Методическое пособие Эстрадный вокал, как средство воспитания инициативы у детей в самостоятельной творческой деятельности

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета МАУДО ЦДМ
№ 7 от 15.08.2025 г.

Утверждаю
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б.Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

Методическое пособие
«Эстрадный вокал,
как средство воспитания инициативы у детей
в самостоятельной творческой деятельности»
Разработал:
Гавриков А.В.
педагог д/о 1 кв. к.

МО Карпинск
2025

Методическое пособие разработано в помощь учителям музыки и
педагогам дополнительного образования по вокалу в общеобразовательных
школах, которое помогает в преподавании часов по музыке и включает в себя
методику преподавания, теоретический материал и практические задания.
Введение
В настоящее время эстрадный вокал – это один из популярнейших видов
исполнительского творчества. Эстрада сегодня – это не просто вид искусства,
но и социокультурный феномен. Она привлекает своих почитателей
красочностью сценического воплощения, экспрессивностью, достаточно
простым (по сравнению с академическим искусством) содержанием и
эмоциональным строем произведения, не сложным для восприятия языком.
Вокальная эстрада представляет собой наиболее массовый вид
профессионального и любительского музыкального творчества, и занимает
ведущие
позиции
в
учебной
и
внеклассной
деятельности
общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования,
охватывает широкий возрастной диапазон учащихся.
Эстрадное музыкальное искусство своей зрелищностью и возможностью
реализовать себя привлекает, прежде всего, подростков. Для подростка
вокальная эстрада – это доступный вид музыкального исполнительства, так
как современные технические средства в достаточной мере содействую её
освоению, что создаёт условия для вовлечения подростков в разнообразную
музыкально-творческую деятельность, способствует развитию личности
подростка, формированию его духовной культуры, активности эстетического
восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания и
музыкально-исполнительских способностей.
Однако за внешней простотой и лёгкостью эстрадного жанра скрывается
трудоёмкий и сложный процесс становления певца, как личности. Он требует
от педагога эстрадного вокала мобилизации творческого потенциала,
теоретических, педагогических и методических знаний, исполнительских
умений, активизации нравственно-эстетических аспектов в работе. Поиск
решений и возможностей формирования одного из важнейших качеств
личности – творческой самостоятельности – является проблемой, в
последние годы подвергшейся научно-теоретическому и методическому
переосмыслению.
Занятия эстрадным вокалом наиболее востребованы сегодня в условиях
дополнительного образования, так как основное предназначение
дополнительного образования – компенсирование дефицита практической
деятельности детей, обеспечение возможности личностного роста через
реализацию значимых для них интересов и склонностей в избранном виде
деятельности.
В теории эстрадного музыкального искусства проблема развития
творческой самостоятельности личности подростков частично разработана.

Достаточно изучена роль и влияние эстрадной музыки на творческое
развитие подростка.
С одной стороны, не вызывает сомнений, что занятия эстрадным вокалом
способствуют развитию творческой самостоятельности личности подростка,
тяге к познанию и творчеству. И немаловажным в работе педагога с
подростками является развитие в них мотивации к этой деятельности.
С другой стороны, имеющийся накопленный практический, методический
и нотный материал для преподавания эстрадного вокала, не востребован
современной музыкально-педагогической практикой в силу следующих
причин:
во-первых, среди изданных учебных материалов, посвящённых
эстрадному вокальному творчеству, немного изданий, удачно сочетающих в
себе последовательное изложение теоретических и методологических
положений преподавания данного учебного предмета с современными
нотными материалами;
во-вторых, в настоящее время в высших и средних профессиональнопедагогических учебных заведениях зачастую отсутствует подготовка
музыкально-педагогических кадров для системы общего и дополнительного
музыкального образования, способных преподавать эстрадный вокал на
профессиональном уровне;
в-третьих, специалисты, имеющие классическую вокальную
подготовку, зачастую действуют интуитивно при выборе нотной
репертуарной литературы, постановке и оформлению сценических номеров,
так как им не хватает знаний, необходимых для преподавания эстрадного
вокала – смежных видов подготовок (хореографической, актёрской,
режиссёрской, звукооператорской и других);
в-четвёртых, не в полной мере проанализирован воспитательнообразовательный потенциал вокальной эстрады в условиях дополнительного
образования. Воспитание творческих способностей, активности и
самостоятельности декларируется в программах обучения, но на практике
воплощается недостаточно. Учебные программы для подростков,
предлагаемые к реализации в системе дополнительного образования,
сосредотачиваются на изложении общих сведений о строении голосового
аппарата, о элементарной теории музыки, истории стилей и т.п. и не
анализируют разработанные или адаптированные методики, учитывающие
интересы, возрастные и физиологические особенности данной категории
учащихся;
в-пятых, молодые люди, самостоятельно занимающиеся эстрадным
вокалом, зачастую при поиске необходимой информации обращаются, в
первую очередь, к электронным ресурсам сети интернет, которые содержат
огромное количество непрофессиональных и низкопробных материалов, не
способствующих развитию их музыкального вкуса.

Дополнительное музыкальное образование подростков в системе общего
и профессионального образования
В законодательстве Российской Федерации дано определение
дополнительного образования:
«Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и
обучения детей и юношества посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных
услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
общества, государства».
Особенностью дополнительного образования является интеграция
деятельности всех социальных институтов воспитания: семьи, школы,
внешкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, разных
общественных формирований, движений, организаций, ассоциаций и др.
Законодательно
определены
и
основные
функции
системы
дополнительного образования:
- социальные, призванные формировать общие социальные ценности,
выявлять и поддерживать детей, способных к творческой деятельности,
предупреждать детскую безнадзорность;
- педагогические, призванные удовлетворять познавательные и
коммуникативные потребности, а также потребности в личном
самоопределении, формировать духовный образ жизни;
- методические, призванные повышать квалификацию педагогов
дополнительного образования, организационно-методически обеспечивать
педагогические проекты, поддерживать педагогические инновации.
Одним из немаловажных факторов при реализации учебновоспитательных программ дополнительного образования является учёт
запросов учащихся, потребности семьи, других образовательных
учреждений.
Основной
реализуемой
образовательной
программой
является
дополнительная образовательная программа, которая создаёт необходимые
условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Традиционное направление деятельности дополнительного образования –
организация досуга, который имеет широкие просветительские,
познавательные, творческие возможности и реализуется в учреждениях
дополнительного образования.
Дополнительное музыкальное образование – это уникальный, особый вид
дополнительного образования, который является предметом пристального
внимания системы дополнительного образования детей и юношества.
Дополнительное
музыкальное
образование
организует
свою
образовательную деятельность таким образом, чтобы музыкальное
восприятие музыки присутствовало не только, как самостоятельный вид
искусства, но и как составная часть других её видов.

Социальная значимость педагогических программ дополнительного
музыкального образования обеспечивается следующими компонентами
развития личности:
- познавательным развитием, реализуемым через дополнительные
программа, а также программы для одарённых детей;
социальной
адаптацией,
включающей
опыт
межличностного
взаимодействия, различные социальные инициативы через программы
детских общественных объединений;
- осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через
профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;
- раскрытием творческого потенциала через различные по содержанию и
уровню освоения программы для детей с разными возможностями, с
проблемами в сфере обучения, а также для одарённых детей;
- развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности.
Наиболее сложную, требующую индивидуального подхода из
вышеперечисленных возрастных категорий представляют учащиеся
подросткового возраста, который характеризуется, прежде всего, как
переходный, трудный, критический, и имеет важнейшее значение в
становлении личности человека.
«Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.
Подростковым возрастом называют также переходный возраст, так как
он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы
подросткового возраста достаточно условны – некоторые специалисты
считают, что подростковый возраст длится от 11-12 до 16-18 лет».
Во время подросткового периода ребёнок овладевает умениями
общаться и взаимодействовать со средой, с окружающим миром, что
способствует развитию свободной, способной к конструктивному диалогу
автономной личности.
Ряд исследователей определяют младший подростковый возраст (10-12
лет), как переход от детства к отрочеству, который отмечается появлением
новообразований в психической жизни ребёнка. К ним, прежде всего,
относятся чувство взрослости, склонность к мечтаниям и фантазиям.
В старшем подростковом возрасте (13-16 лет) ребёнку доставляет особое
удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства,
поступки. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с
чем подросток сталкивается в реальной действительности и что способствует
развитию его эмоциональной сферы, предопределяющей взросление.
Также выделяют раннюю юность (от 16 до 18 лет) и позднюю юность (от
18 до 23 лет).
Деятельность подростков в системе дополнительного музыкального
образования протекает в одновозрастных или разновозрастных объединениях
по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, кружок и другое). Цель
педагогических программ дополнительного музыкального образования –
стимулировать и развивать потенциал личности подростка средствами

музыкального искусства, включаться с их помощью в системы социальных
коммуникаций, общественно полезную практику и досуг.
Дети-подростки часто находятся под влиянием замкнутой среды,
представляющей молодёжную субкультуру – часть общей культуры, которая
присуща неформальным подростковым группам, во многом имеющая
негативный суррогатный характер.
Поэтому, педагогам системы дополнительного образования на
музыкальных занятиях необходимо учитывать следующие виды
потребностей подростков:
- творческие (креативные) потребности, обусловленные как стремление к
самореализации в избранном виде деятельности;
- познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению
объёма знаний, в том числе, и в областях, выходящих за рамки программ
общего музыкального образования;
- компенсаторные потребности, вызванные желанием за счёт
дополнительных музыкальных знаний и умений решить личные проблемы,
лежащие в сфере обучения или общения;
- коммуникативные потребности в общении со сверстниками, взрослыми,
педагогами;
- досуговые потребности, обусловленные стремлением к содержательной
организации свободного времени.
Таким
образом,
реализация
индивидуальных
образовательных
потребностей средствами музыкального дополнительного образования даёт
возможность осуществить социально значимые цели развития личности
подростков.
Психолого-педагогические
условия
развития
творческой
самостоятельности подростков
В современно психолого-педагогической литературе самостоятельность в
целом определяется, как качество личности, которое выражается в
способности к самоопределению в деятельности, основанной на умениях
поставить определённую цель и добиваться её достижения собственными
силами.
Одни авторы относят самостоятельность к волевым качествам личности,
которые проявляются в способности систематизировать, планировать,
регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного
руководства извне (К.К. Платонов). Другие основными качествами личности,
характеризующими самостоятельность, считают ориентационные и
оценочные действия человека, осуществляемые им в процессе деятельности
и умении не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут
отвлечь от достижения цели (М.В. Гамезо и И.А. Домашенко). Третьи
определяют самостоятельность с точки зрения деятельности, как умение
поставить определённую цель и настойчиво добиваться её выполнения
собственными силами.

Психологическое понятие «творческая самостоятельность» (С.Л.
Рубинштейн) трансформировалось в педагогике из определения «творческая
самодеятельность», что определило особое направление развития
педагогической науки и практики в настоящее время.
Различные аспекты развития творческой самостоятельности освещались в
психолого-педагогических исследованиях, как педагогическое средство
организации деятельности учащихся, развития творческих способностей,
развития познавательной деятельности и личностного потенциала, развития
способности
к
непрерывному
творчеству
и
духовному
самосовершенствованию. Таким образом, творческая самостоятельность
представляет собой феномен свойства личности, основными структурными
компонентами которого выступают цель, мотив, содержание, предметные
действия и результат.
Исходя из этого, под творческой самостоятельностью мы понимаем с
одной стороны систему действий учащихся, которая включает в себя
формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной
проблемы, контроль за ходом и результатом осуществления действий; с
другой стороны – деятельность, которая направлена на усвоение содержания
образования, и осуществляется без посторонней помощи. Творческая
самостоятельность проявляется в различных видах человеческой
деятельности:
познавательной,
познавательно-практической,
образовательной,
умственной,
интерактивной,
профессиональной,
творческой и других.
Выделяют следующие компоненты этого качества, исследуемые в разные
периоды времени: навыки самообразования, умение учиться, мыслительные
навыки, познавательную активность, творческие способности, способность к
самоопределению в познании.
Творческая самостоятельность включает в себя три взаимосвязанных
качества:
- Независимость, как способность самому, без подсказки извне, принимать и
осуществлять решения.
- Ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков.
- Убеждение в реальной социальной возможности, правильности такого
убеждения.
Исходя из вышеперечисленных критериев можно выделить следующие
уровни самостоятельности учащихся:
- первый элементарный уровень – учащиеся эпизодически проявляют
творческую самостоятельность на разных этапах деятельности только после
побуждения взрослого. Этот уровень характеризуется ситуативным
проявлением творческой самостоятельности на всех этапах деятельности;
- второй уровень ознаменован фрагментарным проявлением творческой
самостоятельности на всех этапах деятельности, интересом к ранее не
изученному материалу. Обучаемы относительно самостоятельны (с помощью
наводящих вопросов педагога);

- третий уровень – устойчивое проявление творческой самостоятельности на
всех этапах работы, умение целенаправленно включаться в поиск
оригинальных путей и способов действий, применение имеющегося опыта
при разработке планов действий, способность описать в речи свои намерения
и воплотить их, получение удовольствия от необходимости решать сложные
проблемы.
В основу такого деления был положен принцип «постепенно
убывающей помощи».
Таким образом, в современной психологической литературе творческая
самостоятельность определяется, как качество личности, которое выражается
в способности к самоопределению в творческой деятельности, основанной на
умениях поставить определённую цель и добиваться её достижения
собственными силами.
В психологии личность описывается, как состоящая из мотивов
стремлений личного мира, то есть, как уникальная система личностных
смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочений внешних
впечатлений и внутренних переживаний. Учреждения дополнительного
образования детей являются необходимым компонентом общей системы
образования, которым наравне с общеобразовательными учреждениями
отводится большая роль в формировании творческого потенциала личности
подрастающего поколения.
В
учреждениях
дополнительного
образования
образовательная
деятельность направлена, прежде всего, на развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, формированию общей культуры учащихся.
Самыми эффективными институтами формирования личности подростка
являются образовательные учреждения. Учреждения дополнительного
образования помогают осуществить гармоничное развитие личности
подростка с учётом его мотиваций, индивидуальных особенностей,
интересов и дарований. Считается, что в учреждения дополнительного
образования подросткам предоставляется возможность в большей степени
удовлетворить свои духовные, интеллектуальные и творческие потребности.
Методические и практические рекомендации для педагогов эстрадного
вокала, направленные на развитие творческой самостоятельности
подростков
Искусство эстрады представляет собой огромный пласт музыки, который
к настоящему времени принято рассматривать, как явление массовой
культуры с одной стороны, и как феномен музыкального искусства – с
другой.
Поиск новых форм – вот основное направление, по которому
рассматривается искусство XX века, в том числе, и эстрадное. «Эстрада –
одно из самых массовых, самых «всепроникающих» искусств. Сейчас, когда
эстрада тесно связана с другими массовыми искусствами – кино, театром,
цирком, телевидением, особое значение приобретают поиски новых средств

выразительности, которые обогащают язык современной эстрады и,
следовательно, усиливают её воздействие на зрителя».
Если рассматривать всё многообразие форм и жанров современной
эстрады, следует подразделить их на три группы:
Концертная эстрада (или, как её называли ранее, дивертисментная)
объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах.
Театральная эстрада проявляет себя или в виде камерных спектаклей театров
миниатюр (театров-кабаре, кафе-театров), или же, наоборот, в масштабных
концертных ревю, которые показываются в мюзик-холлах, располагающих
многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической
техникой.
Праздничная эстрада в наши дни часто отождествляется с народными
гуляниями и праздниками на открытом воздухе. Сюда же, естественно,
следует отнести и праздники на стадионах, насыщенные спортивными и
концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, проходящие во
дворцах и домах культуры, выступления в условиях кафе и ресторанов.
Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале
XX века и объединил все разновидности искусства легко воспринимаемых
жанров. Понятие «эстрада» существует только в России и содержит в себе
обозначение основного свойства изучаемого искусства. В точном переводе с
латинского «эстрада» - это настил, помост, пол. Мы называем эстрадой
открытую концертную площадку, приподнятую над землёй или над рядами
кресел в зале, отличие от «сцены», где буквальное значение данного слова в
переводе на русский язык – шатёр, палатка, а сама современная сцена
конструктивно представляет из себя закрытую с трёх сторон театральную
площадку. Таким образом, мы имеем два почти противоположных значения:
«эстрада» - нечто открытое, «сцена» - закрытое, замкнутое помещение.
На эстраде всё делается на глазах у публики, всё открыто взгляду, всё
приближено к аудитории. Следовательно, сами исполнители могут и должны
видеть и слышать публику, могут вступать с ней в непосредственный
контакт. Поэтому, эстрадному искусству, прежде всего, свойственно тесное
сближение исполнителя с публикой, рождающее совершенно особую
систему общения этих двух сторон. Исполнитель во время выступления
превращает внимательных зрителей-слушателей в активных партнёров,
позволяя им многое в смысле ответных реакций. В свою очередь, эстрадный
исполнитель и себе позволяет значительно больше, чем это
предусматривается, скажем, эстетикой академического концертного и
театрального исполнительства. Эстрадный актёр занимает по отношению к
публике позицию максимальной доверительности, откровенности,
открытости.
Подлинно эстрадные жанры предельно демократичны, здесь почти
уничтожена демаркационная линия между подмостками и зрительным залом.
Для того, чтобы зрителю захотелось вступить в подобное взаимодействие,
сам исполнитель должен оказаться человеком высоких идейно-нравственных
позиций, содержательным и обаятельным собеседником, словом, интересной

личностью. Открытость взаимоотношений со зрителем предполагает в
творчестве исполнителя обязательный учёт реакции аудитории, а, стало
быть, гораздо большую, чем в театре, долю импровизации.
Нетрудно проследить присутствие этих качеств на всех этапах развития
искусства эстрады от древних празднеств, шествий и карнавалов до
современных эстрадных концертов и спектаклей.
Эстрадный актёр, в отличие от исполнителя академического плана,
должен в совершенстве владеть многими профессиональными навыками,
находиться «на стыке» нескольких видов искусств.
Необходимо учитывать влияние научно-технического прогресса на
развитие некоторых современных направлений и жанров эстрады. Техника
звукоусиления, звукозаписи, расширившиеся возможности киносъёмок,
усовершенствованная световая аппаратура позволяют значительно усилить
эмоциональное воздействие эстрадных произведений.
Все эти особенности и свойства побуждают подростков и молодёжь
любить лёгкие эстрадные жанры, наиболее отвечающие на данном
возрастном этапе их личным эмоциональным потребностям.
Именно поэтому, актуальным вопросом современной практики
дополнительного музыкального образования стал вопрос обучения и
воспитания эстрадного вокалиста. В настоящее время педагог эстрадного
вокала, работающий с подростками и молодёжью, должен уметь не только
правильно поставить голос и привить музыкальный вкус, но и режиссировать
эстрадные номера, обеспечивать их техническое воплощение и многое
другое.
Работа по обучению и самообучению музыканта-вокалиста должна
вестись одновременно по трём направлениям:
Главная работа музыканта в развитии профессионального мастерства – это
работа над совершенствованием музыкально-образной сферы конкретного
музыканта. Необходимо постоянно улучшать, «утончать» способность
отображать мир музыкой, находить новые, более выразительные, средства и
краски.
Второе направление – работа над постановкой голоса. Каким бы тонким
знатоком и ценителем музыки ни был человек, его музыкальное
мироощущение никогда не дойдёт до понимания слушателей, если он не
владеет средствами музыкального выражения, в данном случае, голосовым
аппаратом, способным искусно, ярко и убедительно передать музыкальные
образы и ощущения. Совершенствование техники владения аппаратом
(голосом) – вторая важнейшая задача музыканта-вокалиста.
Третье из основных направлений музыкантской работы – работа над стилем.
Способ музыкального мышления певца определяет его стилевую
ориентацию, а стилевая ориентация, в свою очередь, определяет манеру
пения, а, следовательно, и звукоизвлечения.
Стать профессиональным педагогом-вокалистом, овладев какой-либо
одной методикой эстрадного вокала, крайне сложно, так как современная
музыкально-исполнительская практика индивидуальна и требует такого же

индивидуального подхода при работе с каждым исполнителем и владения
несколькими методиками обучения эстрадному вокалу.
Несмотря на то, что программы рассчитаны на обучение определённых
возрастных групп, их основные принципы могут распространяться, как на
детей, так и на взрослых начинающих певцов.
Процесс обучения эстрадному вокалу должен быть изложен в доступной
учащемуся форме с целью превратить ученика в соратника и помощника
педагога. Процесс обучения, в таком случае, пойдёт и быстрее, и
эффективнее.
Поскольку современная эстрадная манера пения отличается особым
звучанием голоса, разнообразными специфическими вокальными приёмами,
импровизационной манерой исполнения, все эти составляющие должны быть
последовательно включены в практику обучения, постановка голоса должна
сводить к тренажу этих составляющих на основе природных качеств голоса
ученика. Педагог должен, в первую очередь, выявить и сохранить
имеющиеся положительные певческие навыки ученика.
Исправление нескольких недостатков голосовых данных ученика должно
осуществлять поочерёдно. Необходимо помнить о том, что много замечаний
перегружает сознание поющего, а акцентирование недостатков сковывает
начинающих певцов.
Нужно стараться меньше использовать в практических занятиях способ
подражания, копирующий чужую манеру пения, и разрабатывать певческий
голос учащихся на основе тщательно подобранных упражнений с учётом
индивидуальных вокальных данных ученика. В упражнениях и этюдах
обязательно использовать скэт, который поможет найти удобную певческую
позицию, натолкнёт на ощущения опоры и поспособствует тренировке
амбюшюра, подвижность которого во многом определяет и степень чёткости
дикции, и постановку верной вокальной позиции.
Распевать ученика обязательно в полный голос, избегая манерности и
«фирменного» звука. Не использовать микрофон пока этюды и песни не
выучены наизусть, подбирать вокальные композиции в пределах свободной
тесситуры звучания голоса ученика.
Учебную программу ученику подбирать доступную по вокальнотехническому и исполнительскому уровню. Дозировать певческую нагрузку
с точки зрения регулярности и умеренности. Если на уроках ученик при
здоровом голосовом аппарате испытывает затруднения в пении, выяснить
причину и, может быть, пересмотреть методику постановки голоса.
Всячески поддерживать в ученике заинтересованность творческим
процессом. Помнить, что доброжелательность и творческая атмосфера,
способствуют успешным занятиям.
Развивать способность импровизировать. Ненавязчиво обучать ученика
основам голосообразования, его физиологическим особенностям. Обращать
внимание на профессиональное звучание певческого голоса, которое
достигается при любой технике дыхания (чистой или смешанной). Исполнять

упражнения в умеренно скорых или быстрых темпах с целью выработки
лёгкого и гибкого голоса, исключая напряжённость и форсирование звука.
Всегда исходить из конкретных вокальных данных ученика – диапазона
голоса, музыкальной памяти, способность воспринимать и выполнять ваши
рекомендации, особенностей характера и так далее. Не нужно втискивать
вокальные данные ученика в рамки ваших методов. Нужно поощрять
ученика даже за небольшой успех.
Примерный план-построение занятия по эстрадному вокалу
Занятие эстрадным вокалом, как правило, начинается с вокальных
упражнений, с распевания. На распевание в начале урока отводится 10-15
минут.
Одной из важнейших задач распевания в эстрадном пении является не
только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у
обучающихся основных певческих навыков. К ним можно отнести:
 певческую установку;
 певческое дыхание и опору звука;
 высокую вокальную позицию;
 точное интонирование;
 ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
 использование различных видом звуковедения;
 дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.
Задача эстрадного вокалиста заключается в поиске своего оригинального
звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения,
а также сценического образа. Следовательно, основной особенностью
эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого,
уникального голоса вокалиста.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа
над ними проводится параллельно. Каждое вокальное упражнение имеет цель
формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении
невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной
сложностью для начинающего певца – усвоить, что для достижения
устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания,
умения и навыки, полученные на занятиях.
После распевания и освоения основных вокальных навыков можно
приступать к разучиванию материала.
В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы:
 разучивание песни (точность мелодии, ритма, расстановка дыхания,
стилистические моменты);
 работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские
задачи);
 исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую
фонограмму (контроль за процессом впевания, работа с микрофоном);
 сценическое движение (жесты, мимика, раскрытие образа).

Заключение
Одним из важнейших аспектов дополнительного образования является
учёт потребностей и мотивов подростков, которые во многом определяют не
только направление, своеобразие и уровень потребностей человека, но и
побуждают его ставить проблемы, концентрировать усилия для их решения.
Поэтому, воспитание личности означает, прежде всего, формирование
системы
потребностей
и
мотивов
для
развития
творческой
самостоятельности. Соотношение различных мотивов определяет выбор
содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения,
эффективность всего процесса для формирования активной творческой
личности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».