Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Авиамоделирование»
Возраст обучающихся: 10 - 18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Журавлёв Михаил Николаевич,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск 2025
год
Пояснительная записка.
Программа «Авиамоделирование» составлена в соответствии с нормативноправовыми
основаниями
для
разработки
общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования детей.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»).
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
19. Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с
изм. от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).
Направленность (профиль) программы – техническая.
Особое место в системе дополнительного образования занимает
техническое творчество – один из наиболее сложных и специфических видов
человеческой деятельности. Именно технологическое знание способно
глобально влиять на рост научно-технического прогресса, от уровня которого
зависит благосостояние общества.
Занятия авиамоделизмом помогут воспитанию будущих исследователей,
конструкторов. Авиационный моделизм является одним из наиболее
популярных технических видов спорта. Модель самолёта – это самолёт в
миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью
конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной
техникой.
Образовательная программа «Авиамоделирование» является программой
технической направленности. Она направлена на расширение кругозора,
обще трудовых знаний и умений, формирование устойчивого интереса к
технике.
Актуальность программы: работа в объединении расширяет знания
школьников по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики
и методике проведения несложных технических расчётов.
Все изучаемые модели и технологические приемы их изготовления
находят дальнейшее развитие в элементах других, более сложных моделей.
В начале курса занятий у воспитанников велико стремление к получению
быстрого результата, а умений и навыков ещё недостаточно. Для повышения
заинтересованности обучающихся, улучшения качества моделей, программа
практических занятий построена по принципу "от простого к сложному". На
начальном этапе основной упор в изготовлении моделей делается на сборку,
раскраску и регулировку моделей. Постепенно, когда приобретаются
определенные навыки, вырабатываются усидчивость и трудолюбие, наборы
моделей усложняются.
Важно так же является научить детей выполнять работу с соблюдением
техники безопасности.
Произошло обновление методического обеспечения образовательного
процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких
как: мультимедийные презентации, чертежи, технологические карты в
электронном виде, использование сети Интернет.
Отличительные особенности программы: Темы в программе логически
связаны в одну педагогическую цепочку: от простого к сложному.
Занятия
авиамоделированием
проходят
в
кабинете,
где
предусматриваются все необходимые мероприятия, обеспечивающие
нормальный режим и безопасность работы, более индивидуальный подход к
каждому ученику. Ребята работают с более сложными инструментами и
материалами, как надфиль, лобзик, дерево, пенопласт, краски.
Важной составляющей педагогического процесса является участие
авиамоделистов в соревнованиях и творческих конкурсах. Это позволяет
воспитанникам расширить свой кругозор, сравнить результаты своего труда с
результатами других авиамоделистов, пробуждает у ребят желание достичь
более высоких результатов.
Адресат программы: дети1 0 -18 лет.
Возрастные особенности детей:
Возраст обучающихся в творческом объединении, на который
ориентирована данная дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая программа), 10 -18 лет.
В средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого
развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации,
находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам
интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое
мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту. Особое значение для подростка в этом
возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
У старшеклассников происходит существенное изменение самосознания —
повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки
собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования,
произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической
памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы обучения.
Состав детского творческого объединения – постоянный, при наборе
соблюдается принцип добровольности.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста и склонности к технической области знаний.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп
производится с учетом пожелания родителей и обучающихся не имеющие
противопоказаний по здоровью. Группы формируются разновозрастные.
Принимаются все желающие, не имеющие предварительной подготовки.
Количество детей в группе не превышает 6-ти обучающихся.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 года обучения при постоянном составе детей.
Режим занятий:
4 учебных часа в неделю (2 занятия по 2 часа)
Объем программы: 152 часа (1 года)
1 год обучения – 152 учебных часа (38 недель)
Уровень: стартовый
Формы обучения: очная
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.
Перечень видов занятий: теоретические (беседы), практические и
комбинированные занятия, включающие теорию и практику. На занятиях
используются наглядные материалы в виде иллюстраций, плакатов, готовых
образцов.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: опрос, наблюдение,
- проведение анализа знаний, умений и обсуждение результатов после
участия в выставках, открытых занятиях, зачетных полетах, показательных
выступлениях;
- наблюдение педагога за учащимися во время занятий:
- умением работать самостоятельно и с другими детьми;
- умением слушать и выполнять требования педагога;
- умением работать инструментами;
- соблюдением техники безопасности;
- поведение в коллективе;
- общая культура
Особенности образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом
объединения обучающихся по интересу к техническому творчеству,
сформированных в разновозрастные группы в количестве 6 человек.
Состав групп постоянный.
Цель программы: способствовать развитию творческого потенциала
учащихся через овладение навыками создания авиамоделей и приобщение к миру
современных высоких технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с основами самолетостроения, теорией полета моделей,
основами технического черчения, приемами и технологиями изготовления
моделей;
- обучить приёмам работы столярными и слесарными инструментами;
Развивающие:
- развивать внимательность, наблюдательность, конструкторское мышление
при проектировании и постройке моделей;
- развивать координацию движений, глазомер и быстроту реакции при
пилотировании авиамоделей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, настойчивость, прилежание, аккуратность;
- умение доводить начатое дело до конца.
- воспитывать бережное отношение к технологической среде и окружающей
природе;
- воспитывать терпеливое сознание, обеспечивающие дружелюбное
отношение учащихся друг к другу.
Планируемые результаты: результатом курса обучения являются
приобретенный комплекс знаний, умений и навыков, который поможет учащимся
выбрать свою будущую профессию. Наряду с профессиональной ориентацией
подросткам совершенствуют свои морально-психологические качества
посредством тренировок и участия в соревнованиях различного уровня,
приобретая при этом:
- эмоционально-волевое отношение к познанию и преобразовательной
деятельности в области автоспорта;
- стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности;
- положительное отношение к труду, людям, технологической среде.
- понимание своих возможностей и ограничений.
I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
№
Наименование раздела, темы
п/п
Вводное занятие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Основы теории полета
Простейшие бумажные
авиамодели, модель метательного
планера из ватмана
Модели метательных планеров из
пенопластовой потолочной
плитки
Тренировочные запуски
метательных планеров из
пенопластовой потолочной плитки
Планер. Схематическая модель
планера
Самолет, схематическая
резиномоторная модель самолета
Тренировочные запуски
схематических моделей планеров
и схематических резиномоторных
моделей самолётов
Заключительное занятие
Итого:
Количество часов
Формы аттестации
/контроля
Всего Теория Практика
2
2
Наблюдение, опрос
6
4
2
6
2
4
Опрос, тестирование
Выполнение практических
работ
28
6
22
Выполнение практических
работ
16
4
12
Выполнение практических
работ
34
7
27
Текущий контроль
34
6
28
Выполнение практических
работ
24
8
16
2
1
1
152
Выполнение практических
работ,
соревнования
Опрос, тестирование
Содержание занятий
1. Вводное занятие.
Теория: Авиация и ее значение в жизни страны. Цель, задачи и содержание работы
на учебный год. Ознакомление с достижениями учащихся в предыдущие годы.
Демонстрация моделей, ранее построенных в лаборатории. Правила работы в
лаборатории, правила безопасности труда.
2. Основы теории полета
Теория: Воздух и его основные свойства. Горизонтальные и вертикальные течения
воздуха. Тела удобообтекаемой формы. Аэродинамическое качество. Что такое
устойчивость полета и как она обеспечивается. Центр тяжести. Центр давления.
Крыло и его характеристика; размах, профиль, хорда. Формы крыльев в плане.
Установочный угол и угол атаки. Центровка самолета и модели.
Аэродинамическое качество крыла.
Практика: Определение центра тяжести метательной модели планера.
3. Простейшие бумажные авиамодели, модель метательного планера из
ватмана
Теория: Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет,
летающей модели – центр тяжести, угол атаки крыла. Природные примеры
перемещения по воздуху (птицы, насекомые, семена некоторых растений).
Практика: Изготовление бумажных летающих моделей. Изготовление
метательного планера из ватмана с объемным крылом.
4. Модели метательных планеров из пенопластовой потолочной плитки
Теория: Особенности изготовления моделей из пенопластовой потолочной
плитки. Приёмы работы с пенопластом.
Практика: Изготовление простейших летающих моделей из пенопластовых
потолочных плиток.
5. Тренировочные запуски метательных планеров из пенопластовой
потолочной плитки
Теория: Изучение приёмов настройки метательных планеров для полёта на
дальность и для полёта на время. Навыки регулировки моделей метательных
планеров из пенопластовых потолочных плиток.
Практика: Регулировка моделей. Тренировочные полеты.
6. Планер. Схематическая модель планера
Теория: Краткий исторический очерк. Первые планеры советских конструкторов.
Рекордные полеты советских планеристов. Использование планеров в годы
Великой Отечественной войны. Способы запуска планера. Силы, действующие на
планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость
снижения. Парение планера. Устройство планера. Система управления планером.
Спортивные и рекордные, планеры.
Практика: Постройка схематичных моделей планеров. Освоение технологий
изготовления их отдельных частей. Изготовление частей и деталей моделей
планеров: носовой части фюзеляжа, хвостовой рейки - фюзеляжа, стабилизатора,
киля, рамки крыла. Изготовление нервюр крыла. Сборка крыла. Изготовление,
пилона крыла, обтяжка поверхностей: стабилизатора, киля, крыла. Регулировка и
запуск моделей, устранение замеченных недостатков.
7. Самолет, схематическая резиномоторная модель самолета
Теория: История создания первого самолета. Дальнейшее развитие
самолетостроения. Военные и гражданские самолеты. Монопланы и бипланы.
Поршневые и реактивные самолеты. Управление самолетом. Воздушный винт.
Практика: Постройка резиномоторной модели самолета.Изготовление фюзеляжа
на стапеле. Изготовление крыла на стапеле. Изготовление стабилизатора и киля.
Изготовление воздушного винта и передней бобышки фюзеляжа. Обтяжка
крыла и фюзеляжа модели. Изготовление резиномотора. Сборка и регулировка
модели.
8. Тренировочные запуски схематических моделей планеров и
схематических резиномоторных моделей самолётов
Теория: Правила поведения на полетах. Техника безопасности на тренировочных
полетах. Правила обращения с моделью при тренировочных запусках. Настройка
модели.
Практика: Тренировочные запуски схематической модели. Тестирование и
устранение недостатков. Проведение соревнований.
9. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов работы за год. Планируемая работа на следующий
год. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.
Практика: Подготовка моделей к отчетной выставке. Показательные запуски
моделей. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
- фото и видео;
- журнал посещаемости;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- готовая работа;
- соревнования, конкурсы;
- открытое занятие;
- проекты.
Оценочные
материалы.
Диагностика
Мониторинг освоения детьми программы проводится руководителем, 2 раза
в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного
опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением
педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В),
средний уровень (С), низкий уровень (Н). в конце каждого учебного года можно
проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося.
Уровни развития:
-Навыки настройки и подготовки программы.
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые
настройки.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую
настройку, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи педагога выбрать необходимую настройку.
-Умение правильно моделировать по замыслу
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции,
может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических
поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется
в объяснении ее особенностей.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а
получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения
ребенок не может.
- Умение моделировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок моделировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе
моделировать по образцу, иногда с помощью педагога
Низкий: не видит ошибок при моделировании по образцу, может проектировать
только под контролем педагога.
- Умение моделировать по пошаговой схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок моделировать по
пошаговой схеме.
Средний: может моделировать по пошаговой схеме в медленном темпе
исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий: не может понять последовательность действий при моделировании
по пошаговой схеме, может моделировать по схеме только под контролем
педагога.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
- беседа (получение нового материала);
- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания
в течение части занятия или одного-двух занятий);
- познавательная игра;
- просмотр видео материалов, презентаций;
- задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и
схемам, условиям, замыслу;
- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания
в течение одного-двух занятий);
- викторины;
- разработка творческих проектов и их презентация;
- соревнование (практическое участие детей в разнообразных
мероприятиях по техническому конструированию);
- творческое моделирование;
- выставка работ.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться
педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология модульного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология разно уровневого обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности;
- технология игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровье сберегающая технология.
Организационный раздел
Календарный учебный график
№ п/п Основные характеристики образовательного процесса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
10
Окончание учебного года
38
76
4
152
19
19
1 сентября
31 декабря – 11
января
30 мая
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
учебный класс;
зал для проведения тренировок и соревнований (минимум 10*20м)
стол ученический (6 шт.);
стул ученический (6 шт.);
коврик для резки (А3) (6 шт.);
верстак (1 шт.);
доска маркерно-меловая (1 шт.);
фанера 3-4 мм;
рейки деревяные (сосна) 4х4х1000, 5х12 (20 шт.);
пенолист (подложка под ламинат 500-1000) 3мм;
пенолист (подложка под ламинат 500-1000) 5мм;
подложка под кварцвинил(500-1000) 1,5мм;
пеноплекс (жёлтый 500-1000 50мм);
пластик вспененный;
клеевой термопистолет;
клеевые стержни;
спирт этиловый 95% 100мл;
клей «Мастер»;
клей «супер» + активатор;
краски акриловые художественные (красная, синея, жёлтая, зелёная,
черная, белая);
маркер для магнитно-маркерной доски (черный 0,5мм, на водной основе);
скотч прозрачный широкий 48мм;
скотч прозрачный 35х40;
скотч прозрачный цветной;
скотч малярный узкий;
скотч малярный широкий 48мм;
двухсторонняя клеевая лента (12мм);
нож модельный с металической цангой + лезвия;
нож канцелярский (большой);
ножницы канцелярские большие;
ножницы канцелярские средние;
лобзик ручной;
пилки для лобзика;
пила по металлу 150мм;
полотно для пилы по металлу 150мм;
пилки для ногтей большие на деревянной основе 100/180, 180/240;
рубанок ручной маленький (мини) (1 шт.);
молотк (250-300гр) (1 шт.);
молоток (100-150гр) (1 шт.);
напильник по металлу мелкий зуб (плоский, квадратный, круглый,
треугольный);
набор надфилей (комплект);
дрель ручная (ручка);
шуруповёрт (маленький, легкий);
тиски (160мм) (1 шт.);
набор свёрл 0,8-1-1,2-1,5-2-2,5-3-3,5 (по 5 шт.);
набор свёрл 1-10мм;
линейки деревянные 400мм;
линейки деревянные 500мм;
линейка металлическая 500мм;
линейка металлическая 1000мм;
пассатижи большие (1 шт.);
пассатижи маленькие;
круглогубцы;
длинногубцы;
наждачная бумага (зернистость120-240-360-400);
наждачная бумага (зернистость 600,1000,1500,2500);
набор отвёрток («-» «+»)
штангенциркуль 125 (1 шт.);
клей карандаш;
резина для резиноматора 100гр;
шнур резиновый рыболовный1,5-2мм;
пропеллер для резиноматора (20 шт.).
Информационное обеспечение:
вспомогательная литература;
интернет.
Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Авиамоделирование» обеспечивается педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее технической направленности, и отвечающим
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках,
и (или) профессиональным стандартам
Для полноценной реализации программы необходимо:
обеспечить обучающихся необходимой учебной и методической
литературой;
создать условия для безопасных учебных полётов в помещении;
создать условия для разработки проектов;
обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы;
Психолого-педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы
должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и
возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его
развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно
образовательную деятельность.
Алгоритм учебного занятия:
Блоки
Этапы
Этап учебного
занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Подготовительный
1
Организационный
Подготовка детей к
работе на занятии
Организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания
2
Проверочный
Установление
правильности и
осознанности
выполнения
домашнего задания
(если таковое было),
выявление пробелов
и их коррекция
Проверка домашнего задания (творческого,
практического), проверка усвоения знаний
предыдущего занятия
3
Подготовительный
(подготовка к
новому
содержанию)
Обеспечение
мотивации и
принятие детьми
цели учебнопознавательной
деятельности
Сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей
(например, эвристический вопрос,
познавательная задача, проблемное задание
детям)
4
Усвоение новых
знаний и способов
действий
Обеспечение
Использование заданий и вопросов,
восприятия,
которые активизируют познавательную
осмысления и
деятельность детей
первичного
запоминания связей и
Основной
отношений в объекте
изучения
5
Первичная
проверка
понимания
изученного
Установление
правильности и
осознанности
усвоения нового
учебного материала,
выявление
ошибочных или
спорных
представлений и их
коррекция
Применение пробных практических
заданий, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или
обоснованием
6
Закрепление новых
знаний, способов
действий и их
применение
Обеспечение
усвоения новых
знаний, способов
действий и их
применения
Применение тренировочных упражнений,
заданий, которые выполняются
самостоятельно детьми
7
Обобщение и
систематизация
знаний
Формирование
целостного
представления
знаний по теме
Использование бесед и практических
заданий
8
Контрольный
Выявление качества
и уровня овладения
знаниями,
самоконтроль и
Использование тестовых заданий, устного
(письменного) опроса, а также заданий
различного уровня сложности
коррекция знаний и
способов действий
Итоговый
(репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского)
9
Итоговый
Анализ и оценка
Педагог совместно с детьми подводит итог
занятия
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей работы
10
Рефлексивный
Мобилизация детей
на самооценку
Самооценка детьми своей
работоспособности, психологического
состояния, причин некачественной работы,
результативности работы, содержания и
полезности учебной работы
11
Информационный
Обеспечение
понимания цели,
содержания
домашнего задания,
логики дальнейшего
занятия
Информация о содержании и конечном
результате домашнего задания, инструктаж
по выполнению, определение места и роли
данного задания в системе последующих
занятий
Список используемой литературы
Литература для педагога:
1. Аэродинамика летательных аппаратов. Под ред. доктора технических наук
проф. Колесникова. - М.: Машиностроение,1993
2. Бауэре И. П. Летательные аппараты нетрадиционных схем /Пер. с англ. Б.Б.
Рыбака/ - М.: Мир,1991
3. Болонкин А.А. Теория полета летающих моделей - М.: ДОСААФ, 1962
4. Вилле Р. Постройка летающих моделей копий. /Пер. с немецкого В.Н.
Пальянова/ - М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986
5. Гаевский О.К. Авиамоделирование. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Патриот, 1990
6. Гусев Е.М., Осипов М.С. Пособие для автомоделистов. - М.: ДОСААФ
СССР, 1980
7. Гюнтер Миль Модели с дистанционным управлением. /Пер. с немецкого Л.Ф.
Мековкина/ - Ленинград: «Судостроение», 1984
8. Джонс Р.Т. Теория крыла /Пер. с англ. доктора техн. наук В.Н. Голубкина/ -М.:
Мир, 1995
9. Жидков С.Н. Секреты высоких скоростей кордовых моделей. - М.: ДОСААФ, 1972
10. Зуев В.П., Камышев Н.И., Качурин М.Б., Голубев Ю.А. «Модельные двигатели»
Пособие для руководителей технических кружков. – М. Просвещение. 1973
11. Калина И. Двигатели для спортивного моделизма /Пер. с чешского С.И.Грачева/
- М.:ДОСААФ 1983
12. Каюмов Н.Т., Назаров А.Ш., Наумов Н.С. Авиамодели чемпионов. - М.:
ДОСААФ СССР, 1978
13. Киселев Б.А. Модели воздушного боя. М.: - ДОСААФ СССР, 1981
14. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР,1989
15. Красильщиков А.П. Планеры СССР. - М.: Машиностроение, 1991
16. Куманин В.В. Регулировка и запуск летающих моделей - М.: ДОСААФ, 1959
17. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.:
Машиностроение, 1989
18. Мерзлекин В.Е. Микродвигатели серии ЦСТКАМ. - М.: Патриот,1991
19. Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. - М.: ДОСААФ СССР,
1982
20. Пантюхин С.П. Воздушные змеи. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР,1984
21. Петр Завада. Секреты кордовых пилотажных моделей – Варшава 1984
22. Потапов В.Н., Хухра Ю.С. Пилотажные радиоуправляемые модели
самолетов. - М.: ДОСААФ, 1965
23. Рожков B.C. Авиамодельный кружок. - М.: Просвещение,1978
24. Рожков B.C. Строим летающие модели. - М.: Патриот, 1990
25. Сироткин Ю.А. В воздухе пилотажные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1972
26. Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель. - М.:
ДОСААФ, 1973
27. Спунда Б. Летательные модели вертолетов. - М.: Мир,1988
28. Субботин В.М. Таймерная модель самолета. - М.: ДОСААФ, 1958
29. Турьян В.А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1982
30. Фетцер В.Л. Авиация в моделях. - Ижевск: Удмуртия, 1992
31. Фомин.В.И., Назаров А.Ш. Авиамодельный спорт (альбом чертежей) - М.:
ДОСААФ СССР, 1985
32. Шахат А.М. Резиномоторная модель. - М.: ДОСААФ, 1977
Интернет-ресурсы:
http://www.fasr.ru/ Федерация авиамодельного спорта России
http://www.ramsf.ru/index.php Российский авиамодельный спортивный форум
http://www.rcdesign.ru/ Самый крупный Российский сайт по радиоуправляемым моделям
http://rconline.ru/ Российский сайт по моделизму
http://avia-master.com/index.php/ информативный сайт по авиамоделизму
Литература для обучающихся (родителей):
1. Гарольд Риджуэй. Как сделать и запустить воздушного змея. - М.:
Центрополиграф.2001
2. Ежемесячный массовый научно-технический журнал ,,Моделист конструктор”
3. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - М.: Просвещение, 1984
4. Журнал для авиамоделистов ,,Моделизм – спорт и хобби” 42
5. Заворотов В. А. От идеи до модели. - М.: Просвещение. 1988
6. Катышев Г.М., Михеев В.Р. Крылья Сикорского. - М.: Военное изд-во, 1992
7. Лагутин О-В. Самолет на столе. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1988
8. М.С. Лебединский. Лети модель Книга 1 - М.: ДОСААФ, 1969
9. М.С. Лебединский. Лети модель Книга 2 - М.: ДОСААФ, 1970
10. Михеев Ю.В. Вертолеты дореволюционной России. - Издательство МАИ,
1992
11. Павлов А. П. Твоя первая модель. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР. 1979
12. Черненко Г.П. Сердце для звездолета. - Л.: Детская литература, 1991
13. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950. - М.
Машиностроение, 1994
14. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938г. - М.:
Машиностроение, 1994