Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Инженер-юниор»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 2 месяца
Автор – составитель:
Кожевников Александр Евгеньевич
педагог дополнительного образования
МО Карпинск
2025 г.
Пояснительная записка.
Программа «Инженер-юниор» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»).
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»).
15.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
19. Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с изм.
от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).
Направленность (профиль) программы – техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической
направленности образования детей «Инженер-юниор» предназначена для
получения базовых знаний о проектировании и моделировании, умении
самостоятельно работать с различными видами конструирующих и моделирующих
материалов.
Актуальность программы заключается в:
востребованности развития широкого кругозора школьника в техническом
направлении;
необходимости ранней пропедевтики технической профессиональной
ориентации в связи с особенностями современного производства: внедрение
наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток
квалифицированных специалистов.
программа отвечает требованиям направления муниципальной и
региональной политики в сфере образования
развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации
образования.
Отличительные особенности программы «Инженер-юниор»:
Настоящее время характеризуется поразительным ростом вычислительной
мощности компьютеров, технологий трехмерного проектирования, гибких
автоматизированных систем. «Начертательная геометрия», имеет хорошо
апробированную методику преподавания, которая давно сформировалась и ставила
перед собой задачи одновременного развития при изучении материала таких видов
мышления
как
пространственное,
конструктивное,
геометрическое,
алгоритмическое. Поскольку в начертательной геометрии двухмерные модели чертежи являются условным представлением трехмерного пространства, большое
значение приобретает способность перестройки воображения и оперирования
моделями трех измерений. К сожалению, это одна из сложностей, препятствующих
пониманию учебного материала.
Главной задачей преподавателя в этом случае является устранение
психологического
барьера
и
раскрытие
многовариантной
сущности
геометрических объектов как моделей объективной реальности. Особенно это
важно для формирования мышления будущих инженеров, профессиональная
деятельность которых тесно связана с моделированием и конструированием.
Решению этой весьма актуальной проблемы содействует применение новых
компьютерных образовательных технологий - «Инженерной графики». С целью
совершенствования графической подготовки при изучении инженерной графики
предлагается
использование
технологии
трехмерного
твердотельного
параметрического
компьютерного
моделирования
с
применением
автоматизированных систем.
Актуальность программы заключается в том, что обучение в творческом
объединении позволяет обучающимся более полно выявить свои способности в
изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных
способов моделирования в других учебных курсах, подготовить себя к
осознанному выбору как ВУЗа, так и дальнейшей профессии.
Новизна
представленной
программы
заключается
в
том,
что
общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и
индивидуализации обучения по отношению к 3D-технологиям. Таким образом,
освоенный инструментарий — моделирование — выступает отдельным
образовательным продуктом обучающихся, наряду с разработанными ими 3D
моделями. Осознание и присвоение обучающимися данного типа продукции
происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
Адресат программы: дети 11 - 13 лет.
Возрастные особенности детей:
Возраст обучающихся в творческом объединении, на который ориентирована
данная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная
общеразвивающая программа), 11-13 лет.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития.
В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить
сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны
внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и
суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и
доказывать свою правоту. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет
возможность самовыражения и самореализации.
Состав детского творческого объединения – постоянный, при наборе
соблюдается принцип добровольности.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста
и склонности к технической области знаний.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп
производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной
общеобразовательной школы, друзья и т.п.)
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 2 месяца обучения при постоянном составе детей.
Режим занятий:
1 Группа обучения – 2 учебных часа в неделю (1 занятия по 2 часа)
Объем программы: 20 часов (2 месяца)
1 год обучения – 20 учебных часа (10 недель)
Уровень: базовый
Формы обучения: очная, очно/заочная, заочная
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и т.п.
Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю сторону
организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и
средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного
процесса и других его элементов.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар,
лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое
занятие, дистанционные занятия на платформах онлайн обучения и др.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль,
творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое
занятие, беседа и т.д.
Особенности образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом
объединения обучающихся по интересу к техническому творчеству,
сформированных в разновозрастные группы:
Группа: 12 человек
Состав групп постоянный.
Цель и задачи программы.
Цель программы «Инженер-юниор»:
Формирование
творческой,
разносторонне развитой личности. Приобщение учащихся к графической культуре
и приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной, последовательной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить обучающихся с основными положениями 3D моделирования.
Научить анализировать пространственную форму объектов.
Научить представлять форму проектируемых объектов.
Привить навыки моделирования с помощью современных программных средств.
Освоить с обучающимися навыки 3D-печати.
Развивающие:
Содействовать развитию креативных способностей и логического
мышления детей;
Сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую
активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как
содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе
организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в
группе, в парах.
Содержание программы.
Формы
Количество часов
Наименование раздела,
№
п/п темы
Всего
Теория Практика аттестации/контр
оля
Вводное занятие. Правила
техники
безопасности,
1
Знакомство
с программой
«Компас 3D»
Настройка
параметров
2
программы
3 Интерфейс программы
Общие навыки работы в
«Компас 3D»: Использование
привязок, приёмы выделения в
4
«Компас 3D», сетка и её
использование.
настройка
системы координат
5
Построение
объектов
геометрических
6 Простановка размеров
7
Редактирование объектов на
чертеже
Опрос
1
1
0
2
1
1
2
0
2
Опрос
Беседа
Опрос, беседа
6
1
5
Практическая
работа,
оценивание
работ
4
0
4
Контрольная
работа
2
0
1
Тестирование,
оценивание
работ.
Практическая
2
1
1
работа
Тестирование,
итоговая работа.
Сохранение
чертежей
в
13 форматах, совместимых с Solid
Work, AutoCAD.
1
0
1
Всего
20
4
16
Содержание учебного плана.
Тема 1. Вводное занятие. правила техники безопасности, знакомство с
программой «Компас 3D».
Цель: Дать учащимся основные сведения по созданию чертежей в электронном
виде, познакомить с рабочим классом и используемыми ПК, ознакомиться с
правилами по технике безопасности в кружке.
Теория:
Знакомство с системным и программным оснащением ПК.
Практика:
1. Просмотр видеороликов про 3D моделирование, а также готовые модели,
сделанные ранее.
2. Знакомство с программой «Компас 3D».
3. Отработка приемов запуска программы, умения правильно включать и
выключать ПК.
Подведение итогов. Дети должны знать какие виды и способы создания чертежей
используются в компьютерном моделировании, разновидности программ и
применяемых инструментов.
Учащиеся должны уметь самостоятельно производить правильное включение
и выключение ПК, осуществлять запуск программы, правильно ориентироваться с
использованием компьютерной мышки, клавиатуры и графического планшета.
Тема 2. Настройка параметров программы.
Цель: Научить детей осуществлять самостоятельно настройку основных
параметров программы «Компас 3D»
Теория:
Беседа на тему «Компьютерное черчение. Использование в повседневной
жизни и на промышленных предприятиях».
Практика:
1. Рассмотрение настроек основных параметров системы.
2. Установка пользовательских настроек и осуществление возврата к настройкам
по умолчанию программы «Компас 3D».
3. Просмотр готовых чертежей и основных конструктивных особенностей.
Подведение итогов: Дети должны знать какие настройки программы «Компас 3D»
можно устанавливать и изменять, уметь самостоятельно осуществлять настройку
пользовательских параметров.
Тема 3. Интерфейс программы
Цель: Научить детей использовать основные кнопки и команды для выбора типа
чертежа и создания нового документа в программе «Компас 3D»
Теория:
Беседа на тему «Типы документов. Основные форматы и ориентация листа в
черчении».
Практика:
1. Изучение оболочки и интерфейса программы.
2. Рассмотрение способов создания новых документов.
3. Построение чертежа с заданными параметрами по готовому примеру.
Подведение итогов: Дети должны знать, как создаются новые документы, какие
форматы и ориентация листов используется в черчении.
Учащиеся должны уметь самостоятельно ориентироваться в окне программы
«Компас 3D», использовать основные команды для начальной работы.
Тема 4. Общие навыки работы в компас 3D: использование привязок, приёмы
выделения в компас 3D, сетка и её использование.
Цель: Научить детей использовать команды привязок, выделения и сетки для
создания чертежа.
Теория:
Беседа на тему «Построение чертежа. Соблюдение единых стандартов
конструкторской документации».
Практика:
1. Изучение глобальных, локальных, ортогональных и клавиатурных привязок.
2. Применение разнообразных вариантов выделения объектов: с помощью мыши,
с помощью команд, по свойствам. Настройка выделения.
3. Рассмотрение настроек параметров сетки, использование привязки по сетки, а
также сетки при мелких масштабах.
Подведение итогов: Дети должны знать правила соблюдения единых стандартов
конструкторской документации при работе с чертежом.
Учащиеся должны уметь использовать команды привязок, выделения объектов,
отображения сетки и её настройки при создании чертежа.
Тема 5. Построение геометрических объектов
Цель: Научить детей создавать простейшие геометрические объекты
Теория:
Беседа на тему «Типы линий. Их использование согласно ЕСКД».
Практика:
1. Изучение способов построения окружностей, точек, отрезков, многоугольников
и других геометрических объектов.
2. Построение геометрических объектов по заданным вариантам.
Подведение итогов: Дети должны знать основные типы линий и их использование
согласно ЕСКД.
Учащиеся должны уметь строить все простейшие геометрические объекты.
Тема 6. Простановка размеров
Цель: Научить детей наносить размеры на чертежах.
Теория:
Беседа на тему «Размеры. Их виды. Способы нанесения согласно ЕСКД».
Практика:
1. Изучение основных команд нанесения размеров на чертежах.
2. Рассмотрение
способов
простановки
размеров
для
характерных
геометрических объектов.
3. Преобразование размеров из одного вида в другой.
Подведение итогов: Дети должны знать правила простановки размеров согласно
ЕСКД
Учащиеся должны уметь правильно расставлять размеры в соответствии с
требованиями ЕСКД.
Тема 7. Редактирование объектов на чертеже
Цель: Научить детей редактировать геометрические объекты на чертеже
Теория:
Беседа на тему «Типы деталей. Основные виды на чертежах».
Практика:
1. Изучение общих приемов редактирования.
2. Изменение и копирование свойств объектов.
3. Рассмотрение основных команд редактирования: сдвиг, копирование,
преобразование объектов, разбиение объектов на части, удаление объектов и др.
Подведение итогов: Дети должны знать основные виды на чертежах, правильное
расположение видов на чертежах.
Учащиеся должны уметь редактировать ранее созданные геометрические
объекты.
Тема 8. Сохранение чертежей в форматах, совместимых с solid works, autocad.
Цель: Научить детей сохранять документы в различных форматах
Теория:
Беседа на тему «Виды программ и систем автоматизированного
проектирования».
Практика:
1. Изучение расширений и поверхностное знакомство с программами Solid Works,
AutoCAD.
2. Сохранение документов, совместимых с другими программами.
3. Самостоятельное выполнение чертежа по заданному заданию.
Подведение итогов: Дети должны знать виды систем автоматизированного
проектирования.
Учащиеся должны уметь сохранять чертежи в различных форматах, открывать их
в программах Solid WorkS, AutoCAD.
1.4. Планируемые результаты.
1.4.1. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
В результате проведенных занятий обучающийся должен уметь:
создавать, редактировать и оформлять чертежи на персональном
компьютере;
настраивать параметры программы в соответствии с ГОСТ;
осуществлять печать чертежей различных форматов.
В результате проведенных занятий обучающийся должен знать:
основные приемы работы с чертежом на персональном компьютере;
стандарты оформления чертежей и конструкторской документации;
настройки изменения формата, масштаба листа, добавления нового вида;
1.4.2. Компетенции и личностные качества, которые могут быть
сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.
В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные
умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как:
− информационная: способность грамотно выполнять действия
с информацией;
− предметная: способность применять полученные знания на практике;
− социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций
других людей;
− коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым;
− общекультурная компетенция;
− способность к самосовершенствованию.
а также личностные качества, такие как:
- общественная активность личности;
- гражданская позиция;
- культура общения и поведения в социуме.
1.4.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты,
которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы.
К личностным результатам относятся:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
конструкторской деятельности на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
К метапредметным результатам относятся:
1) активное использование средств 3D моделирование для решения
коммуникационных и познавательных задач;
2) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
3) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
5) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
6) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
К предметным результатам относятся:
1) владение базовым понятийным аппаратом;
2) владение практически значимыми конструкционными умениями и
навыками, их применением к решению задач:
− выполнение инструкций и алгоритмов для решения поставленных задач;
− использование метода разбиения задачи и подзадачи в задачах большого
объема;
3) выполнение инструкций и алгоритмов для решения практических или
учебных задач.
Календарный учебный график.
№
п/п
1
2
3
4
7
8
9
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
10
Окончание учебного года
10
10
2
20
1 сентября
31 декабря – 11
января
30 мая
Методическое обеспечение программы
Методы организации учебного процесса
Словесные методы (беседа, анализ) являются необходимой составляющей
учебного процесса. В начале занятия происходит постановка задачи, которая
производится, как правило самими детьми, в сократической беседе. В процессе –
анализ полученных результатов и принятие решений о более эффективных методах
и усовершенствованиях конструкции, алгоритма, а, может, и самой постановки
задачи. Однако наиболее эффективными для ребенка, несомненно, являются
наглядные и практические методы, в которых учитель не просто демонстрирует
процесс или явление, но и помогает учащемуся самостоятельно воспроизвести его.
Использование такого гибкого инструмента, как конструктор с программируемым
контроллером, позволяет быстро и эффективно решить эту задачу.
Способы проверки прогнозируемых результатов
Мониторинг успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся,
мониторинг уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы
(дополнительной общеразвивающей программы) воспитанниками творческого
объединения.
Виды аттестации: входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая.
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня
знаний обучающихся перед началом образовательного процесса - проводится в
период с 1 по 15 сентября. Текущая аттестация – это оценка качества усвоения
обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период
обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися
содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода
(этапа, года обучения) - проводится в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 мая.
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня
достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего
образовательного курса программы - проводится в период с 20 по 30 мая.
Программа итоговой аттестации (при любой форме проведения и в любой
направленности) должна содержать методику проверки теоретических знаний
воспитанников и их практических умений и навыков (проводится в период с 20 по
30 мая). Содержание программы итоговой аттестации определяется самим
педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии
с ее прогнозируемыми результатами.
Материально-технические условия реализации программы
Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным
требованиям, оборудованный, столами, стульями, общим освещением, Ноутбук 8
шт. или персональные компьютеры с процессором не ниже 2,0 Ггц и 512 Мб
оперативной памяти, компьютерными программами: операционная система
Windows, Компас-3D. 3D принтер 2шт.
Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение программы:
Учебный класс
Компьютера
Ноутбуки
Программное обеспечение
Программы для 3D моделирования
3D принтер
Катушки ABS/PLA пластика
Интерактивная доска
Проектор
Столы, стулья
Информационное обеспечение:
Вспомогательная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Чертежи
Интернет
Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования 1 категории.
Методическое обеспечение:
№ п/п
Название раздела,
тема
Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы
Формы,
методы,
приемы
обучения,
педагогические
технологии
Формы,
учебные
занятия
1 год обучения
Вводное занятие.
Правила техники
безопасности,
Знакомство с
программой «Компас
3D»
Методическое
пособие:
«Правила ТБ»
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
2-3
Настройка параметров
программы
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
4-5
Интерфейс программы
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
1
6-11
12-15
Общие навыки работы
в «Компас 3D»:
Использование
привязок, приёмы
выделения в «Компас
3D», сетка и её
использование.
настройка системы
координат
Построение
геометрических
объектов
Беседа
Работа в группах
Работа в
группах/индиви
Беседа/практика дуальная работа
Работа в
группах/индиви
Беседа/практика дуальная работа
Работа в
группах/индиви
дуальная работа
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
Беседа/практика
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
16-17
Простановка размеров
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
18-19
Редактирование
объектов на чертеже
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
Чертежи
20
Сохранение чертежей
в форматах,
совместимых с Solid
Work, AutoCAD.
Ноутбуки.
ПО Компас 3D
Беседа/практика
Беседа/практика
Беседа/практика
Беседа/практика
Работа в
группах/индиви
дуальная работа
Работа в
группах/индиви
дуальная работа
Работа в
группах/индиви
дуальная работа
Работа в
группах/индиви
дуальная работа
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
- фото и видео;
- журнал посещаемости;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка;
- готовая работа;
- диагностическая карта;
- соревнования, конкурсы;
- открытое занятие;
- проекты.
Оценочные материалы.
Диагностика
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза
в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного
опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением
педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В),
средний уровень (С), низкий уровень (Н). в конце каждого учебного года можно
проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося.
Уровни развития:
-Навыки настройки и подготовки программы.
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые
настройки.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую
настройку, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую настройку.
-Умение правильно моделировать по замыслу
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции,
может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических
поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется
в объяснении ее особенностей.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а
получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения
ребенок не может.
- Умение моделировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок моделировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе
моделировать по образцу, иногда с помощью педагога
Низкий: не видит ошибок при моделировании по образцу, может проектировать
только под контролем педагога.
- Умение моделировать по пошаговой схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок моделировать по пошаговой
схеме.
Средний: может моделировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя
ошибки под руководством педагога.
Низкий: не может понять последовательность действий при моделировании по
пошаговой схеме, может моделировать по схеме только под контролем педагога.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
- беседа (получение нового материала);
- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в
течение части занятия или одного-двух занятий);
- познавательная игра;
- просмотр видео материалов, презентаций;
- задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и схемам,
условиям, замыслу;
- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в
течение одного-двух занятий);
- викторины;
- разработка творческих проектов и их презентация;
- соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию);
- творческое моделирование;
- выставка работ.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться
педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология модульного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология разно уровневого обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности;
- технология игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровье сберегающая технология.
Список используемой литературы
Литература для педагога:
1.
Новрузова,
С.Г.
Методологические
особенности
применения
компьютерного моделирования в начальных классах общеобразовательной школы / С.Г.
Новрузова // Русский язык для детей билингвов: подходы и методы обучения в
начальной школе – 2019 – С. 174-181.
2.
Новрузова, С.Г. Некоторые идеи для обучения компьютерному
моделированию в начальной школе / С.Г. Новрузова // Colloqiumjournal – 2020 – С. 125130.
3.
Спирин, Д.В. Компьютерное моделирование физических процессов в
профильной школе / Д.В. Спирин, Р.Ю. Сундуй // Наука, техника и образование – 2017.
4.
Шипилова А.А. Компьютерное моделирование на уроках русского языка в
начальной школе / А.А. Шипилова // Современная педагогика – 2016 - № 6.
5.
Огановская, Гайсина, Князева: Робототехника, 3D-моделирование и
прототипирование в дополнительном образовании.
6.
Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Практикум. – М.:
Высшая школа, 2016. – 224 с.
7.
Апачева, В.В. Внедрение курса «Образовательная робототехника и 3D
моделирование» во внеурочную деятельность / В.В. Апачева, Н.Е. Николаева, Э.А.
Кузнецова // Концепт – 2014 – Т.25 – С. 176-180.
8.
Баяндин, Д.В. Начала компьютерного моделирования в инструментальной
системе Stratum-2000 / Д.В. Баяндин // Вестник Пермского государственного
гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные
технологии в образовании – 2015.
9.
Иванова, П.И. Компьютерное моделирование на уроках информатики в 3
классе / П.И. Иванова // Современная педагогика – 2016 - № 6(43) – С. 6-8.
Интернет-ресурсы:
10.
http://standart.edu.ru
[Сайт
Федерального
Государственного
образовательного стандарта];
11.
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов];
12.
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей]
13.
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»];
14.
http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
15.
http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
16.
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
17.
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
18.
www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
19.
http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
20.
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по
предметам];
Литература для обучающихся (родителей):
21.
Книга: Компьютерное моделирование без программирования, авторы: Н.
Г. Васильев, Д. Н. Васильев.
22.
Ирина Стефанова: Обработка данных и компьютерное моделирование.
Учебное пособие.
23.
Горьков Д. Е. Tinkercad для начинающих. 2015, стр.125;
24.
Строганов Р. 3D печать. Коротко и максимально ясно. б.м., LittleTinyH
Books, 2016, стр.73;
25.
Холмогоров Валентин, Горьков Дмитрий 3D-печать с нуля. СанктПетербург, БХВ-Петербург, 2020, стр.256.
Интернет-ресурсы:
1.
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
2.
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
3.
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по
предметам];
4.
http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];