Программа воспитания ЦДМ 2025

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр детей и молодежи

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б.Еремеев
от 21.06.2025 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Самоопределение,
Творчество,
Успех»

МО Карпинск
2025 г.

Содержание
Паспорт программы
1. Особенности воспитательного процесса
2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
обучающихся
4. Перспективная модель выпускника МАУДО ЦДМ
5. Принципы и особенности организации содержания воспитания и
социализации обучающихся
6. Виды, формы, содержание деятельности
7. Сетевое взаимодействие
8. Конкурсное движение
9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
10.
Формы участия специалистов и социальных партнеров по
направлениям социального воспитания
11.Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
12. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением
Программы воспитания и социализации обучающихся
13. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и
социализации обучающихся
14. Кадровое обеспечение Программы воспитания.

Паспорт программы
Полное
наименование
программы
Нормативноправовое
обеспечение
Программы

Цель
программы

Задачи
программы

Программа воспитания и социализации подрастающего
поколения Муниципального автономного
образовательного учреждения дополнительного
образования Центра детей и молодежи
«Самоопределение, Творчество, Успех»
 Всеобщая декларация прав человека
 Конвенция ООН о правах ребенка
 Конституция Российской Федерации
 Федеральный
закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
 Концепция
духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России
 Концепция развития дополнительного образованиядетей
в РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
 Устав МАУДО ЦДМ
Создание условий для становления творческой, свободной,
социально и профессионально компетентной личности,
адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном,
профессиональном и социальном уровнях, способной жить
в гармонии с собой и позитивно относиться к
окружающему миру, знающей и любящей отечественную
культуру, способной ее достойно наследовать и
приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина»
и «гражданина»
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию,
реализации
творческого
потенциала
на
основе
традиционных нравственных установок и моральных норм,
непрерывного
образования,
самовоспитания
и
универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе
воли и духовных отечественных традициях, внутренней
установке личности ребенка поступать согласно своей
совести;
• формирование морали — осознанной обучающимся
необходимости поведения, ориентированного на благо
других
людей
и
определяемого
традиционными
представлениями о добре и зле, справедливом и
несправедливом, добродетели и пороке, должном и
недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных
ценностей, духовных традиций народов России;
• развитие способности открыто выражать и
аргументировано
отстаивать
свою
нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к
собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, целеустремлённости и настойчивости в
достижении результата;
• формирование
у
подростка
первоначальных
профессиональных намерений и интересов, осознание
нравственного значения будущего профессионального
выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни,
формирование умения противостоять в пределах своих
возможностей действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья,
духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование
российской
гражданской
идентичности, включающей в себя идентичность члена
семьи, коллектива, территориально-культурной общности,
этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной
ответственности за Отечество, заботы о процветании своей
страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• формирование
у
подростков
социальных
компетенций,
необходимых
для
конструктивного,
успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам
гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной
отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям,
приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• формирование
осознанного
и
уважительного
отношения к традиционным религиям и религиозным
организациям России, к вере и религиозным убеждениям
других людей, понимание значения религиозных идеалов в
жизни человека, семьи и общества, роли традиционных
религий в историческом и культурном развитии России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе
российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для
устойчивого и успешного развития человека;
укрепление
у
обучающегося
уважительного
отношения к родителям, осознанного, заботливого
• отношения к старшим и младшим;
• усвоение нравственных ценностей семейной жизни:
любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода,
духовная и эмоциональная близость членов семьи,
взаимопомощь и др.;

Принципы
реализации
Разработчики
программы
Исполнители

Ожидаемые
результаты

Система
контроля

• формирование начального опыта заботы о социальнопсихологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и
этнических традиций семей своего народа, других народов
России.
Принцип
системно-деятельностной
организации
воспитания
Администрация учреждения
Педагогический коллектив
Представители родительской общественности
Педагогический коллектив
Обучающиеся
Родители
Внешние партнеры
- создание нормативно-правовой, организационной и
методической
базы
формирования
эффективной
воспитательной системы;
- создание системы организационных форм, методов,
средств,
способствующих
активному
включению
обучающихся в процесс самовоспитания;
- увеличение количества обучающихся – призеров
российских, областных мероприятий;
- увеличение
количества
детей,
реализующих
индивидуальные
образовательные
маршруты
(обучающихся по индивидуальным учебным планам), в
том числе детей с ограниченными возможностями;
увеличение охвата детей отдыхом, оздоровлением,
занятостью в каникулярный период
Контроль за реализацией Программы осуществляется в
порядке, установленном администрацией учреждения.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на
обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации,
профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения
уделялось особое внимание, так как от этого зависит будущее общество, его
процветание. Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться
лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и
самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для
полноценной жизнедеятельности. Воспитание личностных качеств будет
возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу
деятельности. Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так
как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их
соблюдение
является
обязательным
условием
для
полноценной
жизнедеятельности человека.

Воспитание является одной из основных социальных функций каждого
образовательного учреждения. Характерной тенденцией сегодняшнего дня
становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество
осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует
обеспечения в образовательных учреждениях системной работы.
Все это требует обратить особое внимание на процесс воспитания
подрастающего поколения и соответственно требует создания целостной
программы воспитания, которая затрагивала бы различные аспекты деятельности
учащихся и была бы рассчитана на все возрастные категории
Воспитательная система ЦДМ интегрирует воспитательные возможности
различных субъектов воспитания: ЦДМ – орган управлением образования, ЦДМ
– учреждения дополнительного образования, ЦДМ – семья, ЦДМ – социальные
партнеры, ЦДМ – детские сообщества, ЦДМ – учреждения культуры, ЦДМ –
ведомственные службы. Взаимодействие всех составляющих воспитательной
системы на основе социального партнерства по-новому определяет место каждого
в гармоничном развитии ребенка.
Особенности воспитательного процесса
МАУДО ЦДМ Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи был открыт в 1959 году по ул.Декабристов, д 8.
С 2024г. учреждение функционирует в двух зданиях: ул. Мира, д.72А и
ул.Луначарского, д.114 А (Технопарк КВАНТ).
В МАУДО ЦДМ на бюджетной основе реализуются дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
технической,
естественнонаучной, художественной, социально-гуманитарной и физкультурноспортивной направленностей.
На сегодняшний день велика роль воспитательного воздействия
дополнительного образования. Участие в коллективах по интересу позволяет
каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его
природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности на этой
основе повысить свою самооценку, самовыразиться в коллективе сверстников,
повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.
Дополнительное образование решает проблему свободного времяпровождения
обучающихся вне школы. Будучи доступным каждому желающему, являясь
бесплатным, оно открывает ребятам двери к постижению азов искусства, спорта,
прикладного и технического творчества, даёт возможность проявить свои
лидерские и организаторские способности. Разнообразие направленностей
дополнительного образования предоставляет широкие возможности для
расширения и углубления знаний обучающихся. В ходе реализации
дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки,
необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное
мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в
коллективе сверстников, а значит – учатся сотрудничеству и сотворчеству.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет
собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с

детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и
методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс
реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование следующих
составляющих поведения ребенка:
 этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
 культура организации своей деятельности;
 уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
 адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и
ее результатов;
 знание и выполнение профессионально-этических норм;
 понимание значимости своей деятельности как части процесса развития
культуры.
Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
 осознание гражданской ответственности за настоящее и будущее своей
страны;
 коллективная ответственность;
 умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
 активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
 стремление к самореализации социально адекватными способами;
 соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей
культуры речи, культуры внешнего вида).
К дополнительному образованию общество предъявляет особые
требования: осуществить переход «от человека знающего – к человеку
умеющему», т.е. повысить его конкурентоспособность, способствовать
социализации в обществе. Это обусловило потребность дополнительного
образования в новых, эффективных способах управления, обновления подходов в
воспитании учащихся, организации единого образовательного пространства в
учреждении. Именно система дополнительного образования детей представляет
собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение
и творческое развитие личности ребенка. Именно здесь создается атмосфера
доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские
отношения педагога и воспитанников.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов
прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений.
Воспитание - это социально-педагогический процесс, поддерживающий развитие
человека, общества и государства. Любое общество, выстраивая воспитательную

систему, стремится построить процесс с ориентацией на достижение
определенного идеала; то есть того образа человека, который имеет приоритетное
значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях;
этот нравственный идеал представляет собой высшую цель воспитания, именно
он выполняет интегрирующую функцию по отношению к самым разным
составляющим воспитательного процесса.
Воспитание создает условия для присвоения личностью ценностей и
формирования способности эффективно и ответственно действовать на
основании этих ценностей для достижения личного и общественного
благополучия. Речь идет о ценностях семьи, Урала, России, общенациональных
ценностей. Сложность воспитательного процесса обусловлена противоречивым
характером формирования нравственного российского идеала, поэтому в качестве
основания в данной программе приняты традиционные
источники
нравственности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству);
 социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие,
честь, достоинство);
 гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок,
межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
 семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
 наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских
религий принимаются обучающимися в виде системных культурологических
представлений о религиозных идеалах);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
 природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
 человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество).
Целью воспитания и социализации обучающихся является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.

Основные задачи воспитания и социализации:
- обеспечить условия для развития личности, органически сочетающую в себе
стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей;
высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;
способность к достижению личностного и общественного благополучия;
- формировать у каждого обучающегося активную жизненную позицию,
включающую способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии
и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и
государства,
обладать
потребностью
самосовершенствования,
уметь
адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение,
обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями
мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести
здоровый образ жизни.
Основные направления и ценностные основы
воспитания и социализации обучающихся
Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по
направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает
одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности
гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых
национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
осуществляется по следующим направлениям:
Направления
воспитания
исоциализации
обучающихся
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения кправам,
свободам и
обязанностям
человека
Воспитание
социальной
ответственности
и
компетентности

Ценностные основы воспитания
исоциализации обучающихся
Любовь к России, своему народу, своему краю,
гражданское общество, поликультурный мир, свобода
личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, социальная
солидарность, мир во всём мире, многообразие и
уважение культур и народов
Правовое государство, демократическое государство,
социальное государство, закон иправопорядок,
социальная компетентность, социальная
ответственность, служение Отечеству, ответственность
за настоящее и будущее своей страны

Воспитание
нравственных
чувств, убеждений,
этического
сознания

Воспитание
экологической
культуры, культуры
здорового и
безопасного
образа жизни

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и жизни, подготовка
к сознательному
выбору профессии
Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
основ эстетической
культуры

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство;
уважение родителей; уважение достоинства другого
человека, равноправие, ответственность, любовь и
верность; забота остарших и младших; свобода совести
и вероисповедания; представление о светской этике,
вере, духовности, религиозной жизни человека,
ценностях религиозного мировоззрения, формируемое
на основе межконфессионального диалога; духовнонравственное развитие личности.
Жизнь во всех ее проявлениях; экологическая
безопасность; экологическая грамотность; физическое,
физиологическое,
репродуктивное, психическое, социальнопсихологическое, духовное здоровье;
экологическая культура; экологически
целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
ресурсосбережение; экологическая этика;
экологическая ответственность; социальное
партнерство дляулучшения экологического качества
окружающей среды; устойчивое развитие общества в
гармонии с природой.
Научное знание, стремление к познанию и
истине, научная картина мира, нравственныйсмысл
учения и самообразования, интеллектуальное
развитие личности; уважение к труду и людям труда;
нравственный смысл труда, творчество и созидание;
целеустремлённость и настойчивость, бережливость,
выбор профессии.
Красота, гармония, духовный мир человека,
самовыражение личности в творчестве и искусстве,
эстетическое развитие личности

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга.
Перспективная модель выпускника МАУДО ЦДМ
Выпускник МАУДО ЦДМ должен:

быть
высоконравственным,
творческим,
компетентным
гражданином России, осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны;


обладать
целостным
мировосприятием,
деятельностным
миропониманием и научным мировоззрением;

осознавать себя личностью, живущей и действующей в обществе,
уметь выстраивать продуктивные отношения с другими людьми;

обладать высокой культурой поведения;

открыто выражать свое мнение, не бояться ошибок при выражении
собственного мнения, точки зрения;

активно участвовать в познавательной и созидательной
деятельности;

уметь ставить цели собственной познавательной и проектной
деятельности, осмысливать значимость тех или иных действий в построении
своего будущего;

обладать способностью к личностному выбору и поступкам,
готовность нести ответственность перед обществом и государством за
самостоятельно принятые решения;

уметь доказательно аргументировать свою позицию, точку зрения.
Принципы и особенности организации содержания
воспитания и социализации обучающихся
Воспитательный процесс должен основываться на проверенных практикой и
дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам,
предъявляемым государством к воспитанию подрастающего
человека,
тенденциям развития социокультурного пространства:
Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его
основными сторонами являются:
ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;
уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого
ребенка;
приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель,
а как средство развития личности каждого индивидуума;
субъективность
учебно-воспитательного
процесса,
ориентация
на
внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения
сил в организации своего досуга;
самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков,
способностей, потребностей и склонностей;
социализация – осознание и освоение человеком современных культурных
ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни;
адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
индивидуализация – развитие и продуктивно-творческое индивидуальнонеповторимого - потенциала личности.
Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений
воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества,
развития у обучающихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться
к трудностям и противоречиям современной жизни.

Принцип гуманности, предполагающий
создание в учреждении атмосферы заботы о здоровье и благополучии,
уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;
формирование в учреждении действенной альтернативы тем тенденциям
развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности,
которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия,
экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях
между личностями, народами, нациями);
формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия,
доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной
помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности,
совестливости, порядочности;
создание действенной службы социально-педагогической и психологической
помощи обучающимся.
Принцип демократичности, предполагающий организацию своей деятельности
на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной
стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе
обучения и воспитания через:
разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по
определенным направлениям деятельности в учреждении;
создание отношения в коллективе, на основе взаимного уважения прав и
свобод педагогов, учеников, родителей;
разработка и внедрение в учреждении кодексов, уставов и правил поведения,
устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении
личных прав и свобод;
развитие коллективных и коллегиальных начал
управления
и
самоуправления учреждением с равноправным участием педагогов, родителей,
учащихся;
развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта
участия в современных демократических процессах.
Принцип научности, предполагающий:
развитие у обучающихся современного научного мировоззрения, понимание
места и роли человека в мире, в обществе;
постоянное обновление содержания учебных программ и пособий;
создание эффективной системы – методического информирования педагогов,
постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры,
профессиональной компетенции.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает
формирование навыков социальной адаптации, самореализации.
В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие
социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи ребенку в
освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном
окружении.
Системно-деятельностная
организация
воспитания
должна
преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и
обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном
плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной взрослости.

Виды, формы, содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
 учебное занятие
 детское творческое объединение
 воспитательная среда
 профессиональное самоопределение
 работа с родителями
Учебное занятие является главной частью образовательного процесса в
системе дополнительного образования, это то-время, которое педагог проводит с
обучающимися, организуя воспитательную, учебную, досуговую и другие виды
деятельности. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей,
включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Занятия в
системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со
стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными
являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое
ускорение для развития личности. Обучающиеся на таком занятии развиваются
более успешно. Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это
другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.
Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль
знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных сфер
деятельности, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Занятие
в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее
регламентированное, более гибкое, свободное по составу обучающихся, по
чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет
отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности
обучающихся. Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие
компоненты:
 формирование основ мировоззрения и естественно научной картины мира;
 использование воспитательных, этических моментов, включённых в
содержание образовательного процесса;
 главный воспитательный компонент в процессе обучения – это сам педагог
как пример и образец отношения к своим обязанностям, внутренней и внешней
культуры, умеющий организовать свой труд и труд обучающихся.
При анализе воспитательной составляющей учебного занятия необходимо
учитывать следующие моменты:
 использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова
система требований педагога;
 приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила
поведения;
 обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к
работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.
Новые эффективные педагогические технологии создают условия,
инициирующие действия обучающихся: информационные (компьютерные,

мультимедиа,
сетевые,
дистанционные)
технологии;
проектныые
и
деятельностные технологии; игровые технологии: имитационные; операционные;
исполнение ролей; «деловой театр»; технологии личностно-ориентированного
воспитания, этнопедагогические технологии, диалог культур, форум; тренинги и
др.
Детское творческое объединение
Реализация педагогами дополнительного образования воспитательного
потенциала занятия предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися,
способствующих
активизации
их
познавательной
деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого
материала;

возможность приобретения опыта ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которая приобщает к командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного
образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с
каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом
объединении
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок
приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и
эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя
индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый
ряд педагогических задач:
 помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
 выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности учащегося;
 формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
 способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
 развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
 формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление
к получению профессионального анализа результатов своей работы;
 создает условия для развития творческих способностей обучающегося.

Также педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как
регулярно ребенок посещает занятия, насколько он активен в учебном процессе
и «вне учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими
обучающимися. От этого во многом зависит успешность всего образовательного
процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя. Но самое главное, в ходе
индивидуальной работы с каждым обучающимся педагог реализует и
анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Формирование детского коллектива
Именно в сфере дополнительного образования объективно существует
потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники
детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех
деятельностью. Педагог влияет на формирование и развитие детского
коллектива в объединении дополнительного образования через:
 создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый
ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;
 создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы
научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально
адекватным способом;
 использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой
каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в
разных социальных ролях.
Очень сплачивают детский коллектив различные формы досуговых
мероприятий: викторины, квесты, конкурсы, походы, экскурсии. Здесь каждый
из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад
каждого определяет успех для всех.
В объединение, студию приходят ребята, имеющие интерес к данному
виду деятельности. Они обладают различным уровнем знаний и умений,
различным социальным опытом, что обусловлено не только их
принадлежностью к различным школьным коллективам, но и к различным
микрорайонам города, социальным группам. В таком коллективе более
интенсивно происходит обмен информацией, социальным опытом, общение не
тормозит сложившимися стереотипами восприятия друг друга. Здесь все
отношения строятся заново, здесь формируются свои установки,
законы коллективной жизни, стиль отношений. Новое, необычное положение в
коллективе способствует более интенсивному развитию интересов и
способностей обучающихся, создает благоприятные условия для более высокого
статуса каждого, для общения с ровесниками и взрослыми, что положительно
сказывается на моральном самочувствии и, в конечном счете, на становлении
личности ребенка. Он становится увереннее, спокойнее. У него развивается
чувство собственного достоинства, раскрываются ранее незамеченные
способности, общественная активность. Эти позитивные преобразования
личности ребенка проявляются не только в объединении, но и в семье, школе.

Воспитательная среда
Воспитательные мероприятия МАУДО ЦДМ планируются на
основе Плана мероприятий, проводятся педагогом-организатором и
предполагают участие обучающихся в конкурсах, викторинах, праздниках,
концертах, литературно-музыкальных композициях, социально значимых
программах, акциях и проектах Центра. Это не только календарные праздники,
отмечаемые в ЦДМ, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими
работниками и родителями в единый коллектив. Вовлечение учащихся в
воспитательные мероприятия способствует поощрению их социальной
активности, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу. Воспитательная среда МАУДО ЦДМ
предполагает также разработку, подготовку и проведение мероприятий для
обучающихся ЦДМ, образовательных учреждений (ДОУ, ОУ, Д/дома), а также
и всего города. Это и конкурсы различной направленности, ставшие уже
традиционными, и викторины по вопросам избирательного права, и участие в
общественном
движении
«Движение
первых».
Педагог-организатор,
разрабатывая массовые мероприятия, старается использовать новые интересные
формы проведения: экологические и добровольческие акции, выпуск
социальных роликов, квизы, квесты, виртуальные экскурсии.
Профессиональное самоопределение
Вопрос профессионального самоопределения один из самых главных и
сложных в образовательном развитии. Профессиональное самоопределение
учащихся можно рассматривать как один из важных компонентов
воспитательной работы учреждения дополнительного образования детей.
Совместная деятельность педагогов и учащихся по этому направлению включает
в себя профессиональное просвещение, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и обучающегося –
подготовить ребёнка к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагоги актуализируют его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире. Педагоги информируют обучающихся о содержании
профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях,
предъявляемых профессии и личности; формируют стремление к адекватной
самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению, учат
сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями
профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам, рекомендуют выбор
определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром
профессий. Правильно сделанный профессиональный выбор – это начало пути к
успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию
в будущем. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного
образования – это система работы, направленной на усвоение обучающимися
необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических
характеристиках профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор

своего будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебновоспитательного процесса при обязательном дополнении его практической
деятельности для развития склонностей и способностями обучающихся к труду.
Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это
основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно
трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой
деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная
составляющая воспитательного процесса.
Работа с родителями
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше
узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь
взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их
способностей,
формировании
ценностных
жизненных
ориентиров.
Взаимодействие педагогов и родителей обучающегося должно быть направлено
на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где
наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Семья
выполняет формирующую роль в становлении личности ребёнка, которая
зависит от ценностных ориентаций ее членов. Становясь союзниками в
интересах детей, родители и педагоги лучше узнают их, имеют возможность
увидеть их в различных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию
индивидуальных особенностей детей, формированию ценностных жизненных
ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в
поведении.
Суть взаимодействия коллектива и семьи заключается в том, что обе
стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем
лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы
взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и
терпимости друг к другу. Это помогает педагогам и родителям объединять свои
усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств,
которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- организация и проведение родительских собраний;
- индивидуальные встречи и консультации;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий
воспитательной направленности;
- системная работа по оценке деятельности педагога дополнительного
образования со стороны родителей (анкета удовлетворённости и др.).

Отражение национальных базовых ценностей
в инвариантных модулях программы воспитания
Национальные
базовые ценности

Направление

Формы мероприятий

Акции, флэшмобы,
– патриотизм – любовь к своей
литературно-музыкальные
Воспитательная среда
малой Родине, своему народу, к
композиции, экскурсии,
Детское объединение
России, служение Отечеству
конкурсы, театральные
постановки
– гражданственность –
служение Отечеству,
Деловые игры,
правовое государство,
познавательные
гражданское общество,
Воспитательная среда
программы,
закон и правопорядок,
Детское объединение
викторины, олимпиады,
поликультурный мир, свобода
конкурсы, экскурсии
совести и
вероисповедания
- социальная солидарность –
Воспитательная среда Акции, деловые игры,
свобода личная и
Учебное занятие
познавательные
национальная, доверие к
Детское творческое
программы, социальные
людям, институтам государства объединение
проекты, круглые столы,
и гражданского общества,
экскурсии
справедливость, милосердие,
честь, достоинство
– человечество – мир во всем
Воспитательная среда Конкурсы, фестивали,
мире, многообразие культур
Детское объединение выставки, круглые столы,
и народов, прогресс
экскурсии
человечества, международное
сотрудничество
Воспитательная среда
Конкурсы, фестивали,
– наука – ценность знания,
Детское объединение
выставки, экскурсии,
стремление к истине, научная
Учебное занятие
беседы, конференции,
картина мира
Профессиональное
круглые столы
самоопределение
– семья – любовь и верность,
Беседы, инструктажи,
здоровье, достаток, уважение к Воспитательная среда лектории, социальные
родителям, забота о старших и Детское объединение проекты, круглые
младших, забота о
Работа с родителями столы, родительские
продолжении рода
собрания
Воспитательная среда
– труд и творчество – уважение
Детское объединение Конкурсы, акции,
к труду, творчество и
Учебное занятие
познавательные игры,
созидание, целеустремленность
Профессиональное
беседы
и настойчивость
самоопределение
– традиционные российские
религии –представление о вере,
Лектории,
духовности, религиозной
Воспитательная среда родительские
жизни человека, толерантности,
Работа с родителями собрания, экскурсии,
формируемые на основе
кинопоказы
межконфессионального
диалога

– искусство и
литература – красота,
гармония, духовный
мир человека,
нравственный выбор,
смысл жизни,
эстетическое развитие,
этическое развитие
– природа – эволюция,
родная земля,
заповедная природа,
планета Земля,
экологическое
сознание

Концерты, экскурсии,
литературно-музыкальные
Воспитательная среда
композиции,
Детское объединение
спектакли, фестивали,
Работа с родителями
конкурсы, лектории,
родительские собрания
Квесты, викторины,
Воспитательная среда экологические акции,
Детское объединение конкурсы,
экологические проекты

Сетевое взаимодействие
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их
сил, знаний, полученных в общем образовании. Дополнительное образование
детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее
образовании, в ранней профессиональной ориентации, оно способствует
возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него
готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную
самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
межведомственное сетевое взаимодействие, позволяет объединять ресурсы
организаций для решения задач формирования гражданской идентичности,
духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, поддержки
одаренных детей и детей с ОВЗ, реализации программ и проектов,
способствующих приобщению к здоровому образу жизни, физкультуре и
спорту, профориентации обучающихся и других составляющих воспитания и
социализации.






Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого
взаимодействия;
обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и
социальных инициатив, совершенствование образовательной среды
учреждения;
расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить
социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
расширение возможностей для профессионального диалога педагогов,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
объединение
образовательных
ресурсов
школ
и
учреждений
дополнительного образования;

Результатом сетевого взаимодействия основного и дополнительного
образования детей рассматривается успешность личности ребенка, обладающая
рядом выраженных качеств:
- адекватностью оценки своих реальных способностей, возможностей и
интересов;
- четкой ориентированностью в выборе жизненной стратегии и профессии;
- креативностью мышления и деятельности;
- базовыми знаниями и умениями исследовательской и продуктивной
(творческой) деятельности;
- сформированностью нравственно-ценностных ориентиров, адекватных
требованиям общества;
- социальной активностью и мобильностью.
Ежегодно ЦДМ заключает Договора о сетевой форме реализации
образовательных программ с учреждениями города:
- СОШ № 2, 5, 6, 16
- ДОУ «Умка», № 18, № 23
- Карпинский машиностроительный техникум
- ГКУ СРЦН им. Ю. Гагарина г.Карпинска
Конкурсное движение
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей – одна из
приоритетных задач современного образования. Организация конкурсного
движения и привлечение обучающихся к активной деятельности является одной
из составляющих системы воспитательной работы МАУДО ЦДМ.
Участие детей в конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является
одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала,
предоставляет ребятам возможность проверить свою компетентность и
конкурентоспособность.
Конкурсное движение имеет большие образовательные возможности:
обучающиеся развивают свой интеллектуальный потенциал, совершенствуют
навыки научного поиска и исследований, развивают творческое мышление,
память, интеллект, воображение. Современное конкурсное движение отличается
разнообразием форм. Но самое замечательное, что дети имеют право выбирать
согласно своим интересам, возможностям и способностям. Обучающиеся ЦДМ
принимают участие в большом количестве конкурсов, соревнований, олимпиад,
проектов разного уровня и направления. По результатам участия обучающихся,
занявших призовые места в конкурсах различного уровня, в нашем Центре
осуществляется мониторинг достижений. Мы видим положительную динамику
участия и побед в конкурсах международного – всероссийского – районного –
окружного - городского уровней. Следует отметить педагогов дополнительного
образования Кожевникова А.Е., Кожевникову А.Ю., Штенникову Е.В, Палецких
М.В, Фрицлер Г.П., которые показывают стабильно высокие достижения
учащихся.
Осознавая важность этого направления деятельности, МАУДО ЦДМ и сам
является
организатором
большого
количества
конкурсов
разного
уровня.

№

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Название мероприятия
Городской конкурс сборки-разборки автомата
Калашникова
Городской конкурс творческих проектов по
технологии
Городская военно - спортивная игра "Зарница"
Городской конкурс изобретательских и
рационализаторских проектов "Удиви нас!"
Муниципальный этап регионального конкурса
исследовательских работ и творческих проектов "Я
исследователь"
Профориентационные городские мероприятия
"Билет в будущее"
Городской турнир Counter strike"
Конкурс технического творчества "Шустрики"
Муниципальный этап областного конкурса юных
чтецов «Живая классика»
Закрытие муниципального этапа областного
социально-педагогического проекта "Ориентир
жизни!"
Открытый окружной конкурс "Рободрайв"
Профориентационный фестиваль "Навигатор - 2025"
Конкурс творческих работ "Помните! Через века,
через года…", посвященный 80 - годовщине Победы
в Вов
Творческий отчет "Радуга талантов"
Дни семейного творчества
Городские соревнования по тактической медицине
Городской scratch - фестиваль "Юный
программист"
ТЕХНО-НОЧЬ
Профильные школы "Академия мастерства"
Праздник, посвящённый Дню защиты детей.
Городской конкурс "Энергия красок" среди лагерей
с дневным пребыванием
Праздник в микрорайоне "Веселые вытворялки"
Всероссийский конкурс сочинений
День народов Среднего Урала (Мы живём на
Урале!"
Соревнования по тактической медицине "Северный
Урал"
Участие в окружном этапе военно-спортивной игры
"Победа" пос. Лобва

Планируемое
количество
участников
50
50
100
30
80

1000
30
60
20
120

50
300
150

880
300
50
30
400
25
500
30
500
30
100
100
15

Открытый профориентационный конкурс "Вожатый
50
- будущий учитель"
28 Дни семейного творчества
300
29 Семинар по тактической медицине
30
30 Городской конкурс детского и юношеского
150
эстрадного творчества " Моя великая Родина"
Окружной конкурс по 3D-моделированию и
60
31
прототипированию
Городской конкурс естественно-научной
50
32
направленности "Эврика"
33 Городской турнир юных шахматистов "Белая ладья"
100
34 День волонтёров
50
35 Открытый конкурс по управлению беспилотными
30
летательными аппаратами
Открытый конкурс технического творчества для
100
36
младших школьников и дошкольников
Оценка качества воспитательной работы осуществляется посредством
мониторинга запроса обучающихся на мероприятия Учреждения, результатов
участия обучающихся в этих мероприятиях, а также посредством анализа отзывов
участников мероприятий, родителей (законных представителей) обучающихся.
Для детей и педагогов, активных и участников мероприятий, реализуемых
педагогическим коллективом ЦДМ, действует система поощрения за достижения
в творческой деятельности: для каждого мероприятия разрабатываются дипломы,
грамоты и сертификаты, соответствующие уровню мероприятия. Победителям
мероприятий вручаются сувениры, кубки и статуэтки. Призы и дипломы для ряда
мероприятий предоставляются социальными партнёрами.
Показателями результативности воспитания обучающихся являются:
 увлеченное отношение к делу, которым они занимаются;
 участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и
соревнованиях;
 активное участие в воспитательных мероприятиях МАУДО ЦДМ;
 профессиональная ранняя ориентация;
 успешная социализация и самореализация.
В дополнительном образовании детей личностные достижения
воспитанника могут рассматриваться как значимый критерий его качества и
результативности.
Особенностью обучения и воспитания обучающихся в учреждении
дополнительного образования можно считать его практическую деятельностную
направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на
способность его применения, использования на практике. Поэтому и технологии
оценивания индивидуальных достижений обучающихся должны быть
ориентированы не на репродукцию воспитанником информации, а на созданный
им самостоятельный продукт, имеющий прикладную ценность. Традиционными
примерами такого продукта в системе дополнительного образования детей
являются различные проекты, а также участие в конкурсах, выставках,
конференциях, фестивалях.
27

Система поощрения социальной успешности
и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся призвана реализовывать стратегическую задачу
(формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую
задачу (обеспечить вовлечение и активное участие обучающегося в совместной
деятельности, организуемой в воспитательных целях). Система поощрения
социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся в общеобразовательной школе строится на следующих принципах:
 публичность поощрения (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного
числа обучающихся);
 соответствие артефактов и процедур награждения укладу жизни ЦДМ,
специфической символике, выработанной и существующей в сообществе в виде
традиции;
 прозрачность правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирование частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие
группы поощряемых);
 сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и
индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать
активность групп обучающихся, преодолевать межличностные противоречия
между школьниками, получившими награду и не получившими ее);
 дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся являются рейтинг. Все достижения
обучающихся заносятся в муниципальную электронную информационную
систему АИС Реестры «Талант».
Рейтинг как способ организации поощрения социальной успешности и
проявлений активной жизненной позиции обучающихся представляет собой
размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их
успешностью в чем-либо (достижениями). Рейтинги оказывают ощутимое
стимулирующее воздействие на поведение ученических коллективов и отдельных
школьников.
Формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям
социального воспитания.
Социальные и культурные практики.
Мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи,
благотворительные, экологические, военно-патриотические
мероприятия,
учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. организуются в пределах
целостного, социально-открытого образовательного пространства.

Основной педагогической единицей деятельности является социальная
практика – педагогически моделируемая в реальных условиях общественнозначимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и
обучающихся социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского
поведения.

Социальны
партнеры

Общественнозначимая задача

Учреждения
культуры
(музеи,
библиотеки)

Содействие в формировании
социального опыта детей на
основе музейной педагогики,
информационного
многообразия библиотечных
фондов

Зрелищные
учрежде
ния
(театры,
концерт
ные
залы,
кинотеат
ры,
студии)

Приобщение к богатству
классического и
современного искусства,
воспитание уваженияк
творчеству исполнителей,
развитие эстетического
кругозора с использованием
средств театральной
педагогики (обсуждений
спектакля, дискуссийпо
зрительским впечатлениям)

Совет
ветеранов
Комитет
солдатских
матерей

Сохранение
исторической памяти;
поддержка ветеранов;
содействие
патриотическому
воспитанию
населения

Формируемая социальная
компетентность /
опыт конструктивного
гражданского поведения
Опыт работы с музейной
экспозицией; читательскийопыт,
опыт работы с библиотечным
фондом,
опыт
поиска
необходимой
информации;
опыт связи и взаимодействия с
представителями
различных
социальных групп.
Опыт восприятия спектакля,
кинофильма, музыкального
произведения;формирование
зрительской культуры;
опыт восприятияспектакля
(кинофильма) какрезультата
комплексного взаимодействия
автора, режиссёра, художника,
актёров и многообразных служб,
обеспечивающихрождение
сценического произведения
Опыт общения с людьми разных
поколений; опыт проявления
нравственно-ценного отношения к
героическому прошлому народа,
заслугам ветеранов; опыт помощи,
заботы о них; формирование
позитивного отношения к старшему
поколению в
своей семье.

Прогнозируемый результат
В процессе воспитывающей и воспитательной деятельности будет
сформирована зрелая, целостная личность, адаптированная к жизни в социуме.
Обучающиеся будут способны заботливо относиться друг к другу, к окружающим
людям, окружающему миру; будут способны создавать атмосферу творчества,
доброты и взаимопонимания.

1. Принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей,
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества (идентичность человека с российской многонациональной
культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на
территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира.
3. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию; готовность и способность к осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов.
4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
Сформированность
ответственного
отношения
к
учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом
труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
6. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества
(взрослых и сверстников). Участие в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
принятие правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
9. Способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического,
эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к

эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
10. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Мониторинг эффективности реализации Программы
воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований,
направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации
образовательным учреждением Программы воспитания и социализации
обучающихся.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации
образовательным учреждением Программы воспитания и социализации
обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов
развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего
процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип
объективности
предполагает
формализованность
оценки
(независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает
необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных
взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной
профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип признания безусловного уважения прав — предполагает отказ от
прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы
исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности
реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации
обучающихся
предусматривает
использование
следующих
методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий
выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов
воспитания обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения
обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях
обучающихся. Для оценки эффективности деятельности учреждения по
воспитанию обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения
информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные
вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение
разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному
плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса
воспитания обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего
мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся
или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и
условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении
тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с
целью получения сведений об особенностях процесса воспитания обучающихся.
Критериями эффективности реализации учреждением воспитательной
программы является динамика основных показателей воспитания обучающихся.
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой
(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и
нравственной атмосферы в учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей
(законных представителей) в воспитательный процесс.
Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и
социализации обучающихся
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного
развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей
воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с
результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность
положительной
динамики
подразумевает
отсутствие
характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных
значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по
сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
3. Устойчивость
(стабильность)
исследуемых
показателей
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на
интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии
соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в
педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым
моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной
из характеристик положительной динамики процесса воспитания обучающихся.

Кадровое обеспечение Программы:
В реализации программы участвуют:
 педагоги дополнительного образования, реализующие программу;
 педагог-организатор ЦДМ;
 классные руководители ОО;
 социальные педагоги ОО;
 социальные партнеры.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно - образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека и государства. Воспитание
представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности
происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды,
общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально
- экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является
долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят
отсроченный характер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».