Тактическая медицина

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детей и молодежи

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ЦДМ
Протокол № 7 от 15.08.2025 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ЦДМ
С.Б. Еремеев
Приказ № 63-д от 19.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008417B144F86F7460C0D3D6304F76C2F1
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Действителен: с 13.01.2025 до 08.04.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности

«Введение в тактическую медицину»
дистанционная форма обучения

возраст обучаемых: 14-16 лет
срок реализации: 8 недель
(4 группы)

Автор-составитель:
Еремеев Сергей Борисович,
педагог дополнительного образования.

г. Карпинск
2025 г.

1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Введение в тактическую медицину» составлена с учетом следующих
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
2

11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
12.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
13.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
14.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»).
15.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации»).
16.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
17.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
18.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».

3

19. Устав МАУДО ЦДМ (с изменениями), утвержденным Постановлением
Администрации муниципального округа Карпинск от 14.11.2017 г. № 1644
(с изм. от 24.08.2021 г. № 1049, от 13.03.2024 г. № 329, от 20.05.2024 г. №
709, от 10.12.2024 г. № 1930).
20. Положение «О дистанционном обучении по общеобразовательным
общеразвивающим программам дополнительного образования в МАУДО
ЦДМ»

4

1. Пояснительная записка
1.1. Направленность (профиль) программы: социально-гуманитарная.
1.2. Актуальность программы:
Из статистических данных Министерства Обороны и Министерства
Внутренних дел РФ следует, что в ходе Специальной военной операции по
денацификации и демилитаризации Украины 80% раненых военнослужащих,
получили ранения в виде минно-взрывных травм, из них 50% с сильными
кровотечениями.
Кроме того, в результате анализа санитарных потерь в период
контртеррористических операций на Северном Кавказе и Сирийской Арабской
Республике была выделена категория «потенциально спасаемых раненых». Это те
пострадавшие, которые могли остаться живыми при своевременной и правильной
первой помощи. Они составили 25%. Более половины из них – пострадавшие с
неостановленным кровотечением.
Это позволяет сделать вывод, что при своевременной и правильно
выстроенной работе по изучению тактической медицины и её дальнейшей
интеграции в дополнительное образование можно достичь позитивной динамики
подготовки к действительной военной службе для значительной части молодежи,
роста патриотических настроений, что говорит об актуальности данной
программы и её соответствию потребностям детей, родителей и региональным и
федеральным документам в области дополнительного образования и
патриотического воспитания.
Но, в то же время, в данный момент существует проблема: с одной стороны,
существует большой спрос со стороны подростков на получение знаний в области
тактической медицины, с другой стороны - острый дефицит специалистов,
готовых заниматься с подростками на профессиональной основе. Решить эту
проблему может реализация программ дополнительного образования в
дистанционной форме. В муниципальный округ Карпинск входят посёлки
Кытлым и Сосновка, обучающиеся школ №33 и №24 соответственно, получат
полноценные образовательные услуги.
Так же, использование дистанционной формы обучения позволяет
произвести настоящий качественный скачок в дополнительном образовании,
выраженный в следующих параметрах:
- повышенная компетентность педагога и обучающихся в области владения
компьютером, программным комплектом, для осуществления процесса обучения;
-интерактивность
образовательного
процесса,
заключающаяся
в
непрерывном взаимодействии всех участников образовательного процесса, где
каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем
материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь, открыт для
обучающегося, как источник опыта в определенной области;
5

- индивидуализация образовательного процесса, вытекающая из принципа
интерактивности.
1.3. Отличительные особенности программы:
Программа «Введение в тактическую медицину» является целостным
профессионально-ориентированным курсом начального уровня, который
включает основы
тактической медицины и учитывает психологические
закономерности формирования специальных знаний и умений, а также
возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста.
Программа является частью учебно-методического комплекса, в который
входят, также, дополнительные общеразвивающие программы «Вымпел»,
«Вымпел. Тактический медик» и методические рекомендации «Тактическая
медицина. Методические рекомендации для инструкторов и руководителей
военно-патриотических клубов и отрядов ВВПОД ЮНАРМИЯ, реализующих
предметы «Тактическая медицина» и «Военно-медицинская подготовка».
Программа предполагает формирование знаний, умений и навыков,
раскрытие творческих способностей личности в тактической медицине на уровне
начальных показателей образованности в ней. Программа разработана с целью
формирования навыков на уровне теоретического применения.
Отличительными особенностями программы являются:
- массовость и доступность образования, в том числе в условиях ограничений;
- применение современных обучающих технологий и гибких форм обучения;
- повышение мотивации обучающихся и стимулирование роста творческих
способностей одаренных учеников, в том числе и на удалённых территориях;
- формирование новых актуальных компетенций у обучающихся в современной
цифровой коммуникационной среде.
1.4. Возрастная

группа: подростки 14-16 лет.

1.5. Целевая группа:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Введение в тактическую медицину» предназначена для подростков с 14 до 16
лет.
В данном возрасте отмечается высокая энергичность подростков наряду с
большим самоконтролем. Физические навыки, ловкость и сила оказывают
огромное влияние на статус среди сверстников и на собственное мнение о себе.
Основные психологические характеристики:
-настроение подвержено колебаниям;
-больше нацелены на действие, чем на размышление;
-сильные чувства симпатии и антипатии;
-чувствительны к обидам и критике, подвержены ревности;
-время от времени непродолжительные вспышки гнева и агрессии;
6

-снимают напряжение с помощью физической активности.
Возможные трудности:
-недостаточная уверенность в себе;
-подвержены сменам настроения, непредсказуемы;
-нуждаются в возможности побыть одному;
-часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;
-испытывают потребность в общении «на равных» с взрослыми.
1.6. Наполняемость группы: 12 человек
1.7. Принципы формирования учебных групп: при наборе в группу у
обучающихся должен быть сформирован интерес и мотивация к изучению
тактической медицины, степень предварительной подготовки, наличие
способностей, физическое здоровье не имеют значения.
1.8. Объём и срок освоения программы:
Объем программы 15 учебных часов, программа рассчитана на 8 недель
обучения.
1.9. Особенности организации образовательного процесса.
1.10. Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 35 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов – 15 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа на платформе Coreapp.ai, в форме
видеоурока, обсуждение результатов и общение педагога и обучающегося в
режиме реального времени осуществляется в мессенжере VK Сферум.

1.11. Формы и методы обучения:
Дистанционная модель реализации программы, которая представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение восьми дней
обучения в одной образовательной организации, на платформе Coreapp.ai.
Перечень форм обучения: дистанционная.
Перечень видов занятий: видеоуроки, самостоятельная подготовка.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: зачёт в форме тестов.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения.
Порядок
и
регламент
дополнительной
корректировки
образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
2. Цель и задачи программы
2.1. Цель ДОП: получение начальных знаний в области тактической
медицины.
7

2.2. Задачи:

образовательные:
-изучение порядка и правил оказания первой помощи в условиях
современного боя и чрезвычайных ситуаций, в организации эвакуации раненых и
больных;
развивающие:
- развитие интереса к служению Российскому государству, к социально
значимой деятельности;
-развитие познавательных интересов;
-развитие психологической устойчивости, умения принимать правильные
решения в сложной обстановке;
-развитие позитивных личностных качеств: навыков самообслуживания,
организаторских способностей, ответственности, смелости, решительности,
коммуникативности;
-воспитательные:
-формирование у молодых людей чувства патриотизма, гражданского
самосознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных
обязанностей;
-формирование потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
-привитие самостоятельности, сознательной дисциплинированности и
культуры поведения, чувства ответственности за свои поступки;
-воспитание силы воли, умения концентрироваться на достижении
поставленной цели.
2.3. Планируемые результаты
предметные

- освоение образовательной программы;
- изучение порядка и правил оказания первой помощи, получение знаний
в оказании первой помощи, эвакуации раненых (больных) в условиях
современного боя и ЧС;
- освоение базовых инструментальных знаний, необходимых для
успешного функционирования в современном мире (навыки работы с ПК,
со специализированными программами).

личностные

- формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни формирование у молодых людей чувства патриотизма,
гражданского самосознания, верности Отечеству, готовности к
выполнению конституционных обязанностей, культуры поведения,
воспитание силы воли, умения концентрироваться на достижении
поставленной цели;
- формирование культурной личности культуры общения в онлайн среде
бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих,
проактивность.

метапредметные

- развитие мотивации к служению Российскому государству, к
социально значимой деятельности, потребности в развитии навыков
8

самообслуживания, организаторских способностей, ответственности,
смелости, решительности, коммуникативности, развитие психологической
устойчивости.
- формирование потребности в критическом осмыслении поступающей
онлайн информации, креативность;
- выбор качественного контента, технологическая компетентность и
готовность к использованию современных информационных ресурсов.

2.4. Содержание общеразвивающей программы
2.5. Учебный план
№
1

2
3
4
5
6

7

8
9

10

11
12

13

14
15

Раздел
Понятие
о
зонах
тактической
медицины.
Действия в красной, желтой
и зеленой зонах.
Тактика медика на поле боя
Комплектация укладок
Современные
средства
остановки кровотечения
Тестирование
Самопомощь.
Остановка
кровотечений
из
конечностей
Взаимопомощь. Остановка
кровотечений
из
конечностей
Тестирование
Переворачивание
и
разворачивание раненого в
нужную сторону.
Эвакуация. Виды носилок,
правила
и
порядок
переноски раненого
Эвакуация пострадавшего:
лёжа
Эвакуация пострадавшего:
стоя, приёмом Раутека,
вдвоём.
Эвакуация пострадавшего: с
подручными
приспособлениями
Тестирование
Итоговое тестирование
Итого

Количество часов
всего теория практика
1
1
0

формы аттестации
ответы на вопросы

1
1
1

1
1
1

0
0
0

ответы на вопросы
ответы на вопросы
ответы на вопросы

1
1

1
1

0
0

ответы на вопросы теста
ответы на вопросы

1

1

0

ответы на вопросы

1
1

1
1

0
0

ответы на вопросы теста
ответы на вопросы

1

1

0

ответы на вопросы

1

1

0

ответы на вопросы

1

1

0

ответы на вопросы

1

1

0

ответы на вопросы

1
1
15

1
1
15

0
0
0

ответы на вопросы теста
ответы на вопросы теста

9

№ темы

2.6. Содержание учебно-тематического плана

1

Тема

Теория

Понятие о зонах
тактической медицины.
Действия в красной,
желтой и зеленой зонах.

Ключевым моментом, определяющим
тактику
парамедика
подразделения,
является понятие о зонах тактической
медицины. Современная военная наука
выделяет три: красную, жёлтую, зелёную.
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6685
2d26563bbdcbce02af05

2

Тактика медика на поле Тактика действий в соответствии с
местом нахождения бойца-спасателя
боя

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6685
2d61a2019cb66202db14

3

Комплектация укладок

Понятие
эшелонирования
аптечек
военнослужащего.
Состав
укладок
первого, второго, третьего эшелона, в
зависимости от боевых задач и
особенностей
организма.
Состав
групповой аптечки.
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/66a7
245f999842a1f70e6c86

4

Современные
средства Обзор современных средств остановки
остановки кровотечения
кровотечений, как механических (жгуты и
турникеты), так и химических
(транексамовая кислота, гемостатики и
т.д.)
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/67ce5
c8e25023e6648ecd101

5

6

7

Промежуточное
тестирование
Самопомощь.
кровотечений
конечностей

Тестирование знаний по разделу
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/65a6
155aaab3d72d510f912e

приёмы
остановки
Остановка Основные
из кровотечений с помощью механических
средств в порядке самопомощи.
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6685
2e88cb638d1e850108ec

приёмы
остановки
Взаимопомощь. Остановка Основные
кровотечений
из кровотечений с помощью механических
средств в порядке взаимопомощи.
конечностей
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/67d1
0c4d89b7dbff5b1dba52

8

Промежуточное
тестирование

Тестирование знаний по разделу
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/65a6

10

Практика

15ae8aeacca6fe06ff19

9

Основные приёмы разворачивания и
Переворачивание и
разворачивание раненого в переворачивания раненого. Устойчивая
боковая поза.
нужную сторону.
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/67ca9
727e960f81beb51d88c

10

11

Виды носилок, правила и
порядок переноски
раненого.

Изучение видов
носилок, правила и
способы
переноски
раненого.
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6685
2ee1771b9061db065d9e

Эвакуация пострадавшего: Изучение правил поведения
лёжа
и
способов
эвакуации
перемещения пострадавшего лежа

и

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6685
2f00c370cc246509beee

12

Эвакуация пострадавшего: Изучение правил поведения
способов
эвакуации
стоя; приёмом Раутека; и
перемещения
пострадавшего
вдвоём;
стоя приёмом Раутека; вдвоём

и

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6846c
53ebb16adc71235b2c9

13

Эвакуация пострадавшего: Изучение правил поведения
с
подручными и способов эвакуации
приспособлениями
и перемещения пострадавшего
с подручными приспособлениями
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6846c
5e8bb16adc71235e447

14

15

Промежуточное
тестирование

Тестирование знаний по разделу

Итоговое тестирование

Тестирование знаний по программе

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/65a6
168fa1a7e14943047079
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6578
2d10c3029ed5480613f1

11

2.7. Календарный учебный график
№
п.п

Основные характеристики
образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

8

2

Количество учебных дней

8

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

15

5

Недель в I полугодии

18

6

Недель во II полугодии

20

7 График занятий

8

Выходные дни

10

Окончание учебного года

Первая группа: 5, 12, 19, 26
сентября, 10, 17, 24, 31 октября
2025 г.
Вторая группа: 14, 21, 28
ноября 2025 г., 5, 12, 19, 26
декабря, 16 января 2026 г.
Третья группа: 30 января, 6,13,
20, 27 февраля 2026 г., 6 марта, 3,
10 апреля 2026 г.
Четвёртая группа: 17, 24 апреля,
8,15, 22, 29 мая, 5,11 июня 2026
года
31 декабря — 11 января
11 июня

12

1. Организационно-педагогические условия
1.1. Условия реализации программы (материально-технические, кадровые)
Материальнотехнические

Платформа для размещения материалов курса, для педагога:
компьютер с доступом в сеть Интернет, для обучающегося:
компьютер с доступом в сеть Интернет.

1.2. Методические материалы
Структура дистанционного занятия:
-уяснение темы занятия;
-прочтение статей, глав специальной литературы по теме;
-просмотр видеоролика по теме;
-ответы на вопросы по теме;
-физкультминутка - выполнение комплекса вольных упражнений.
1.3. Формы контроля
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Вид контроля

Цель проведения

Текущий

Оценка качества освоения учебного материала
пройденной темы

Промежуточный

Определение успешности развития обучающегося тестирование
и усвоения им программы по окончании раздела

Итоговый

Определение успешности освоения программы и
установления соответствия достижений
обучающихся планируемым результатам.

13

ответы на
вопросы

тестирование

Список литературы
1. Евич Ю.Ю. Первая помощь при боевых действиях. Том 3. Снаряжение и
экипировка/практическое пособие/ Ю.Ю.Евич
– М.:ООО «Русский
печатный двор», 2018. - 283 с.
2. Евич Ю.Ю. Первая помощь при боевых действиях. Том 4. Учебник
инструктора/метод. пособие/ Ю.Ю.Евич – М.:ООО «Русский печатный
двор», 2023. - 299 с.
3. Еремеев С.Б. Тактическая медицина. Методические рекомендации для
руководителей, инструкторов военно-патриотических клубов и отрядов
ВВПОД ЮНАРМИЯ, реализующих предметы «военно-медицинская
подготовка» и «тактическая медицина»: метод. пособие/С.Б.Еремеев С.Пб.: www/dariknigi.ru, 2025. - 112с.
4. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях:
Практическое пособие/ С.В.Петров , В.Г.Бубнов – М.:НЦ ЭНАС, 2000. 186 с.
5. Курвитс, М. Как организовать дистанционное обучение. План действия
для учителя / М. Курвитс. Текст: электронный //Мастерская Марины
Курвитс: сайт — URL: https://marinakurvits.com/kak
organizovat
distancionnoe obuchenie/#.
6. Никуличева Н.В. Интернет—ресурсы для подготовки дистанционного
курса // Справочник заместителя директора школы. — М., 2016. — № 4.
Список использованных ресурсов
Интернет-ресурсы:
1.
http://www.compancommand.com/ В помощь молодому офицеру.
2.
http://vpc-vympel.ru/ Сайт ВПЦ «Вымпел».
3.
https://topwar.ru/armament/ Военное обозрение.
4.
http://технологии-выживания.рф
Сайт
проекта
«Тактическая
медицина. Технологии выживания».

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».