Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования
Центр детей и молодежи
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.
Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Творческая мастерская»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Попова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Карпинск
2025г.
Программа «Искры творчества» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644 (с
изм. от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. № 709, от
10.12.2024 г. № 1930).
1. Общая характеристика дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность (профиль) общеразвивающей программы
Программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность.
Она по уровню освоения является стартовой, по форме обучения – очная, по
степени авторства – модифицированная.
1.1.2. Актуальность программы Актуальность программы «Творческая
мастерская» обусловлена следующими факторами:
Занятия формируют практические навыки, активность в воспитании
художественного вкуса.
Программа позволяет учащимся погрузиться в мир природы и
народного искусства, несущий вековые представления о красоте и
гармонии, а также дает возможность поверить в себя и проявить свой
творческий потенциал.
Изучение народной культуры и игрушек различных народов мира
помогает детям осознать личную связь с духовными ценностями.
Программа способствует интеллектуальному и духовному воспитанию
личности ребенка, социально-культурному и профессиональному
самоопределению, развитию познавательной активности и творческой
самореализации.
Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики обеих рук, что
способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного
мозга и повышает общий умственный потенциал ребенка.
Занятия воспитывают усидчивость, терпение, аккуратность и
самостоятельность.
Программа направлена на формирование и развитие творческих
способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом и
нравственном развитии, а также на социализацию и адаптацию детей к
жизни в обществе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у
детей мотивации к познанию и творчеству, обучении ориентироваться в
окружающем мире и реализовываться в творческой деятельности.
Программа решает идею комплексного гармоничного развития детей, а
применяемые методы обучения и содержание отвечают возрастным
особенностям обучающихся. Целесообразность также в занятости
детей, стимулировании желания сделать окружающий мир лучше и
красивее, раскрытии творческого потенциала личности и побуждении к
достижению поставленных целей в обучении.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Программа «Творческая мастерская» является прикладной, носит практикоориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными
приемами декоративно-прикладного творчества. Новизна программы состоит
в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного
искусства России, способствуя психически устойчивому гармоничному
развитию личности через приобщение к народным традициям. Основной
идеей программы является возможность формирования у детей устойчивого
познавательного интереса к творческой деятельности, способности
реализовывать творческий потенциал, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне, а также умения
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, строить доброжелательное и
уважительное общение со сверстниками и взрослыми.
1.1.4. Адресат общеразвивающей программы
Программа «Творческая мастерская» рассчитана на детей младшего
дошкольного и младшего школьного возраста – 5-7 лет, желающих заниматься
декоративно-прикладным творчеством. Комплектование групп проводится с
учетом возраста детей и желания родителей, состав группы не более 15
человек. В этом возрасте ребенок готов к расширению своего микромира,
способен взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, воспринимать
новые правила и учитывать точки зрения других людей. Произвольность
продолжает формироваться, но ребенок уже может сосредотачиваться на
деятельности, требующей волевых усилий. Художественно-творческая
деятельность очень интересна для дошкольников, так как удовлетворяет их
потребность в продуктивной деятельности, в отражении впечатлений от
окружающей жизни, выражении своего отношения к увиденному и
пережитому.
1.1.5. Объём и срок освоения программы
Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения. Объем
программы: 72 учебных часа в год.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения: Очная.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – не более 30 минут. Общее количество
часов в неделю – 2 часа (что может быть разделено на 4 занятия по 30 минут),
что в течение 36 учебных недель составляет 72 часа.
Комплектование групп: Состав групп постоянный, не более 15 человек.
Организационно-педагогические
условия: Образовательный
процесс
организован в соответствии с учебным планом объединения, каждое занятие
направлено на общее развитие ребенка. Выполнение практических заданий
развивает произвольные движения, необходимые для успешного обучения.
Обучение практическим приемам неразрывно связано с ознакомлением с
теоретическими сведениями. Организация групповых занятий формирует
дружеские, доброжелательные отношения, учит сплочению детей и
стимулирует взаимопомощь.
1.1.7. Формы реализации программы Традиционная модель.
1.2. Цель программы
Формирование и развитие креативных способностей детей путем
экспериментирования с различными материалами нетрадиционных техник.
1.3. Задачи программы Обучающие:
Знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного
искусства.
Формировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
Формировать у детей умения и навыки практической работы с
различными материалами и инструментами.
Ознакомление с миром труда взрослых.
Развивающие:
Развивать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры.
Развивать изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера.
Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию,
наблюдательность.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира,
художественный вкус.
Способствовать снятию психоэмоционального и мышечного
напряжения, формировать уверенность в себе.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к творческой деятельности, дружеских
взаимоотношений, умение работать вместе, выполняя совместные
работы.
Воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность.
Воспитывать заботливое отношение к близким.
Воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру.
1.4. Планируемые результаты
По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы:
1.4.1. Личностные:
Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки в художественной деятельности на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения.
Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой
деятельности как одного из средств самовыражения в социальной
жизни.
Выраженная познавательная мотивация.
Дисциплинированность, усидчивость и трудолюбие.
1.4.2. Метапредметные:
Активное использование различных видов и техник творчества для
решения поставленных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Использование знаково-символических средств представления
информации для создания изделий, схем решения учебных и
практических задач.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
Развитие оптической точности (глазомер) и пространственного
видения.
Развитие внимания, наблюдательности, способности к самоконтролю и
самооценке своих работ.
1.4.3. Предметные результаты
По итогам освоения программы обучающиеся должны знать:
Правила пользования инструментами и приспособлениями для ручного
труда, приемы выполнения деталей.
Правила работы с ножницами и клеем.
Основные характеристики материалов и их применение.
Краткие сведения об истории возникновения различных видов
творчества, о развитии этого вида искусства.
Технологические приемы и термины: «эскиз», «схема», «ритм», «узор»,
«мотив», «крепление».
«Теплая» и «холодная» цветовая гамма, сближенные и контрастные
цвета, цветовые сочетания.
По итогам освоения программы обучающиеся должны уметь:
Соблюдать технику безопасности.
Выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом.
Составлять рисунок по эскизу.
Находить новые способы для художественного изображения.
Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности, знакомство с нетрадиционными техниками.
Понимать и создавать художественные образы с применением
разнообразных материалов.
Взаимодействовать друг с другом; умение планировать порядок
рабочих операций.
Контролировать свою работу.
Выразительно, эстетически грамотно оформлять поделку.
Правильно пользоваться инструментами и принадлежностями:
ножницами, клеем, стеками и т.п.
Понимать, читать, составлять схемы, пользоваться условными
обозначениями.
Составлять цветовую гамму для изделия.
Добиваться в работе аккуратности и завершенности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
Учебно-тематический план 1 года обучения (72 часа)
№ п/п
Наименование
разделов
Формы
Общее
количество Теория Практика аттестации/
часов
контроля
I.
Тестопластика
12 ч.
4 ч.
8 ч.
Итоговое занятие
1.
Плоскостная лепка
6 ч.
2 ч.
4 ч.
Выставка
2.
Объемная лепка
6 ч.
2 ч.
4 ч.
Демонстрация
образцов
II.
Декупаж
9 ч.
3 ч.
6 ч.
Итоговое занятие
1.
Классический
(прямой) декупаж
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Презентация
детских работ
2.
Художественный
декупаж
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Мастер-класс
3.
Объемный декупаж
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Выставка
III.
Квиллинг
11 ч.
4 ч.
7 ч.
Итоговое занятие
1.
Объемная техника
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Контрольное
занятие
2.
Контурный
квиллинг
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Коллаж
3.
Хастинг
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Проект
4.
Гофроквиллинг
2 ч.
1 ч.
1 ч.
Украшение
группы
IV.
Пластилинография
13 ч.
3 ч.
10 ч.
Итоговое занятие
1.
Контурная
пластилинопластика
4 ч.
1 ч.
3 ч.
День творчества
2.
Фактурная
(объемная)
пластилинопластика
4 ч.
1 ч.
3 ч.
Творческий отчет
3.
Мозаичная
пластилинопластика
5 ч.
1 ч.
4 ч.
Конкурс
V.
Моделирование
13 ч.
5 ч.
8 ч.
Итоговое занятие
1.
Экопластика
4 ч.
1 ч.
3 ч.
Презентация
2.
Бумагопластика
5 ч.
1 ч.
2 ч.
Опрос
3.
Конструирование из
бросовых
материалов
4 ч.
1 ч.
3 ч.
Анкетирование
4.
Смешанные
техники
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Викторина
5.
Инсталляция
4 ч.
1 ч.
3 ч.
Выставка
VI.
Торцевание
14 ч.
4 ч.
10 ч.
Итоговое занятие
1.
Контурное
торцевание
4 ч.
1 ч.
3 ч.
Мастер-класс
2.
Торцевание по
плоскости
4 ч.
1 ч.
3 ч.
Фотовыставка
3.
Объемное
торцевание
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Опрос
4.
Торцевание слоями
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Мастер-класс
ИТОГО
72 ч.
2.2. Календарный учебный график
№ Основные характеристики
п/п образовательного процесса
Значение
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней (занятий)
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов (в год)
72
5
Недель в I полугодии
17
6
Недель во II полугодии
19
7
Начало занятий
8
Каникулы
- (в соответствии со
школьным календарем)
9
Выходные дни
31 декабря – 11 января
10 Окончание учебного года
36
72 (по 2 занятия в неделю)
1 сентября
30 мая
2.3. Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1. Тестопластика (12 ч.)
o
Тема 1.1. Плоскостная лепка (6 ч.)
Теория: История возникновения тестопластики. Основные инструменты,
правила безопасности. Как изготовить простейшие поделки из теста.
Практика: Отщипывание, раскатывание, расплющивание теста, налепы,
процарапывания, вдавливания, оттягивания, прищипывания,
примазывания, прижатия, сглаживания. Использование стеков и кистей.
Форма контроля: Опрос.
o
Тема 1.2. Объемная лепка (6 ч.)
Теория: Знакомство с объемной лепкой, профессии, где она применяется.
Практика: Лепка изделий на основе цилиндра с налепами. Применение
стеков, гуаши, рамок, фигурок, природного материала.
Форма контроля: Выставка.
Раздел 2. Декупаж (9 ч.)
o
Тема 2.1. Классический (прямой) декупаж (3 ч.)
Теория: Что такое декупаж, история, техники, назначение.
Практика: Простейшие приемы салфеточной техники, вырезание салфеток
по контуру, создание композиции.
Форма контроля: Выставка.
o
Тема 2.2. Художественный декупаж (3 ч.)
Теория: Техника художественного декупажа, материалы, инструменты.
Практика: Разные способы наклеивания салфеток, составление композиций
из множества цветов, подбор орнаментов.
Форма контроля: Выставка.
o
Тема 2.3. Объемный декупаж (3 ч.)
Теория: Объемная техника декупажа, предметы для декорирования,
применение в интерьере.
Практика: Развитие мелкой моторики, совершенствование техники
вырезания округлых форм, развитие чувства цвета и формы.
Форма контроля: Выставка.
Раздел 3. Квиллинг (11 ч.)
o
Тема 3.1. Объемная техника (3 ч.)
Теория: История квиллинга, основные понятия и базовые формы, бумага и
ее виды, правила работы, инструменты.
Практика: Приемы работы с бумагой, вырезание полосок, накручивание
ролла, выполнение формы «спираль в виде стружки».
Форма контроля: Выставка.
o
Тема 3.2. Контурный квиллинг (3 ч.)
Теория: Техника контурного квиллинга, принцип создания обводки, подбор
основы.
Практика: Обводка контуров шаблона бумажными полосками,
приклеивание их торцом.
Форма контроля: Выставка.
o
Тема 3.3. Хостинг (3 ч.)
Теория: Техники в стиле хостинг, основные типы.
Практика: Выкладывание бумажной мозаики из мелких деталей на основе.
Форма контроля: Анализ готовых работ.
o
Тема 3.4. Гофроквиллинг (2 ч.)
Теория: Техника гофроквиллинга, изготовление объемных поделок,
игрушек, игрушки мира.
Практика: Соединение полосок для скручивания, упражнение в
скручивании «завитков», придание формы «катушки», приклеивание форм
на грань.
Форма контроля: Викторина.
Раздел 4. Пластилинография (13 ч.)
o
Тема 4.1. Контурная пластилинопластика (4 ч.)
Теория: Нетрадиционная техника изображения объекта по контуру с
использованием «жгутиков».
Практика: Отщипывание, скатывание длинных колбасок, выкладывание по
контуру, работа на заданном пространстве.
Форма контроля: Выставка.
o
Тема 4.2. Фактурная пластилинопластика – создание пластилиновых
картин с более выпуклым изображением (барельеф) (4 ч.)
Теория: Нетрадиционная техника изображения – барельеф.
Практика: Скатывание шариков из пластилина, расплющивание.
Форма контроля: Мастер-класс.
o
Тема 4.3. Мозаичная пластилинопластика – техника выполнения
рисунка шариками (5 ч.)
Теория: Нетрадиционная техника изображения – мозаика. Создание
выразительного образа посредством объема и цвета.
Практика: Овладение приемами лепки (надавливание, размазывание,
скатывание).
Форма контроля: Викторина.
Раздел 5. Моделирование (13 ч.)
o
Тема 5.1. Экопластика (4 ч.)
Теория: Экопластика и ее специфика. Образная выразительность разных
объектов.
Практика: Использование разных материалов в одной работе. Экскурсия на
природу. Сбор листьев, цветов, камней. Выполнение аппликации «Осенний
лес».
Форма контроля: Выставка.
o
Тема 5.2. Бумагопластика (5 ч.)
Теория: История возникновения бумаги и ее свойства. Новые техники
обработки бумаги.
Практика: Овладение приемами работы: скручивание, сгибание,
гофрирование. Использование знаний для воплощения замысла.
Форма контроля: Конкурс работ.
o
Тема 5.3. Конструирование из бросовых материалов (4 ч.)
Теория: Новые приемы декорирования образа, используя бросовый
материал.
Практика: Освоение нетрадиционных способов и приемов работы с
различными материалами и инструментами.
Форма контроля: Мастер-класс.
o
Тема 5.4. Смешанные техники (3 ч.)
Теория: Развитие воображения, творчества, экспериментирование с цветом,
знакомство с материалами.
Практика: Использование различных приемов и техник для создания
конструктивного образа, соединение деталей.
Форма контроля: Анализ готовых работ.
o
Тема 5.5. Инсталляция (4 ч.)
Теория: Термин «Инсталляция» и способ выполнения работы. Обогащение
эмоциональной сферы.
Практика: Выполнение подвесной конструкции (мобиля) «Фея цветов» из
бросового материала.
Форма контроля: Знание и соблюдение технологии «Инсталляция».
Раздел 6. Торцевание (14 ч.)
o
Тема 6.1. Контурное торцевание (4 ч.)
Теория: История возникновения аппликации из салфеток. Торцевание.
Техника выполнения, инструменты.
Практика: Складывание, сминание, скручивание бумаги. Накручивание
торцовки на стержень, выкладывание контура рисунка «жгутиками».
Форма контроля: Анализ готовых работ.
o
Тема 6.2. Торцевание по плоскости (4 ч.)
Теория: Применение данной техники в различных профессиях.
Практика: Складывание, сминание, скручивание бумаги. Накручивание
торцовки на стержень, расположение торцовок хаотично по всей
поверхности.
Форма контроля: Опрос.
o
Тема 6.3. Объемное торцевание (3 ч.)
Теория: Техника объемного торцевания. Рассматривание работ.
Практика: Создание объемной, махровой картинки с помощью
наклеивания на шаблон скрученных кусочков бумаги – торцовок.
Форма контроля: Создание альбома из лучших работ.
o
Тема 6.4. Торцевание слоями (3 ч.)
Теория: Использование торцевания как хобби для семьи. Многослойное
торцевание.
Практика: Продумывание цветовой гаммы, оклейка контура, заполнение
рисунка, накручивание квадратиков на стержень и торцевание на клей.
Форма контроля: Итоговое занятие.
2.4. Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет со столами, стульями. Мольберты, планшеты по количеству
детей. Стеллаж для хранения пособий и материалов. Ноутбук, колонки,
музыкальный центр, мультимедийный проектор.
Используемые материалы:
o
Бумага: цветная, бархатная, писчая, альбомная, тетрадная,
открытки, салфетки, фантики, фольга, журнальная, газетная,
картон (цветной, белый, тонкий, упаковочный).
o
Нитки: катушечные № 10, 20, 30, 60, мулине, шерстяная пряжа.
o
Набивочные материалы: поролон, вата, синтепон (синтепух).
o
Прочее: проволока, ткани (различные по цвету, фактуре и видам),
фетр, мех, кожаные кусочки, природный материал (сухие листья,
семена растений, крупа, макаронные изделия, перья, галька),
соленое тесто, пластилин, глина, гипс, мука, крышки от бутылок,
пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, разовая посуда,
яичная скорлупа, пуговицы, бусинки, бисер, пайетки, тесьма,
лента.
o
Клей: ПВА, «Момент», силикатный, «Титан».
Инструменты и приспособления: Карандаши, фломастеры, линейки,
стеки (для лепки, пластилина), иголки, спицы, пяльцы, ножницы
(простые, фигурные), утюг, шило, дыроколы фигурные, стаканы для
воды, кисти, клеенка для аппликации, клейкая лента. Инструкционные
карты и схемы изготовления поделок, инструкционные карты сборки
изделий, образцы изделий.
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
o
По способу организации занятия: словесный (предварительная
беседа, инструктаж, анализ, рассказ), наглядный (рисунки, схемы,
образцы изделий, показ видео/мультимедиа, наблюдение),
практический (выполнение работ по инструкционным картам,
схемам).
o
По уровню деятельности детей: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский.
o
По форме организации деятельности учащихся: фронтальный,
индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный.
o
Дополнительно: проблемный метод (объяснение основных
понятий), игровой метод (сюжеты игр, персонажи).
Формы организации образовательного процесса: Индивидуальногрупповая и групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы учебного занятия: Беседа, самостоятельная деятельность,
познавательная игра, просмотр видео/презентаций, задание по образцу
(с инструкцией, по чертежам/схемам, замыслу), разработка и
презентация творческих проектов, выставка работ, сюрпризный
момент, сказочный сюжет или мотивация создания работы.
Основные составляющие занятий: Воспитательный момент,
организация рабочего места, повторение пройденного материала,
инструктажи (вводный, текущий, заключительный), практическая
работа, физкультминутки, подведение итогов, приведение в порядок
рабочего места.
Педагогические технологии: Технология индивидуализации
обучения, технология группового обучения, технология коллективного
взаимообучения, технология модульного обучения, технология
дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего обучения (здоровьесберегающая:
пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка),
информационно-коммуникационные технологии, технология развития
критического мышления.
Дидактические материалы: Раздаточные материалы, инструкции,
схемы по творчеству, образцы изделий, вспомогательная литература,
папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
2.6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля знаний и навыков: Входной (начальный), текущий,
промежуточный (рубежный) и итоговый контроль.
Используются собеседование, практическая работа (выполнение
заданий), презентация работ (включая итоговую аттестацию).
Дополнительно: беседы, наблюдения, опросы, тестирования,
викторины, контрольные занятия, анализ готовых работ, мастер-классы,
коллажи, проекты.
Цели проведения контроля: Определение уровня развития
обучающихся, их способностей и интересов. Определение степени
усвоения учебного материала и готовности к восприятию нового.
Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся.
Выявление отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения. Определение изменения
уровня развития детей, их творческих способностей. Ориентирование
учащихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для
совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Итоговая аттестация: Проводится в форме выставки работ
обучающихся с последующим обсуждением и оценкой работ как
самими обучающимися, так и преподавателем. Обучающийся должен
обосновать выбор изобразительных средств и дать самостоятельную
оценку своей работе.
Оценочные материалы: Мониторинг освоения программы проводится
педагогом 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения. Оценка осуществляется по
трем уровням: высокий, средний, низкий. Используются
диагностические карты для оценки навыков подбора материалов,
умения выполнять работу по замыслу, проектировать по образцу и
пошаговой схеме, а также для оценки владения практическими
навыками и техниками, творческих способностей, самостоятельности,
когнитивных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Творческая мастерская» обеспечивается педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное
или высшее образование и отвечающим квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам.
3. Список информационных источников
3.1. Литература, использованная при составлении программы:
Белецкая Л. Б., Боброва К. А. «Флористика». Москва: Сталкер, 2004.
Браницкий Г.А. Азбука и техника ниточного дизайна. М.: 2001.
Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. Ташкент:
Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М..
Гусакова М. А. «Аппликация». Москва: Просвещение, 1987.
Гусарова Н.Н. Техника изонити: методическое пособие. СПб.: Детство
Пресс, 2001.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития,
2006.
Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. М.: Мозайский, 1999.
Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. М.: Просвещение, 1984.
Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. М.: Детская литература, 1991.
Зайцева А.А. Вышивка ленточками: мастер-класс для начинающих
мастериц. М.: Эксмо, 2013.
Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. № 4, 1999.
Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. С.-П.: Паритет, 2007.
Максимова М.В. Азбука вязания. М.: Легпромсветиздат, 1992.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. М.: ACT-Астрель, 2001.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития, 1997.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. М.:
Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский
институт школ, 1990.
Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Уроки творчества. Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Соколова-Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. М.: «Культура и традиция»,
2006.
Хлебникова С.И., Цирулик Н.А. Твори, выдумывай, пробуй! Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Ярмулаевичене О.С. Вязание крючком. М.: Легкая индустрия, 1987.
3.2. Литература для обучающихся и родителей:
Антипова М.А. Соленое тесто. Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008.
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами. М.: Издательство,
2010.
Афонькин С. Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация.
М.: Просвещение, 2009.
Выгонов В. В. Мир оригами. СПб.: Питер, 2007.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Ярославль: Академия развития, 1998.
Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. Ижевск: Контэнт,
2010.
Зайцева А. Искусство квиллинга. Ижевск: Эксмо-Пресс, 2009.
Колдина Д.Н. Лепка с детьми. М.: Мозаика-синтез, 2009.
Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. СПб.:
Издательский дом "Карапуз", 2008.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. М.:
Дрофа, 2006.
Морозова О.А. Волшебный пластилин. М.: Мозаика-синтез, 1999.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. СПб.: Речь,
2008.
Петрова И.М. Волшебные полоски. М.: Книга по требованию, 2007.
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности. СПб.: КАРО, 2009.
Рэй Гибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. М.: Росмэн, 1998.
Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. М.: АСТ, 2007.
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис-Пресс, 2008.
Ступак Е. Гофрированный картон. Ижевск: Айрис-Пресс, 2009.
3.3. Интернет-ресурсы:
http://sahnoshka.narod.ru/vur.html.
http://xage.ru/comments.php?id=11479.
http://allforchildren.ru.
http://www.nachalka.com/andersen_film_1.
http://stranamasterov.ru.
4. Приложения
4.1. Диагностические карты с уровнями развития для программы
«Творческая мастерская»
1. Диагностическая карта: Владение практическими навыками и
техниками
Критерий
Низкий уровень
(базовый)
Средний уровень
(достаточный)
Высокий
уровень
(продвинутый)
Выполняет работы
по образцу с
Освоение
постоянной
основных
техник (например помощью педагога,
, тестопластика, допускает
декупаж,
множество ошибок
квиллинг,
в
пластилинография последовательност
, моделирование, и действий и
торцевание)
использовании
инструментов.
Самостоятельно
и безошибочно
выполняет
Уверенно
работы в
выполняет работы
нескольких
по
техниках,
инструкционным
владеет
картам и схемам,
различными
освоенным
приемами
техникам, с
работы с
минимальной
разнообразными
помощью педагога,
материалами,
допускает редкие
может
неточности.
демонстрироват
ь их
сверстникам.
Испытывает
трудности с
Работа с
инструментами и правильным
использованием
материалами
основных
инструментов
Правильно
использует
основные
инструменты и
материалы,
соблюдает правила
Умело и
безопасно
работает с
разнообразными
инструментами
и материалами,
(ножницы, клей) и
подготовкой
материалов, не
всегда соблюдает
правила
безопасности
труда.
Аккуратность и
качество
выполнения
безопасности, но
может нуждаться в
напоминаниях или
уточнениях.
организует свое
рабочее место,
проявляет
бережное
отношение к
ресурсам.
Работы
выполнены
Работы в основном аккуратно,
Работы
аккуратны,
тщательно,
неаккуратны,
соответствуют
демонстрируют
имеют видимые
образцу, качество высокое
дефекты, часто не
выполнения
качество и
доведены до конца
удовлетворительное завершенность,
без стимуляции.
.
могут быть
представлены
на выставках.
2. Диагностическая карта: Творческие способности и самостоятельность
Критерий
Низкий
уровень
(базовый)
Средний
Высокий уровень
уровень
(продвинутый)
(достаточный)
Проявление
фантазии и
воображения
Может
изменять или
Выполняет
дополнять
работы строго предложенные
по заданному образцы, с
образцу, редко помощью
предлагает
педагога
свои идеи,
придумывает
испытывает
элементы
трудности с
дизайна,
придумывание участвует в
м образа.
частичнопоисковом
поиске.
Активно проявляет
фантазию и
воображение, создает
оригинальные работы,
самостоятельно
придумывает образы и
композиции, выполняе
т проекты по
совмещению техник и
материалов.
Может
Требует
работать
постоянного
самостоятельн
контроля и
о после
пошаговых
объяснения
Самостоятельност инструкций, не задания, но
всегда доводит периодически
ь в работе
работу до
нуждается в
конца
текущем
самостоятельн инструктаже и
о.
помощи
педагога.
Познавательная
активность и
интерес
Проявляет
интерес к
Интерес к
новым видам
новым видам прикладного
творчества
творчества,
неустойчив,
готов
быстро теряет пробовать
мотивацию
новые способы
при
самовыражени
трудностях.
я, преодолевает
трудности с
поддержкой.
Способен к
исследовательской и
самостоятельной
творческой работе,
самостоятельно
планирует и выполняет
задания, проявляет
инициативу в поиске
решений.
Высокий, устойчивый
интерес к новым
видам прикладного
творчества и
самовыражению,
активно ищет
информацию, проявляе
т познавательную
инициативу, стремится
к
самосовершенствовани
ю.
3. Диагностическая карта: Когнитивные и регулятивные универсальные
учебные действия
Критерий
Низкий уровень
(базовый)
Затрудняется в
планировании своих
действий,
Планировани нуждается в
е и контроль постоянном
напоминании о
действий
последовательности
, не всегда способен
к самоконтролю.
Средний уровень Высокий уровень
(достаточный)
(продвинутый)
Может планировать
свои действия с
помощью педагога,
осуществляет
пошаговый
контроль,
адекватно
воспринимает
оценку.
Самостоятельно
планирует свои
действия,
осуществляет
итоговый и
пошаговый
контроль,
способен к
объективной
самооценке и
самоанализу.
Развитие
мышления и
памяти
Развито образное
и
пространственно
Запоминает
Испытывает
е мышление,
последовательност
трудности с
хорошо читает
ь изготовления,
запоминанием
чертежи, свободно
может читать
последовательности
оперирует
простые чертежи,
изготовления
геометрическими
знаком с
поделок,
понятиями,
основными
считыванием
способен
геометрическими
чертежей, плохо
к анализу,
понятиями,
ориентируется в
синтезу,
развивает
геометрических
классификации и
пространственное
понятиях.
установлению
воображение.
причинноследственных
связей.
Преодоление
трудностей
Настойчив в
Отказывается от
Стремится
достижении
работы при
преодолевать
поставленных
возникновении
трудности, но
целей,
трудностей,
может нуждаться в самостоятельно
нуждается в
помощи и
преодолевает
сильной поддержке подбадривании
трудности,
и побуждении.
педагога.
проявляет волевые
качества.
4. Диагностическая карта: Коммуникативные универсальные учебные
действия
Критерий
Низкий
уровень
(базовый)
Избегает
Взаимодействие коллективной
работы, не
в группе
проявляет
инициативы в
Средний
Высокий уровень
уровень
(продвинутый)
(достаточный)
Участвует в
коллективных
работах,
учитывает
разные мнения,
Активно участвует в
коллективных работах,
способен
договариваться,
приходит к общему
общении,
конфликтует с
партнерами.
Уважение и
терпимость
стремится к
координации
при выполнении
совместных
задач.
Соблюдает
Не всегда
корректность в
соблюдает
высказываниях,
корректность в проявляет
высказываниях, уважительное
может быть
отношение,
нетерпим к
допускает
чужому
существование
мнению.
разных точек
зрения.
Способен к
Предпочитает сотрудничеству,
работать
может
индивидуально, контролировать
Способность к
неохотно
действия
сотрудничеству
принимает
партнера,
помощь или
задавать
предлагает ее. вопросы по
существу.
решению, оказывает
взаимопомощь, владеет
монологической и
диалогической формой
речи.
Проявляет высокую
коммуникативную
культуру,
демонстрирует
уважительное
отношение к
сверстникам и
педагогу, учитывает
разные мнения и
обосновывает свою
позицию.
Инициативен в
сотрудничестве,
активно ищет способы
координации действий,
эффективно
осуществляет взаимный
контроль.
4.2. Диагностические карты на середину и конец учебного года
(примеры)
Диагностическая карта на середину учебного года
Называ
ние
видов
Ф.И.ребё
№
материа
нка
лов для
данной
работы
Называ
ние
видов и
техник
творчес
тва
Изготовл
ение
определе
Умение
нной
работать с
работы
инструмен
по
тами
творческ
ому
замыслу
Изготовл
ение
работы
по
образцу
Выполне
ние
изделия
по схеме
Диагностическая карта на конец учебного года
Знает
названия
всех видов
Ф.И.реб материалов
№
ёнка
и
вспомогате
льных
материалов
Умен
ие
работ
ать
по
схема
м
Умение
выполн
Выполн ять
ение
работы
сложны по
х работ творчес
кому
замыслу
Умение
Рабо Работа
рассказ
та по по
ать о
образ инструк
своей
цу
ции
работе