
7. «Социальная психология» - М.: Просвещение, 1987.
8. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса
воспитания в школе» – М.: АПК и ПРО, 2003.
9. Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум, 2000.
10. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» - М., 2000.
11. Ветров С. «Сборник упражнений и этюдов для малого барабана» - М.: Серебряные
нити, 2002.
12. Чулюкин А. «Сборник ритмических упражнений для малого барабана» - Спб.:
«Гармония», 2007.
13. Егорова Т., Штейман В., «Хрестоматия для ксилофона и малого барабана» - М.:
«Музыка», 1986.
14. Гришин В. «Хрестоматия ансамблевой игры на ударных инструментах» - Серебряные
нити, 2001.
15. Иванов А. «Альбом начинающего ударника ансамблиста. Часть 1» - Спб.:
«Гармония», 2004.
16. Иванов А. «Альбом начинающего ударника ансамблиста. Часть 2» - Спб.:
«Гармония», 2004.
17. Суетин К. «Ансамбли для ударных инструментов» - Спб.: «Композитор», 2009.
18. Ахунов Е. «Этюды для малого барабана» - М.: «Музыка», 1983.
Список литературы для обучающихся:
1. Журналы «Молодежная эстрада».
2. Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества» - М.: Аквариум, 2007.
3. «Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Факультативные
курсы».
4. «История джаза и популярной музыки» - М.: Просвещение, 1992.
5. Журнал «Музыка в школе».
6. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки» – М.: Музыка, 2000.
7. Егорова Т., Штейман В., «Ритмические упражнения» - М.: «Музыка», 1994.
8. Юдин А. «15 пьес для перкуссии и фортепиано» - М.: «Технопечать».
Интернет-ресурсы:
1. ВКМ Online - Всемирная команда музыкантов. Режим доступа - http.//vkmoline.com/
2. Журнал "Педагогический мир". Режим доступа - http.//pedmir.ru/
3. Издательство детских образовательных программ "ВЕСТЬ-ТДА". Режим доступа www.vest-tda.ru
Приложение №1
Мониторинг образовательного уровня обучающихся
Низкий уровень
Обучающий имеет слабые музыкально-эстетические представления: с трудом вспоминает
мелодии, отказывается играть индивидуально. Неправильно (или частично) интонирует
мелодии, ритм. Не проявляет интереса к игре или пению, в повседневной жизни почти не
музицирует и не поет.
Средний уровень
Обучающийся исполняет правильно многие произведения и песни, в достаточной мере
владеет исполнительскими навыками, но испытывает трудности в чистоте исполнения
мелодий и передаче ритмических особенностей. Затрудняется самостоятельно исполнять
произведения без поддержки педагога, других обучающихся и фонограммы. Любит петь и
играть вне занятий, но исполняет мелодию зачастую неверно.
Высокий уровень
Обучающийся исполняет произведения естественно, непринуждённо, точно интонирует и
придерживается ритмических фигур, правильно ведет фразировку, соблюдает правила
музыкальной грамоты, с удовольствием занимается самостоятельно.
№
п/п
ФИ обучающегося
Образовательный уровень
Низкий
Средний
Высокий
(оценка 3)
(оценка 4)
(оценка 5)
Приложение №2
Тестирование обучающихся
«Диагностика музыкального слуха, музыкального ритма, голосовой интонации»
"Ритмическая проверка"
Цель: выявить степень развития чувства ритма, способность определять количество звуков в
такте, размер, сильные и слабые доли, акценты.
Педагог с помощью рук или инструмента исполняет ритмический рисунок. Сложность и
длительность
рисунка
определяется
уровнем
обучающихся.
Для
каждой
группы
обучающихся исполняется 3-5 ритмических рисунков. Тестируемые должны повторить ритм,
более старшие группы 3, 4, 5 годов обучения проводят ритмический анализ.
Критерии оценки:
низкий уровень – обучаемые плохо понимают ритмические движения, имеют
проблемы с координацией и мышечной памятью;
средний уровень – обучаемые повторяют ритм, но имеют проблемы с ровностью
исполнения;
высокий уровень – обучаемые исполняют ритмические рисунки довольно ровно,
умеют анализировать характеристики ритма. У них хорошо развита музыкальная
память.
"Мелодическая проверка"
Цель: определить уровень развития индивидуального слуха и интонации.
Педагог исполняет отрывок музыкального произведения на инструменте или воспроизводит
с помощью аппаратуры. Сложность произведения зависит от уровня группы. Так, для
начальных групп 1-2 года обучения берутся песни и мелодии не сложного уровня, для
обучающихся старших групп подбираются многоголосные темы с аккомпанементом. Задача
обучающихся - узнать музыкальное произведение, определить место отрывка, провести
анализ. Обучающимся старших групп предлагается подобрать на слух партии прозвучавшего
отрывка на своих инструментах и интонировать мелодии голосом.
Критерии оценки:
низкий уровень – слабое понимание мелодии и интонации, невозможность
самостоятельно подобрать мотив на инструменте;
средний уровень – понимание и знание музыкального произведения, но слабый
подбор мелодии и голосов на инструменте, плавающая интонация;
высокий уровень – инструментальный подбор отрывка без значимых ошибок, ровная
интонация и ритм, знание музыкального произведения и его анализ.
«Музыкальный диктант»
Цель: Выявить уровень музыкальной грамотности, нотного письма, применения знаний
элементарной теории музыки, самостоятельности в работе.
Педагог проводит настройку инструмента в тональности, в которой будет проходить
диктант. Для обучаемых 4 и 5 годов обучения настройка не проводится. Проигрывается
мелодия на фортепиано:
1 год обучения – не сложная мелодия (1 голос, простой ритм и размер). В первом
полугодии тональность C-der, во втором a-moll. Мелодия проигрывается 5 раз - 3 раза
медленно и 2 раза в темпе произведения;
2 год обучения – не сложная мелодия (простой ритм и размер). Тональности G-der и emoll. Мелодия проигрывается 5 раз - 2 раза медленно и 3 раза в темпе произведения;
3 год обучения – одноголосная мелодия в трехдольном размере. Тональности
подбираются на усмотрение педагога до двух знаков. Мелодия проигрывается 4 раза –
2 раза в медленном темпе и 2 раза в темпе произведения;
4 год обучения – двухголосный отрывок из музыкального произведения. Тональности
подбираются на усмотрение педагога от трех знаков при ключе. Мелодия
проигрывается 3 раза - один раз медленно и 2 раза в темпе произведения;
5 год обучения – многоголосный отрывок из музыкального произведения.
Тональности от трех знаков при ключе, либо тональности из репертуарных
произведений. Мелодия проигрывается 3 раза - медленно и в темпе произведения.
Задача обучающихся процессе прослушивания записать мелодию в нотах, определить размер
длительности нот и тональность. Ученики старших групп определяют и записывают нюансы,
динамические характеристики, а также мелизматику и штрихи.
Критерии оценки:
низкий уровень – ошибки при записи нотного текста;
средний уровень – правильность написания нотного текста, но отсутствие записи
нюансов, мелизматики, не правильность штрихов;
высокий уровень – точность в написании нотного материала до завершения
прослушивания.