Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24 июня 2024 года Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59 –д от 25 июня 2024 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.19 14:58:01 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Лидер» Возраст обучающихся: 13-18 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Миннебаева Ольга Леонидовна, педагог дополнительного образования ГО Карпинск Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы». 1.1. Пояснительная записка. Программа «Лидер» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – социально - гуманитарная. Актуальность программы заключается в: - формировании лидерских и коммуникативных качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения в активной социальной роли; - формировании навыков организаторской деятельности, необходимых для работы в должности вожатого, педагога-организатора или специалиста по работе с молодежью, что в целом способствует профессиональному самоопределению обучающихся. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования. Отличительные особенности программы Программа ориентирована на: - развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире; - развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях; развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.); - развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»). Адресат программы: подростки 13 – 18 лет. Возрастные особенности. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебнопрофессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоциональноличностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения. Условия приема: Не требует предварительной подготовки. Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к гуманитарной области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.) Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе детей. Продолжительность части образовательных программ по учебному плану в часах составляет: - для группы первого года обучения – 76 часов (38 учебных недель). - для группы второго года обучения – 76 часов (38 учебных недель). Формы обучения: очная. Форма реализации образовательной программы: Программа имеет модульный принцип представления содержания и построения учебных планов, включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы. При реализации программы возможно использование дистанционных технологий. Для этого учебный кабинет оснащен ноутбуком с выходом в интернет. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, тренинг, развивающая игра, деловая игра. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, тестовый контроль, игровой зачет, защита творческого проекта в рамках конференции. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе педагога. Цель и задачи программы. Цель программы «Лидер»: развитие у обучающихся лидерских качеств и организаторских способностей, формирование активной гражданской позиции. Задачи программы: - обучающие: развитие мотивации к реализации социально ориентированной, общественно полезной деятельности через волонтерство; формирование навыков делового общения, работы в команде; развитие способности самостоятельно планировать свою деятельность; развитие познавательного интереса к профессии педагога. -развивающие: развитие активности, ответственности и самостоятельности; развитие творческих способностей и логического мышления; развитие памяти, внимания, координации; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями, младшими, обучающимися в решении личностно и социально значимых проблем - воспитательные: формирование у обучающихся лидерских, коммуникативных и социальных компетентностей, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; формирование умения избегания и разрешения конфликтов. Содержание программы. Учебный план 1 год обучения. № п/п 1 Вводное занятие. 2 2 - Формы аттестации/к онтроля опрос 2 Теория лидерства 16 8 8 наблюдение 3 Волонтерство как форма социальной активности молодежи Общение лидера Уроки актерского мастерства Лидер-организатор. Основы организаторской деятельности Работа в команде. Командообразование. Молодой депутат, избиратель, как им стать и что для этого нужно. Игровое моделирование действительности Итоговое занятие «Я – лидер!» 8 4 4 наблюдение 12 8 8 2 4 6 наблюдение наблюдение 10 6 4 наблюдение 6 4 2 наблюдение 4 2 2 наблюдение 8 2 6 наблюдение 2 - 2 опрос 4 5 6 7 8 9 10 Наименование раздела, темы итого Всего 76 Количество часов Теория Практика 38 38 Учебный план 2 год обучения. № п/п 1 Наименование раздела, темы Вводное занятие. Количество часов Всего Теория Практика 2 2 - Формы аттестации/к онтроля опрос 2 Теория лидерства 12 6 6 наблюдение 3 Волонтерство как форма социальной активности молодежи Общение лидера Уроки актерского мастерства Лидер-организатор. Основы организаторской деятельности Работа в команде. Командообразование. Игровое моделирование действительности Я и мои права. Вожатское мастерство. Итоговое занятие «Я – лидер!» 4 2 2 наблюдение 10 8 4 4 6 4 наблюдение наблюдение 8 2 6 наблюдение 8 4 4 12 4 8 наблюдение 6 4 2 4 2 - 2 2 2 наблюдение наблюдение опрос 4 5 6 7 8 9 10 11 итого 76 34 42 Содержание учебного плана 1 год обучения. Раздел 1. Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Ознакомление с программой и расписанием. Игры на знакомство: «Снежный ком», «Назови меня». Раздел 1. Теория лидерства Теоретические занятия: Современное понимание лидерства. лидерства. Проявление лидерства. Типы лидеров. Портрет лидера. Особенности Практическая деятельность: Игры и упражнения на выявление лидерских качеств. Тест «Я лидер?». Игра «Чемодан лидера». Тренинг «Летим на Марс». Раздел 2. Волонтерство как форма социальной активности молодежи Теоретические занятия: Кто такой волонтер. Роль волонтерства. Формы волонтерской деятельности. Актуальность и социальная значимость волонтерства. Волонтерство в современном мире. Этапы проведения волонтерских акций. Практическая деятельность: Подготовка и организация волонтерской акции. Проведение и участие в волонтерской акции Раздел 3. Общение лидера Теоретические занятия: Понятия "общение", "собеседник". Виды и функции общения. Бытовое общение. Деловое общение. Вербальное и невербальное общение. Что такое конфликт и как его избежать. Конфликт, пути решения. Ораторское мастерство. Навыки эффективного публичного выступления. Боязнь публичных выступлений. Практическая деятельность: Комплекс упражнений «говорим правильно». Упражнение «Проблемы общения у всех». Деловая игра «Комплимент», игра «Ассоциация», «Испорченный телефон». Интервью «Расскажите о себе» Раздел 4. Уроки актерского мастерства Теоретические занятия: Понятие актерского мастерства. "Я – актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа. Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты. Проявление характера персонажа в общении. Практическая деятельность: Тренинг по актерскому мастерству «Сотвори себя сам». Игры для развития пластики. Показ сценок и миниатюр. Просмотр и обсуждение художественного фильма. Раздел 5. Лидер организатор. Основы организаторской деятельности Теоретические занятия: Организаторская техника как форма организации поведения лидера. Слагаемые организаторской работы. Качества организатора. Правила организатора. Формы массовых мероприятий. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Практическая деятельность: Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение. Разработка сценария массового мероприятия. Проведение мероприятия. Раздел. 6. Работа в команде. Командообразование Теоретические занятия: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Конструктивные командные роли. Деструктивные командные роли. Практическая деятельность: Игры на сплочение, на командообразование и доверие. Определение командных ролей на примерах. Раздел 7. Молодой депутат, избиратель, как им стать и что для этого нужно Теоретические занятия: Кто такой депутат и избиратель. Основы избирательного права. Права и обязанности избирателей. Права и обязанности депутата. Права и обязанности членов избирательной комиссии. Кандидат и его команда. Практическая деятельность: Тренинг «Я имею право». Тренинг «Агитационная компания депутата. Игра «Выборы» Раздел 8. Игровое моделирование действительности Теоретические занятия: Виды, типы, игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Отработка социальных навыков в игре. Этапы организации игры. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры, интеллектуальные, сюжетноролевые. Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем». Командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры, интеллектуальные, сюжетно- ролевые. Итоговое занятие Практическое занятие: Тестирование. Подведение итогов за прошедший учебный год. Содержание учебного плана 2 год обучения. Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Ознакомление с программой и расписанием. Игры на знакомство: «Снежный ком», «Назови меня». Раздел 1. Теория лидерства Теоретические занятия: Качества лидера. Лидер и его команда. Группы лидеров. Стили управления. Упражнение «Предвыборная программа». Рисование лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи. Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. «Искусство публичного выступления». Игра «Дебаты». Практическая деятельность: Творческая работа «Составление путеводителя жизни». Тест «Я – концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы». Раздел 2. Волонтерство как форма социальной активности молодежи Теоретические занятия:Обзорная лекция – практикум: знакомство с представителями различных детских общественных организаций. Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач. История становления и развития детского общественного движения: содержание и направления деятельности. Российское движение школьников. Практическая деятельность: Разработка собственной программы деятельности. Волонтерское движение в ГОКарпинске. Организация и проведение волонтерских акций. Раздел 3. Общение лидера Теоретические занятия: Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Упражнения «Монета». Речевые средства общения: Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие». Активное и пассивное слушание: Процесс слушания. Задачи, решаемые во время слушания. Виды слушания. Тест «Умеете ли вы слушать?». Упражнение «Отражение чувств», «Как привлечь собеседника к разговору на интересующую тему?». Анализ ситуаций. Приемы расположения к себе. Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Практическая деятельность: Упражнения «Комплимент», Игры и упражнения на эффективную коммуникацию и умение договориться: Практические занятия: Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация». Игры и упражнения на эффективную коммуникацию и умение договориться: «Пересадка сердца», «Завтрак с героем», «Остров», «Апокалипсис», «Ассоциация», «Передать одним словом». Игры на вербальное и невербальное общения: «Пойми меня», «Мимика, жесты». Сюжетно – ролевые игры: «Мафия», «Крокодил», «Педагогические ситуации», «Телевидение». Упражнение на решение конфликтных ситуаций: упражнение Джеффа». Раздел 4. Уроки актерского мастерства Теоретические занятия: Понятие актерского мастерства. "Я – актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа. Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты. Проявление характера персонажа в общении. Практическая деятельность: Тренинг по актерскому мастерству «Сотвори себя сам». Упражнения «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство». Игры для развития пластики. Показ сценок и миниатюр. Просмотр и обсуждение художественного фильма. Раздел 5. Лидер организатор. Основы организаторской деятельности Теоретические занятия: Организаторская техника как форма организации поведения лидера. Слагаемые организаторской работы. Качества организатора. Правила организатора. Формы массовых мероприятий. Этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. Самопрезентация. Практическая деятельность: Тест по выявлению организаторских способностей. Самопрезентация. Работа над ролью-заданием, проведение коллективнотворческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Разработка своей модели ученического самоуправления. Проведение мероприятий МАУДО ДООЦ. Раздел. 6. Работа в команде. Командообразование Теоретические занятия: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Конструктивные командные роли. Деструктивные командные роли. Практическая деятельность: Игры на сплочение, на командообразование и доверие. Определение командных ролей на примерах. Раздел 7. Игровое моделирование действительности Теоретические занятия: Возникновение и развитие игрового жанра. Виды, типы игр и их значение. Классификация игр. Подвижные игры. Игры с разделением на команды. Игры с выбором водящего. Игры-эстафеты. Игры- поединки. Малоподвижные игры. Аттракционы. Игры с эстрады. Музыкальные игры. Игровая программа. Методика подготовки и проведения игровой программы. Разработка игровой программы. Творческие встречи. Этапы организации игры. Отработка социальных навыков в игре. Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем». Командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры, интеллектуальные, сюжетно- ролевые. Игры на знакомство. Игры с залом. Игры на деление команд. Особенности организации игр для детей разного возраста. Раздел 8. Я и мои права Теоретические занятия: Основные источники законов РФ. Какими правами и обязанностями я обладаю. Как защитить мои права. Избирательное право. Практическая деятельность: Тренинг «Я имею право». Тренинг «Агитационная компания депутата. Игра «Выборы» Раздел 9. Вожатское мастерство Теоретические занятия: Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовые аспекты. Основной период: цели и задачи; основные дела. Понятие детского коллектива. Стадии развития детского коллектива. Алгоритм формирования коллектива. Педагогика детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом. Основы организаторской деятельности. План работы вожатого. Практические занятия: Ролевые игры. Игры в различные периоды: организационный, основной, заключительный. Игры на знакомство, на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры. Итоговое занятие Практическое занятие: Тестирование. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планируемые результаты В процессе обучения будут сформированы следующие - метапредметные результаты: - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. - личностные результаты: - сформированность стремления к социально- значимому статусу, потребности в социальном признании; - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. - предметные результаты: - усвоение тематических понятий; - формирование умений применять полученные теоретические знания на практике; - приобретение способности работать в команде; - приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных ценностей; - освоение информационных технологий; - формирование социальных умений. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Изучив данный курс, обучающиеся должны знать: - основные понятия; - типы лидеров; - формы и этапы проведения массовых мероприятий и коллективных творческих дел; - виды и функции общения. Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь: - организовывать и проводить массовые мероприятия и коллективные творческие дела; - находить пути решения конфликтных ситуаций; - применять полученные знания в практической деятельности; - владеть навыками работы с аудиторией. Календарный график: № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 Недель в первом полугодии 6 Недель во втором полугодии 7 Начало занятий 8 Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 38 76 4 152 17 21 1 сентября 31 декабря – 9 января 31 мая Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: · Учебный класс · Канцтовары · Ноутбук · Столы, стулья Информационное обеспечение: · Вспомогательная литература · Папка с разработками теоретических материалов по темам программы · Интернет · Тестовые методики · Банк интерактивных игр и упражнений · Разработки тренингов · Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы) Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Педагогический стаж не менее 5 лет. Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности. Методическое обеспечение № п/п Название раздела, тема Материальнотехническое оснащение, дидактические материалы 1 Вводное занятие. Правила поведения в кабинете. 2 Теория лидерства Методическое пособие «Правила поведения в кабинете» Эл. презентация 3 Волонтерство как форма социальной активности молодежи Общение лидера 4 5 6 7 8 9 Раздаточные материалы. Презентация. Видеоролик Раздаточные материалы. Презентация. Видеоролик Уроки актерского Раздаточные мастерства материалы. Презентация. Видеоролик Лидер-организатор. Презентация. Основы Раздаточные организаторской материалы деятельности Работа в команде. Презентация. Командообразовани Раздаточные е. материалы Молодой депутат, Раздаточные избиратель, как им материалы. стать и что для Нормативные этого нужно. Я и документы. мои права Презентация. Видеоролик Игровое Раздаточные моделирование материалы. Формы, методы, приемы обучения, педагогические технологии Беседа Лекция Беседа, практикум Формы, учебные занятия Работа в парах Работа в группах Работа в группах Беседа, практикум, тренинг Работа в парах Беседа, практикум, тренинг Работа в парах Беседа, практикум, тренинг Работа в группах Беседа, практикум, тренинг Беседа. Деловая игра Работа в группах Практикум Работа в группах Работа в парах 10 11 действительности Вожатское мастерство Итоговое занятие Презентация. Раздаточные материалы Тестовые задания Беседа. Деловая игра Работа в парах Наблюдение Работа в группах «Я – лидер!» Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных обучающихся умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); викторина; беседа; тестовый контроль; деловая игра. Формы предъявления и демонстрации результатов: учебно-исследовательский проект; образовательных презентация; соревнования, конкурсы, массовые мероприятия; открытое занятие. Оценочные материалы Диагностика: Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. № Ф.И.ребёнка Умение применять знания на практике самооценка ответственнос ть Взаимоотнош ения с коллективом Наличие опыта самостоятель ной деятельности Проявляемый интерес к занятиям, творческая активность Участие в мероприятиях Посещение занятий Оценочные материалы. Диагностическая карта обучающихся объединения «Лидер» Итого Дидактические материалы: - раздаточные материалы (рекомендации, памятки, советы); - вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических материалов по темам программы; - банк интерактивных игр и упражнений; - папка с разработками тренингов. Список литературы для педагога: 1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб, 2003 г.; 2. Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной подростка// Классный руководитель-2006-№3; компетентности 3. Горохова, Е.В. Хочу быть лидером. – М., 2000; 4. Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем. Действуем: Методические рекомендации по вопросам создания, развития и деятельности детских и молодежных общественных объединений / Под ред. И.В.Гороховской. – Вологда, 2002; 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003. 6. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб, 2008; 7. Карнеги Д. Как выступать публично. – Минск,1997. 8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск,1997. 9.Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 1996 г. 10. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: учебное пособие. – М.: Форум-Инфра-М, 2007. 11. Смекалова Е.М. Школа лидерства: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 12. Тетерский С.В. Я в команде. – Н. Новгород, 2009. 13.Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения//Классный руководитель2003-№1. 14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис,2003. 15. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. СПб., 2007. 16. https://rdsh.education/ 17. https://xn--d1axz.xn--p1ai/ 18. https://vk.com/skm_rus 19. https://vk.com/skm_eco 20. https://vk.com/info_media_skm 21. https://vk.com/rdsh_ts 22. https://vk.com/skm_you 23. https://vk.com/skm_teacher Список литературы для обучающихся: 1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005. 2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005. 3. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003. 4. Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006. 5. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005. 6. Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. Волгоград: Учитель, 2007. 7. Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007. 8. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003. 9. Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003. 10.Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005. 11.Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007. 12.Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003. 13.Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004. 14.Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007. 15.Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000. 16.Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008. 17.Каган М.С. Мир общения. - М., 2005. 18.Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005. 19.Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009. 20.Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008. 21.https://rdsh.education/ 22.https://xn--d1axz.xn--p1ai/ 23.https://vk.com/skm_rus 24.https://vk.com/skm_eco 25.https://vk.com/info_media_skm 26.https://vk.com/rdsh_ts 27.https://vk.com/skm_you 28.https://vk.com/un.armia