Искры творчества

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Искры творчества»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Попова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2025г.

Программа «Искры творчества» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской


















Федерации» (далее - ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».

 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении













информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»).
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с изм.
от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).

1.
Общая
характеристика
общеразвивающей программы

дополнительной

общеобразовательной

1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность (профиль) общеразвивающей программы
Программа «Искры творчества» имеет художественную направленность. Она
направлена на развитие творческих способностей воспитанников и
удовлетворение их индивидуальных потребностей в эстетическом развитии через
различные виды рукоделия.
1.1.2. Актуальность программы Актуальность программы «Искры творчества»
обусловлена несколькими факторами:


Она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия и
формирует практические навыки и активность в воспитании
художественного вкуса.



Занятия позволяют учащимся погрузиться в мир природы и народного
искусства, что помогает осознать личную связь с духовными ценностями.



Способствует интеллектуальному и духовному воспитанию личности,
социально-культурному и профессиональному самоопределению, развитию
познавательной активности и творческой самореализации.



Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики обеих рук, что
способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга и
повышает общий умственный потенциал ребенка.



Занятия
воспитывают усидчивость,
терпение,
аккуратность
и
самостоятельность, а также помогают снять стрессовое состояние и
структурировать мысли.



Программа способствует формированию правильной осанки и условий для
сохранения зрения и предупреждения усталости (в контексте общей работы
за столом).

1.1.3. Отличительные особенности программы. Особенностью данной
программы является то, что значительную её часть составляет практическая
деятельность воспитанников. Программа предоставляет каждому ребенку
возможность попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного
творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в
нем. Это способствует выполнению проектов по совмещению техник и
материалов, расширяя границы возможностей учащихся и сплачивая коллектив.
Программа способствует переходу обучающихся из роли зрителя и потребителя в
роль автора и создателя уникальных произведений. Новизна программы

заключается в показе развивающих функций декоративно-прикладного искусства
России, способствуя психически устойчивому гармоничному развитию личности
через приобщение к народным традициям. Обучение носит продуктивный
характер.
1.1.4. Адресат общеразвивающей программы
Программа адресована школьникам в возрасте от 7 до 14 лет. При организации
учебно-познавательного и творческого процессов учитываются возрастные
особенности воспитанников и разновозрастной состав группы. Потребность детей
в общении реализуется при выполнении коллективных работ, где воспитывается
коммуникативная культура. Оценивается не личность ребенка, а его деятельность
и творческий потенциал, учитываются индивидуально-психологические
особенности.
Для
реализации
личностного
подхода
используется дифференцированное обучение, предлагая работы различной
степени сложности. Создание ситуации успеха для каждого воспитанника
является одним из главных принципов деятельности творческого объединения.
Требования к уровню первичной компетентности воспитанников и наличию
учебных материалов не предъявляются.
1.1.5. Объём и срок освоения программы. Программа «Искры творчества»
рассчитана на 1 год обучения и имеет общий объем 152 академических часа.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: Очная.
Режим занятий: Программа рассчитана на 152 часа, продолжительность 4 часа в
неделю, что соответствует 2 занятиям по 2 академических часа в неделю.
Комплектование групп происходит на основе действующего Устава учреждения.
Наполняемость одной группы – до 15 человек.
Организационно-педагогические условия: Учебные темы взаимосвязаны и
реализуются последовательно. Деятельность воспитанников организуется с
разной
степенью
самостоятельности:
на
репродуктивном
уровне
(воспроизведение полученных знаний и навыков) и на поисковоисследовательском уровне (принятие самостоятельных творческих решений).
Организация групповых занятий формирует дружеские, доброжелательные
отношения, учит сплочению воспитанников и стимулирует взаимопомощь.
Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров
и подарков родным и близким. Участие в выставках позволяет воспитывать
коммуникабельность и умение презентовать себя.

1.1.7. Формы реализации программы Традиционная модель.
1.2. Цель программы


Обеспечение условий для творческой активности и самореализации
личности воспитанников.



Создание предпосылок для изучения основ декоративно-прикладного
творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (лоскутная
пластика, макраме, вязание, вышивание, бумагопластика, работа с
соломкой).



Интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, повышение
эффективности их обучения.



Содействие жизненному самоопределению воспитанников и формирование
здорового образа жизни.



Формирование и развитие креативных способностей воспитанников путем
экспериментирования с различными материалами нетрадиционных техник.

1.3. Задачи программы
Обучающие:


Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями
декоративно-прикладного творчества.



Научить владеть различными техниками
инструментами и приспособлениями.



Обучить технологиям разных видов рукоделия.



Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства.



Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.



Ознакомление с миром труда взрослых.

работы

с

материалами,

Развивающие:


Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка,
фантазию, наблюдательность.



Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание, положительные эмоции и волевые качества.



Развивать моторику рук, глазомер.



Развивать любознательность в области
народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры.



Развивать изобретательность
художника, дизайнера.



Формировать эстетическое
художественный вкус.



Способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения,
формировать уверенность в себе.

и

устойчивый

восприятие

интерес

к

окружающего

творчеству
мира,

Воспитательные:


Приобщить воспитанников к системе культурных ценностей, формировать
потребность в высоких культурных и духовных ценностях.



Побуждать к овладению основами нравственного поведения (доброта,
взаимопонимание, милосердие, терпимость, культура общения).



Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации, формировать чувство
собственного достоинства, самоуважения.



Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.



Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.



Воспитывать любовь и интерес к творческой деятельности, дружеских
взаимоотношений, умение работать вместе, выполняя совместные работы.



Воспитывать заботливое отношение к близким.



Воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.



Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

1.4. Планируемые результаты
По итогам освоения программы у воспитанников будут сформированы:
1.4.1. Личностные
• Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения.


Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.



Внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой
деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни.



Выраженная познавательная мотивация.



Дисциплинированность, усидчивость и трудолюбие.



Эстетическое развитие, умение ценить красоту декоративно-прикладного
искусства.



Приобщение к ценностям культуры через знакомство с народными
промыслами.



Волевые качества (настойчивость, терпеливость, последовательность),
целеустремленность, ответственность.



Расширение кругозора и объема знаний в области культуры, этики, эстетики,
декоративно-прикладного творчества.

1.4.2. Метапредметные:


Планирование своих действий, осуществление итогового и пошагового
контроля.



Адекватно воспринимать оценку учителя.



Проявлять познавательную инициативу, самостоятельно находить варианты
решения творческой задачи.



Развитие оптической точности (глазомер) и пространственного видения.



Развитие внимания, наблюдательности, способности к самоконтролю и
самооценке своих работ.



Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы, ресурсов
библиотек и сети Интернет.



Анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез, проводить
сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи,
строить рассуждения.



Владение монологической и диалогической формой речи.

1.4.3. Предметные
По итогам освоения программы воспитанники должны знать:


Виды декоративно-прикладного творчества, историю ремесел и рукоделий,
народные художественные промыслы России и родного края.



Названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда,
материалов, их элементарные свойства, использование, применение и
доступные способы обработки.



Правила организации рабочего места и правила безопасности труда и
личной гигиены при работе с различными материалами.



Технологические приемы и термины: «эскиз», «схема», «ритм», «узор»,
«мотив», «крепление».



«Теплая» и «холодная» цветовая гамма, сближенные и контрастные цвета,
цветовые сочетания.

По итогам освоения программы воспитанники должны уметь:


Правильно организовывать свое
инструментами ручного труда.



Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.



Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания,
умения и навыки, полученные на занятиях.



Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь, проявлять
самостоятельность.



Выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом
(бумага, природные материалы, нитки, ткань, пластилин, фольга и т.д.).



Составлять рисунок по эскизу,
художественного изображения.



Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности, понимать и создавать художественные образы с
применением разнообразных материалов.



Понимать, читать,
обозначениями.



Составлять цветовую гамму для изделия.

составлять

рабочее

место

находить

схемы,

новые

и

пользоваться

способы

пользоваться

для

условными



Добиваться в работе аккуратности и завершенности.

По итогам освоения программы воспитанники должны владеть:


Навыками работы с бумагой, природными материалами, нитками, тканью,
фольгой, пластиком и другими бросовыми материалами в различных
техниках (плетение, аппликация, шитье, моделирование).

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
Учебно-тематический план 1 года обучения (152 часа)
№
п/п

Название разделов, тем

Количество часов
Теория
1
1

Практика
0
18

Формы
аттестации/
контроля

1.
2.

Вводное занятие
Раздел 1. «В чудесном лесу»

3.

Раздел 2. «Бумажный город»

1

23

4.

Раздел 3. «Город ниток»

1

15

5.

Раздел 4. «Пластилиновая гора»

1

2

Беседа
Выставка
Демонстрация
работ,
обсуждение
Итоговое
занятие
Презентация
работ

1

18

Мастер-класс

1

3

1

33

2

22

1
1
12

6
1
140

Выставка
Итоговое
занятие
Контрольное
занятие
Коллаж
Проект

7.

Раздел 5. «Остров ненужных
вещей»
Раздел 6. «Омут плетения»

8.

Раздел 7. «Город Иголочки»

6.

9.
10.
11.

Раздел
8.
«Моделирование
одежды»
Раздел 9. «Замок вязания»
Итоговое занятие
Итого:

2.2. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

38
38
4
152
18
20
01 сентября
31 декабря –11 января
30 мая

2.3. Содержание программы
Вводное занятие
Теоретические сведения: Знакомство с группой детей. Введение в игровую
ситуацию. Основные материалы и инструменты, используемые в декоративноприкладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены.
Практическая работа: Рисование Страны Фантазеров (идеи оформления уголка
кружковцев, эмблемы кружка).
Раздел 1. «В чудесном лесу»
Теоретические сведения: Знакомство с растениями, их листьями и семенами.
Экскурсия. Заготовка материалов. Беседа «Что такое флористика?». Понятия
«композиция», «фон», «основа». Виды аппликации. Изготовление объёмных
цветов из крылаток клена. Знакомство с семенами растений (тыква, кабачок,
подсолнечник), соломкой и берестой. Использование разных природных
материалов.
Практическая работа: Заготовка материалов. Аппликация из крылаток клена
(«Аквариум», «Птичий гомон»). Индивидуальные и коллективные аппликации из
засушенных листьев. Композиции вдавливанием семян в пластилин. Подвески
«Паучки» из соломенных трубочек. Соломенная аппликация. Полуобъёмные
композиции из природных материалов.
Раздел 2. «Бумажный город»
Теоретические сведения: История бумажного производства. Виды бумаги,
оригами, киригами, модульное оригами. Правила работы с ножницами,
карандашом, линейкой, клеем. Плетение из бумаги. Понятия «силуэт»,
«симметрия». Аппликация. Бумагопластика. Объёмные поделки (papercraft, из
конусов). Отличие картона от бумаги.
Практическая работа: Изготовление поделок сгибанием и складыванием бумаги

(гофрированные вазы, розы, «Лодочка», оригами: «Журавлик», «Катамаран»,
«Шар», «Кусудама», «Корзинка», «Змей»). Изготовление поделок из полос.
Вырезание снежинок, силуэтов. Плетение сердец, листьев, птичек, лаптей.
Изготовление сувенирных игрушек. Поздравительные открытки. Объёмная
аппликация. Панно. Рамочки для фотографий. Лебеди из модулей.
Раздел 3. «Город ниток»
Теоретические сведения: Беседа «Из чего и как делают нитки?». Виды ниток
(хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Простой узел «калач». Беседа о народной игрушке (соломенной и тряпичной). Куклы из ниток.
Помпоны и кисточки из ниток. Беседа «Что такое ниткопись?».
Последовательность выполнения работы нарезанием ниток «нитяная крошка».
Практическая работа: Изготовление гусеницы из мотка ниток. Изготовление
куклы из ниток. Плоскостная композиция из ниток на бархатной бумаге.
Настенная композиция из «нитяной крошки». Игрушки из помпонов.
Раздел 4. «Пластилиновая гора»
Теоретические сведения: Знакомство с пластилином и основными приёмами
лепки (скатывание, раскатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание,
присоединение). Рисование пластилином (материалы, инструменты,
последовательность). Беседа о глиняной игрушке (дымковская, филимоновская).
Знакомство с солёным тестом.
Практическая работа: Лепка фруктов, овощей, посуды. Выполнение аппликации
из пластилина. Выполнение рельефной композиции из пластилина, глины, гипса.
Лепка игрушек из глины, солёного теста. Выполнение панно способом рисования
пластилином.
Раздел 5. «Остров ненужных вещей»
Теоретические сведения: Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?».
Основные приёмы обработки металлической фольги (резание, сгибание,
скручивание). Беседа «Что такое чеканка?». Нетрадиционные бросовые
материалы (пуговицы, фантики, медная проволока, пластиковые бутылки).
Плетение из фантиков. Знакомство с опилками (травянчики). Работа с волокном
(скручивание, скатывание, вытягивание, разрывание). Яичная скорлупа. Игрушки
из спичечных коробков. Сшивное соединение деталей (шкатулка).
Практическая работа: Изготовление бабочек и птичек из фантиков.
Зигзагообразные полосы. Изготовление игрушек из фольги. Выполнение
чеканки. Изготовление поделок из нетрадиционных бросовых материалов.
Аппликация из опилок, ваты. Изготовление травянчиков. Объёмная игрушка из
яичной скорлупы. Шкатулка из открыток.
Раздел 6. «Омут плетения»
Теоретические сведения: Беседа о различных видах плетения (макраме,
ткачество). Основные материалы и инструменты для плетения косичек. Беседа о
плетении узлами (макраме). Способы навешивания нитей. Двойной плоский
узел, сетка-шахматка из двойных плоских узлов. Шамбала. Репсовый узел.

Фенечки. Декоративные шнуры – кумихимо.
Практическая работа: Плетение закладки-косички в 3-4-5 пряди. Плетение
спиральной цепочки, цепочки «змейка». Шамбала. Фенечки. Декоративный шнур
– кумихимо.
Раздел 7. «Город Иголочки»
Теоретические сведения: Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Объёмные
розочки из капроновых и атласных лент. Знакомство с изонитью (техника
выполнения отдельных элементов, заполнение угла и окружности). Беседа
«Какие бывают пуговицы? Способы пришивания пуговиц». Беседа «Как человек
научился шить». Понятия «шов» и «стежок», ручные швы, правила кроя,
«выкройка». Беседа о куклах и кукольном театре. Пальчиковые куклы. Беседа
«Как делают мягкие игрушки» (виды, правила набивки). Беседа «Виды
вышивки». История вышивки. Подготовительный этап, способы перевода
рисунка, основы вышивания простыми швами. Вышивка лентами. Вышивание
крестиком.
Практическая работа: Клеевая аппликация из лоскутков. Поздравительная
открытка «Изонить». Выполнение образцов ручных швов. Выполнение
игольницы «Шляпка» (ткань), грелки на чайник «Петушок» (фетр). Изготовление
пальчиковых кукол. Полуобъёмная и объёмная мягкая игрушка. Игрушкаподушка. Закладка с вышитым узором. Вышитая миниатюра. Вышивание
сервировочной салфетки, сумочки простыми швами, крестиком, лентами.
Раздел 8. «Моделирование одежды»
Теоретические сведения: Беседа «Какая бывает одежда». Использование ручных
швов при изготовлении одежды. Одежда для кукол. Особенности раскроя и
пошива.
Практическая работа: Моделирование одежды. Изготовление одежды для кукол.
Раздел 9. «Замок вязания»
Теоретические сведения: Из истории вязания крючком. Основные сведения об
инструментах и материалах. Изучение правил безопасности труда при вязании.
Приёмы вязания крючком: цепочка из воздушных петель, столбик без накида,
столбик с накидом. Вязание крючком.
Практическая работа: Цепочка из воздушных петель (закладки, панно, элементы
оформления одежды). Одежда для кукол (вязание крючком).
Итоговое занятие
Подведение итогов. Анализ выполненных проектов.

2.4. Материально-техническое обеспечение программы
Оборудованный класс со столами и стульями. Желательно, чтобы рабочие
места воспитанников были оборудованы партами «Эрисмана» с регулируемым
углом наклона и высоты, либо планшетами с регулируемым углом наклона. Для
разделов, связанных с шитьем и моделированием одежды, требуются швейновышивальные машины Brother INNOV-IS 950 (4 шт.) и оверлок Jannom My Lock
714D (1 шт.). Мольберты, планшеты по количеству детей, стеллаж для хранения
пособий и материалов. Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор.


Используемые материалы:
o

Бумага: цветная, бархатная, писчая, альбомная, репсовая, тетрадная,
открытки, салфетки, фантики, фольга, журнальная, газетная, для
черчения А3, А4, принтерная (120 гр./м2), картон (цветной, белый,
тонкий, упаковочный).

o

Нитки: катушечные № 10, 20, 30, 60, мулине, «ирис», шерстяная
пряжа, веревки, шнуры, тесьма, сутаж, цветные ленты (капроновые,
атласные).

o

Набивочные материалы: поролон, вата, синтепон (синтепух).

o

Прочее: проволока, ткани (различные по цвету, фактуре и видам),
фетр, мех, кожаные кусочки, природный материал (сухие листья,
семена растений, крупа, макаронные изделия, перья, галька), соленое
тесто, пластилин, глина, гипс, мука, крышки от бутылок, пластиковые
бутылочки, баночки от йогуртов, разовая посуда, яичная скорлупа,
пуговицы, бусинки, бисер, пайетки, клей (ПВА, «Момент»,
силикатный, «Титан»).



Инструменты и приспособления: Карандаши, фломастеры, линейки,
стеки (для лепки, пластилина), иголки, спицы, пяльцы, ножницы
(простые, фигурные), утюг, шило, дыроколы фигурные, стаканы для
воды, кисти, клеенка для аппликации, клейкая лента. Инструкционные
карты и схемы изготовления поделок, инструкционные карты сборки
изделий, образцы изделий.

2.5. Методические материалы


Методы обучения:
o

По способу организации занятия: словесный (устное изложение,
беседа, рассказ, лекция), наглядный (показ видео и мультимедийных
материалов, иллюстраций, наблюдение, показ), практический
(выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

o

По уровню деятельности детей: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

o

По форме организации деятельности воспитанников: фронтальный,
индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный.

o

Дополнительно: проблемный метод (объяснение основных понятий),
игровой метод (сюжеты игр, персонажи).



Формы организации образовательного процесса: Индивидуально-групповая
и групповая, подгрупповая, индивидуальная.



Формы учебного занятия: Беседа, самостоятельная деятельность,
познавательная игра, просмотр видео/презентаций, задание по образцу (с
инструкцией, по чертежам/схемам, замыслу), разработка и презентация
творческих проектов, выставка работ, сюрпризный момент, сказочный
сюжет или мотивация создания работы.



Основные составляющие занятий: Воспитательный момент, организация
рабочего места, повторение пройденного материала, инструктажи (вводный,
текущий, заключительный), практическая работа, физкультминутки,
подведение итогов, приведение в порядок рабочего места.



Педагогические технологии: Технология индивидуализации обучения,
технология
группового
обучения,
технология
коллективного
взаимообучения,
технология
модульного
обучения,
технология
дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения (здоровьесберегающая: пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка), информационнокоммуникационные технологии, технология развития критического
мышления.



Дидактические материалы: Раздаточные материалы, инструкции, схемы по
творчеству, образцы изделий, вспомогательная литература, папка с
разработками теоретических материалов по темам программы.

2.6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы


Формы контроля знаний и навыков:
Входной, текущий, промежуточный (рубежный) и итоговый контроль.
Используются собеседование, практическая
работа (выполнение
заданий), презентация
работ (включая
итоговую
аттестацию).
Дополнительно: беседы, наблюдения, опросы, тестирования, викторины,
контрольные занятия, анализ готовых работ, мастер-классы, коллажи,
проекты.



Цели проведения контроля: Определение уровня развития воспитанников,
их способностей и интересов. Определение степени усвоения учебного
материала и готовности к восприятию нового. Повышение ответственности
и заинтересованности воспитанников. Выявление отстающих и
опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств
обучения. Определение изменения уровня развития детей, их творческих
способностей. Ориентирование воспитанников на дальнейшее обучение.
Получение сведений для совершенствования образовательной программы и
методов обучения.



Итоговая аттестация: Проводится в форме выставки работ воспитанников с
последующим обсуждением и оценкой работ как самими обучающимися,
так и преподавателем. Обучающийся должен обосновать выбор
изобразительных средств и дать самостоятельную оценку своей работе.
Диагностические процедуры обязательны и имеют непосредственную связь
с содержательно-тематическим направлением программы.



Оценочные материалы: Мониторинг освоения программы проводится
педагогом 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения. Оценка осуществляется по трем
уровням: высокий, средний, низкий. Используются диагностические карты
для оценки навыков подбора материалов, умения выполнять работу по
замыслу, проектировать по образцу и пошаговой схеме, а также для оценки
владения практическими навыками и техниками, творческих способностей,
самостоятельности, когнитивных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Искры творчества» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование и
отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

3. Список информационных источников
3.1. Литература, использованная при составлении программы:


Белецкая Л. Б., Боброва К. А. «Флористика». Москва: Сталкер, 2004.



Браницкий Г.А. Азбука и техника ниточного дизайна. М.: 2001.



Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. Ташкент:
Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.



Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М..



Гусакова М. А. «Аппликация». Москва: Просвещение, 1987.



Гусарова Н.Н. Техника изонити: методическое пособие. СПб.: Детство
Пресс, 2001.



Давыдова Г.Н. Пластилинография — Детский дизайн. М.: Вентана-Граф,
2005.



Декоративные мотивы и орнаменты всех времён и стилей. М.: АСТ:
Астрель, 2010.



Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2006.



Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. М.: Мозайский, 1999.



Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. М.: Просвещение, 1984.



Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. М.: Детская литература, 1991.



Зайцева А.А. Вышивка ленточками: мастер-класс для начинающих
мастериц. М.: Эксмо, 2013.



Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. № 4, 1999.



Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. С.-П.: Паритет, 2007.



Максимова М.В. Азбука вязания. М.: Легпромсветиздат, 1992.



Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. М.: ACT-Астрель, 2001.



Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития, 1997.



Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. М.:
Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт
школ, 1990.



Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.



Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.



Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Уроки творчества. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.



Соколова-Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. М.: «Культура и традиция», 2006.



Хлебникова С.И., Цирулик Н.А. Твори, выдумывай, пробуй! Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.



Ярмулаевичене О.С. Вязание крючком. М.: Легкая индустрия, 1987.

3.2. Литература для обучающихся и родителей:


Антипова М.А. Соленое тесто. Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008.



Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами. М.: Издательство, 2010.



Афонькин С. Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. М.:
Просвещение, 2009.



Выгонов В. В. Мир оригами. СПб.: Питер, 2007.



Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Ярославль: Академия развития, 1998.



Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. Ижевск: Контэнт, 2010.



Зайцева А. Искусство квиллинга. Ижевск: Эксмо-Пресс, 2009.



Колдина Д.Н. Лепка с детьми. М.: Мозаика-синтез, 2009.



Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. СПб.:
Издательский дом "Карапуз", 2008.



Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. М.: Дрофа,
2006.



Морозова О.А. Волшебный пластилин. М.: Мозаика-синтез, 1999.



Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. СПб.: Речь, 2008.



Петрова И.М. Волшебные полоски. М.: Книга по требованию, 2007.



Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной
деятельности. СПб.: КАРО, 2009.



Рэй Гибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. М.: Росмэн, 1998.



Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. М.: АСТ, 2007.



Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис-Пресс, 2008.



Ступак Е. Гофрированный картон. Ижевск: Айрис-Пресс, 2009.

3.3. Интернет-ресурсы:


http://sahnoshka.narod.ru/vur.html.



http://xage.ru/comments.php?id=11479.



http://allforchildren.ru.



http://www.nachalka.com/andersen_film_1.



http://stranamasterov.ru.

4. Приложения


Диагностические карты с уровнями развития для программы «Искры
творчества».

1. Диагностическая карта: Владение практическими навыками и техниками
Критерий

Низкий уровень
(базовый)

Средний уровень
(достаточный)

Высокий
уровень
(продвинутый)

Самостоятельно
и безошибочно
выполняет
работы в
Выполняет работы по
Уверенно выполняет
нескольких
образцу с постоянной
работы по
Освоение основных
техниках,
помощью педагога,
инструкционным картам
техник (например,
владеет
допускает множество
и схемам, освоенным
оригами,
различными
ошибок в
техникам, с минимальной
аппликация, лепка,
приемами
последовательности
помощью педагога,
плетение, вышивка)
работы с
действий и использовании
допускает редкие
разнообразными
инструментов.
неточности.
материалами,
может
демонстрировать
их сверстникам.

Работа с
инструментами и
материалами

Испытывает трудности с
правильным
использованием основных
инструментов (ножницы,
иголки, клей) и
подготовкой материалов,
не всегда соблюдает
правила безопасности
труда.

Умело и
безопасно
работает с
Правильно использует
разнообразными
основные инструменты и
инструментами
материалы, соблюдает
и материалами,
правила безопасности, но
организует свое
может нуждаться в
рабочее место,
напоминаниях или
проявляет
уточнениях.
бережное
отношение к
ресурсам.

Работы
выполнены
Работы в основном
аккуратно,
Работы неаккуратны,
аккуратны, соответствуют
тщательно,
Аккуратность и
имеют видимые дефекты,
образцу, качество
демонстрируют
качество выполнения
часто не доведены до
выполнения
высокое
конца без стимуляции.
удовлетворительное.
качество и
завершенность,
могут быть

представлены на
выставках.

2. Диагностическая карта: Творческие способности и самостоятельность
Низкий уровень
(базовый)

Критерий

Средний уровень
(достаточный)

Высокий уровень
(продвинутый)

Может изменять или
Выполняет работы
дополнять
Активно проявляет фантазию
строго по
предложенные
и воображение, создает
заданному образцу,
образцы, с
оригинальные работы,
редко предлагает
помощью педагога самостоятельно придумывает
свои идеи,
придумывает
образы и
испытывает
элементы дизайна,
композиции, выполняет
трудности с
участвует в
проекты по совмещению
придумыванием
частично-поисковом
техник и материалов.
образа.
поиске.

Проявление
фантазии и
воображения

Самостоятельность
в работе

Познавательная
активность и
интерес

Требует
постоянного
контроля и
пошаговых
инструкций, не
всегда доводит
работу до конца
самостоятельно.

Может работать
самостоятельно
после объяснения
задания, но
периодически
нуждается в
текущем
инструктаже и
помощи педагога.

Способен к исследовательской
и самостоятельной творческой
работе, самостоятельно
планирует и выполняет
задания, проявляет
инициативу в поиске решений.

Интерес к новым
видам творчества
неустойчив, быстро
теряет мотивацию
при трудностях.

Проявляет интерес к
новым видам
прикладного
творчества, готов
пробовать новые
способы
самовыражения,
преодолевает
трудности с
поддержкой.

Высокий, устойчивый интерес
к новым видам прикладного
творчества и самовыражению,
активно ищет
информацию, проявляет
познавательную инициативу,
стремится к
самосовершенствованию.

3. Диагностическая карта: Когнитивные и регулятивные универсальные
учебные действия
Критерий

Низкий уровень
(базовый)

Планирование
и контроль
действий

Затрудняется в
планировании своих
действий, нуждается в

Средний уровень
(достаточный)

Высокий уровень
(продвинутый)

Может планировать свои
Самостоятельно
действия с помощью
планирует свои
педагога, осуществляет действия, осуществляет

постоянном
пошаговый контроль,
итоговый и пошаговый
напоминании о
адекватно воспринимает контроль, способен к
последовательности, не
оценку.
объективной самооценке
всегда способен к
и самоанализу.
самоконтролю.

Развитие
мышления и
памяти

Развито образное и
пространственное
Запоминает
Испытывает трудности с
мышление, хорошо
последовательность
запоминанием
читает чертежи,
изготовления, может
последовательности
свободно оперирует
читать простые чертежи,
изготовления поделок,
геометрическими
знаком с основными
считыванием чертежей,
понятиями, способен
геометрическими
плохо ориентируется в
к анализу, синтезу,
понятиями, развивает
геометрических
классификации и
пространственное
понятиях.
установлению
воображение.
причинно-следственных
связей.

Преодоление
трудностей

Настойчив в достижении
Отказывается от работы
Стремится преодолевать поставленных целей,
при возникновении
трудности, но может
самостоятельно
трудностей, нуждается в
нуждаться в помощи и преодолевает трудности,
сильной поддержке и
подбадривании педагога.
проявляет волевые
побуждении.
качества.

4. Диагностическая карта: Коммуникативные универсальные учебные
действия
Критерий

Низкий уровень
(базовый)

Средний уровень
(достаточный)

Высокий уровень
(продвинутый)

Взаимодействие
в группе

Избегает
коллективной
работы, не
проявляет
инициативы в
общении,
конфликтует с
партнерами.

Участвует в
коллективных
работах, учитывает
разные мнения,
стремится к
координации при
выполнении
совместных задач.

Активно участвует в
коллективных работах,
способен договариваться,
приходит к общему решению,
оказывает
взаимопомощь, владеет
монологической и
диалогической формой речи.

Уважение и
терпимость

Не всегда
соблюдает
корректность в
высказываниях,
может быть
нетерпим к чужому
мнению.

Соблюдает
корректность в
высказываниях,
проявляет
уважительное
отношение,
допускает

Проявляет высокую
коммуникативную культуру,
демонстрирует уважительное
отношение к сверстникам и
педагогу, учитывает разные
мнения и обосновывает свою
позицию.

существование
разных точек зрения.
Способен к
Предпочитает
сотрудничеству,
Инициативен в сотрудничестве,
работать
может
активно ищет способы
Способность к
индивидуально,
контролировать
координации действий,
сотрудничеству
неохотно
действия партнера,
эффективно осуществляет
принимает помощь
задавать вопросы по
взаимный контроль.
или предлагает ее.
существу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».