Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Е.Б. Колосова, Е.И. Адамян, Л.И. Адамян МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Методическое пособие для специалистов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Москва 2021 УДК 376 ББК 74.2 Методические рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях: методическое пособие для специалистов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ/Адамян Л.И., Колосова Е.Б. – М.: ИКП РАО, 2021. – 36 с. В пособии описан алгоритм включения педагогических работников в воспитательную деятельность, в процесс создания воспитательной системы школы, признанную способствовать развитию адаптивной поддерживающей среды; предлагаются этапы конструирования программы, расширенного плана действий всех субъектов образования, описывается сущность модульного подхода к проектированию процесса воспитания; предлагается перечень вариативных модулей, описаны формы участия педагогов в реализации программы воспитания. Пособие предназначено представителям администрации образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы на уровне начального общего образования, основного общего образования, педагогическим работникам (классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, специалистам в области воспитания: социальным педагогам, педагогам-библиотекарям, тьюторам), специалистам психологопедагогического профиля (коррекционным педагогам, логопедам, тьюторам, педагогампсихологам). Методическое пособие разработано в соответствии с государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» в целях обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ISBN 978-5-907436-51-0 ©ФГБНУ «ИКП РАО», 2021 2 Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Введение ……………………………………………………………………………………...3 Порядок разработки рабочей программы воспитания …………………………………….4 Алгоритм проектирования процесса воспитания по уровням образования …………...15 Вариативные модули и модели организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ …………………………………………………………………….25 Формы участия педагогических работников в реализации программ воспитания ……29 Термины и определения ...…………………………………………………………….……31 Список рекомендуемой литературы ………………………………………………………33 Приложение …………………………………………………………………………………35 3 Введение В пособии рассматриваются вопросы, связанные с воспитательной деятельностью школы, включающей обучающихся с особыми образовательными потребностями. Предлагаются методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания в соответствии с актуальными нормативными требованиями, указанными в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся», который вступил в силу с 1 сентября 2020 года. В пособии описан алгоритм включения педагогических работников в воспитательную деятельность, в процесс создания воспитательной системы школы, признанную способствовать развитию адаптивной поддерживающей среды. Предлагаются этапы конструирования программы, плана действий всех субъектов образования, описывается сущность модульного подхода к проектированию процесса воспитания. В методических рекомендациях предлагается перечень вариативных модулей, описаны возможные формы участия педагогов в реализации программы воспитания. В настоящее время вопросы воспитания школьников становятся особенно значимыми. Это связано в том числе с тем, что в общеобразовательные организации приходит большое количество детей, которые требуют «особой заботы», детей в трудной жизненной ситуации. Это обусловлено как социальными причинами (миграция, неблагоприятная обстановка в семье и др.), так и с особенностями здоровья ребенка. Воспитательный процесс в школе будет выстраиваться по-разному, в зависимости от ресурсов, региональной специфики, традиций воспитательной работы, принятых в образовательной организации. Материалы предлагаемых методических рекомендаций призваны помочь педагогическим коллективам сохранить специфику воспитательной работы, реализующейся в конкретной школе, проанализировать и оформить педагогические замыслы в соответствии с актуальными нормативными требованиями. Пособие адресовано представителям администрации образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы на уровне начального общего образования, основного общего образования, педагогическим работникам (классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, специалистам в области воспитания: социальным педагогам, педагогам-библиотекарям, тьюторам), специалистам психологопедагогического профиля (коррекционным педагогам, логопедам, педагогам-психологам) – всем, кто вовлечен в конструирование рабочей программы воспитания школы и практику воспитательной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 4 Порядок разработки рабочей программы воспитания Рабочая программа воспитания, ориентированная на особые образовательные потребности школьников с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам, разрабатывается образовательной организацией в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами (см. Приложение 1). Администрации образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы, необходимо учесть следующие изменения: 1) в определении образовательной программы, а именно: «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации»; 2) в общих требованиях к организации воспитательной работы, которая должна быть спланирована и реализована на основе самостоятельно разработанной школой программы воспитания и соответствующего календарного плана: «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно (…)». Также в законе приведен перечень образовательных программ, которые подчиняются новому требованию: «Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы». В соответствии с приведенными выше пунктами Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» рабочая программа воспитания является обязательным компонентом основных общеобразовательных программ. К ней должны быть разработаны рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы для каждой образовательной программы на каждом уровне образования, которые реализуются в образовательной организации. Таким образом, количество рабочих программ воспитания должно соответствовать количеству образовательных программ, которые в настоящий момент реализуютсявшколе. 5 Воспитательный процесс и воспитательная работа в образовательной организации должны представлять собой единую слаженную систему. Если образовательная организация реализует несколько адаптированных основных образовательных программ, корректно разработать одну программу воспитания, описывающую реальную воспитательную деятельность в школе, специфику образовательной среды, опирающуюся на традиции, способы работы, региональные особенности, ресурсы и др. Затем на основе инвариантной рабочей программы воспитания и единого календарного плана воспитательной работы спроектировать остальные рабочие программы воспитания с учетом требований варианта АООП, особых образовательных потребностей обучающихся. При оформлении программы требуется указать, что рабочие программы воспитания согласованы между собой. Существующий раздел адаптированных основных образовательных программ, а именно «Программу духовно-нравственного развития, воспитания», необходимо извлечь из общего корпуса документа, проанализировать на предмет актуальности и соответствия требованиям закона. По возможности взять за содержательную основу при разработке рабочей программы воспитания конкретной организации. Рабочая программа воспитания включается в содержательный раздел адаптированной основной образовательной программы, а календарный план воспитательной работы – в организационный. Рабочая программа воспитания является компонентом адаптированной основной образовательной программы, следовательно, разрабатывается и утверждается один раз на весь уровень образования: начальное общее, основное общее, среднее общее. В случае пролонгации адаптированной основной образовательной программы на уровне начального общего или основного общего образования рабочая программа воспитания аналогично пролонгируется, а календарный план воспитательной работы разрабатывается и утверждается на каждый учебный год. Рекомендуется указать, что рабочая программа воспитания является документом открытоготипа, позволяющим вноситьизменениянапротяженииучебного года, гибко реагировать на изменившиеся обстоятельства в системе образования или запросы участников образовательных отношений (обучающихся, педагогических работников, родителей/законныхпредставителей). Порядок разработки рабочей программы воспитания в образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы, может быть представлен следующим образом. 1. На первом этапе администрация образовательной организации изучает нормативные и содержательные требования, делает подборку актуальных документов федерального, ведомственного и регионального уровней, описывающих характеристики внутренней школьной документации в части воспитания, а также готовит выдержки из соответствующих методических пособий или рекомендации. 2. На втором этапе внутренним приказом образовательной организации формируется рабочая группа, включающая сотрудников образовательной организации, педагогических работников, которые будут нести ответственность за согласование компонентов рабочей программы воспитания, ее содержания, ресурсное обеспечение. 6 Рекомендуется заранее обсудить участие в рабочей группе представителей психолого-педагогического консилиума школы, совместно с председателем консилиума подготовить предварительный перечень направлений совместной работы (например, взаимодействие с родителями, специфика решения воспитательных задач в условиях коррекционно-развивающих занятий, подходы к фиксации и оцениванию образовательной динамики в части воспитания и др.). Это условие особенно актуально в том случае, если школа не является отдельной (специальной коррекционной) организацией, реализующей адаптированные образовательные программы. На этом же этапе проводится первое рабочее совещание по вопросу конструирования рабочей программы воспитания, распределяются конкретные виды обязанностей, назначаются ответственные, выбирается куратор (координатор) данного направления. Администрация знакомит представителей рабочей группы с нормативными требованиями, сроками оформления программы, перспективами профессионального развития в этой связи и способами служебного поощрения. В случае, если в школе реализуются разные варианты АООП, выбираются ответственные за формирование рабочей программы воспитания в рамках каждой из АООП. 3. На третьем этапе рабочая группа организует внутренний семинар по анализу актуального состояния воспитательной деятельности в школе. При подготовке семинара рекомендуется распределить направления анализа, его аспекты между всеми участниками или микрогруппами педагогических работников. Сам семинар рекомендуется организовать на основе активных деятельностных технологий, включенной дискуссии специалистов. Основное внимание уделить следующим блокам вопросов: • особым образовательным потребностям обучающихся в части воспитания; • направлениям воспитательной работы, уже существующим в школе, и тем, которые целесообразно развивать; • выявленным проблемам в организации воспитательной деятельности школы, потенциальным способам решения; • необходимому ресурсному обеспечению. Отдельно рекомендуется принять решение о привлечении к разработке и реализации рабочей программы воспитания сетевых партнеров, представителей родительских сообществ, представителей ученических советов школы (при наличии). В случае нескольких разрабатываемых рабочих программ воспитания, каждая из которых является частью варианта АООП, ответственные за каждую программу обсуждают ее специфику, компоненты, которые согласуются с инвариантной рабочей программой воспитания школы, и компоненты, которые являются специфичными для данной категории обучающихся. 4. На четвертом этапе рабочая группа организует расширенный педагогический совет, на котором будет представлен результат проведенного анализа, предложены ключевые направления воспитательной деятельности, рассмотрено содержательное наполнение инвариантных модулей, утверждены вариативные модули воспитания, которые будут отражены в рабочей программе воспитания. В первую очередь, педагогическим работникам будет разъяснена суть требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений 7 в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Здесь же необходимо уточнить, кто из педагогических работников должен внести изменения в собственную рабочую документацию, чьи планы воспитательной работы лягут в основу общего календарного плана воспитательной работы школы и его вариантов, согласно реализуемым АООП. А также обсудить и утвердить расширенный список разработчиков программы воспитания, который может включать представителей сетевых партнеров, советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительных органов обучающихся (при их наличии). Рекомендуется учесть специфику контингента обучающихся, перспективные сотрудничества в системе воспитательной работы с профильными сообществами: семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп; с профессиональными сообществами и общественными объединениями лиц с инвалидностью. 5. На пятом этапе педагогические работники, включенные в расширенный список разработчиков рабочей программы воспитания, самостоятельно формируют собственные планы воспитательной работы, которые могут быть ориентированы на разные уровни включения детей в воспитательную работу: 1) на всех обучающихся школы; 2) на отдельные группы или классы; 3) направлены индивидуально. Например, педагог-организатор заранее формирует план общешкольных мероприятий, связанных с ценностно значимыми датами, событиями, традициями, принятыми в среде школы, классный руководитель составляет собственный план воспитательной работы, учитывающий интересы, потребности и склонности обучающихся конкретного класса или учебной группы. Педагог-библиотекарь разрабатывает план поддержки и популяризации детского чтения, который может представлять собой сочетание общешкольных мероприятий, микрогрупповых, индивидуальных. Учителя-предметники дорабатывают собственные учебные программы с учетом программы воспитания, конкретных направлений и модулей. Педагоги коррекционно-развивающего профиля, логопеды, дефектологи учитывают тематику модулей при планировании собственных коррекционных курсов и занятий, равно как и социальный педагог, педагог-психолог и другие педагогические работники. Необходимо продумать реальные подходы, способы, методики и технологии включения в воспитательную деятельность всех категорий обучающихся, с учетом их особых образовательных потребностей в части воспитания и реальных возможностей вовлечения. Например, школьников, обучение которых по объективным причинам организовано на дому или на территории медицинского стационара. В таких случаях рекомендуется максимально задействовать ресурс внеурочной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования, использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, взаимодействие с родителями (законными представителями) и отразить специфику реализации этого направления в рабочей программе воспитания. К этой же категории относятся дети, обучение которых 8 организовано в очно-заочной форме или в индивидуальном учебном плане которых сочетаются формы получения образования и формы обучения. 6. На шестом этапе куратор (координатор) и представители рабочей группы по конструированию рабочей программы воспитания: 1) оформляют рабочую программу воспитания в виде документа; 2) собирают планы воспитательной работы у педагогических работников, на их основании формируют общий календарный план воспитательной работы образовательной организации на один учебный год. Как указывается в методических рекомендациях «О разработке рабочей программы воспитания» (Москва, 2020), рабочая программа воспитания как документ должна включать в себя четыре основных раздела. Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. Раздел 2. Цель и задачи воспитания. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности. Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. Рабочая программа воспитания должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а не общие рассуждения о воспитании. В рамках конструирования рабочей программы воспитания для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по АООП, в каждый из утвержденных четырех разделов должна быть внесена дополнительная информация. Перед основными разделами рабочей программы воспитания, указанными в федеральном законе, целесообразно разместить пояснительную записку. Таким образом, структура рабочей программы воспитания может быть оформлена следующим образом (табл. 1). Таблица 1 Структура рабочей программы воспитания № п/п 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.5.1. Содержание Пояснительная записка (рекомендуемый компонент) Основные разделы программы Особенности организуемого в школе воспитательного процесса Цель и задачи воспитания Виды, формы и содержание деятельности Основные направления самоанализа воспитательной работы Приложения Приложение. Календарный план воспитательной работы (обязательный компонент) 2.5.2. Приложение. Список согласованных программ воспитания, реализуемых в образовательной организации (при наличии; рекомендуемый компонент) 2.5.3. Приложение. Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (рекомендуемый компонент) 2.5.4. Приложение. Описание инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей реализацию содержания 9 Стр. воспитательной работы (рекомендуемый компонент) 2.5.5. Приложение. Описание социокультурного пространства, сетевого взаимодействия с организациями, социальными институтами и субъектами воспитания (при наличии) Образовательная организация имеет право включить и иные компоненты в раздел «Приложения» с целью официальной фиксации собственных достижений, методических приемов, опыта. При оформлении рабочей программы воспитания участникам рабочей группы рекомендуется учитывать следующее. Особенности разделов рабочей программы воспитания Особенности пояснительной записки Рекомендуется предусмотреть небольшой объем пояснительной записки. Пояснительная записка является аннотацией к рабочей программе воспитания, в ней приводятся необходимые комментарии и пояснения. В пояснительной записке рекомендуется: • уточнить, что рабочая программа воспитания является обязательной частью соответствующей АООП (указать ее реквизиты); • указать, что рабочая программа воспитания соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ), утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 или федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее – ФГОС УО); • описать структуру рабочей программы воспитания, утвержденную в конкретной образовательной организации; • определить направленность воспитательной деятельности в школе, например, как развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, формирование культуры здоровьесбережения, а также достижение личностных результатов освоения обучающимися соответствующего варианта АООП. В пояснительной записке рекомендуется указать, что рабочая программа воспитания является открытым документом, то есть предполагается возможность гибкого внесения изменений по внутренним и внешним причинам, связанным с изменениями условий в образовательной среде школы или в системе образования в целом. Краткое описание особенностей организации воспитательного процесса организуемого в образовательной Следует учесть, что рабочая программа воспитания является компонентом АООП, поэтому в разделе не нужно дублировать те сведения, которые уже содержатся в АООП. В данном разделе необходимо описать специфику воспитательной деятельности образовательной организации, то есть разместить информацию (либо дать ссылку на наличие этой информации в другом компоненте АООП): • о специфике образовательной среды школы, включая ее расположение; 10 • об особенностях социального окружения образовательной организации; • о значимых источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся; • об особенностях контингента обучающихся, их особых образовательных потребностях в части воспитания; • об оригинальных подходах или авторских методиках воспитательной работы, применяемых в школе; • о значимых для образовательной организации принципах и традициях воспитательной деятельности; • о сетевых партнерах школы в части воспитательной работы; • указать профессиональные и общественные сообщества лиц с инвалидностью, которые взаимодействуют с образовательной организацией в части решения воспитательных задач; • перечислить сообщества родителей, включая профильные сообщества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Таким образом, в этом разделе должны быть сформулированы особые образовательные потребности обучающихся определенной нозологической группы, которым должны соответствовать специальные условия в части воспитания, созданные в организации. Инклюзивным школам следует учесть, что особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ или с инвалидностью обусловлены необходимостью взаимосвязи коррекционной работы, воспитания и обучения; поддержки социализации обучающихся в образовательной среде, с отдельной работой по здоровьесбережению и профилактике вторичных психофизических осложнений. При перечислении принципов взаимодействия обучающихся и педагогов в процессе воспитания рекомендуется отразить в программе те из них, которые действительно согласуются с убеждением педагогического коллектива. Некоторые принципы целесообразно выбрать из утвержденной примерной программы воспитания, поскольку дети с ОВЗ и инвалидностью имеют права на равный доступ к высокому качеству образования наравне с нормотипичными обучающимися. А также ряд других, специфичных для детей с ОВЗ или инвалидностью, поскольку ориентированы на удовлетворение их особых образовательных потребностей. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ • Соблюдение законности и прав обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье, приоритет безопасности обучающегося при нахождении в школе; • создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и педагога, без которой невозможно конструктивное воспитательное взаимодействие; • реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг к другу; • организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; 11 • целесообразность, системность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности; • обеспечение доступности предметно-пространственной и коммуникативной среды; • помощь в организации безбарьерного передвижения, свободного контакта между обучающимися и педагогами; • доступность и логичность информации как компонента коррекционноразвивающей и воспитывающей среды; соответствие информации коммуникативным и познавательным возможностям обучающихся; • сбалансированность и гармоничность визуального оформления среды; • целесообразность среды для достижения положительных результатов в различных видах деятельности; • применение специальных вспомогательных средств, стимульных дидактических материалов, коррекционных воспитательных ситуаций; • единство процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания; • помощь в овладении максимально доступного для обучающегося уровня самостоятельности; • наличие специальных тренинговых средств для помощи обучающимся в формировании социально-адаптивных знаний, умений, навыков и др. Особенности раздела «Цель и задачи воспитания» В этом разделе необходимо привести информацию: 1) про современный национальный воспитательный идеал, сформулированный в «Концепции развития воспитания»: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»; 2) про базовые для нашего общества ценности (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек). Далее нужно сформулировать цель воспитания, которая ориентирует на обеспечение позитивной динамики развития личности каждого ребенка с учетом его особыхпотребностейв части воспитания. Для конкретизации общей цели воспитания применительно к возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также к их особым образовательным потребностям, обусловленным ограниченными возможностями здоровья, необходимо определить в ней приоритеты воспитательной деятельности обучающихся. Согласно утвержденной примерной рабочей программе воспитания, выделение целевого приоритета, связанного с особыми потребностями и возрастом обучающихся, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, другим специалистам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Рабочие программы воспитания, спроектированные в рамках АООП, будут содержать в себе приоритет двойного характера: • связанный с ведущей деятельностью согласно возрасту обучающихся; 12 • учитывающий особые образовательные потребности детей. Система воспитательной работы школы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся освоить необходимые социальные навыки, которые помогут ему: • увереннее ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений; • эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, пользуясь доступными ему средствами, сотрудничать с людьми разного возраста и социального положения; • иметь опыт поиска решений и выхода из трудных жизненных ситуаций; • иметь опыт принятия и оказания помощи, взаимопомощи в разных бытовых, учебных и жизненных ситуациях и др. Далее в этом разделе формулируются задачи, которые будут способствовать достижению поставленной цели. Эти задачи описывают то, что необходимо сделать педагогическому коллективу, чтобы создать условия для достижения поставленных целей воспитательной работы. ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ • Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; • использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; • организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; • организовывать профориентационную работу с обучающимися; • организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; • развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; • организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Предложенный перечень задач воспитания является примерным, каждая образовательная организация вправе уточнять и корректировать их, исходя из особенностей образовательной организации и контингента обучающихся, их особых образовательных потребностях в части воспитания. Таким образом, цели и задачи воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в целом совпадают с целями и задачами, сформулированными в примерной программе 13 воспитания. В то же время к описанным в примерной программе воспитания целям и задачам воспитательной деятельности целесообразно добавить задачи: • связанные с организацией коррекционной и коррекционно-развивающей работы, способствующей положительной динамике личностного развития обучающихся с ОВЗ; • связанные с направленным формированием жизненных компетенций, позитивного социального опыта, которые у данной категории обучающихся не формируются спонтанно. Необходимо спроектировать рабочую программу воспитания так, чтобы компоненты ее содержания были согласованы между собой: сформулировать конкретные цели и задачи, которые будут достигнуты посредством разных форм воспитательной деятельности, представленной в третьем разделе программы и оценены через основные направления самоанализа в ее четвертом разделе. 1.4. Особенности раздела «Виды, формы и содержание деятельности» Здесь необходимо показать, каким образом будут реализованы поставленные цели и задачи воспитания, с учетом специфики особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и инвалидностью и условий в школе. Раздел может состоять из набора тематических модулей воспитательной работы, которые направлены на решение одной из поставленных задач воспитания или соответствуют одному из выбранных направлений воспитательной работы. Инвариантные модули являются обязательными. Среди вариативных модулей образовательная организация выбирает не менее одного или разрабатывает свой в случае, когда ни один из вариативных модулей не решает поставленные школой задачи в части воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью. • • • • • • ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ «Классное руководство» «Школьный урок» «Курсы внеурочной деятельности» «Работа с родителями» «Самоуправление» «Профориентация» Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования. В утвержденной примерной рабочей программе воспитания заявлены вариативные модули. • • • • • ВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ «Ключевые общешкольные дела» «Детские общественные объединения» «Школьные медиа» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Организация предметно-эстетической среды» 14 В данном пособии примеры вариативных модулей будут рассмотрены в следующей главе. Особенности раздела «Основные направления самоанализа воспитательной работы» Этот раздел содержит информацию о направлениях самоанализа воспитательной деятельности в образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы. Важно указать предмет самоанализа, способы проведения, критерии. Конкретные результаты самоанализа описывать не следует, так как эти сведения содержатся в аналитических справках, отчетах и т. д. Специфика данного раздела может состоять в том, что педагогический коллектив анализирует в том числе вопросы, представленные ниже. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Как сочетается воспитательная деятельность с коррекционной направленностью обучения? 2. Если школа является общеобразовательной, создающей инклюзивную среду для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, то как согласована реализация воспитательных модулей, календарных планов воспитательной работы в рамках одного уровня образования, как происходит вовлечение детей в совместную творческую деятельность? 3. Насколько эффективно происходит коммуникация педагогов и специалистов коррекционного профиля в условиях единой воспитательной среды школы? 15 Алгоритм проектирования процесса воспитания по уровням образования В настоящее время разработана примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 1 июля 2021 г. № 2/21)). Апробация и обсуждение примерной рабочей программы воспитания в профессиональном сообществе дошкольного образования продолжаются. В связи с тем, что на дошкольном уровне представляет затруднение и вызывает сомнение целесообразность выделения собственно воспитательной деятельности, существующей в единстве с развивающей, в рамках настоящих методических рекомендаций будут рассмотрены уровни начального и основного общего образования. На уровне начального общего образования алгоритм проектирования процесса воспитания подразумевает: 1) планирование воспитательной деятельности разными специалистами, педагогическими работниками; 2) учет взаимосвязи целей и задач воспитательной работы с личностными образовательными результатами; 3) соотнесение видов и форм воспитательной работы с тремя компонентами личностных образовательных результатов: а) усвоением социально значимых знаний; б) формированием социально значимых отношений; в) приобретением опыта применения полученных знаний. Поскольку рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания, то важно предусмотреть оптимальную вовлеченность педагогических работников. На первом этапе все выбранные школой модули воспитательной работы необходимо проанализировать с точки зрения того, кто из педагогического коллектива будет участвовать в его реализации. Рекомендуется рассмотреть предполагаемое содержание каждого из выбранных школой модулей и определить список педагогов, отвечающих за конкретные виды воспитательной деятельности, входящие в модуль. Пример анализа приведен в таблице 2. Таблица 2 Включение педагогических работников в реализацию рабочей программы воспитания Инвариантные модули Модули / педагогич Классный еские работники руководи тель 1. Школьный урок 2.Классное + руководство 3. Курсы + внеурочной деятельности 16 Педагоги коррекционн ого профиля - Педагогбиблиоте карь - Админи страция + + + + + Вариативные модули 4. Работа с родителями 5.Самоуправление 6. Профориентация 1. Ключевые общешкольные дела 2. Детские общественные объединения 3. Школьные медиа 4. Экскурсии, экспедиции, походы 5. Организация предметноэстетической среды + + + + + + + - + + + + + + + + + + + - + - + + + + + + Слева в таблице расположен список модулей воспитательной работы: в первую очередь – инвариантных, во вторую – вариативных, которые образовательные организации имеют право разрабатывать самостоятельно. В верхней графе указаны должности педагогических работников, вовлеченных в проектирование и реализацию рабочей программы воспитания. Куратору (координатору) этого направления необходимо проверить список включенных специалистов, который может отличаться в разных образовательных организациях, а также пояснить педагогическому коллективу, что содержание модулей воспитательной работы должно отразиться в планах воспитательной работы каждого специалиста, участвующего в ее реализации. На втором этапе проектирования необходимо сопоставить сформулированные в рабочей программе воспитания цели воспитательной деятельности с ожидаемыми личностными образовательными результатами обучающихся. Поскольку в адаптированных основных образовательных программах наряду с образовательными программами, разрабатываемыми для нормотипично развивающихся детей, ведущим подходом признан системно-деятельностный, то личностные образовательные результаты следует рассматривать в этом контексте. В рамках системно-деятельностного подхода выделяются три компонента личностных образовательных результатов. 1. Социально значимые знания на основе признанных базовых ценностей нашего общества (человек, труд, семья, отечество, знания, культура, здоровье). Они направлены на освоение обучающимися основных культурных норм, которые человечество выработало с опорой на указанные выше ценности. 2. Развитие позитивного отношения к социально значимым культурным нормам. 3. Приобретение школьниками опыта поведения, опыта применения социально значимых знаний, соответствующего усвоенным базовым ценностям. То есть в данном случае речь идет о создании условий для приобретения детьми с ОВЗ и инвалидностью позитивного опыта социально значимых дел. Освоение знаний, развитие отношений и приобретение опыта представляют собой три этапа, ведущих к достижению ожидаемых личностных образовательных результатов. 17 Каждому из этапов соответствуют адекватные организационные формы работы и корректные способы получения обратной связи, само- и взаимоконтроля. Ключевое отличие каждого следующего этапа от предыдущего – возрастание уровня самостоятельности, вовлеченности ребенка с учетом его реальных возможностей. Таким образом, социально значимые знания у детей с ОВЗ и инвалидностью формируются в большей степени в ходе практической, включенной работы. Развитие позитивного отношения к социально значимым культурным нормам складывается в том случае, если попытки применить эти знания на практике находили поддержку у педагогов и детского, возможно, разновозрастного, сообщества, то есть усвоенные знания применялись в открытой доброжелательной среде школы, знакомой ребенку. «Приобретение опыта» поведения в соответствии с усвоенными культурными нормами означает, что обучающийся имел возможность использовать полученные социально значимые знания в незнакомой среде, возможно, более требовательной, с элементами соревнования, публичного выступления и т. п. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР В модуле «Ключевые общешкольные дела и события» участвуют классные руководители, учителя-предметники, специалисты коррекционного профиля, педагогбиблиотекарь, педагог-организатор и др. Освоение этого модуля предполагает последовательное участие детей в разных мероприятиях, образовательных играх, школьных традиционных делах и праздниках. Поскольку модули воспитательной работы реализуются как в урочной, так и во внеурочной деятельности, то задействованы в реализации содержания этого модуля окажутся все перечисленные выше специалисты и тематика модуля будет пронизывать учебно-коррекционныйвоспитательныйпроцесс. В плане классного руководителя 1 класса будет отражена педагогическая мастерская «Праздники, которые я люблю», где он организует активное взаимодействие с детьми, возможно, с привлечением родителей, что позволит выяснить актуальный уровень знаний детей о семейных праздниках, традициях. Далее на уроках и коррекционно-развивающих занятиях разные аспекты темы праздников и традиций будут возникать и прорабатываться, проигрываться, обсуждаться с детьми. Затем во внеурочном курсе школьники будут участвовать в подготовке и проведении «Дня учителя», на встрече с педагогом-библиотекарем познакомятся с книгами и настольными играми (развивающими квестами, учебно-развивающими «бродилками» и т. д.), связанными с темой праздников. В течение учебного года дети будут участвовать в общешкольных праздниках, событиях, мероприятиях. Каждое участие ребенка с ОВЗ в общешкольных мероприятиях должно быть запланировано, целесообразно, соотнесено с его особыми образовательными потребностями и возможностями. Необходимо помнить, что в задачи такого участия непременно входит психолого-педагогическая поддержка усилий ребенка, признание ценности его посильного вклада в общее дело, положительное подкрепление социальной активности. В то же время необходимо отмечать реальные заслуги и попытки обучающегося, не допускать безосновательной похвалы, соблюдать меру в поощрении и требовательности. Опыт применения социально значимых знаний приобретается в том случае, если в модуле предусматривается деятельность за пределами привычной доброжелательной среды школы. Таким опытом может стать участие ребенка в творческом фестивале, 18 например, посвященном дню Победы, в целевой прогулке или экскурсии в другую образовательную организацию на «Ярмарку мастеров», в музей, театр и т. д. Педагогам важно грамотно использовать воспитательный потенциал разных форм работы. С одной стороны, полноценное участие ребенка с ОВЗ в творческой олимпиаде, фестивале и т. д. с точки зрения решения воспитательных задач (в части достижения личностных образовательных результатов) может быть ограничено ролью зрителя, освоением зрительской культуры. Такой опыт лишь внешне выглядит пассивным. При правильной организации он может внести весомый вклад в развитие навыков самоконтроля, доступной самостоятельности, самообслуживания, заботы о себе, понимания способов приемлемого поведения в обществе, смысла социальных действий, поступков других людей. С другой стороны – субъект-субъектный характер коррекционно-развивающих занятий позволяет школьнику проявлять активность и волю, практиковаться в совершении выбора на уроках, коррекционных занятиях, целевых прогулках и экскурсиях, то есть успешно решать задачи личностного развития. На втором и последующих годах реализации рабочей программы воспитания как части АООП модуль «Ключевые общешкольные дела и события» может включать в себя самые разные формы, каждая из которых должна опираться на воспитательную работу предыдущего учебного года и четко соотноситься с целевой «мишенью» (знанием, отношением, опытом). Это могут быть: • утренники, вечера, юбилеи, концерты; • балы, карнавалы, шествия; • олимпиады, спартакиады; • фестивали, смотры, творческие конкурсы; • театрализованные представления, спектакли; • тематические дни и недели; • праздничные обряды; • детско-взрослые творческие и образовательные ассамблеи. Целесообразно максимально использовать региональный компонент, этнокультурные особенности, влияющие на среду школы. Возможно последовательное участие обучающихся в таких видах праздников, как: • государственные патриотические праздники (День Победы, День защитника Отечества, День Конституции, День Государственного флага Российской Федерации и др.); • юбилейные праздники (День города, День республики/края, День рождения школы); • профессионально-трудовые праздники (День пожарной охраны Российской Федерации, День учителя, День медицинского работника); • календарно-обрядовые праздники («Проводы зимы», «Встреча весны», «Праздник урожая»); • гражданско-личностные или семейные праздники («День матери», «День именинника»); • спортивные праздники («Школьная олимпиада», «Наша эстафета», «Веселые старты»); 19 • праздники, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей науки, искусства (День рождения Д.И. Менделеева, дни рождения известных в регионе и стране деятелей); • тематические («День знаний», «Прощание с букварем», «Последний звонок», «Экологический десант»). ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР Традиции (традиционно проводимые в школе мероприятия, дела, события) тоже являются способом сплочения детско-взрослого сообщества. Они способствуют осознанию общечеловеческих ценностей, развитию потребности во взаимодействии, ощущению принадлежности к значимому кругу. Традицией в школе может стать проведение таких мероприятий, как «Посвящение в первоклассники», «День именинника», «Экологический десант», «Встреча выпускников», «Встреча с представителями разных профессий» и т. д. Тематика празднований обладает высоким воспитательным потенциалом. Практически каждый праздник имеет свою историю, связан со значимыми фактами, событиями, именами, правдивыми и вымышленными, легендами и мифами. Кроме того, праздники содержат в себе в концентрированном виде обычаи, традиции, нравы, то есть культуру людей той или иной эпохи, локального, общенационального или мирового масштаба. Этот уровень позволяет создавать условия для получения детьми социально значимых знаний. Реальное участие школьников в подготовке и проведении школьных праздников предполагает получение ими опыта музыкальной, изобразительной, театрализованной, деятельности, в той или иной степени публичных выступлений, опыта группового и индивидуального вклада в общее дело. Участие в школьных праздниках, мероприятиях, играх естественным образом способствует решению ряда специфических задач: расширяется активный словарь, тренируется голос, развивается крупная и мелкая моторика, формируются коммуникативные навыки, расширяются представления об окружающем мире и собственных возможностях. В итоге системно выстроенный модуль воспитательной работы способствует развитию жизненных компетенций обучающегося с ОВЗ, приводит к ощущению успеха и значимости. На третьем этапе проектирования воспитательного процесса на уровне начального общего образования рабочей группе рекомендуется проанализировать воспитательный потенциал дополнительного образования. Сфера дополнительного образования является достаточно гибкой, вариативной, привлекательной для удовлетворения познавательных интересов и склонностей обучающихся. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы могут быть уровневыми, модульными, отвечать особым образовательным потребностям детей с ОВЗ и инвалидностью. В рамках шести направленностей (технической; художественной; спортивной; туристско-краеведческой; естественнонаучной; социально-гуманитарной) современных программ дополнительного образования создаются большие возможности выбора для школьника. Поскольку на область дополнительного образования не распространяются требования ФГОС, в процессе освоения программ есть возможность большой степени индивидуализации, дифференциации и способов фиксации достижений, образовательной динамики. 20 Существуют три варианта взаимодействия общеобразовательной организации и педагога дополнительного образования. Они представлены ниже. 1. 2. 3. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Педагог дополнительного образования может быть сотрудником школы и совмещать должности. Такая модель наиболее распространена в условиях специальной коррекционной образовательной организации. В этом случае речь пойдет о формальном согласовании планов воспитательной работы, поскольку данные дополнительные общеразвивающие программы, в сущности, являются гармоничной частью общей образовательной среды. Педагог дополнительного образования может являться сотрудником объединения дополнительного образования, то есть не иметь официальных долженствований перед школой, разрабатывающей программу воспитания. Однако занятия во второй модели проводятся на территории школы, например, во второй половине дня. Здесь уместно обсудить с педагогом перспективы сотрудничества и сетевого партнерства в части реализации рабочей программы воспитания, поскольку фактически его занятия влияют на качество среды школы и являются ее компонентом. Педагог дополнительного образования является сотрудником другой организации, и занятия проводятся на иной территории. В этом случае школа может написать письменное обращение к администрации объединения дополнительного образования с просьбой обсудить точки соприкосновения в части воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, например, пригласить педагога на внутришкольное мероприятие, на котором выступает его ученик, а после обсудить его успехи, перспективы и затруднения. На уровне основной школы проектирование процесса воспитания рекомендуется начать с изучения новой редакции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), требования которого с 1 сентября 2022 г. становятся обязательными для всех школ, реализующих образовательные программы уровня основного общего образования. Они могут быть внедрены и раньше по желанию педагогического коллектива и запросу родителей обучающихся. Новый ФГОС ООО распространяется и на адаптированные основные образовательные программы этого уровня. Рабочая программа воспитания заменяет программу воспитания и социализации для уровней ООО и СОО (приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712). Следует обратить внимание на то, что результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть «создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам … воспитание обучающихся» (п. 5.1. ФГОС ООО). Таким образом, процесс воспитания тесно связан с характеристиками развивающей среды школы, во многом обусловлен ее качеством. Следовательно, и здесь воспитательная деятельность должна быть не изолирована от учебной и коррекционно-развивающей, а реализовываться системно и последовательно в урочной, внеурочной работе и в дополнительном образовании. Рабочая программа воспитания «должна обеспечивать создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную 21 деятельность», реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания (32.3. ФГОС ООО). В новой редакции ФГОС на уровне основной школы ведущим остается системнодеятельностный подход, следовательно, сохраняется преемственность с начальной школой в части личностных образовательных результатов. Во ФГОС ООО конкретизированы требования к личностным образовательным результатам, которые должны «отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности» (пункт 42.1.). Определены направления воспитания, а именно: • гражданское; • патриотическое; • духовно-нравственное; • эстетическое; • физическое, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия; • трудовое; • экологическое; • ценности научного познания. А также в отдельном пункте ФГОС ООО (42.2.) описаны «личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды». Таким образом, указанные направления должны определять воспитательную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на уровне основной школы. ФГОС ООО описывает также возможность использования имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, что расширяет педагогический арсенал включения в воспитательную работу обучающихся «на дому», в условиях «медицинского стационара» и иных случаях, когда освоение адаптированной образовательной программы реализуется не в среде школы. Итак, первый этап проектирования процесса воспитания на уровне основного образования связан с изучением нормативного аспекта воспитательной работы. На втором этапе целесообразно сопоставить детализированные требования ФГОС ООО к трем группам образовательных результатов, прежде всего к личностным. Рекомендуется рассмотреть перспективы достижения этой группы результатов, относящихся в первую очередь к воспитательным задачам школы, не столько с помощью организации отдельных мероприятий, событий, образовательных игр и др., сколько в условиях особым образом спланированной учебной деятельности. Согласно требованию ФГОС ООО рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания (32.1. ФГОС ООО). На этой ступени образования должно происходить расширение опыта социально значимой деятельности обучающихся. Следовательно, учителям-предметникам 22 целесообразно проанализировать собственные рабочие программы учебных предметов, организовать «инвентаризацию» предпочитаемых форм проведения уроков и учебных занятий, используемых технологий с точки зрения направлений воспитательного процесса, указанных во ФГОС ООО, а также конкретных модулей воспитательной работы. А также использовать тесную взаимосвязь предметов и предметных областей. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР Вариативный модуль «Основы финансовой грамотности» может быть реализован через группы тем и заданий на уроках математики, обществознания, географии, технологии. Закреплен на курсах внеурочной деятельности, в том числе в условиях коррекционных занятий. Так, конкретная практико-ориентированная задача, содержание которой связано с финансовыми интересами семьи, выполняется обучающимся на уроке и является частью трудового и гражданского воспитания. Затраты учебного времени можно оптимизировать, если использовать комплексный подход: лабораторная работа в классе, организованная с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, может занимать столько же учебного времени, сколько освоение той же темы, реализованное в несколько этапов. Здесь могут быть задействованы внеурочные курсы, а также учебнопрограммные, производственные экскурсии, целевые прогулки и запланировано итоговое участие ребенка в подготовке доклада на внутришкольной конференции. В таком случае усвоение учебной темы становится частью направления воспитательной работы, связанного с ценностями научного познания, с расширением социально значимых знаний, поддержкой самостоятельности, познавательной активности ребенка. На третьем этапе рекомендуется проанализировать воспитательный потенциал проектной деятельности как требования ФГОС ООО. Обеспечение данного требования ФГОС ООО в рамках адаптированных основных программ (если оно не противоречит особым образовательным потребностям и когнитивным возможностям обучающегося) поможет установить взаимосвязи между разными группами образовательных результатов, а также усилить практикоориентированность. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР В вариативном модуле «Здоровьесберегающая предметно-пространственная среда» пятиклассники готовили кормушки для птиц: выяснили, какие птицы в их регионе нуждаются в помощи человека, почему это происходит, как должны выглядеть удобные кормушки, где их целесообразно расположить, чем и как часто наполнять. На следующем этапе проекта было организовано целенаправленное наблюдение за птицами, заполнение бланков и т. д. В итоге у каждого участника группы оказались различающиеся образовательные результаты и образовательные «продукты»: часть детей выступала на школьной конференции, а другая часть была в роли активных зрителей, вовлеченных в содержание. И в том, и в другом случае были охвачены экологическое (ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности) и трудовое воспитание (установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность). 23 Педагогическая работа в рассматриваемом примере была направлена на достижение следующих результатов: • готовность к разнообразной совместной деятельности (личностные, 42.1.1.); • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы (метапредметные, 43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями); • активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны (42.1.1. Гражданское воспитание); • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Очевидно, что участие обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в проектной работе будет затруднено либо невозможно без координации, методической помощи специалистов коррекционного профиля. Следовательно, на данном этапе рекомендуется продумать способы взаимодействия педагогов в условиях проектной работы. На четвертом этапе рекомендуется продумать и разработать систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся как компонента рабочей программы воспитания, указанного во ФГОС ООО. Целесообразно рассмотреть этот вопрос неформально, в коллективном обсуждении, возможно, совместно с представителями сетевых партнеров и родительского сообщества. Необходимо учесть деликатный характер темы. Избежать механистического внешнего подхода к поощрению («рейтингов социальной успешности», сравнения детей между собой и иных психологопедагогически необоснованных инструментов). С точки зрения целей воспитания, а также перечисленных во ФГОС ООО ожидаемых личностных образовательных результатов, которые «должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе» (42.1.), система поощрения должна быть устроена таким образом, чтобы поддерживать вребенкечувство уверенности всобственныхсилах, обладатьперспективой вразвитии будущего, не сводиться к материальным подаркам и формальным символьным выражениям. Например, это может быть публично объявленная благодарность, аплодисменты, организация встречи с известным человеком, возможность посещения интересной для детей экскурсии, квест или игра. Принцип персональных и групповых поощрений рекомендуется сделать открытым и понятным детям, родителям и педагогам. В «грамотах», «благодарственных письмах», «дипломах» и т. п. указывать номинацию, сформулированную понятным детям языком, которая будет носить воспитывающий эффект. На пятом этапе целесообразно запланировать основные направления самоанализа, которые могут быть направлены на: • эффективность согласования рабочих программ воспитания, если в школе реализуются разные варианты АООП; • на воспитательные характеристики среды общеобразовательной школы, в которой организовано инклюзивное образование детей с ОВЗ; 24 • на перечень и содержательное наполнение вариативных модулей воспитательной работы; • на взаимодействие педагогических работников в рамках воспитательной деятельности и др.; • на уточнение особых образовательных потребностей обучающихся в части воспитания и способов обеспечить эти потребности. На уровне среднего общего образования целесообразно акцентировать внимание на модулях, связанных с наставничеством, подготовкой к сопровождаемому трудоустройству (при необходимости), бытовой самостоятельности, финансовой, сетевой безопасности, культуре потребительской грамотности и др. 25 Вариативные модули и модели организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ Образовательная организация выбирает не менее одного из предложенных в примерной рабочей программе воспитания вариативных модулей или формирует свои. Необходимо пояснить, что модуль не является элективным курсом, факультативом или иным добавочным компонентом учебного плана: рабочая программа воспитания реализуется как часть адаптированной основной образовательной программы и неможет увеличивать нагрузку обучающихся. Модульный принцип помогает структурировать разные виды и формы воспитательной деятельности. Модули формируются как организационно-методическая междисциплинарная структура. В научно-методической литературе описаны три уровня организации воспитательного процесса в школе. ТРИ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Воспитательная работа представляет собой стихийные, не Уровень 1 связанные друг с другом содержательно и методически (технологически) мероприятия, события, школьные дела, игры, каждое из которых может вызывать позитивный отклик у обучающихся, педагогов, родителей. Воспитательные воздействия носят импровизационный, малоуправляемый характер, нет единой цели, согласованности действий, нет попыток и подходов к анализу результативности, отсутствует планирование на будущее. Воспитательная работа в этом контексте является самым «низким» уровнем. В систему воспитательной работы входят согласованные действия Уровень 2 группы педагогов, которые «вынесены» из учебного процесса. На этом уровне в образовательной организации негласно считается, что воспитанием занимаются и несут ответственность за результаты конкретные педагогические работники (воспитатели, педагоги-организаторы, тьюторы и т. д.) в отдельное от урочной деятельности время. Система воспитательной работы считается средним, промежуточным уровнем. Воспитательная система школы предполагает единый Уровень 3 целенаправленный процесс, в который включены все педагогические работники. Действия участников согласованы, существует принятая коллективом цель воспитательной работы, обсуждается выбор средств и подходов, осуществляется совместный анализ ресурсов среды, есть понятные коллективу критерии. Воспитание осознанно реализуется как в рамках внеурочной, так и в урочной деятельности. Таким образом, воспитательная система школы представляет собой самый высокий уровень организованной учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, формирование модулей в рамках рабочей программы воспитания помогает школьной среде приобретать качества воспитательной системы. Целесообразно проанализировать актуальность следующих вариативных модулей: «Курсы внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающие занятия)», «Сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ и инвалидностью», 26 «Профориентация: мир современных профессий»; «Ключевые общешкольные дела и события», «Детско-взрослые сообщества», «Детско-взрослые медиаслужбы», «Образовательные путешествия, целевые прогулки и экскурсии», «Предметнопространственная здоровьесберегающая среда», «Взаимодействия с родительскими сообществами», «Взаимодействие с социальными партнерами», «Интеграция общего и дополнительного образования», «Финансовая грамотность», «Цифровая культура и сетевая безопасность». Необходимо проанализировать: • на решение какой задачи ориентирован каждый из выбранных модулей; • какие ресурсы необходимы для его реализации; • каких внешних партнеров следует привлечь; • каков «жизненный цикл» модуля, охватывает ли он учебный год или уровень или планируется продолжение и углубление; • на развитие каких личностных качеств влияют выбранные виды и формы деятельности; • как учтены особые образовательные потребности в части воспитания в данном модуле; • соблюден ли баланс между реализацией модуля в урочной и внеурочной деятельности; • привлекателен ли модуль для детей и педагогов. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР Модуль «Образовательныепутешествия, целевыепрогулки и экскурсии» может быть сформирован для уровня начального общего образования («Целевые прогулки иэкскурсии»), продолжен на более высоком уровне посильной сложности для детей на уровне основного общего образования («Образовательныепутешествияитуризм»). На уровне среднего общего образования обучающиеся, успешно освоившие два предыдущих взаимосвязанных модуля: • овладели социально значимыми знаниями (как о посещенных памятных местах района, города, региона, так и правилах группового поведения на прогулке, экскурсии, походе); • сформировали позитивное отношение к этой деятельности; • приобрели личностно значимый опыт в этой сфере, а некоторые из них могут стать наставниками (менторами, кураторами, тьюторами) младших по возрасту детей или сверстников, не имеющих такого опыта. Соответственно, модель наставничества как взаимная помощь и поддержка в урочной и внеурочной деятельности, в планировании будущего обучающегося с ОВЗ и инвалидностью будет включать в себя последовательное освоение двух модулей «Образовательные путешествия», возможно, интегрированные с дополнительным образованием туристско-краеведческой направленности. Наиболее доступный вид деятельности в рамках этого модуля – «целевые прогулки». В него можно включить обучающихся с ослабленным здоровьем, интеллектуальными нарушениями. Тематику целевых прогулок целесообразно взять из соответствующих рабочих программ АООП. Регулярные целевые прогулки, организованные с учетом особенностей здоровья обучающихся и их особых образовательных потребностей, можно рассматривать как средство формирования 27 культуры здоровья и эмоционального благополучия, а также как часть гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Учебныеэкскурсииимеют большую продолжительность, учебно-воспитательную и коррекционно-развивающую ценность. Учебно-программные экскурсии помогают педагогам подбирать тематику, иллюстрирующую то, что дети изучали на уроке. В этом случае экскурсия как форма воспитательной работы является вспомогательным средством, однако роль ее велика. Дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить развивающий эффект, поскольку грамотно организованная экскурсия помогает им познакомиться с явлениями и предметами в их естественном состоянии. Во время экскурсии педагогу легче помочь детям осуществлять целенаправленное наблюдение «живой наглядности», предложить разнообразные задания. С помощью постоянной обратной связи педагог следит за тем, чтобы дети устанавливали существенные, а не случайные связи и признаки между наблюдаемыми предметами, корректно сравнивали объекты. Экскурсии, помимо благоприятного влияния на эмоционально-волевую сферу обучающихся, позволяют педагогам в естественной среде сочетать наглядный образ, практическое действие и слово, что помогает корректировать нарушенные функции познавательнойдеятельностидетей. Производственныеэкскурсии помогают обучающимся на практике познакомиться с деятельностью различных социальных структур. Это особенно значимо для школьников, ограниченных в передвижении, с интеллектуальными нарушениями и иными особыми образовательными потребностями, связанными с необходимостью организации дополнительного трудового воспитания и обучения. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР Модуль «Культура здоровьесбережения» может быть сформирован на уровне начального общего образования. В его рамках обучающиеся освоят социально значимые знания как на уроках, так и во внеурочной работе. Это знания: • о физическом здоровье и благополучии человека; • о психологическом комфорте; • о навыках ведения здорового образа жизни; • о факторах риска для здоровья. В комфортной поддерживающей среде класса школьники сформируют положительное отношение к необходимости ведения здорового образа жизни. Формы воспитательной работы предполагают активное включение обучающихся: • викторина; • ролевая игра; • игра «Путешествие по станциям»; • эстафеты; • турниры по темам, связанным с культурой здорового образа жизни. Здоровьесбережение понимается не только как часть физического воспитания, но и как важнейший компонент воспитания духовно-нравственного, связанного с трудовым и экологическим. Происходит направленная работа на вовлечение обучающихся в систему самоподдержки, ведения личных дневников здоровья, соблюдения, по возможности, пастурального самоконтроля (особенно актуального для обучающихся с НОДА), режима занятий, гигиены в разных аспектах, бережного отношения к зрению, слуху и т. п. 28 На следующем шаге этот модуль становится компонентом модели воспитания: индивидуальные программы (стратегии) здоровья. Классный руководитель в сотрудничестве с педагогом-психологом, педагогами коррекционного профиля, учителем по адаптивной физической культуре изучают интересы и склонности обучающихся с целью определения предпочтений в видах физической активности, адаптивного спорта. Обучающиеся пробуют свои силы в различных спортивных секциях, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы. Таким образом, в модели присутствует интеграция общего и дополнительного образования. На уроках, во внеурочной деятельности, в отдельно организованных мероприятиях и играх обучающиеся знакомятся с историями выдающихся спортсменов, общественных деятелей, мастеров, профессионалов, известных людей, имеющих опыт ограничений здоровья или инвалидности. Развитие этого направления модуля может происходить как специально организованный компонент модели: знакомство детей с позитивным опытом преодоления трудной жизненной ситуации, с «историей успеха», которое может перерасти в наставничество. 29 Формы участия педагогических работников в реализации программ воспитания В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы наряду с педагогическими работниками и администрацией школы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии). Грубым нарушением целей, смысла и сущности воспитательного процесса в школе следует считать ситуации, при которых ответственность за воспитательную работу возлагается на отдельных специалистов (педагога-организатора, педагога продленного дня, тьютора, классных руководителей, кураторов, возможно, воспитателей, если такая должность присутствует в штате школы). Ответственность за реальное воплощение воспитательной деятельности в школе должна быть распределена между педагогическими работниками. В образовательной среде школы, созданной для коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, процессы коррекционно-развивающего обучения и воспитательной работы взаимосвязаны и фактически не существуют изолированно. Высшие психические функции ребенка с ОВЗ и инвалидностью не развиваются спонтанно, без системной профессиональной помощи педагогов коррекционного профиля. Это обстоятельство делает невозможным и алогичным вынесение воспитательной работы вовне единого целенаправленного процесса коррекционного обучения. В то же время закрепление результатов этого обучения, сформированных навыков и умений, жизненной компетенции возможно только в социальной среде. Итак, воспитательная деятельность должна сквозным образом проходитьчерезвсесодержаниеадаптированнойосновнойобразовательнойпрограммы. Классный руководитель составляет собственный план воспитательной работы с учетом рабочей программы воспитания школы, инвариантных и вариативных модулей. Соответственно, участвует как ответственный за модуль «классное руководство» на уровне отдельного класса (или учебной группы обучающихся). Педагоги-предметники вносят изменения в рабочие программы учебных дисциплин с учетом рабочей программы воспитания, ориентируясь на личностные образовательные результаты. Учитель рассматривает темы, заявленные в вариативных модулях (уровень «социально значимые знания»), утвержденных школой, и сопоставляет их с применяемыми образовательными технологиями (уровень «позитивное отношение к ценностно окрашенной деятельности»). Несмотря на то, что педагоги-предметники не пишут план воспитательной работы, в их рабочих программах учебного предмета должны отразиться вариативные модули. Педагоги коррекционного профиля, а также педагоги-психологи, специальные психологи в рамках коррекционных и коррекционно-развивающих занятий реализуют направления воспитательной работы и вариативные модули. В ряде случаев, например, если ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), именно эти специалисты интегрируют воспитательную работу, адекватную возможностям ребенка и доступную его пониманию, с коррекционной деятельностью. 30 Педагог-библиотекарь согласует направленность воспитательной работы, вариативные модули, утвержденные рабочей программой воспитания, с собственным планом работы. Кроме того, педагог-библиотекарь может быть включен во внеурочную деятельность, задействован в дополнительном образовании. В этом случае важно использовать комплексный подход, не ставить разнонаправленных целей и задач. Например, в рамках образовательной формы (студия или кружок «Читательский клуб») реализовывать модуль «Интеграции общего и дополнительного образования». Социальный педагогможет инициировать создание отдельного модуля, например, связанного с формированием правового сознания, а также в своей работе учитывать и отражать содержание вариативных модулей. Это может быть реализовано разными формами, например, в модуль «Культура здоровьесбережения» будут входить тренинг по безопасности, встреча с инспектором по делам несовершеннолетних, квест «Я в незнакомой обстановке» и т. д. Педагог-организатор координирует и выстраивает систему общешкольных мероприятий, квестов, игр, социально значимых дел и событий. В его плане воспитательной работе должны быть отражены практически все вариативные модули, ориентированные на общешкольный уровень. Тьютор (как специалист в области воспитания согласно профессиональному стандарту) помогает обучающемуся спланировать собственный маршрут, поддерживая образовательные интересы и предпочтения ребенка. В плане работы тьютора должно быть отражено содержательное наполнение модулей воспитательной работы на уровне индивидуального сопровождения обучающегося. 31 Термины и определения Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (232-ФЗ, ст. 2, пункт 28). Адаптированная общеобразовательная программа (АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АДОП – адаптированная дополнительная образовательная программа. Детско-взрослая общность (в трактовке И.Ю. Шустовой) – контактная группа детей и взрослых (от 5 до 50 человек), объединенных в детско-взрослую общность на основе эмоционально-психологической включенности каждого члена, чувства единения и принадлежности к группе, схожих интересов, общих ценностей и смыслов, совместной деятельности (совместно определяемой, выстраиваемой и рефлексируемой). Совместная деятельность включает познание, предметно-практическую деятельность (труд, коллективное творчество), игру, общение. В общности должны проявляться единые целевые устремления (коллективная направленность), присутствовать равное позиционное взаимодействие всех членов общности в прогнозировании и анализе (рефлексии) совместных действий. Способность членов общности к совместной рефлексии порождает ее со-бытийные характеристики (совместное проживание в ценностно-смысловом пространстве со-бытия). Индивидуальный учебный план (ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (232-ФЗ, ст. 2, пункт 23). Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (232-ФЗ, ст. 2, пункт 27). Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, ст. 2, пункт 9). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 32 Особые образовательные условия – условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Рабочая программа воспитания образовательной организации – комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания. Тьютор – педагогический работник, деятельность которого подчинена профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания». Основная задача: разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (232-ФЗ, ст. 2, пункт 6). 33 Список рекомендуемой литературы 1. Буйлова, Л.Н. Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей? / Л.Н. Буйлова // Информационно-методический журнал «Про ДоД». – 2019. – № 1. – С. 20–34. URL: http://prodod.moscow/wp-content/uploads/2019/03/Pro_DOD_February_-11.pdf (дата обращения: 30.09.2021). 2. Воспитание в эпоху цифровизации: вызовы, проблемы, решения: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание в эпоху цифровизации: вызовы, проблемы, решения», г. Иваново, 26 марта 2021 года /Г.В. Губа [и др.]. – МБУ МЦ, 2021. 3. Демакова, И.Д. Социальная инклюзия: сущность явления, определение, опыт организации деятельности / И.Д. Демакова, И.Н. Попова // Колл. монография «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования: условия и инструменты реализации. Ч. 1. – М.: ООО «Образование 3000», 2019. – С. 13–23. 4. Демакова, И.Д. Теория гуманизации пространства детства / И.Д. Демакова // Колл. монография «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования: условия и инструменты реализации. Ч. 2. – М.: ООО «Образование 3000», 2019. – С. 20–41. 5. Медынский, Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е.Н. Медынский // цит. по: Дополнительное образование детей: путь к себе / Г.П. Буданова, Л.В. Буйлова. – М.: Чистые пруды, 2010. – C. 8. 6. Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования: условия и инструменты реализации: коллективная монография. Ч. 1 / Б.В. Белявский, И.Д. Демакова [и др.]. – М.: ООО «Новое образование»; ООО «Образование 3000», 2019. 7. От советской школы к российской школе ХХI века: вопросы воспитания: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва – Ульяновск, 8–9 апреля 2021 года. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46396515&selid=46396576 (дата обращения: 30.09.2021). 8. Попова, И.Н. Неформальное образование в образовательном пространстве современной России / И.Н. Попова // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы: материалы XV ежегодной Международной научно-практической конференции, Москва, 15–17 февраля 2018 года. – М.: Дело, 2019. – С. 155–162. 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 34 11. Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). 12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 14. Трифонова, Е.В. Критериальный подход к выявлению и поддержке одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в условиях дополнительного образования / Е.В. Трифонова, Е.В. Кулакова, Е.Б. Колосова, Е.И. Адамян, Л.И. Адамян // Проблемы современного образования. – 2020. – № 6. – С.71–87. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-71-87. 15. Шустова, И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности: монография / И.Ю. Шустова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36432865_83459756.pdf (дата обращения: 30.09.2021). 16. Шустова, И.Ю. Методика организации и проведения «Ключевых общешкольных дел» / И.Ю. Шустова // Воспитание школьников. – 2021. – № 1. – С. 19–31. 17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html (дата обращения: 30.09.2021). 18. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 28.09.2021). 35 Приложение 1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 3. Требования Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 5. Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 5 июля 2021 г. № 64101). 7. План мероприятий («дорожной карты») реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (на период 2021–2023 годов). Дата публикации: 29.07.2021. 36