Лидер

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24 июня 2024 года

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59 –д
от 25 июня 2024 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632,
1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru,
givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.08.19 14:58:01 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Лидер»
Возраст обучающихся: 13-18 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Миннебаева Ольга Леонидовна,
педагог дополнительного образования

ГО Карпинск

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1.

Пояснительная записка.

Программа «Лидер» составлена в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ".
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере;

15.

Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.

Направленность (профиль) программы – социально - гуманитарная.
Актуальность программы заключается в:
- формировании лидерских и коммуникативных качеств, которые проявляются
как средство самоопределения личности, самоутверждения в активной социальной
роли;
- формировании навыков организаторской деятельности, необходимых для
работы в должности вожатого, педагога-организатора или специалиста по работе с
молодежью, что в целом способствует профессиональному самоопределению
обучающихся.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и
региональной политики в сфере образования.
Отличительные особенности программы
Программа ориентирована на:
- развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности
к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм,
прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и
быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;
- развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность,
умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения
конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.);
«современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных
ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях; развитие
личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность,
инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование,
эмпатийность, мотивации достижений и др.);
- развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей
на группу профессий «человек – человек»).
Адресат программы: подростки 13 – 18 лет.
Возрастные особенности.
Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к
самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов. Главное психологическое приобретение
ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я».
Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он
(она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебнопрофессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как
мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.

Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и
одновременно стадия завершения полового развития. Особое значение в
юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды
деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных
ролей и обязательств.
Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением,
трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом
трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно
углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.
Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений,
формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоциональноличностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема
знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него
появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам.
Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта
интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это
направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому
«философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни,
определение перспективы своего существования и развития всего человечества.
Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов.
Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей,
которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат
конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова
возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный
результат, но и способы его достижения.
Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная
еще и с проблемами социально-экономическими.
В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении.
Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у
других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания
полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в
достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в
юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха
именно в сфере общения.
Условия приема: Не требует предварительной подготовки. Набор обучающихся в
группы ведется с учетом их возраста и склонности к гуманитарной области знаний.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп
производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной
общеобразовательной школы, друзья и т.п.)
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе детей.
Продолжительность части образовательных программ по учебному плану в часах
составляет:
- для группы первого года обучения – 76 часов (38 учебных недель).
- для группы второго года обучения – 76 часов (38 учебных недель).
Формы обучения: очная.
Форма реализации образовательной программы: Программа имеет
модульный принцип представления содержания и построения учебных планов,
включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы.
При реализации программы возможно использование дистанционных
технологий. Для этого учебный кабинет оснащен ноутбуком с выходом в
интернет.
Перечень
форм
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных
технологий.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, тренинг,
развивающая игра, деловая игра.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, тестовый контроль, игровой зачет,
защита творческого проекта в рамках конференции.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки
образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
Цель и задачи программы.
Цель программы «Лидер»: развитие у обучающихся лидерских качеств и
организаторских способностей, формирование активной гражданской позиции.
Задачи программы:
- обучающие: развитие мотивации к реализации социально ориентированной,
общественно полезной деятельности через волонтерство; формирование навыков
делового общения, работы в команде; развитие способности самостоятельно

планировать свою деятельность; развитие познавательного интереса к профессии
педагога.
-развивающие: развитие активности, ответственности и самостоятельности;
развитие творческих способностей и логического мышления; развитие памяти,
внимания, координации; развитие навыков организации и осуществления
сотрудничества со сверстниками, родителями, младшими, обучающимися в
решении личностно и социально значимых проблем
- воспитательные: формирование у обучающихся лидерских, коммуникативных и
социальных компетентностей, необходимых для конструктивного, успешного и
ответственного поведения в обществе; формирование умения избегания и
разрешения конфликтов.
Содержание программы.
Учебный план 1 год обучения.
№
п/п
1

Вводное занятие.

2

2

-

Формы
аттестации/к
онтроля
опрос

2

Теория лидерства

16

8

8

наблюдение

3

Волонтерство как форма
социальной активности
молодежи
Общение лидера
Уроки актерского
мастерства
Лидер-организатор.
Основы организаторской
деятельности
Работа в команде.
Командообразование.
Молодой депутат,
избиратель, как им стать
и что для этого нужно.
Игровое моделирование
действительности
Итоговое занятие
«Я – лидер!»

8

4

4

наблюдение

12
8

8
2

4
6

наблюдение
наблюдение

10

6

4

наблюдение

6

4

2

наблюдение

4

2

2

наблюдение

8

2

6

наблюдение

2

-

2

опрос

4
5
6

7
8

9
10

Наименование раздела,
темы

итого

Всего

76

Количество часов
Теория
Практика

38

38

Учебный план 2 год обучения.
№
п/п
1

Наименование раздела,
темы

Вводное занятие.

Количество часов
Всего
Теория
Практика

2

2

-

Формы
аттестации/к
онтроля
опрос

2

Теория лидерства

12

6

6

наблюдение

3

Волонтерство как форма
социальной активности
молодежи
Общение лидера
Уроки актерского
мастерства
Лидер-организатор.
Основы организаторской
деятельности
Работа в команде.
Командообразование.
Игровое моделирование
действительности
Я и мои права.
Вожатское мастерство.
Итоговое занятие
«Я – лидер!»

4

2

2

наблюдение

10
8

4
4

6
4

наблюдение
наблюдение

8

2

6

наблюдение

8

4

4

12

4

8

наблюдение

6
4
2

4
2
-

2
2
2

наблюдение
наблюдение
опрос

4
5
6

7
8
9
10
11

итого

76

34

42

Содержание учебного плана 1 год обучения.
Раздел 1.
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ. Ознакомление с программой и расписанием. Игры на
знакомство: «Снежный ком», «Назови меня».
Раздел 1. Теория лидерства
Теоретические занятия: Современное понимание лидерства.
лидерства. Проявление лидерства. Типы лидеров. Портрет лидера.

Особенности

Практическая деятельность: Игры и упражнения на выявление лидерских
качеств. Тест «Я лидер?». Игра «Чемодан лидера». Тренинг «Летим на Марс».
Раздел 2. Волонтерство как форма социальной активности молодежи
Теоретические занятия: Кто такой волонтер. Роль волонтерства. Формы
волонтерской деятельности. Актуальность и социальная значимость волонтерства.
Волонтерство в современном мире. Этапы проведения волонтерских акций.
Практическая деятельность: Подготовка и организация волонтерской акции.
Проведение и участие в волонтерской акции

Раздел 3. Общение лидера
Теоретические занятия: Понятия "общение", "собеседник". Виды и функции
общения. Бытовое общение. Деловое общение. Вербальное и невербальное
общение. Что такое конфликт и как его избежать. Конфликт, пути решения.
Ораторское мастерство. Навыки эффективного публичного выступления. Боязнь
публичных выступлений.
Практическая деятельность: Комплекс упражнений «говорим правильно».
Упражнение «Проблемы общения у всех». Деловая игра «Комплимент», игра
«Ассоциация», «Испорченный телефон». Интервью «Расскажите о себе»
Раздел 4. Уроки актерского мастерства
Теоретические занятия: Понятие актерского мастерства. "Я – актер: основы
актерского мастерства. Выбор амплуа. Компоненты поведения: интонация, мимика,
жесты. Проявление характера персонажа в общении.
Практическая деятельность: Тренинг по актерскому мастерству «Сотвори себя
сам». Игры для развития пластики. Показ сценок и миниатюр. Просмотр и
обсуждение художественного фильма.
Раздел 5. Лидер организатор. Основы организаторской деятельности
Теоретические занятия: Организаторская техника как форма организации
поведения лидера. Слагаемые организаторской работы. Качества организатора.
Правила организатора. Формы массовых мероприятий. Этапы организации
массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ.
Практическая деятельность: Тест по выявлению организаторских способностей.
Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение. Разработка
сценария массового мероприятия. Проведение мероприятия.
Раздел. 6. Работа в команде. Командообразование
Теоретические занятия: Основные приемы формирования команды. Уровни
развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов.
Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.
Конструктивные командные роли. Деструктивные командные роли.
Практическая деятельность: Игры на сплочение, на командообразование и
доверие. Определение командных ролей на примерах.
Раздел 7. Молодой депутат, избиратель, как им стать и что для этого нужно
Теоретические занятия: Кто такой депутат и избиратель. Основы избирательного
права. Права и обязанности избирателей. Права и обязанности депутата. Права и
обязанности членов избирательной комиссии. Кандидат и его команда.

Практическая деятельность: Тренинг «Я имею право». Тренинг «Агитационная
компания депутата. Игра «Выборы»
Раздел 8. Игровое моделирование действительности
Теоретические занятия: Виды, типы, игр и их значение. Методика проведения
различных видов игр. Отработка социальных навыков в игре. Этапы организации
игры. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды,
шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры, интеллектуальные, сюжетноролевые.
Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем».
Командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные
игры, зимние игры, интеллектуальные, сюжетно- ролевые.
Итоговое занятие
Практическое занятие: Тестирование. Подведение итогов за прошедший учебный
год.
Содержание учебного плана 2 год обучения.
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ. Ознакомление с программой и расписанием. Игры на
знакомство: «Снежный ком», «Назови меня».
Раздел 1. Теория лидерства
Теоретические занятия: Качества лидера. Лидер и его команда. Группы
лидеров. Стили управления. Упражнение «Предвыборная программа».
Рисование лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Основы
публичного выступления, ораторское искусство, культура речи. Подготовка к
выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему.
«Искусство публичного выступления». Игра «Дебаты».
Практическая деятельность: Творческая работа «Составление путеводителя
жизни». Тест «Я – концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка»,
«Чистка луковицы».
Раздел 2. Волонтерство как форма социальной активности молодежи
Теоретические занятия:Обзорная лекция – практикум: знакомство с
представителями различных детских общественных организаций. Изучение
программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач. История
становления и развития детского общественного движения: содержание и
направления деятельности. Российское движение школьников.

Практическая деятельность: Разработка собственной программы деятельности.
Волонтерское движение в ГОКарпинске. Организация и проведение волонтерских
акций.
Раздел 3. Общение лидера
Теоретические занятия: Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы
и жесты. Походка. Межличностное пространство. Тест «Понимаете ли вы язык
мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Упражнения «Монета». Речевые средства
общения: Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Упражнения:
«Двенадцать Я», «Согласие». Активное и пассивное слушание: Процесс слушания.
Задачи, решаемые во время слушания. Виды слушания. Тест «Умеете ли вы
слушать?». Упражнение «Отражение чувств», «Как привлечь собеседника к
разговору на интересующую тему?». Анализ ситуаций. Приемы расположения к
себе. Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала
и поддержка.
Практическая деятельность: Упражнения «Комплимент», Игры и упражнения на
эффективную коммуникацию и умение договориться: Практические занятия:
Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация». Игры и упражнения на
эффективную коммуникацию и умение договориться: «Пересадка сердца»,
«Завтрак с героем», «Остров», «Апокалипсис», «Ассоциация», «Передать одним
словом». Игры на вербальное и невербальное общения: «Пойми меня», «Мимика,
жесты». Сюжетно – ролевые игры: «Мафия», «Крокодил», «Педагогические
ситуации», «Телевидение». Упражнение на решение конфликтных ситуаций:
упражнение Джеффа».
Раздел 4. Уроки актерского мастерства
Теоретические занятия: Понятие актерского мастерства. "Я – актер: основы
актерского мастерства. Выбор амплуа. Компоненты поведения: интонация, мимика,
жесты. Проявление характера персонажа в общении.
Практическая деятельность: Тренинг по актерскому мастерству «Сотвори себя
сам». Упражнения «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство». Игры для
развития пластики. Показ сценок и миниатюр. Просмотр и обсуждение
художественного фильма.
Раздел 5. Лидер организатор. Основы организаторской деятельности
Теоретические занятия: Организаторская техника как форма организации
поведения лидера. Слагаемые организаторской работы. Качества организатора.
Правила организатора. Формы массовых мероприятий. Этапы организации
массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ.
Самопрезентация.

Практическая деятельность: Тест по выявлению организаторских способностей.
Самопрезентация. Работа над ролью-заданием, проведение коллективнотворческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Разработка своей модели
ученического самоуправления. Проведение мероприятий МАУДО ДООЦ.
Раздел. 6. Работа в команде. Командообразование
Теоретические занятия: Основные приемы формирования команды. Уровни
развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов.
Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.
Конструктивные командные роли. Деструктивные командные роли.
Практическая деятельность: Игры на сплочение, на командообразование и
доверие. Определение командных ролей на примерах.
Раздел 7. Игровое моделирование действительности
Теоретические занятия: Возникновение и развитие игрового жанра. Виды, типы
игр и их значение. Классификация игр. Подвижные игры. Игры с разделением на
команды. Игры с выбором водящего. Игры-эстафеты. Игры- поединки.
Малоподвижные игры. Аттракционы. Игры с эстрады. Музыкальные игры. Игровая
программа. Методика подготовки и проведения игровой программы. Разработка
игровой программы. Творческие встречи. Этапы организации игры. Отработка
социальных навыков в игре.
Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем».
Командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные
игры, зимние игры, интеллектуальные, сюжетно- ролевые. Игры на знакомство.
Игры с залом. Игры на деление команд. Особенности организации игр для детей
разного возраста.
Раздел 8. Я и мои права
Теоретические занятия: Основные источники законов РФ. Какими правами и
обязанностями я обладаю. Как защитить мои права. Избирательное право.
Практическая деятельность: Тренинг «Я имею право». Тренинг «Агитационная
компания депутата. Игра «Выборы»
Раздел 9. Вожатское мастерство
Теоретические занятия: Характеристика личностных качеств вожатого.
Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовые
аспекты. Основной период: цели и задачи; основные дела. Понятие детского
коллектива. Стадии развития детского коллектива. Алгоритм формирования
коллектива. Педагогика детских коллективов. Особенности работы с
разновозрастным коллективом. Основы организаторской деятельности. План
работы вожатого.

Практические занятия: Ролевые игры. Игры в различные периоды:
организационный, основной, заключительный. Игры на знакомство, на
дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.
Итоговое занятие
Практическое занятие: Тестирование. Подведение итогов за прошедший учебный
год.
Планируемые результаты
В процессе обучения будут сформированы следующие
- метапредметные результаты:
- умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
- умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
- личностные результаты:
- сформированность стремления к социально- значимому статусу, потребности в
социальном признании;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения.
- предметные результаты:
- усвоение тематических понятий;
- формирование умений применять полученные теоретические знания на практике;
- приобретение способности работать в команде;
- приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих
нравственных ценностей;
- освоение информационных технологий;
- формирование социальных умений.

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
Изучив данный курс, обучающиеся должны знать:
- основные понятия;
- типы лидеров;
- формы и этапы проведения массовых мероприятий и коллективных творческих
дел;
- виды и функции общения.
Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь:

- организовывать и проводить массовые мероприятия и коллективные творческие
дела;
- находить пути решения конфликтных ситуаций;
- применять полученные знания в практической деятельности;
- владеть навыками работы с аудиторией.

Календарный график:
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в первом полугодии
6
Недель во втором полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
10 Окончание учебного года

38
76
4
152
17
21
1 сентября
31 декабря – 9 января
31 мая

Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение программы:
·

Учебный класс

·

Канцтовары

·

Ноутбук

·

Столы, стулья

Информационное обеспечение:
·

Вспомогательная литература

·

Папка с разработками теоретических материалов по темам программы

·

Интернет

·

Тестовые методики

·

Банк интерактивных игр и упражнений

·

Разработки тренингов

·

Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)

Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования. Педагогический стаж не менее 5 лет.
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности.

Методическое обеспечение
№
п/п

Название раздела,
тема

Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы

1

Вводное занятие.
Правила поведения
в кабинете.

2

Теория лидерства

Методическое
пособие
«Правила
поведения в
кабинете»
Эл. презентация

3

Волонтерство как
форма социальной
активности
молодежи
Общение лидера

4

5

6

7

8

9

Раздаточные
материалы.
Презентация.
Видеоролик
Раздаточные
материалы.
Презентация.
Видеоролик
Уроки актерского
Раздаточные
мастерства
материалы.
Презентация.
Видеоролик
Лидер-организатор. Презентация.
Основы
Раздаточные
организаторской
материалы
деятельности
Работа в команде.
Презентация.
Командообразовани Раздаточные
е.
материалы
Молодой депутат,
Раздаточные
избиратель, как им материалы.
стать и что для
Нормативные
этого нужно. Я и
документы.
мои права
Презентация.
Видеоролик
Игровое
Раздаточные
моделирование
материалы.

Формы,
методы,
приемы
обучения,
педагогические
технологии
Беседа

Лекция
Беседа,
практикум

Формы,
учебные
занятия

Работа в
парах

Работа в
группах
Работа в
группах

Беседа,
практикум,
тренинг

Работа в
парах

Беседа,
практикум,
тренинг

Работа в
парах

Беседа,
практикум,
тренинг

Работа в
группах

Беседа,
практикум,
тренинг
Беседа. Деловая
игра

Работа в
группах

Практикум

Работа в
группах

Работа в
парах

10

11

действительности
Вожатское
мастерство
Итоговое занятие

Презентация.
Раздаточные
материалы
Тестовые задания

Беседа. Деловая
игра

Работа в
парах

Наблюдение

Работа в
группах

«Я – лидер!»

Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия,
усвоенных обучающихся умений и навыков, правильности выполнения
учебного задания (справился или не справился);
 викторина;
 беседа;
 тестовый контроль;
 деловая игра.
Формы предъявления и демонстрации
результатов:
 учебно-исследовательский проект;

образовательных

 презентация;
 соревнования, конкурсы, массовые мероприятия;
 открытое занятие.
Оценочные материалы
Диагностика:
Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится
руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С),
низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику
усвоения и успеваемости каждого обучающегося.

№ Ф.И.ребёнка

Умение
применять
знания на
практике

самооценка

ответственнос
ть

Взаимоотнош
ения с
коллективом

Наличие
опыта
самостоятель
ной
деятельности

Проявляемый
интерес к
занятиям,
творческая
активность

Участие в
мероприятиях

Посещение
занятий

Оценочные материалы.

Диагностическая карта обучающихся объединения «Лидер»
Итого

Дидактические материалы:
- раздаточные материалы (рекомендации, памятки, советы);
- вспомогательная литература;
- папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
- банк интерактивных игр и упражнений;
- папка с разработками тренингов.

Список литературы для педагога:
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб, 2003 г.;
2. Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной
подростка// Классный руководитель-2006-№3;

компетентности

3. Горохова, Е.В. Хочу быть лидером. – М., 2000;
4. Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем.
Действуем: Методические рекомендации по вопросам создания, развития и
деятельности детских и молодежных общественных объединений / Под ред.
И.В.Гороховской. – Вологда, 2002;
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию.
Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
6. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб, 2008;
7. Карнеги Д. Как выступать публично. – Минск,1997.
8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. –
Минск,1997.
9.Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 1996 г.
10. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: учебное пособие. – М.:
Форум-Инфра-М, 2007.
11. Смекалова Е.М. Школа лидерства: методические рекомендации. – М.: ТЦ
Сфера, 2006.
12. Тетерский С.В. Я в команде. – Н. Новгород, 2009.
13.Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения//Классный руководитель2003-№1.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. –
М.: Генезис,2003.
15. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. СПб., 2007.
16. https://rdsh.education/

17. https://xn--d1axz.xn--p1ai/
18. https://vk.com/skm_rus
19. https://vk.com/skm_eco
20. https://vk.com/info_media_skm
21. https://vk.com/rdsh_ts
22. https://vk.com/skm_you
23. https://vk.com/skm_teacher
Список литературы для обучающихся:
1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный
самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
3. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
4. Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
5. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
6. Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. Волгоград: Учитель, 2007.
7. Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
8. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
9. Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
10.Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания
школьников. - М.: Народное образование, 2005.
11.Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
12.Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
13.Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
14.Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.

15.Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
16.Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.
17.Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
18.Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
19.Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.
20.Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.
21.https://rdsh.education/
22.https://xn--d1axz.xn--p1ai/
23.https://vk.com/skm_rus
24.https://vk.com/skm_eco
25.https://vk.com/info_media_skm
26.https://vk.com/rdsh_ts
27.https://vk.com/skm_you
28.https://vk.com/un.armia


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».