АБВГДейка

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ
БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.18 15:38:47 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«АБВГДейка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Погодина Л. А.,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2024 г

1

Содержание.

1. Введение
2. Нормативно правовые документы.
3. Пояснительная записка.
4. Структура дополнительной общеразвивающей программы.
5. Цели и задачи программы.
6. Содержание программы.
7. Методические материалы.
8. Список литературы.
9. Приложение
9.1 Тематический план «Считаем и играем».
9.2 Тематический план «Волшебный мир оригами».
9.3 Диагностический инструментарий.

2

Введение.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и является в
настоящее время одним из приоритетных направлений развития образовательной системы
Российской Федерации. Необходимо обеспечить равные стартовые возможности для детей
(из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под
«выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных
условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста,
независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности,
для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая
ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст - как возраст общей
подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к
дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.
Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных
резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных
проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные
стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного
процесса. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи
дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам, поэтому
на базе дополнительных образовательных учреждений организуются подготовительные
курсы для будущих первоклассников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа –
разрабатывается
с целью создания условий
для планирования, организации и
управления образовательной деятельностью в дополнительном образовании детей.
Дополнительная примерная общеразвивающая программа «АБВГДейка» направлена на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
выявление и поддержку детей проявивших выдающиеся способности.
Нормативно-правовые основания проектирования ДОП.
Программа «АБВГДейка» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
 Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта2022 г. № 678-р;
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические

3

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(далее – СанПиН);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых";
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с
«Методическими
рекомендациями
по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ".
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г.
№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере;
 Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.
Пояснительная записка.
Учитывая, что дошкольное детство является сенситивным периодом для развития
познавательной деятельности детей, закономерным является желание осваивать звуковой и
буквенный анализ слов, развивать навыки чтения, активизировать протекание мыслительных
процессов, формировать устную речь, обогащать словарный запас. В старшем дошкольном
возрасте у детей возникает желание читать самим, их привлекает новизна и необычность
этого вида деятельности, появляется желание реализовать себя.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации,
вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше
проходит период приспособления к учебной деятельности. У этих детей слабо развиты
связная речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать
предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному
контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с
детьми дошкольного возраста. Дополнительная общеразвивающая
программа
«АБВГДейка» призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками
по обучению чтению.
Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей.
Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне
объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется
программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от
интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать.

4

Актуальность общеразвивающей программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование
современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка,
включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством
овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами
начального общего образования.
Актуальность и практическая значимость программы.
Программа «АБВГДейка» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих
игр, диагностических заданий, учебных материалов. Они направленны на развитие речи и
подготовку детей к обучению грамоте-ознакомление со звуковым строением слова, его
звуковым анализом, на формирование правильного звукопроизношения, обогащение
словарного запаса, подготовки руки к письму, а также на овладение математическими
операциями и мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все задания построены по
принципу постепенного усложнения.
Отличительные особенности программы «АБВГДейка».
Подготовка к школе по программе «АБВГДейка» носит развивающий характер, помогает
освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход
от игровой к творческой, а затем и к учебной деятельности; содержание максимально
адаптировано к образовательной программе «Школа России», по которой ведётся обучение в
школе.
Адресат
общеразвивающей
программы:
дошкольники
5-7
лет.
Возрастные особенности дошкольников 5-7 лет:
Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира,
человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития
физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом,
узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к
следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.
В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из
них или придумать свою версию ответа.
Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.
В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через
общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в
этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В
таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и
по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела,
подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры
увеличивается.
Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать
сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.
К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те

5

требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения
других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т.
к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из
оценок, которые слышит в свой адрес.
Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но
и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще
продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное,
привлекательное.
Возраст 6-7 лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на
следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи
лет - это рождение социального Я ребенка.
У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким
детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его
поведение.
Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только
положительное, но и отрицательное. Ребенок может придерживаться установленных правил.
Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой
деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста.
Принципы формирования учебных групп: Формирование
производится с учетом пожелания родителей и возраста обучающихся.

учебных

групп

1 год обучения: 5-6 лет
2 год обучения: 6-7 лет
Объем общеразвивающей программы: 152 часа
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 76 часов
2 год обучения: 76 часов
Режим занятий:
Продолжительность одного академического час – 30 мин. Перерыв между учебными
занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса:
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения
обучающихся, сформированных в разновозрастные группы в количестве 12-15 человек.
Состав групп постоянный.
Уровень общеразвивающей программы – ознакомительный.
Перечень форм обучения: групповая.
Перечень видов занятий:


занятие-игра;



занятие-путешествие;



занятие-исследование;



занятие-праздник;

6



занятие-спектакль;



занятие-конкурс;



занятие-соревнование;







занятие – квест;
практические занятия;
открытые занятия;
ролевая игра;
предметная игра.

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: открытое занятие, диагностика, проект.
Структура дополнительной общеразвивающей программы.
Цели и задачи общеразвивающей программы.
Цели программы:
Адаптация к коллективной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
через формирование их познавательной активности на основе игровых методик, формирование
основ готовности к школьному обучению.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать базовые знания об окружающем мире;
- сформировать навыки начального слогового чтения;
- развить графические навыки;
- сформировать базовые математические представления;
- выработать навыки устных вычислений;
- активизировать связную речь;
- сформировать начальные понятия о языке и литературе;
- сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;
- научить, самостоятельно, играть по правилам.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение,
внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать моторику и координацию движения;
- способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- развить звуковую культуру речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
Воспитательные:
- сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- содействовать формированию адекватной самооценки;
- воспитать способность сопереживать;
- сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

7

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ.
Личностные:
быть усидчивым и трудолюбивым;
адекватно оценивать результат своей деятельности;
поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
логически мыслить и фантазировать;
выделять существенные связи, признаки, закономерности;
рассказывать и выражать свою мысль;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
знать звуки и буквы русского алфавита;
базовые арифметические понятия;
основные геометрические формы;
базовые временные понятия;
уметь составлять арифметические задачи и решать их;
ориентироваться в пространстве;
сравнивать, сопоставлять;
классифицировать по нескольким признакам;
ориентироваться во времени,
различать геометрические формы;
считать в пределах 20 и обратно;
на слух определять место звука в слове;
читать тексты из 10 предложений;
писать печатные буквы;
ориентироваться на листе бумаги;
Метапредметные:
уметь выполнять работу по образцу, чертежам и схемам.
знать и соблюдать основы безопасности труда и личной гигиены.
применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Содержание общеразвивающей программы.
Учебный план реализации программы.
Разработка учебного плана проведена в соответствии Санитарно- эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13
Основанием для разработки учебного плана являются также:
индивидуальные потребности, интересы детей и их родителей на современный
уровень дошкольного образования;
возможности образовательного центра;
возможности и возрастные особенности детей;
рекомендации авторов – разработчика программы.
Учебный план обеспечен расписанием занятий, годовым календарным учебным графиком.

8

Учебный план.
Раздел

1.

Вводное занятие

Развитие речи.
Ознакомление с окружающим
миром.
Обучение грамоте
3.
(обучению чтению и письму)
Развитие математических
4.
способностей
Всего часов

2.

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Опрос, наблюдение

14

4

10

Наблюдение, диагностика

43

17

26

Наблюдение, диагностика

17

7

10

Наблюдение, диагностика

76

29

47

Содержание учебного плана.
1 года обучения.
Тематическое планирование.
1 год обучения
Раздел І «Если посмотреть вокруг» (введение в мир слов и предложений)
Теория
Понятие предложения и слова. Работа по составлению предложений на основе
иллюстрированного материала. Понятие слога, ударения, ударного слога. Понятие звука,
звуков природы, звуков речи.
Практика
«Найди слово в лесу, по дороге, за окном и т.п.», «собери слова в лукошко, в портфель и
т.д.» Составь, придумай предложение на заданную тему, по картинке», «Ударение в любимой
игрушке» «Сказка об ударении – молнии», «Сюжетная картинка», «Доктор Звуков», «Нагрузи
грузовик».
Раздел ІІ «Путешествие по железной дороге» (знакомство с гласными звуками и буквами)
Теория
Понятие гласных букв и звуков, йотированных звуков. Определение положения звука в
слове. Написание гласных букв.
Практика
«Магазин (киоск, прилавок) звука», «Отдел загадочных вещей звука», «Отдел
недосказанных слов», «Встань – сядь», «Аукцион (цветочный, дорожный)», Узнай по
голосу», «Узнай свою букву» «Где что растет?»,
«Запомни и назови», «Звуковое лото».
Раздел ІІІ «Что мы видим из окна паровоза?» (Знакомство с согласными звуками и
буквами)
Теория
Понятие согласного звука. Сочетание гласного и согласного звуков. Понятие твердости и
мягкости, звонкости и глухоты звука. Понятие знаков «ъ» и «ь», звука [й*]. Находить
положение согласного звука в слове, последоваит6ельное вычленение всех звуков в слове по
порядку.
Практика
«Заблудилась буква», «Тим и Том», «Прошагай слово», «Слоговой аукцион», «Слово
рассыпалось», «Рекламный ролик», «Бюро находок», «Почтальон».
9

Раздел ІV «Конец путешествия» «Ура! Мы дома!» (повторение)
Практика
Занятия на повторение и закрепление полученных знаний в ходе проведенных занятий
(Диагностика).
2 год обучения
Раздел І Речь и язык
Теория
Понятий звук, буква, звуки речи, звуки в природе, звуки гласные и согласные, устная и
письменная речь.
Практика
Игры Пишичитая, «Угадай букву», «Составь слово», «Звук заблудился»,
«Собери слово из слогов», «Живое слово».
Раздел ІІ Слова и предложения.
Теория
Понятие предложения. Работа со схемой предложения и анализ состава предложения.
Понятие того, что слово в предложении произносится отдельно, последовательно, одно за
другим. Работа по написанию слов и предложения. Работа над выразительностью речи
(повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения).
Практика
«Хор», «Достань из корзинки слово», «Родственные слова», «Кто живет в домике», «Узнай,
что изменилось», «Что общего? Чем отличаются?»,
«Аукцион профессий», «Карусель настроений»
Раздел ІІІ Слова бывают разные.
Теория
Тренировка в подборе слов, противоположных по значению (антонимов),
«одинаковых, но разных» (синонимов). Понятие слов, обозначающих предметы, признаки
предметов, действия предметов.
Практика
«Скажи наоборот», «На разных полюсах Земли», «Кто? Что?», «Какой?»,
«Что делает?»
Раздел ІV Развитие речи
Теория
Понятие текста. Составление предложений, рассказов по картинке, на заданную тему.
Сочинение сказок, рассказов.
Практика
«Веселые картинки», «Раз словечко, два словечко…», «Если, да кабы…»,
«Фантазеры», «Что, если бы…», «Моя любимая книга», «Любимая игрушка»,
«Кто дарит нам сказку?», «Снимаем мультфильмы».
Раздел V. Вы сказали: «здравствуйте»?
Теория
Понятие вежливости, «волшебных» слов. Умение подбирать вежливые слова согласно
ситуации общения. Введение этих слов в активный словарь ребенка. Практика «Уроки
вежливости», «Вы сказали: «здравствуйте?», «Школа Мальвины и Буратино», «Где живут
«волшебные» слова»?», «Громко – тихо», «Медленно – быстро».
Раздел VI. Стало все понятно всем! (повторение)
Практика

10

Занятия на повторение и закрепление полученных знаний в ходе проведённых занятий
(диагностик)
Занятия проводятся по схеме:
игра на повторение пройденного материала;

игры на изучение нового материала;

задания на развитие моторики, нейрогимнастика;

игры на развитие связной речи;

подведение итогов, закрепление пройденного материала, задание на дом
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы
дошкольного
образования детей используются наглядные, словесные, практические методы. Использование
наглядного метода обусловлено возрастными особенностями воспитанников, в частности
особенностями психических процессов (наглядно – образное мышление, непроизвольность
внимания и т.д.). Словесные и практические методы обеспечивают психическое развитие,
прививает культуру речи и общения, обеспечивает качественную подготовку ребенка к
обучению в школе.
Материально-технические условия реализации программы:
- наличие групповой комнаты, соответствующей санитарно- гигиеническим нормам.
- мебель в соответствии с возрастными нормами;
- учебная доска;
- поезд для волшебного путешествия, картинки, наглядные пособия;
- мультимедийный проектор;
- сборники: сказки, загадки, головоломки, подвижные игры, физкультминутки;
- игрушки-персонажи: Мишка, Филя, фея Вежливости и др.
- медаль «Великий путешественник»
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
–
делить слова на слоги;
–
уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
–
членить простые предложения на слова;
–
определять место звука в слове;
–
давать характеристику звуку;
–
самостоятельно составлять предложение;
–
составлять рассказ с заданным количеством предложений;
–
свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
–
давать характеристику звуку;
–
уметь работать с кассой букв;
–
уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи
(темп, интонация, паузация и др.);
–
использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим
значением;
–
точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

11

Письмо (печатание):
–
овладевают позой пишущего человека;
–
ориентироваться на листе;
–
рисовать разнообразные линии;
–
делить линию пополам;
–
рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
–
дорисовывать начатые фигуры;
–
вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
–
уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие)
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
–
строить сложные предложения разных видов;
–
составлять рассказы по серии картин;
–
находить слова с определенным звуком;
–
составлять сказки, пользуясь моделями букв;
–
знать пословицы, поговорки, скороговорки;
–
уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
–
членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
–
составлять слова из слогов;
–
делать звуко-буквенный анализ слов;
–
знать и называть все буквы алфавита;
–
уметь составлять схемы слов, предложений;
–
устанавливать порядок звуков в слове;
–
умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и
согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
–
овладевают сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
–
писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
–
составлять схемы слов;
–
выполнять письменные задания у доски;
–
списывать с настенной доски слова, предложения;
–
осваивать общий темп записи;
–
умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
–
соблюдают пробел между словами;
–
умеют определять предложение по интонации (вопросительное,
повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соотв. знак

–
–

применяют правило написания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
самостоятельно пишут придуманные фразы.

12

Календарно-тематическое планирование реализации программы.
№

Календарно-тематический план
Примерное
1-го года обучения
планирование
Раздел I. «Если посмотреть вокруг» (введение в мир слов и предложений).
Вводное занятие «Давайте познакомимся».
Сентябрь
Диагностика
1. «Формирование представлений о звуках». В мире звуков
Октябрь
2. «Знакомство со словом». Сад. Лес. Звуковые замки.
Октябрь
3. «Слова действия». Игрушки. Животные.
Октябрь
4. «Слова признаки» Овощи
Октябрь
5.
«Знакомство с предложением». Лес.сад.Огород
Ноябрь
Раздел II. «Путешествие по железной дороге» (знакомство с гласными и
согласными звуками и буквами).
6.
Шум паровозной трубы. Звуки гласные. Звук [а], А, а
Ноябрь
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Звуки [л], [л1]. Л, л Звуки [м], [м'].М, м
Буквы А,Л.М. Образование слогов- слияний Ла, Ма
Звуки [б], [б']. Б, б. Звуки [п], [п']. П, п. [Б] - [п]
Буквы Б,П. Слоги-слияния Ба-Па
Звуки [н], [н']. Н, н. Звуки [р], [р']. Р,р.
Буквы Р,Н. Слоги-слияния РА,НА
Звуки [д], [д']. Д, д. Звуки [т], [т'].. Т, т. [д] - [т].
Буквы Д,Т. Слоги-слияния ДА,ТА
Звуки [в], [в']. В, в. Звуки [ф], [ф1]. Ф, ф. [в] - [ф].
Буквы В,Ф и слоги –слияния ВА,ФА
Звуки [г], [г']. Г, г. Звуки [к], [к'] .К, к.
Буквы Г,К и слоги-слияния ГА,КА
Звуки [с], [с1]. С, с. Звуки [з], [з']. 3, з. [з] - [с].
Буква З,С и слоги-слияния ЗА,СА
Звуки Ж, Ши буквы Ж,Ш
Буквы Ж,Ш и слоги-слияния ЖА,ША
Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Х,Ц
Буквы Х, Ц и слоги-слияния ХА,ЦА
Звук [ч1]. Звук [щ1]. Буквы Ч,Щ
Буквы Ч,Щ.и слоги-слияния ЧА,ЩА
Повторение всех изученных букв и слогов слияний с гласной А

Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель

28.
29.

Чтение односложных и двухсложных слов с гласной А
Игры с Читаедом. Чтение многосложных слов с гласной А в
разных позициях
Занятия по развитию моторики руки. Игры с Писарчуком
и Весельчаком.
Конец путешествия. Итоговые занятия. Диагностика.

Май
Май

30.
31.

Май
Май

13

Календарно-тематический план 2-го года обучения

1
2
3.
4
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Примерное
планирование
Сентябрь

Вводное занятие.
Диагностика.
Наш родной язык. Устная и письменная речь

Октябрь

Что мы знаем о языке. Звуки и буквы.
Звуки. Звуки в природе. Звуки речи. Звуки гласные и согласные.
Слово-часть нашей речи. Волшебное дерево слов
Предложение - семья слов.
Деление слов на слоги. Ударение. Ударный слог. Сказка про
молнию
Звук и буква У. Чтение простых слов начинающихся с буквы У

Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь

Буква У. Образование слогов- слияний с гласной У. Чтение
односложных слов с гласной У.
Чтение двухсложных слов с гласными А и У.
Чтение слов с гласными А и У в разных позициях
Кто? Какой? Что делает? День рождения буквы У
Буква Ь – показатель мягкости согласных. Чтение слов с буквой Ь
Звук [о]и буква О. Чтение слов , начинающихся с буквы О
Образование слогов –слияний с гласной О, чтение односложных слов с
буквой О
Сообщаем, спрашиваем, восторгаемся. Дифференциация предложений по
цели высказывания. . ! ? - в конце предложения.
Дифференциация слогов - слияний с гласными Аи О. Чтение
слов с гласными А и О.
Чтение слов с гласными А,У,О
День рождения буквы О.
Звук [ы] и буква Ы. Образование слогов-слияний с гласной Ы
Чтение слов с буквой Ы. Различение гласных А,У,О,Ы.
Звук [э] и буква Э. Образование слогов-слияний с гласной Э
Йотированные гласные. Буква Е. Две «работы» буквы Е
Буква Ё. Две «работы» буквы Ё
Буква Ю. Две «работы» буквы Ю
Буква Я. Две «работы» буквы Я
Буквы Ь знак (повторение). Две «работы» буквы Ь. Буквы Ъ знак и ее
«работа».
Дифференциация букв Ь и Ъ знак
Прогулка в весенний лес. Слова – антонимы.
«О словах разнообразных, одинаковых, но разных (синонимы).
Многозначные слова.
Повторение. Звук, слог, слово, предложение.

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май

Компетенции и
личностные качества, которые могут быть
сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.

В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки,
которые формируют основные компетенции, такие как:
−
информационная:
информацией;

способность

грамотно

выполнять

действия

с

− предметная: способность применять полученные знания на практике;
− социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
− коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым;
14

− общекультурная компетенция;
− способность к самосовершенствованию, а также личностные качества, такие как:
− общественная активность личности;
− гражданская позиция;
− культура общения и поведения в социуме.
К личностным результатам относится развитие следующих умений:
− определять и высказывать под руководством преподавателя самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы);
− в предложенных преподавателем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке
преподавателя);
− при поддержке преподавателя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
− понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в
глазах окружающих людей;
− выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
− понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
− высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
К метапредметным результатам относится развитие следующих умений:
− определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
− работать по предложенному педагогом плану;
− проговаривать последовательность действий на занятии;
− высказывать
свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
− отличать верно выполненное задание от неверного;
− совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего объединения;
− оценивать результаты своей работы.
К предметным результатам относятся умения:
− конструировать словосочетания и предложения;
− определять количество слов в предложении;
− составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
− выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
− подбирать слова на заданную букву;
− делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
− различать звуки и буквы;
− узнавать и различать буквы русского алфавита;
− ориентироваться в тетради в клетку;
− ориентироваться в пространстве;
− знать времена года и их отличительные признаки;

15

− знать название своей страны, области, родного города;
− правильно держать ручку и карандаш;
− аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Календарный учебный график.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

38
33
2
76
18
20
15 сентября
28 декабря
–

Окончание учебного года

10

9 января
31 мая

Условия реализации общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

учебно-тематическое планирование;
рабочие тетради;
прописи;
наглядные пособия;
счетный материал;
ИКТ;
Мультимедийные презентации.

Информационное обеспечение: интернет, вспомогательная литература.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методы обучения:
1. Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти,)
3. Практический (выполнение упражнений, работ на заданную тему, по инструкции)
4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
игрушек)
5. Показ мультимедийных материалов
Дидактические пособия для обучающихся:
1.

Словесные игры.

2.

Лабиринты, судоку.
16

3.

Кольца Луллия.

4.

Наборы «Предметные картинки».

5.

Наборы «Сюжетные картинки».

6.

Магнитная азбука.

7.

Таблицы Шульте.

8.

Схемы звуков, слов.

9.

Сюжетные игрушки гномы Том и Тим.

10.

Наборы «Слоговые таблицы».

Информационное обеспечение: интернет, вспомогательная литература.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и
навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился);

- фото и видео;
- журнал посещаемости;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- диагностическая карта;
- открытое занятие.
Диагностический инструментарий.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить
мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг
позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и
интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе
занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий,
опираясь на зону ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Мониторинг
Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания,
овладения слоговым и слитным способами чтения;
изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной
азбуки.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют
определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в
каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также
применяются
диагностические
методики: – Экспресс-диагностика МЭДИС (тест
“Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”,
“Звуковой анализ слов”, Усвоение способ чтения).
Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),
Начальная диагностика проводится с целью выявления первоначального уровня развития

17

воспитанников. Итоговая - позволяет проследить динамику развития и формирования
необходимых навыков, умений и выявить уровень усвоения программы. Уровни
дифференцируются: на высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Высокий уровень – ребенок четко произносит звуки изолированно, в словах и фразовой
речи, безошибочно определять место заданного звука в слове, делит слова на слоги,
подбирает схему слова к предмету, к которому она подходит. Различает гласные и согласные
звуки, умеет писать печатные буквы русского алфавита, соотносить их с соответствующим
знаком, составляет предложения по сюжетным картинкам, адекватно ситуации использует
этикетные формулы.
Выше среднего - ребенок испытывает трудности при изолированном произнесении, четко
произносит звуки в словах, фразовой речи, безошибочно определять место заданного звука в
слове, делит слова на слоги, подбирает схему слова к предмету, к которому она подходит.
Дифференцирует звуки, пишет печатные буквы русского алфавита, соотносит их со знаком,
составляет предложения по сюжетным картинкам, свободно использует вежливые слова в
речи.
Средний – ребенок испытывает трудности при изолированном произнесении, четко
произносит звуки в словах, фразовой речи, испытывает трудности при подборе схем слова к
предмету, к которому она подходит. Определяет место заданного звука в слове, затрудняется
делить слово на слоги. Дифференцирует звуки, пишет печатные буквы русского алфавита,
соотносит их со знаком, составляет предложения по сюжетным картинкам, путается в подборе
этикетных формул.
Ниже среднего – ребенок испытывает трудности при произношении звука изолированно,
четко произносит звуки в словах, фразовой речи, испытывает трудности при подборе схем
слова к предмету, к которому она подходит. Различает гласные, согласные звуки, определяет
место заданного звука в слове, делит слово на слоги при помощи учителя. Различает гласные
и согласные звуки, пишет печатные буквы русского алфавита, соотносит их со знаком,
испытывает трудности при составлении предложения по сюжетным картинкам, при подборе
вежливых слов, адекватно ситуации общения.
Низкий - ребенок испытывает трудности при произношении звука изолированно, четко
произносит звуки в словах, фразовой речи, испытывает трудности при подборе схем слова к
предмету, к которому она подходит. Дифференцирует звуки, испытывает трудности при
определении места заданного звука в слове, делит слово на слоги при помощи учителя. Пишет
печатные буквы русского алфавита, соотносит их со знаком, испытывает трудности при
составлении предложения по сюжетным картинкам, не понимает речевой ситуации.
На основании проводимых диагностик определяются формы, методы, средства, с помощью
которых будут формироваться музыкальные способности детей. Педагогические методы
взаимодополняют друг друга на занятиях. Педагог должен владеть умением выразительно,
ярко говорить,
Для реализации программы необходимо: наличие помещения; наличие наглядного,
раздаточного материала, пособий; наличие тетрадей, касс букв у детей.

18

Литература.
1.
Волина В. В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с
2.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.,
1985. – 234 с.
3.
Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей /Л. Дубина //
Дошкольное воспитание. – 2005. - № 10. – С. 26 – 35.
4.
Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет, - М.: Издательство Ювента, 2001. – 32
с.: ил.
5.
Колесникова Е. В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет.
Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2003. – 32с.: ил.
6.
Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими
школьниками: Литературный и музыкально – игровой материал: Учебно- методическое
пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 80 с.: НОТЫ.
7.
Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе
по программе «Речь» 1 – 2 классы / Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова. Пенза, 1997. – 198с.
8.
Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе
по программе «Речь» 3 – 4 классы / Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова. Пенза, 1997. – 203с.
9.
Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками / Ф.А. Сохин //
Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1978. – С. 81- 92.
10.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.
Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
11.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
12.
Управителева, Л. В. Обучение грамоте в детском саду. / Л. В. Управителева. –
Ярославля: Академия развития, 2007. – 96 с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь
воспитателям и родителям).
13.
Чуковский, К. И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Государственное
Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. – 382с.
14.
Шаги развития - Комплексная программа по подготовке детей к школе. –
Тамбов, 2004.

19

Приложение №1 Примерное календарное тематическое планирование
«Считаем и играем»
№

Тема

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. Знакомство
с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал).
2
Количество и счёт. Сравнение группы предметов. Геометрические фигуры
(квадрат, круг, треугольник).
3
Понятия «Больше, меньше, столько же». Геометрические
фигуры (круг, овал).
Понятия «Больше, меньше, столько же». Штриховка геометрических фигур
4
(квадрата, прямоугольника, треугольника, овала).
5
Число и цифра 0. Понятия « Много - ни одного».
6
Число и цифра 1. Понятия «Длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже» .
7
Число и цифра 2. Соотнесение количества предметов с цифрой.
8
Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с цифрой.
9
Число и цифра 4. Счёт предметов.
10
Число и цифра 5. Состав числа 5.
11
Число и цифра 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Состав
чисел: 2, 3, 4, 5, 6. Знаки > , < , =.
12
Число и цифра 7. Состав чисел: 3, 4, 5, 6,7
13
Число и цифра 8. Соотнесение количества предметов с цифрой.
14
Число и цифра 9. Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
15
Число и цифра 10.
Сравнение чисел. Порядковый счёт от 1 до 10.
16
Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение.
Порядковый и обратный счёт.
17
Последовательность и закономерности.
Написание изученных цифр.
18
Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение.
Закрепление состава чисел 1-9
19
Порядковый и обратный счёт. Соотнесение цифры и цвета.
20
Знаки +,-. Решение задач.
21
Решение примеров. Увеличение и уменьшение чисел на 1.
22
Увеличение и уменьшение чисел на 2.
23
Сравнение чисел. Решение примеров.
24
Сравнение чисел. Решение примеров.
25
Решение примеров. Порядковый счёт.
26
Решение примеров. Обратный счёт.
27
Решение примеров и задач. Логические задачи.
28
Решение примеров и задач. Логические задачи.
Игра «В гостях у царицы Математики»
29 Решение примеров и задач. Состав чисел 7, 8, 10. Сравнение чисел.
Игра «Путешествие в страну чисел»
1

20

Приложение № 2
Примерный календарно-тематический план «Волшебный мир оригами»

Неделя Тема занятия

Программное содержание

Материал к занятию

I

Диагностика

II

«Знакомство
с Познакомить с историей искусства Портрет
японского
историей
искусства оригами;
заинтересовать
детей мастера Акиры Йошизавы,
оригами»
изготовлением фигурок
в стиле выставка
фигурок
из
оригами;
развивать
воображение, оригами.
воспитывать усидчивость.

III

«Знакомство
со Познакомить детей со свойствами Конверт с набором бумаги
свойствами бумаги»
бумаги, разнообразием её видов; разных видов для каждого
научить правильно отбирать бумагу для ребёнка; небольшой лист
изготовления фигурок в стиле оригами. толстого картона; таз с
водой.

IV

«Волшебные
превращения
бумажного квадрата»
.

Заинтересовать детей изготовлением Квадраты
из
цветной
поделок
в
стиле
оригами, бумаги
20*20см,
продемонстрировать их; воспитывать фломастеры;
квадраты,
усидчивость, аккуратность; развивать разлинованные пополам и
творческие способности, воображение. по диагонали (для счёта
квадратов).

I

«Волшебные
Закрепить
умение
следовать Пооперационные карты,
превращения
инструкциям воспитателя; познакомить квадрат из цветной бумаги
бумажного квадрата» с волшебным превращением бумажного 20*20 см, палочка, к
(продолжение)
квадрата; развивать фантазию и которой
прикрепляется
конструктивное
воображение; вертушка; на каждого
упражнять в речевом дыхании.
ребёнка – квадрат из
цветной бумаги 12*12 см.

II

«Ветка рябины»

Учить детей самостоятельно «читать» Пооперационные карты по
пооперационную
карту;
закрепить одной на двоих детей,
умение изготавливать поделки из лист ватмана для панно;
базовой формы «стрела», воспитывать на каждого ребёнка –
умение
работать
в
коллективе; квадраты
из
бумаги
расширять словарный запас, развивать оранжевого ( красного)
объяснительную речь.
цвета 15*15 см для
изготовления
ягод
и
зелёного (жёлтого) цвета
3*3 см – для листьев;
клеящий карандаш.

III

«Лист клёна»»

Продолжать работу с квадратом, Пооперационные карты,
закреплять приём складывания формы клеящий
карандаш,
«воздушный змей»; учить соединять прямоугольный
лист
детали вместе; развивать творчество, картона голубого цвета,

21

формировать интерес
уважение к труду.

к

природе, пять квадратных листов
жёлтой бумаги: 7*7 см 92
шт.), 10*10 см (1 шт.), 5*5
см (2 шт.) – на каждого
ребёнка; готовая поделка
«Лист клёна», музыка по
теме.

IV

«Мишка»

I

«В некотором царстве, Заинтересовать детей изготовлением Царь картон (игрушка –
в
бумажном поделок
в
стиле
оригами, самоделка, изготовленная
государстве»
продемонстрировать
их;
начать из
пустой
картонной
знакомить с искусством оригами.
коробки), различные виды
корабликов, лодок, птиц,
зверей
и
рыб,
выполненные в стиле
оригами.

II

«Превращение
стрелы»

Продолжать учить мастерить поделки,
используя пооперационные карты;
познакомить с изготовлением поделки
«стрела», научить трансформировать
её в другие поделки; помочь каждому
ребёнку
добиться
желаемого
результата.

Пооперационные карты,
квадраты из белой бумаги
15*15 см на каждого
ребёнка, готовое изделие.

III

«Ёлочка»

Продолжать учить детей делать
фигурки в стиле оригами, используя
пооперационную карту; познакомить с
новой базовой формой «водяная
бомбочка»; продолжать знакомить с
историей искусства оригами.

Готовая
поделка
«Ёлочка»;
пооперационные
карты,
три бумажных квадрата
зелёного цвета: 15*15,
12*12,9*9 см; клеящий
карандаш – на каждого
ребёнка; запись одной из
зимних
пьес
П.
И.
Чайковского из цикла
«Времена года».

IV

«Дед Мороз»

Закрепить
фигурки в

Расширить представления детей об На каждого ребёнка –
образе жизни медведей, способах их пооперационные
карты,
самозащиты от врагов4 закрепить лист коричневой бумаги
умение мастерить поделки в стиле 12*12 см, фломастеры;
оригами
с
использованием картинки с бурым и белым
пооперационных
карт;
развивать медведями, игрушечный
глазомер. Иелкую мускулатуру рук.
медвежонок.

умение

детей

делать Пооперационные карты,
лист картона, бумажные
квадраты разного цвета
стиле оригами, используя схему;
8*8 и 6*6 см (по два),
совершенствовать
навыки
работы набор цветной бумаги,
несколько
«двойных»
ножницами;
треугольников
для
воспитывать
самостоятельность, изготовления
ёлочек,

22

усидчивость.

клеящий
карандаш,
ножницы – на каждого
ребёнка.

III

«Как Заяц, Волк и Вспомнить
технику
работы
по Готовые изделия – лиса,
Лиса встречали Новый пооперационным
картам; заяц, волк, ёлка, Дед
год»
совершенствовать
объяснительную Мороз, Снегурочка.
речь и коммуникативные способности;
поощрять
творческую
инициативу
детей.

IV

«Новогоднее панно»

Учить детей создавать композицию из Пооперационные карты,
фигурок,
выполненных
в
стиле лист ватмана с заранее
оригами; закрепить навыки работы с оформленной
рамкой,
пооперационной картой и схемой; схемы поделок, бумажные
помогать каждому ребёнку добиваться квадраты разного цвета и
желаемого
результата;
показать размера, бумажная обрезь,
преимущества коллективной работы.
клеящий
карандаш,
ножницы.

I

«Грач»

Продолжать учить детей мастерить Пооперационные карты –
поделки
из
бумаги,
используя каждая на двоих детей;
пооперационную карту; освоить новую квадрат бумаги черного
базовую
форму
«рыба»; цвета 15*15 см, клеящий
совершенствовать навыки работы с карандаш, ножницы – на
бумагой и ножницами, объяснительную каждого
ребёнка;
речь; развивать глазомер, мелкую бумажная обрезь жёлтого,
моторику рук.
белого, чёрного цвета.

II

«Птицы нашего края» Учить распознавать птиц – воробья, Пооперационные карты и
ворону,
синицу,
анализировать, схемы;
картинки
с
устанавливать простейшие причинно- изображением
птиц;
следственные связи; расширять знания бумажные
квадраты
детей о жизни птиц зимой, об их разного размера и цвета;
повадках, питании; воспитывать в детях фломастеры,
клеящий
карандаш,
ножницы.
сочувствие,
сопереживание
по
отношению к
«братьям нашим меньшим».

III

«Праздник ветерка»

Закрепить умение разрезать квадратный Вертушки;
квадратный
лист бумаги по диагонали; при лист цветной бумаги,
обсуждении вариантов изготовления ножницы; декоративные
вертушек
поддерживать
любую гвоздики; листы бумаги,
инициативу детей, помогать
им на которых нарисованы
реализовывать задуманное; развивать травка и солнышко; кисти,
творчество
и
воображение, акварельные краски на
активизировать мышление и речь каждого
ребёнка;
(ребёнок должен рассказать, что пооперационные карты.
именно нарисовал Ветерок).

IV

«Подарок папе»

Воспитывать у детей чувство уважения Пооперационные карты,
к защитникам нашей Родины: дедам, клей, 2 прямоугольника
отцам, братьям; совершенствовать синего цвета 2*3 см;

23

навыки работы с бумагой, ножницами; квадрат желтого ывета 2*2
закреплять умение мастерить поделки в см, флажок, 3 полоски
стиле оригами с использованием белого цвета 1*10 см; лист
пооперационных карт.
серого цвета 13*13 см;
картон синего цвета для
открытки,
фломастер
синего цвета – на каждого
ребёнка;
иллюстрации
различных родов войск;
фотографии,
показывающие
будни
армии; карандаш.

I

«Подарочная открытка Познакомить
детей
с
разными Готовое
изделие;
к 8 Марта»
вариантами
художественного пооперационные
карты,
оформления
открыток
с картон синего цвета, клей;
использованием
готовых
фигурок, 6 квадратов белого цвета –
выполненных
в
стиле
оригами; 8*8 см, 6*6 см, 4*4 см, 7*7
закрепить умение мастерить фигурки см, 5*5 см, 3*3 см, 6
оригами, используя пооперационные прямоугольников зелёного
карты; развивать глазомер, мелкую цвета, ножницы, буквы –
моторику рук.
на каждого ребёнка.

II

«Стакан»

Учить изготавливать модели из бумаги Пооперационные карты,
с применением приёмов оригами и готовые изделия, цветная
действовать с ними; совершенствовать бумага, фломастеры.
точность мелких движений руки.

III

«Гном»

Продолжать
учить
изготовлению Письмо и посылка с
поделок в стиле оригами, используя картинками
к
сказке
схемы;
учить
чётко
выполнять «Белоснежка
и
семь
инструкции
педагога; гномов»,
на
которых
совершенствовать
умения
детей отсутствуют гномы;, книга
работать в мини группе, добиваться со
схемами
по
достижения цели, согласуя свои изготовлению поделок в
действия с действиями товарищей.
стиле
оригами;
пооперационные
карты,
бумажные квадраты 8*8 и
6*6 см, бумажная обрезь,
клеящий карандаш – на
каждого ребёнка.

IV

«Голубая кошка»

Продолжать работу с квадратом, Готовая поделка – голубая
закреплять приёмы складывания; учить кошка; пооперационные
работать по линиям, развивать мелкую карты.
Квадраты
из
моторику, фантазию, воображение; бумаги синего цвета 10*10
воспитывать
уважение
к
труду, см,
(3
шт.0,
клей,
настойчивость уважение к труду, прямоугольный
лист
настойчивость, старание.
картона красного цвета,
полоски жёлтого цвета –

24

на каждого ребёнка.
I

«Бабочка и гусеница» Расширять словарный запас детей; Готовые
изделия
развивать
объяснительную
речь; бабочка, гусеница.
воспитывать
умение
работать
в
коллективе.

II

«Заюшкина избушка» Повышать интерес к занятиям оригами Пооперационные карты –
через игрушку; учить делать новую на
каждого
ребёнка;
игрушку, складывая квадрат в разных ширма для кукольного
направлениях;
закреплять
навыки театра, декорация «лес»,
декоративного украшения готовой лиса, заяц, птица –
фигурки; воспитывать аккуратность, игрушки
кукольного
развивать глазомер.
театра;
квадраты
из
бумаги
оранжевого
и
белого цвета 10*10 см,
готовые
детали
для
оформления
мордочек
лисы и зайца, клей.

III

«Как гном чинил свой Напомнить первые шаги техники Доска
с
картонными
дом»
оригами – складывания квадрата по фигурками: гном, кукла,
диагонали;
развивать
творчество, плоский
квадратный
сообразительность,
формировать домик, соответствующий
интерес к работе; помогать каждому размеру фигурок, квадратребёнку
добиваться
желаемого заготовка для треугольной
результата.
крыши
и
дерева,
дополнительные детали:
мелко
нарезанная
бахрома,
блёстки
из
фольги.
Мелкие
разноцветные бумажные
кружки.

IV

«Панно
Познакомить детей с новым способом Пооперационные карты;
«Хризантемы»»
изготовления цветов в стиле оригами; лист
ватмана
с
(коллективная работа) продолжать
учить
работать
в изображением цветочной
коллективе;
закрепить
умение вазы,
оформленной
пользоваться ножницами.
рамкой;
хризантемы
(оригами); два квадрата
бумаги желтого цвета (2*2
см); квадраты бумаги
белого или сиреневого
цвета 4*4 см по 16-20
штук на каждого ребёнка;
клей, ножницы - на
каждого ребёнка.

I

«Поздравительная
открытка к 9 Мая»

–

Учить детей самостоятельно «читать» Лист картона, ножницы,
пооперационную карту; расширять клей,
пооперационные
словарный
запас,
развивать карты, цветная бумага,
объяснительную речь; воспитывать готовые
изделия
(на

25

аккуратность.
II

«Ожившая сказка»

III

Итоговое
«Волшебная
Оригамия»

IV

Диагностика

каждого ребёнка)

Повышать интерес детей к искусству Пооперационные карты;
оригами через игровые приёмы; ширма и декорации для
закрепить умение мастерить поделки в кукольного
театра;
стиле
оригами
с
помощью крупные готовые поделки
пооперационных
карт;
учить – бабочка, лягушка, ёж
использовать готовые фигурки в рыбки, зайцы.
театрализованной деятельности.

занятие Обобщить и систематизировать знания Образцы поделок; схемы
страна детей о технике “Оригами”; закреплять выполнения
поделок;
умения и навыки создавать поделки в листы бумаги квадратной
технике
“Оригами”;
продолжать формы разные по размеру
совершенствовать навыки детей делать и цвету; фломастеры;
правильные, четкие сгибы, внутренние бросовый
материал
сгибы,
складывать
квадрат
по (бусины, блестки, бисер,
диагонали;
закреплять
навыки перья,
фольга)
для
выполнения
базовой
формы украшения
поделок;
“Воздушный змей”; продолжать учить бипетки и стаканы с водой
выполнять поделку, используя схему. для проведения опыта;
макет дерева, на которое
можно будет
усадить
птичек-оригамиков;
магнитофон,
диски
с
записью музыки и песен.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».