Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632,
1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru,
givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.25 15:24:35 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ритмика»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Нестерова О.В.,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск
2024 г
Пояснительная записка.
Программа «Ритмика» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
•
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
•
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
•
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
•
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ".
•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
•
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
•
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере;
•
Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы
Программа соответствует нормативно-правовым актам и документам
потребностям региона, детей и родителей, ее актуальность заключается:
- в формировании здоровой, физически развитой личности;
- в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей
дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы
Программа «Ритмика» ориентирована на реализацию интересов детей
в сфере хореографического искусства. Направлена на формирование
познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение
образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности,
учитывает психологические и возрастные особенности детей дошкольного
возраста.
Адресат программы: дошкольники 5-7 лет.
Возрастные особенности детей группы 5-7лет.
Отличительной
чертой
детей
дошкольного
возраста
является
открытость, послушание и исполнительность.
Организуя
занятия
необходимо
уделять
внимание
физиологическим
особенностям ребенка. Необходимо активизировать работу по развитию
специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости. Похвала,
подбадривание, различные виды поощрений просто необходимы для детей
этого возраста. В работе с детьми 5-7 лет игра является ведущим и основным
видом деятельности.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста.
Принципы формирования учебных групп:
Группа первого года обучения - дети 5-6 лет, второго года обучения - дети 67 лет. Число одновременно обучающихся в группе 12-15 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Объем и срок освоения программы
Объем программы 304 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения
1 год обучения: 152 часа (38 недель) в год
2 год обучения: 152 часа (38 недель) в год
Формы обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной программы: традиционная
модель
реализации
программы,
которая
представляет
собой
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких
лет в одной образовательной организации.
Перечень
форм
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных
технологий.
Перечень
видов
занятий:
групповые
упражнения
и
занятия,
практические занятия.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: открытое
занятие, творческий отчет, концерт.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения.
Порядок
и
регламент
дополнительной
корректировки
образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
Цель и задачи программы
Цель программы «Ритмика»: начальное музыкально-ритмическое и
физическое развитие детей, создание условий для выявления интереса и
способностей детей к танцу
Задачи программы:
Обучающие задачи: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение
музыкально-ритмических
движений;
закрепить
умения
выполнять
музыкально-ритмические движения.
Развивающие задачи: способствовать развитию волевых качеств личности
(настойчивости, целеустремленности); развитию творческих способностей
(фантазии, воображения).
Воспитательные: воспитать ответственность и добросовестное отношение
к начатому делу; формировать культуру общения и поведения в социуме
посредством общения в группах при обучении.
Планируемые результаты.
Метапредметные, личностные и предметные результаты,
которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы.
Метапредметными результатами изучения ритмики являются освоенные
способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях:
- умение участвовать в танцевальной жизни объединения и продуктивно
сотрудничать со сверстниками при решении различных задач;
Учащиеся научатся:
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и
других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной форме.
Личностными результатами изучения ритмики являются:
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- развитие творческих способностей;
- развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных
знаний;
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса
(музыкальные вечера, концерты).
Предметными результатами занятий являются:
- устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой
деятельности;
- знание основных закономерностей ритмики, умения и навыки в различных
видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать роль музыкально-ритмических движений в жизни человека;
- эмоционально воспринимать ритмические движения;
- исполнять изученные танцевальные комбинации;
-участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
Изучив данный курс, обучающиеся должны знать:
- назначение отдельных упражнений танцевально-ритмической
гимнастики;
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- итоговые танцевальные композиции.
Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь:
- выполнять комплексы упражнений под музыку;
- реагировать на начало и конец музыки;
- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;
- координировать свои движения.
Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
Количество часов
№
Тема
Всего
Теория Практика Формы
контроля
1
Танцевально-ритмическая
42
4
38
гимнастика
2
Основы партерной гимнастики
Открытое
занятие
44
6
38
Открытое
занятие
3
Музыкально-подвижные игры
36
4
32
Открытое
занятие
4
Танцевальные движения
30
4
Открытое
26
занятие
Итого
152
18
134
Учебный план
2 год обучения
Количество часов
№
Тема
Всего
Теория Практика Формы
контроля
1
Танцевально-ритмическая
36
4
32
гимнастика
2
Открытое
занятие
Партерная гимнастика
36
4
32
Открытое
занятие
3
Постановка корпуса
6
1
5
Открытое
занятие
4
Музыкально-подвижные игры
20
2
18
Открытое
занятие
5
Танцевальные движения
20
2
18
Открытое
занятие
6
Ритмические танцы
34
2
32
Открытое
занятие,
концерт
Итого
152
15
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Танцевально-ритмическая гимнастика
Теория: назначение ритмической гимнастики
Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку
1. Упражнения стоя на различные группы мышц.
137
2. Бег и прыжки.
3. Упражнения сидя, лежа.
4. Упражнения на расслабление.
2. Основы партерной гимнастики
Теория: назначение и правила выполнения упражнений
Практика: выполнение упражнений
а) упражнения для рук: «Шарик», «Весы», «Змейка», «Замок»,
«Буратино»
б) упражнениядля спины: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка»,
«Лягушка», «Мост»
в) упражнения для стоп: «Педальки», «Утюжок», «Дотянись до
солнышка»
г) упражнения для ног: «Бабочка», «Ножницы», «Зайчик»,
«Кузнечик», «Коленки улыбаются», «Шпагат».
д) упражнения для брюшного пресса: «Жучки», «Велосипед»
3.Музыкально-подвижные игры
Теория: объяснение правила игры
Практика: выполнение игровых движений.
«Спрячемся от дождика» - на развитие стопы.
«Займи место» - на ориентировку в пространстве.
«Цветочек» - на постановку корпуса.
« Поймай шарик» - на постановку рук.
«Ласточка» - на развитие равновесия.
«Домик» - на растяжку корпуса.
Работа над образами: «Мишка», Заяц», «Лиса», «Лошадь», «Петух».
4. Танцевальные движения.
Теория: правила выполнения движений
Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное
сопровождение.
а) приставные шаги вперед, в сторону, назад.
б) подскоки.
в) боковой галоп.
г) шаг с оттягиванием носка.
д) бег с подъёмом ног, согнутых в коленях вперёд и назад.
2 год обучения
1. Танцевально-ритмическая гимнастика
Теория: назначение ритмической гимнастики
Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку
1. Упражнения стоя на различные группы мышц.
2. Бег и прыжки.
3. Упражнения сидя, лежа.
4. Упражнения на расслабление.
2. Партерная гимнастика.
Закрепление и совершенствование упражнений первого года обучения.
Развитие у ребенка навыков владения своим телом. Повторение и
совершенствование упражнений сидя. Совершенствование упражнений лежа
на спине для натяжения мышц ног. Совершенствование упражнений лежа на
животе для силы мышц спины, для гибкости спины.
Теория: назначение и правила выполнения упражнений
Практика: выполнение упражнений
а) упражнения для рук: «Шарик», «Весы», «Змейка», «Замок».
б) упражнения для спины: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка»,
« Лягушка», «Мост»
в) упражнения для стоп: «Педальки», «Утюжок»
г) упражнения для ног: «Бабочка», «Ножницы», «Зайчик»,
«Кузнечик», «Коленки улыбаются», «Шпагат».
д) упражнения для брюшного пресса: «Жучки», « Велосипед»
3. Постановка корпуса.
Теория: правила выполнения движений
Практика: выполнение упражнений.
а) изучение позиций ног: 1,2,3,4,
б) изучение позиций рук: подготовительная,1,2,3,
4. Музыкально-подвижные игры.
Теория: объяснение правила игры
Практика: выполнение игровых движений.
а) танцевально-игровые, сюжетно-ролевые этюды: «ладошки», «грибы»,
«зайчики», «валенки».
б) игра «Прими позицию» (на закрепление позиций ног)
в) игра «Поймай шарик» (на закрепление позиций рук)
5. Танцевальные движения.
Теория: правила выполнения движений
Практика: выполнение танцевальных движений под музыкальное
сопровождение.
а) шаг с носка, с высоким коленом, на полу пальцах;
б) подскоки;
в) боковой галоп;
г) шаг польки;
д) бег на полу пальцах в продвижении вперед, с высоким коленом, с
захлестыванием ног назад, выбрасывая ноги вперед.
6. Ритмические танцы.
Теория: правила выполнения движений
Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное
сопровождение и отработка четкости движений.
а) танец с фитболом
б) танец «Дружба»
Календарный учебный график
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
38
2
Количество учебных дней
76
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
152
5
Недель в 1 полугодии
18
6
Недель во 2 полугодии
20
7
Начало занятий
2 сентября
8
Каникулы
9
Выходные дни
31 декабря-9 января
10
Окончание учебного года
30 мая
Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение программы:
- музыкальный центр;
- коврики;
- аудио материалы с фонограммами;
Информационное обеспечение:
-вспомогательная литература;
-
папка
с
разработками
теоретических
программы;
- схемы выполнения упражнений.
Кадровое обеспечение:
материалов по
темам
Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение:
№
1
2
Название темы,
Материально-
Формы,
Формы
раздела
техническое
методы,
учебного
оснащение,
приемы
занятия
дидактико-
обучения.
методический
Педагогические
материал
технологии
Танцевально-
Музыкальное
Практические
ритмическая
сопровождение, занятия,
гимнастика
коврики
Партерная
Музыкальное
гимнастика
сопровождение, занятия
Практические
Групповая
тренировка
Групповая
тренировка
коврики, схемы
упражнений
3
Постановка корпуса Музыкальное
Практические
сопровождение, занятия
Групповая
тренировка
схемы
упражнений
4
5
6
Музыкально-
Музыкальное
Практические
Групповая
подвижные игры
сопровождение
занятия
тренировка
Танцевальные
Музыкальное
Практические
Групповая
движения
сопровождение
занятия
тренировка
Ритмические танцы
Музыкальное
Практические
Групповая
сопровождение
занятия
тренировка,
концерт
Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
- фото и видео;
- тестовый контроль;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытый урок;
- концерт.
Оценочные материалы.
Диагностика
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем,
2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий (В), средний уровень (С), низкий
уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Планируемые
Критерии оценивания
результаты
Виды
Диагнос
контроля
тически
й
инструм
ентарий
Лично
-
стные
творческого
резуль
потенциала
таты
процессе
пассивное
коллективного
делах объединения
реализация Низкий
уровень: Контроль Фото
и
интереса к творчеству ный урок, видео;
в не
проявляет, творческ
участие
в ий отчет
выполне
нная
работа
(или
Средний
уровень:
индивидуально
проявляет инициативу,
го) исполнения может
придумать
танцевальных
интересные идеи. Есть
композиций;
положительный
-
развитие эмоциональный
творческих
на
способностей;
коллектива.
-
успехи
оклик
свои
и
Активное
развитие участие
в
делах
интеллектуальн объединения,
ых
учреждения.
способностей,
Высокий
приобретение
вносит предложения по
уровень:
интеллектуальн развитию деятельности
ых
объединения,
знаний;
быстро
Учащиеся
творческим
научатся:
обладает
- проявлять
оригинальностью
творческую
мышления,
инициативу в
воображением,
различных
способностью
сферах
рождению новых идей,
двигательной
активное
легко
увлекается
делом,
участие
к
в
деятельности, в мероприятиях
танцевально-
учреждения и на уровне
эстетической
города.
жизни класса
(музыкальные
вечера,
Наблюд
ение
концерты)
Метап
Низкий
-умение
редмет участвовать
уровень: Контроль Фото
в социализация
и
в ный урок, видео;
ные
танцевальной и коллективе,
творческ
выполне
резуль
физкультурно-
ий отчет
нная
таты
оздоровительно потребность
испытывает
в
й жизни класса получении
новых
и продуктивно знаний,
Средний уровень: Есть
со
положительный
сверстниками
эмоциональный
решении на
успехи
оклик
свои
и
различных
коллектива;
задач;
свое
Учащиеся
состояние при помощи
научатся:
мимики,
выражает
эмоциональное
жестов,
находить включаясь
-
ассоциативные
связи
в
художественный образ
между Высокий
уровень:
физическими
Развита эмоциональная
упражнениями
выразительность
и
жестов,
художественны высокий
ми образами в включенности
танце;
-
впечатления
устной форме.
уровень
в
художественный образ,
потребность
в восприятии
исполнении
произведений
мимики,
передавать ненасыщающая
свои
Наблюд
ение
сотрудничать
при
работа,
в
или
искусства.
Предм
- устойчивый
Низкий
уровень:
нет Контроль Фото
етные
интерес к
устойчивой
ный урок, видео;
резуль
различным
потребности,
творческ
таты
видам
воспринимать,
двигательной
исполнять
деятельности;
произведения
- знание
искусства,
основных
участие
или ий отчет
движения,
пассивное
в
Средний
танца, умения и интерес
делах
уровень:
на
уровне
навыки в
увлечения,
различных
поддерживается
видах учебно-
самостоятельно.
творческой
Устойчивая мотивация,
деятельности.
проявляет инициативу,
Учащиеся
может
научатся:
интересные идеи. Есть
- понимать
устойчивая
роль здорового
потребность
образа жизни в
восприятии
жизни
исполнении
человека;
произведений
придумать
в
или
- эмоционально искусства.
Активное
воспринимать
участие
спортивные
объединения,
движения;
учреждения.
- исполнять
Высокий
изученные
четко
в
выполне
нная
работа,
Наблюд
закономерносте объединения.
й спортивного
и
делах
уровень:
выраженные
ение
танцевальные
потребности,
комбинации;
стремление
- участвовать в глубоко
изучить
предмет.
концертном
Развита эмоциональная
исполнении
выразительность
танцевального
жестов,
мимики,
репертуара
высокий
уровень
класса.
включенности
в
художественный образ,
ненасыщающая
потребность
восприятии
в
или
исполнении
произведений
искусства.
Форма обучения: очная
Дидактические материалы:
-папка со схемами выполнения упражнений;
- папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
Список литературы
• Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
Барышникова Т.
Азбука хореографии - М. Рольф,1999.
Берзина Л. А.,Пеганов Ю. А.
Позвоночник гибок - тело молодо – М.
Советский спорт, 1991.
Ерохина О.В.
Школа танцев для детей - Ростов-на-Дону
«Феникс», 2003.
Зуев Е. И.
Волшебная сила – растяжки - М. Советский спорт,
1990 .
Ротерс Т. Т.
Музыкально – ритмическое воспитание и
художественная гимнастика - М. Просвещение, 1989