Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета МАУДО ЦДМ
№ 7 от 15.08.2025 г.
Утверждаю
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б.Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И
МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026
Методическое пособие
«Влияние рок-музыки на воспитание
музыкально-эстетической культуры подростков»
Разработал:
Гавриков А.В.
педагог д/о 1 кв. к.
МО Карпинск
2025
Методическое пособие разработано в помощь учителям музыки и
педагогам дополнительного образования по вокалу в общеобразовательных
школах, которое помогает в преподавании часов по року и включает в себя
методику преподавания, распределение тем по часам, теоретический
материал и практические задания.
Рок-музыка, как новый способ творческого самовыражения молодёжи,
родилась почти пятьдесят лет назад. В соизмерении с общим историческим
процессом развития музыкального искусства – это срок почти незаметный.
Однако, в условиях ускоренного темпа жизни конца XX века и интенсивного
развития средств массовой коммуникации данного времени хватило, чтобы
рок-музыка завоевала и заметно изменила мир. Её влияние затронуло почти
все сферы жизни: отношение к искусству, моде, досугу, творчеству, семье,
образованию.
Сила воздействия рок-музыки на общество, по мнению разных
исследователей, обусловлена тем, что это, прежде всего, социальный
феномен, отражающий новый способ мышления, отношения к миру, новой
жизненной позиции, стремление молодёжи к самоутверждению, поиску
собственного стиля, образа жизни, тяги к экспериментированию.
Нормализованная потребность к новизне, к утверждению самости во все
времена затрудняла процесс социализации, угнетала духовные силы юных. В
XX веке устремлённость освободится от консерватизма традиционной
культуры, сконцентрировавшись в энергетическом порыве рок-музыки,
отразившем новую эстетику, новое мировоззрение.
Своей силой рок-музыка сумела заметно изменить окружающий мир,
способствуя, прежде всего, его омоложению, ориентации на молодёжный
имидж. Под влиянием рок-музыки распространились новые жизненные
ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения
досуга. Музыка повлияла на жизнь общества, открыла новые условия для
объединения людей независимо от их национальности и религиозного
происхождения. Для человека рок-музыка стала новым способом вхождения
в диалог культур, укреплением пространственных и временных связей в
искусстве.
Как музыкальное явление рок-музыка открыла широкие возможности для
массового
музицирования,
поспособствовала
совершенствованию
звукозаписи, обновлению музыкального языка, обогащению представлений о
возможностях звука. Она оказала противоречивое воздействие на процесс
социализации детей и подростков.
Благодаря фантастическому развитию звуковоспроизводящей техники,
телевидения и компьютеров, молодёжь третьего тысячелетия постоянно
находится в атмосфере лёгких жанров. Отворачиваясь от этого явления,
современная школа фактически способствует стихийному формированию
музыкально-эстетических вкусов учащихся. Не прятаться от реалий
современной массовой культуры, а, наоборот, помочь подросткам
сориентироваться в многозвучности жанров и стилей творчества в наши дни
– важная задача современного педагога вокала и музыки.
Известно, что в подростковом периоде развитие музыкальной культуры
достигает определённого уровня. У школьников развивается собственный
музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и
предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь
психологической базой ценностных ориентаций подростка в последующей
взрослой жизни.
Психологи отмечают, что для подросткового возраста характерен резкий
скачок в формировании отношения к искусству, при котором школьникиподростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных
критериев оценки явлений современной культуры. Наблюдения многих
позволяют ныне говорить о том, что большая часть современных подростков
увлечена рок-музыкой. Рок является социальной реальностью нашего
времени.
Формируя
духовную
культуру,
как
основу
индивидуальной
художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на
высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При
таком подходе остаются без внимания потребности и интересы школьниковподростков, для которых современная популярная музыка, в частности, роктворчество является важным компонентом общения. Общение, как известно,
является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток
вынужден черпать знания о рок-музыке из средств массовой информации, и,
как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким
образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у
школьника-подростка.
Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках
в общеобразовательной школе, и музыкой, существующей за пределами
школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная
область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом,
в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности
музыкального искусства, а это, в свою очередь, мешает их полноценному
музыкальному развитию.
Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника
требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных
решений. Перед учителем музыки при этом сегодня всё острее встаёт вопрос
преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва
между классическим и современным искусством. Решение данного вопроса
является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также
утверждения личностного подхода в обучении школьника-подростка.
Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых
будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, то
есть в вооружении учащихся знаниями о рок-музыке, её сильных и
негативных сторонах, её истоках, путях развития, связи с классической
музыкой.
Новое содержание музыкального образования, соответственно, требует
новых подходов к обучению. Актуальным становится создание
адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в
частности,
рок-музыки,
предполагающих
учёт
психологических
особенностей молодёжи подросткового возраста.
В работе с подростками необходимо использовать следующие методы
наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения:
Метод монологически-диалогического изложения: рассказ, объяснение,
беседа, лекция.
Метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой
информации.
Метод самостоятельной работы с источником.
Метод создания проблемной ситуации.
Метод – игровая ситуация.
Метод – учебная дискуссия.
Метод учебно-критического выражения
Использование данных методов привело к разработке ряда методик,
направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка:
«Представление любимой рок-группы», в процессе которой ребята
показывают основные достоинства избранных музыкантов.
«Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основу методики
заложен метод обучающего рецензирования.
«Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают
вопрос «жизнеспособности» группы и её позитивное влияние на
развитие рок-музыки и музыкального искусства.
«Определи стилевое направление рок-группы». Эта методика
направлена на развитие у школьников-подростков способности
различения стилей.
Подробное описание методик
Методика «Представление любимой рок-группы».
Учащимся предлагается представить свою любимую рок-группу или рокисполнителя. При этом необходимо объяснить, почему они отдают им
предпочтение. Защита происходит в следующем порядке:
1. Название рок-группы. Перевод названия (для иностранных групп).
История появления названия.
2. Состав группы (качественный состав, музыкальное образование
участников группы, творческие портреты).
3. Творческая биография группы.
4. Стиль исполнения рок-музыки.
5. Репертуар.
6. Что особенно привлекает в рок-группе.
7. Предоставление видео-, аудио-, фотоматериалов.
Название представленной группы объявляется классу заранее. «Противники»
готовят вопросы «поклонникам» рок-группы, на которые должны быть даны
аргументированные ответы. В процессе представления группы «поклонники»
доказывают «жизненность» творчества своей любимой группы, её
положительной влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства.
В конце представления рок-группы подводится итог.
Методика «Рецензия на песенный репертуар рок-группы».
В процессе изучения рок-музыки учащимся даётся задание сделать перевод
текста песен, либо одной песни той или иной рок-группы с целью
последующего написания критической рецензии по плану. Например:
Принадлежность группы к тому или иному стилю (обосновать).
Тематика песен группы.
Проблемы, поднимающиеся в песнях.
Выразительные голосовые и инструментальные приёмы, помогающие
раскрыть данную проблему.
5. Достоинства и недостатки песен.
6. Впечатления о песенном репертуаре.
1.
2.
3.
4.
В основу методики заложены методы анализа и учебно-критические
выражения.
Методика «Проект программы для последующих поколений».
Учащимся предлагается составить программу по изучению рок-музыки
последующими поколениями. В программу должны войти лучшие песенные
образцы, лучшие рок-группы и исполнители, творчество которых достойно
изучения потомками. Данную методику можно использовать в качестве
домашнего задания при проведении «Музыкальных викторин для рокзнатоков».
Методика «Определи стилевое направление рок-группы».
Учащимся предлагается на основе анализа музыкального репертуара рокгруппы, выявив при этом характерные черты, определить в каком стиле
работает группа. Можно предложить учащимся сделать сравнительный
анализ музыкальных стилей двух рок-групп, например, «Битлз» и «Дип
Пёрпл», «Битлз» и «Роллинг Стоунс» и так далее.
В процессе изучения рок-музыки много слушают, поэтому для фиксирования
прослушанного предлагается постепенно заполнять следующую таблицу:
Название рок- Стиль
группы
исполнения
группы
«Машина
Хард-рок
времени»
Название
песни
«Свеча»
Авторы песни В домашнюю
(слова,
фонотеку
музыка)
А. Макаревич
А. Макаревич
Такая таблица поможет школьникам определиться в своих музыкальных
пристрастиях, симпатиях и антипатиях к творчеству русских и зарубежных
рок-групп.
Музыкальный урок-викторина «Всё о рок-музыке» с конкурсными
заданиями.
Предлагается разработка конкурсных заданий для проведения урокавикторины «Всё о рок-музыке».
Учебная группа может быть поделена на две команды, например,
«Рокеры» и «Меломаны». Должны быть выбраны капитаны команд. Каждая
команда может придумать свою отличительную эмблему. Капитанам команд
даётся право озвучивать ответ команды. Каждой команде задаются по
очереди вопросы, если команда не даёт правильный ответ, то право дать
ответ переходит другой команде. За правильный ответ команда получает
«красную нотку», если команда даёт неверный ответ, то получает «зелёную
нотку».
Вопросы к музыкальной викторине:
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
«Рокеры»
Каковы причины возникновения
рок-музыки?
Какую роль сыграл Билл Хейли в
развитии рок-музыки?
Расскажите о ритм-энд-блюзе.
Дословный перевод слова «рокэнд-ролл».
Перечислите
направления
«Новой волны».
Панк-рок.
Характерные
особенности.
Хеви-металл.
Характерные
особенности.
Особенности русского рока.
«Меломаны»
Сплав каких жанров представляет
рок-энд-ролл?
Какую роль в развитии рок-музыки
сыграл Элвис Пресли?
Расскажите о кантри-энд-вестерне.
Дословный
перевод
названия
ансамбля «Битлз».
Перечислите
направления
рокмузыки.
Хард-рок.
Характерные
особенности.
Трэш-металл.
Характерные
особенности.
Перечислите направления русского
рока и назовите представителей.
Назовите буквальный перевод Назовите буквальный перевод слова
слова «рэп».
«панк».
Назовите представителей хард- Назовите представителей хевирока в нашей стране.
металл в нашей стране.
Объясните
значение
слова Объясните
значение
термина
«андеграунд».
«сингл».
Помимо вопросов, командам могут быть предложены следующие конкурсы и
творческие задания:
Музыкальная «угадай-ка»:
Определить по фрагменту песни, в каком стиле работает группа.
Задания командам:
№
1.
2.
3.
«Рокеры»
«Битлз» (биг-бит)
«Ария» (хеви-металл)
«Вопли Видоплясова» (панкрок)
«Меломаны»
«Роллинг Стоунз» (блюз-рок)
«Машина времени» (хард-рок)
«Металлика» (трэш-металл)
Определить по звучащей песне название рок-группы или исполнителя.
Задания командам:
№ «Рокеры»
1. «ДДТ» - «Осень»
2.
3.
«Меломаны»
«Машина времени» - «За тех, кто в
море»
«Eagles» - «Hotel California»
«Rolling Stones» - «Angie»
«Status Qvo» - «In the army now» «The Beatles» - «Hey Jude»
В конце викторины «Всё о рок-музыке» подводятся итоги игры.
Таким образом, в данном уроке-викторине мы обобщаем знания, полученные
в результате освоении программы «История развития рок-музыки» с
использованием игрового метода.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
для усвоения, понятия темы;
как методический приём;
в качестве урока или его части.
Игровой метод наиболее эффективен для обобщения пройденного
материала. Игра позволяет организовывать и воодушевлять школьников в
процессе занятий, ярче запечатлеть в сознании подростков моделирующие
музыкальные процессы.
Популярная музыка в целом (рассматриваемая в широком смысле слова во
всех её многообразных проявлениях, включая шлягер, рок и другие) всё чаще
используется в учебной практике общеобразовательных школ Германии.
Параллельно с занятиями проводится изучение музыкальных интересов,
вкусов, потребностей учащихся, а результаты этих социологических
исследований используются в педагогической практике. Основой для
дидактической интерпретации изучаемой музыки уже при первоначальном
знакомстве с нею учащихся может послужить открытое обсуждение и анализ
эмоциональных впечатлений, полученных в процессе слушания какой-либо
композиции, например, из репертуара рок-групп, джазовых ансамблей, из
области обработок (ремейков) классики, фри-джаза и «третьего течения»
(синтеза джаза и академической музыки). Педагог обязан предложить
ученику способ вербальной характеристики воспринимаемой музыки. Таким
способом может стать оценка музыкальных впечатлений.
Отечественные и зарубежные публикации свидетельствуют о поисках
методов анализа музыки. При всей многочисленности зарубежных
публикаций по вопросам современного неакадемического искусства в целом
очевидна недостаточная разработанность критериев его эстетической оценки,
средств и методов социально-критического анализа. Вопрос о ценности
многих форм неакадемической и массовой музыки, объективной истинности
музыкальных потребностей в этой сфере остаётся открытым.